Файл: Ф. М. Достоевского Л. И. Дементий ответственность как ресурс личности монография.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 479

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

40 кий считает, что наиболее легко обнаруживаются субъектные прояв- ления в необычных ситуациях и ситуациях преодоления преград [68].
Таким образом, трудные ситуации (безотносительно к сфере жизнедеятельности) относятся к ситуациям, наиболее адекватным для изучения ответственности.
Адекватной для изучения ответственности как ресурса лично- сти является, с нашей точки зрения, и ситуация достижения. Готов- ность и способность субъекта направить все свои усилия на достиже- ние цели свидетельствует о его умении управлять событиями своей жизни и соотносить условия достижения со своими возможностями.
В ситуациях достижения, как нигде лучше, раскрываются способно- сти личности соотносить и оценивать требования общества (или кон- кретной ситуации) и свои интересы, возможности.
В качестве конкретных исследовательских задач выступили:
1. Изучение роли ответственности как личностного механизма построения семейных (строго говоря, супружеских) отношений.
2. Определение роли ответственности в преодолении трудно- стей самых разных жизненных ситуаций.
3. Изучение ответственности как личностного основания до- стижения успеха.
При определении общей стратегии исследования необходимым явля- ется определение адекватной целям и задачам исследования выборки.
В связи с тем, что наше исследование является многосторон- ним, в нем приняли участие испытуемые разного пола в возрастном диапазоне от 18–20 до 45–50 лет, всего более 900 человек. На каждом из этапов собственно исследовательской работы выборка определя- лась с учетом его специфических задач.
На первом этапе исследования приняли участие 120 супруже- ских пар со стажем брака 1–28 лет. Возраст испытуемых 20–48 лет.
Таким образом, в исследовании были представлены пары, находящи- еся на разных этапах семейной жизни (молодые семьи, со средним стажем брака, пожилые семьи).
На втором этапе – 391 человек: 151 учащийся 11-х классов 16–
17 лет из разных школ г. Омска (№ 65, 132, 9), из них 62 юноши и 89 девушек, 120 студентов вузов и 120 испытуемых зрелого возраста.
На третьем этапе в исследовании принимали участие испытуе- мые в возрастном диапазоне от 19 до 22 лет, их общая выборка соста- вила 300 человек.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

41
В работе использован комплекс методов, адекватных ее целям и задачам, включающий как широко апробированные методы, так и авторские разработки. Из традиционных методов применялись: опрос
(интервью, экспертная оценка, анкета), естественный эксперимент, психометрические методики.
Нам принадлежит разработка открытого опросника «Ответ- ственное поведение» и научная редакция зарубежных методик (К.
Карвера и П. Тойтс).
Для изучения семейных отношений применялись методики
В.В. Столина («Удовлетворенность браком»), Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гоз- мана и Е.М. Дубовской («Распределение ролей»), Э.Г. Эйдемиллера и
В. Юстицкиса («Наивная семейная психология») и авторское стандарти- зированное интервью («Уровень реализации ответственности в семье»).
Стандартизированное интервью позволило нам выявить сте- пень согласованности оценок уровня реализации ответственного по- ведения супруга (супруги), общий уровень реализации ответственно- го поведения в семье и уровень реализации ответственности при вы- полнении конкретных семейных обязанностей, представления о цен- ности ответственности в семейных отношениях.
Методика «Распределение ролей» достаточно хорошо структу- рированна и предназначена сугубо для описания распределения ос- новных супружеских ролей. Всего в методике выделено семь внутри- семейных ролей, характеризующих современную семью.
В качестве критерия гармоничного распределения ролей в се- мье может выступать, с нашей точки зрения, удовлетворенность бра- ком. Поэтому с этой целью мы выбрали третью методику – «Удовле- творенность браком». В опроснике имеется 24 утверждения, каждому из них соответствует три возможных варианта ответов. Испытуемому предлагается выразить свое согласие или несогласие с соответству- ющими утверждениями.
Методика «Наивная семейная психология» предназначена для изучения семейных представлений. Основная ее идея заключается в том, чтобы поставить испытуемого перед необходимостью приме- нить имеющиеся у него представления для решения практически важных для него задач.
С целью изучения роли ответственности в трудных жизненных ситуациях применялись опросники К. Карвера и П. Тойтс [99, 106].
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


