Файл: Учебное пособие 2014 г. Удк 000(000. 0) Ббк 00. 000 00000 Б00 Рецензенты.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 944
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
ПО ТЕМЕ
«ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ»
Учебное пособие
2014 г.
УДК 000(000.0)
ББК 00.000 – 00000
Б00
Рецензенты:
Жукова М.В., Фролова Е.В., Медведева И.Н., Николаев Г.Г.
Б00 Задания для активных методов обучения по теме «Профилактика девиантного поведения молодежи»: учебное пособие / науч. ред. к.пед.н. Г.Г. Николаев, Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2014. 270 с.
ISBN 0000-0000-0000-0000
В учебном пособии представлены практические задания для интерактивного обучения студентов образовательных организаций высшего профессионального образования по направлению «Организация работы с молодежью» (магистратура) и другим направлениям, преподавателям и специалистам-практикам, деятельность которых связана с работой и исследованием проблем девиантного поведения в молодежной среде. Включает в себя 135 практических заданий для активных метод обучения.
УДК 000(000.00)
ББК
ISBN 000-0-000-00000-0
© Профессиональный проект, 2014
© УрФУ, 2014
© Жукова М.В., Фролова Е.В.,
Медведева И.Н., Николаев Г.Г., 2014
Оглавление | С. |
ПРЕДИСЛОВИЕ | 10 |
1. Задания для активных методов обучения по теме: Теоретические аспекты отклоняющегося поведения молодежи. | 12 |
1.1. Феномен отклоняющегося поведения: | 12 |
| 12 |
| 12 |
| 12 |
| 13 |
| 13 |
| 14 |
| 14 |
| 15 |
1.2. Детерминация отклоняющегося поведения: | 15 |
| 15 |
| 16 |
| 21 |
| 26 |
| 26 |
| 27 |
| 27 |
1.3. Виды отклоняющегося поведения | 28 |
| 28 |
| 28 |
| 29 |
| 30 |
| 30 |
| 31 |
| 31 |
| 31 |
| 32 |
| 32 |
| 33 |
| 33 |
| 34 |
| 34 |
| 36 |
| 37 |
| 37 |
| 37 |
1.4. Аддиктивное (зависимое) поведение как вид отклоняющегося поведения | 39 |
| 39 |
| 40 |
| 40 |
| 42 |
| 45 |
| 46 |
| 47 |
| 48 |
| 48 |
| 49 |
| 49 |
| 51 |
| 52 |
| 53 |
| 54 |
| 54 |
| 56 |
| 56 |
| 57 |
| 58 |
| 60 |
| 60 |
| 61 |
| 61 |
| 62 |
| 63 |
| 63 |
| 64 |
| 65 |
| 70 |
| 77 |
2. Задания для активных методов обучения по теме: Технологии работы по профилактике отклоняющегося поведения молодежи | 92 |
2.1. Типы, виды и уровни профилактики девиантного поведения | 92 |
| 92 |
| 92 |
| 93 |
| 95 |
| 97 |
| 97 |
| 98 |
| 99 |
| 99 |
| 99 |
| 101 |
| 102 |
| 103 |
| 104 |
| 105 |
| 106 |
| 106 |
| 111 |
| 120 |
| 120 |
| 120 |
| 121 |
| 121 |
| 121 |
| 122 |
| 122 |
| 122 |
| 123 |
| 123 |
| 124 |
| 124 |
2.2. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде | 125 |
| 125 |
| 126 |
| 128 |
| 130 |
| 132 |
| 133 |
| 135 |
| 136 |
2.3. Интерактивные технологии ведения профилактической работы (тренинг, дискуссия, ролевая имитационная и деловая игра, интегративная выставка | 137 |
| 137 |
| 148 |
| 151 |
| 155 |
| 162 |
| 163 |
| 168 |
| 170 |
| 173 |
| 174 |
| 181 |
| 185 |
2.4. Технология подготовки волонтеров к профилактической деятельности | 186 |
| 186 |
| 187 |
| 188 |
| 189 |
| 190 |
| 190 |
| 191 |
| 192 |
| 192 |
| 193 |
| 193 |
| 194 |
| 195 |
| 195 |
| 197 |
| 198 |
| 199 |
| 199 |
| 200 |
| 201 |
| 202 |
| 203 |
| 204 |
Итоговые задания | 206 |
| 206 |
| 212 |
| 213 |
Библиографический список | 216 |
Приложение | 223 |
ПРЕДИСЛОВИЕ.