42
Методика Холмса была использована для изучения социально- го контекста копинга в юношеском возрасте.
Методика К. Карвера является результатом многомерной инвен- таризации методов копинга и направлена на выявление как ситуатив- ных, так и диспозиционных его способов у людей старше 15 лет. Она содержит 15 концептуально различных шкал копинга, которые были выделены с учетом теоретических исследований или выбраны на ос- нове предыдущей работы с подобными методиками. Данная методика предназначена для оценки роли способов копинга в облегчении или затруднении адаптации. Каждая шкала опросника включает 4 пункта.
В связи с недостаточной известностью данной методики в отечествен- ной психологии, представим ее более подробно.
Методика К. Карвера содержит следующие шкалы-стратегии копинг-поведения:
1. Активный копинг – действия, усилия, направленные на то, чтобы обойти или удалить источник стресса.
2. Планирование – мысли о том, как противостоять источнику стресса, планирование попыток активного копинга.
3. Поиск активной общественной поддержки – поиск помощи, информации или совета, что делать.
4. Поиск эмоциональной общественной поддержки – получе- ние чьего-либо сочувствия или эмоциональной поддержки.
5. Подавление конкурирующей деятельности – подавление внимания к другим видам деятельности, чтобы более полно сконцен- трироваться на источнике стресса.
6. Обращение к религии – более активное участие в религиоз- ной деятельности.
7. Положительное истолкование и рост – извлечение пользы из ситуации через личностный рост или рассмотрение ее в более благо- приятном свете.
8. Сдерживание – пассивный копинг путем сдерживания попы- ток копинга до того момента, как они будут полезны.
9. Принятие (смирение) – признание факта, что стрессовая си- туация произошла и реальна.
10. Фокус на эмоциях и их выражение – повышенное осознание эмоциональных переживаний и сопутствующая этому тенденция к выражению этих чувств.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

43 11. Отрицание – попытки не признавать реальность стрессовой ситуации.
12. Ментальное отстранение – психологический уход в сторону от цели, в которую вторгается источник стресса, через мечтания, сон или отвлечение.
13. Поведенческое отстранение – отказ, сдерживание попыток достичь цели, в которую вторгается источник стресса.
14. Использование алкоголя либо наркотиков.
15. Юмор.
Каждая стратегия копинг-поведения оценивалась испытуемы- ми следующим образом:
1 балл – использую редко;
2 балла – использую иногда;
3 балла – часто использую;
4 балла – использую всегда.
Таким образом, оценка по каждой стратегии копинга лежала в интервале от 4 до 16 баллов. Данная методика была также дополнена нами биполярной шкалой, направленной на оценку эффективности используемых копинг-стратегий.
Методика П. Тойтс привлекла наше внимание прежде всего пото- му, что с еѐ помощью могут быть одновременно реализованы две цели: диагностика социальных модераторов стресса и копинг-стратегий.
Теоретической основой данной методики является комплекс- ная модель копинга, которая включает практически все техники ко- пинга, описанные в англоязычной литературе, и совместима с преды- дущими работами о реакциях копинга.
Процедура данной методики состоит в следующем. Испытуе- мым предлагается составить детальное описание двух эмоциональ- ных опытов, имеющих для них большое значение, – негативного и позитивного. Важным условием в методике при описании опытов является то, что протоколы испытуемых должны быть уравновешены
– одна половина начинается с описания позитивного опыта, а другая
– с негативного.
Испытуемых просят изложить, как они справлялись со своими эмоциями в каждой из описанных ситуаций и чем она закончилась. В протокол испытуемого включают список вопросов, выясняющих ожидаемость, предсказуемость, подконтрольность, ответственность за причину и решение ситуации.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


44
Далее испытуемым предлагаются стратегии копинга, которые они должны оценить с точки зрения того, пытаются ли они обычно использовать каждую стратегию, столкнувшись со стрессовой ситуа- цией, и, если используют, является ли она для них эффективной.
Таким образом, первоначально испытуемые в свободной форме дают ответы на вопросы, как они себя вели в описываемой ситуации и что чувствовали. Затем ответы кодируются, и таким образом выде- ляются 18 подтипов копинг-стратегий.
П. Тойтс выделяет две группы копинг-стратегий: поведенче- ские и когнитивные. В свою очередь, поведенческие стратегии под- разделяются на три подгруппы:
– ориентированные на ситуацию – «ситуация как цель»;
– ориентированные на изменение физиологического состояния
– «физиология как цель»;
– ориентированные на экспрессивное выражение – «экспрес- сивные жесты как цель».
Когнитивные стратегии включают в себя также три подгруппы:
– направленные на изменение ситуации;
– направленные на экспрессивное выражение;
– направленные на изменение чувств.
К
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

поведенческим стратегиям, ориентированным на ситуа-
цию, относятся:
1. Прямые действия: попытки изменить ситуацию, обсуждение ситуации с другим участником, сбор информации для решения про- блемы, чтение книг о схожей ситуации, замена «старой» ситуации на
«новую» (по типу «клин клином …»).
2. Поиск социальной поддержки: общение с членами семьи, поиск совета или помощи, общение с друзьями, консультации у пси- хотерапевта или должностного лица.
3. «Уход» от ситуации насовсем или временно: прекращение контактов с людьми, «уход» в себя с длительными прогулками (пеш- ком или на машине).
Поведенческие стратегии, ориентированные на физиологи-
ческое изменение:
1. Использование наркотиков или алкоголя («принимал таблет- ки», «курил марихуану», «употреблял алкоголь»).
2. Работа («выполнял тяжѐлую физическую работу»).
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

45 3. Другие физиологические методы («использовал расслабляю- щие таблетки», «ломал вещи, чтобы сильно устать», «ел», «спал»).
В качестве поведенческих стратегий, ориентированных на
экспрессивное выражение, П. Тойтс выделяет:
1. Катарсис («свободно выражал эмоции, когда оставался один», «выражал эмоции с другими людьми, которые тоже были во- влечены в ситуацию», «свободно выражал эмоции на других (или с другими), кто не был вовлечѐн в ситуацию»).
2. Сдерживание и контроль чувств («контролировал экспрес- сивное поведение, т. е. пытался не плакать», «прятал свои чувства от остальных», «действовал, как обычно, как будто ничего не произо- шло», «подавлял эмоции»).
В качестве когнитивных стратегий, направленных на ситу-
ацию, автор называет следующие:
1. Продумывание ситуации: анализ ситуации, возможных аль- тернатив, создание плана действия, принятия решения.
2. Новый взгляд на ситуацию: увидеть ситуацию в новом свете, переинтерпретировать ее значение, попытаться увидеть в ней поло- жительную сторону, сравнить себя с теми, кому было хуже.
3. Принятие: принятие ситуации такой, какая она есть.
4. Сдерживание: попытка не думать о ситуации, отказаться ду- мать о ней.
5. Отвлечение: занять себя чем-либо полезным, чтобы отвлечь- ся – просмотром телепередач, чтением романов и т. п.
6. «Фантастическое решение»: придумывание мистического разрешения ситуации и желание такого разрешения
К когнитивным стратегиям, направленным на экспрессию, в описываемой методике относятся:
1. «Фантастическое выражение» («фантазировал относительно выражения постоянных чувств», «хотел быть агрессивным или был агрессивным по отношению к кому-либо»).
2. Молитва («молился», «говорил с Богом»).
К когнитивным стратегиям, направленным на эмоциональ-
ное изменение, отнесена стратегия «переинтерпретация» («переин- терпретировал существующие чувства», «говорил себе, что я не чув- ствую то, что чувствую).
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


46
Кроме основных вышеобозначенных, выделены дополнитель- ные стратегии, не вошедшие ни в одну из названных групп или под- групп:
– написание чего-либо («писал дневник, письмо, поэму»);
– слушание музыки («слушал музыку», «играл на музыкальных инструментах»);
– ожидание («ожидал, пока чувства или ситуация пройдут»,
«ожидал, пока пройдет время»).
Итак, в методике П. Тойтс различаются два блока стратегий, соответствующих выделенным ею двум теоретическим «базовым ре- жимам» решения или изменения проблемы, – поведенческий и когни- тивный.
К поведенческим реакциям относят действия, направленные непосредственно на стрессовую ситуацию для того, чтобы либо из- менить ее, либо избежать.
Когнитивные стратегии связаны прежде всего с изменением значения ситуации для человека, который оказался в этой ситуации.
Таким образом, модель реакций копинга П. Тойтс выглядит следующим образом: трудную ситуацию (ситуации) человек может изменить (решить) либо поведенчески, либо когнитивно.
Эмоциональные переживания или потрясения также могут быть преобразованы двумя путями: когнитивно или поведенчески.
Следовательно, существуют по меньшей мере четыре типа реакций в ситуациях, вызывающих необходимость копинга, которые и следует учитывать при исследовании копинг-стратегий.
Нами представляются важными, весьма интересными и полез- ными в методическом плане при изучении копинг-поведения иссле- довательские аспекты, которые выделила П. Тойтс при применении авторской методики.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

47
3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
КАК ЛИЧНОСТНЫЙ МЕХАНИЗМ ПОСТРОЕНИЯ
СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Одной из наиболее значимых для личности сфер жизнедея- тельности является семья. Семья – это такой социальный институт, в котором закладываются основы социально ценных или, напротив, социально нежелательных характеристик личности. Мы рассматрива- ем семью прежде всего как социально-психологическую модель жиз- ненных сфер, в которой ответственность объективно необходима и имеются все условия для реализации ответственного поведения.
Несмотря на очевидную значимость проблемы ответственности в сфере семейных отношений, исследований в этой области крайне недостаточно.
Многие авторы отмечают позитивную роль ответственности в построении семейных отношений. В работах А. Спиваковской указа- но, что чувство ответственности является одним из законов гармонии супружеских отношений. По мнению данного исследователя, опти- мальная ответственность выполняет функцию упорядочивания форм поведения в семье, противостоит импульсивным эмоциональным от- ношениям [83].
К. Вишек, анализируя причины супружеской неверности и раз- рушения семьи, называет в качестве одной из них безответственность личности. Автор выделяет тип личности, который является благопри- ятным для построения гармоничных отношений. Важнейшими харак- теристиками этого типа являются ответственность, обязательность.
В.Н. Дружинин использует понятие ответственности в качестве дифференциального упрощенного критерия различных типов семей.
По критерию ответственности автор выделяет несколько психологи- ческих моделей семьи:
– нормальная – это семья, в которой ответственность за семью несет отец;
– аномальная – это та, в которой муж не несет ответственности;
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»