В науке существует множество классификаций педагогических методов, еще большее число определений самих методов обучения и их форм. Детально изучать и даже поверхностно знакомиться с каждым из существующих методов обучения – это предмет не данного учебного пособия.
В силу специфики предмета настоящей работы, мы остановимся на рассмотрение одной из самых популярных и по мнению многих специалистов, наиболее эффективной группы методов обучения - интерактивные методы.
Интерактивный («Inter» – это взаимный, «act» – действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо.
Таким образом, интерактивные методы – это, прежде всего, активное участие в процессе обучения самих обучающихся. Характерной чертой этих методов является кардинальное изменение роли преподавателя.
В традиционных методах обучения преподаватель выступает транслятором информации, который для обучающихся является одним из немногих источников информации. Преподаватель в прямом смысле этого слова передает знания обучающимся и затем проверяет (контролирует) степень освоенности этих знаний: лекции, семинарские занятия, режим вопрос-ответ и так далее.
При использовании интерактивных методов преподаватель выступает фасилитатором, сопроводителем модератором процесса. В условиях современности, когда источников информации не счисленное множество, обучающийся сам может добыть информацию любого толка, необходим человек, который может направлять обучающегося в потоках информации, быть экспертом и помогать разбирать и пользоваться этими массивами информации.
Именно поэтому, преимущество интерактивных методов во многом связано с тем, что они рассматриваются как наиболее адекватные современным реалиям.
Интерактивные методы обучения – это инструмент, с помощью которого на учебных занятиях создается диалоговая площадка, моделируются реальные жизненные ситуации. Это методы которые призваны минимизировать огромную пропасть между теорией и практикой, которая существовала многие годы в нашей стране. Прийти к практико-ориентированному обучение возможно именно через интерактивные методы обучения.
К интерактивным методам могут быть отнесены следующие: дискуссия, эвристическая беседа, «мозговой штурм», ролевые, «деловые» игры, тренинги, кейс-метод, метод проектов, групповая работа с иллюстративным материалом, обсуждение видеофильмов и т.д.
В данном пособии предпринята попытка объединить в едином формате различные интерактивные методы обучения студентов «Организация работы с молодежью» (магистратура) по курсу «Профилактика девиантного поведения молодежи».
Авторами проведена большая работа по обобщению и анализу отечественного опыта в области разработки конкретных заданий по дисциплине. Наиболее интересные были включены в учебное пособие без корректировок, другие подверглись изменениям, ну и большинство заданий – являются авторскими разработками.
Уверены, что включенные в это учебно-методическое пособие занятия будут интересны и полезны как преподавателям и студентам, так и специалистам практикам.
1. Задания для активных методов обучения по теме: Теоретические аспекты отклоняющегося поведения молодежи.
1.1. Феномен отклоняющегося поведения
1. Практическое задание: «Эссе: мои ожидания».
Написать Эссе на тему «Каковы ваши ожидания от учебного курса?» В этой работе необходимо попытаться ответить на вопрос: как можно использовать знания, которые буду получать на занятиях:
а) любому гражданину в обыденной жизни;
б) специалисту вашей будущей профессии в профессиональной деятельности.
2. Тренинговое упражнение: «Мои ожидания».
Это задание помогает студентам фокусироваться на целях и задачах своей деятельности, профессиональных интересах и проблемах, рассматриваемых на занятиях.
Участникам раздаются листы бумаги, на которых они записывают свои ожидания от занятия.
Затем на большом листе бумаги делаются надписи «ожидается» и «выполнено».
На этапе обсуждения ожиданий все записанные пожелания крепятся под надписью «ожидания». В дальнейшем каждый участник имеет возможность перемещать листочки со своими ожиданиями в графу «выполнено».
3. Практическое задание: «Работа с текстом».
Предлагается проанализировать работы следующих авторов:
1. Мертон Р. «Социальная структура и аномия» электронный ресурс/режим доступа
http://ecsocman.hse.ru/data/822/897/1216/009x20mERTON.pdf (последнее обращение 20.08.2014)
2. Дюркгейм Э. «Норма и патология», электронный ресурс/режим доступа http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Durkgeim/Norm_Pat.php (последнее обращение 20.08.2014)
3. Э.Лемерт «Социальная патология». Лемерт Э. Социальная патология // Контексты современности 2. Хрестоматия. Сост. и ред. С.А.Ерофеев. Казань: Изд-во Казанск. ун-та. 2001. - С.142-145.
Анализ следует проводить с использованием метода «Двухчастный дневник». Данное задание дает возможность увязать содержание текста со своим личным опытом. Чтобы сделать двухчастный дневник, необходимо разделить страницу на две половины вертикальной линией.
Цитата из текста | Комментарии |
Записывается, часть текста наиболее важна и актуальна по теме: «Отклоняющее (девиантное) поведение» | Комментарии предполагает ответ на три вопроса (допускается ответ на один или несколько вопросов): 1.Что заставило записать меня именно эту цитату? 2. Какие мысли вызывает цитата? 3. Какой вопрос возникает в связи с ней? |
4. Практическое задание: «Анализ теорий девиантного поведения».
Заполнить таблицу «Теории девиантного поведения»:
Наименование теории | Основоположники и представители | Основные положения теории |
| | |
| | |
5. Практическое задание: «Сводная таблица».
Предлагается составить сводную таблицу сравнения, выделить линии (критерии, основания) сравнения представленных в таблице категорий и сформулировать основные выводы по результатам сравнения, если в процессе возникли вопросы, то предлагаем сформулировать их для обсуждения на занятиях.
Аномия | Аномалия | Девиация | Патология | Линии сравнения |
| | | | |
Выводы_____________________________________________________
Возникшие вопросы___________________________________________
6. Практическое задание: «ZXY»
Смысл данного задания заключается в том, чтобы с помощью графической организации материала более четко осмыслить информацию, дать ей оценку. Эту таблицу предлагается заполнять после изучения новой темы.
Задание: заполнить таблицу «Знал –– Узнал –– Хочу узнать»:
Знал (что ты знал по изученной теме) | Узнал (что узнал в процессе изучения темы) | Хочу узнать (что осталось не рассмотренным, но хотелось бы узнать) |
| | |
| | |
| | |
7. Практическое задание: «Словарь»
Студенту предлагается создать «Словарь терминов по дисциплине». На данном этапе предлагается определить и внести 20 ключевых слов по дисциплине и внести их в свой словарь.
Требования к словарю:
1. Корректное использование слов
2. Обязательно приводить толкование слов (если имеется два или более значения слова, приводить все варианты)
3. Обязательное наличие ссылки на источник.
4. Допускается формулировка в словарь, которые способствовали разработке нового своего определения (понимания термина).
5. Словарь должен пополняться терминами каждое занятие. В конце курса может быть оценен преподавателем.
8. Практическое задание: «Графическая схема»
Студентам предлагается составить графическую схему соотношения понятий «девиация», «профилактика», «молодежь», «реабилитация», «коррекция», «успешность».
Допускается в схему вводить иные (дополнительные) понятия, если в этом возникнет необходимость.
1.2. Детерминация отклоняющегося поведения
9. Практическое задание: «Кроссворд»
Подберите 20-30 понятий из пройденных тем и составьте социологический кроссворд.
При составлении кроссворда итоговая оценка представляет собой среднюю сумму баллов за:
1. Правильность использованных терминов и релевантность вопросов.
2. Креативность, внешнее оформление кроссворда.
3. Творческую подачу вопросов (понятие, данное в лекции – 1 балл, правильно сформулированное самим студентом 5 баллов).
Количество терминов, необходимое для конкретной оценки определяется преподавателем в зависимости от времени, отводимого на задание, уровня подготовки студентов и т.д.
10. Тестовое задание: «Девиантное поведение. Вариант А»
-
Верны ли следующие суждения:
А) Девиантное поведение и преступление - не одно и то же;
Б) Многие формы девиантного поведения закон не карает санкциями.
-
верно только А -
верны оба суждения -
верно только Б -
оба суждения неверны
-
Социальные предписания – это:
-
средства наказания -
средства поощрения -
формальные негативные санкции -
запрет или разрешение сделать что-то
-
Единственным типом не девиантного поведения в типологии Р. Мертона является:
-
ритуализм -
конформизм -
ретритизм -
мятеж -
инновация