Файл: Учебное пособие 2014 г. Удк 000(000. 0) Ббк 00. 000 00000 Б00 Рецензенты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 944

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ЗАДАНИЯ ДЛЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

ПО ТЕМЕ

«ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ»

Учебное пособие

2014 г.
УДК 000(000.0)

ББК 00.000 – 00000

Б00

Рецензенты:
Жукова М.В., Фролова Е.В., Медведева И.Н., Николаев Г.Г.

Б00 Задания для активных методов обучения по теме «Профилактика девиантного поведения молодежи»: учебное пособие / науч. ред. к.пед.н. Г.Г. Николаев, Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2014. 270 с.

ISBN 0000-0000-0000-0000
В учебном пособии представлены практические задания для интерактивного обучения студентов образовательных организаций высшего профессионального образования по направлению «Организация работы с молодежью» (магистратура) и другим направлениям, преподавателям и специалистам-практикам, деятельность которых связана с работой и исследованием проблем девиантного поведения в молодежной среде. Включает в себя 135 практических заданий для активных метод обучения.

УДК 000(000.00)

ББК
ISBN 000-0-000-00000-0

© Профессиональный проект, 2014

© УрФУ, 2014

© Жукова М.В., Фролова Е.В.,

Медведева И.Н., Николаев Г.Г., 2014

Оглавление

С.

ПРЕДИСЛОВИЕ

10

1. Задания для активных методов обучения по теме: Теоретические аспекты отклоняющегося поведения молодежи.

12

1.1. Феномен отклоняющегося поведения:

12

  1. Практическое задание: «Эссе: мои ожидания»

12

  1. Тренинговое упражнение: «Мои ожидания»

12

  1. Практическое задание: «Работа с текстом»

12

  1. Практическое задание: «Анализ теорий девиантного поведения»

13

  1. Практическое задание: «Сводная таблица»

13

  1. Практическое задание: «ZXY»

14

  1. Практическое задание: «Словарь»

14

  1. Практическое задание: «Графическая схема»

15

1.2. Детерминация отклоняющегося поведения:

15

  1. Практическое задание: «Кроссворд»

15

  1. Тестовое задание: «Девиантное поведение» Вариант А

16

  1. Тестовое задание: «Девиантное поведение» Вариант Б

21

  1. Практическое задание: «Эссе: Кто виноват и что делать?»

26

  1. Практическое задание: «Копилка умных мыслей»

26

  1. Практическое задание: «Классификация причин»

27

  1. Практическое задание: «Взаимоконтроль»

27

1.3. Виды отклоняющегося поведения

28

  1. Практическое задание: «Кластер»

28

  1. Исследовательское задание: «Уровень информированности о девиантных формах поведения»

28

  1. Исследовательское задание: «Контент-анализ»

29

  1. Ролевая (деловая) игра: «Легализация проституции: за и против»

30

  1. Практическое задание: «Модели социального контроля»

30

  1. Практическое задание: «Виды самоубийств»

31

  1. Практическое задание: «Теории преступности»

31

  1. Практическое задание: «Работа с текстом: типология насильственных преступлений»

31


  1. Исследовательское задание: «Экспертный опрос о причинах детской беспризорности»

32

  1. Исследовательское задание: «Эмпирические исследования девиантного поведения»

32

  1. Практическое задание: «Анализ сказки»

33

  1. Практическое задание: «Анализ исторического факта»

33

  1. Практическое задание: «Анализ рекламы»

34

  1. Ролевая (деловая) игра: «Викторина»

34

  1. Практическое задание: «Эссе: о видах девиантного поведения»

36

  1. Ролевая (деловая) игра: «Кинолектория»

37

  1. Исследовательское задание: «Изучение отношения к гомосексуализму»

37

  1. Практическое задание: «Решение кейса: в поисках клада или как увеличить доходы»

37

1.4. Аддиктивное (зависимое) поведение как вид отклоняющегося поведения

39

  1. Ролевая (деловая) игра: «Мозговой штурм: почему люди употребляют наркотики»

39

  1. Ролевая (деловая) игра: «Вампиры»

40

  1. Тренинговое упражнение: «Круг проблем»

40

  1. Ролевая (деловая) игра: «50 способов сказать «НЕТ»

42

  1. Ролевая (деловая) игра: «Проблема наркомании: меня тоже касается»

45

  1. Тренинговое упражнение: «Ощущения»

46

  1. Тренинговой упражнение: «Спорные утверждения»

47

  1. Ролевая (деловая) игра: «Причины интернет-зависимости»

48

  1. Ролевая (деловая) игра: «Последствия интернет-зависимости»

48

  1. Практическое задание: «Наркомания – вид аддиктивного поведения»

49

  1. Тренинговое упражнение: «Мои-твои качества»

49

  1. Тренинговое упражнение: «Лабиринт»

51

  1. Тренинговое упражнение: «Что такое зависимость?»

52

  1. Ролевая (деловая) игра: «Марионетка»

53

  1. Ролевая (деловая) игра: «Модель изменения поведения»

54

  1. Тренинговое упражнение: «Отказ».

54

  1. Ролевая (деловая) игра: «Что делать, если…?»

56

  1. Ролевая (деловая) игра: «Какова роль семьи в формировании аддикции»

56

  1. Тренинговое упражнение: «Моя зависимость»

57

  1. Тренинговое упражнение: «Упражнение Джеффа»

58

  1. Тренинговое упражнение: «Встаньте с мест»

60

  1. Тренинговое упражнение: «Жонглеры»

60

  1. Тренинговое упражнение: «Сова»

61

  1. Тренинговое упражнение: «Бег с карандашом»

61

  1. Тренинговое упражнение: «Поезд»

62

  1. Тренинговое упражнение: «Раздвоение»

63

  1. Тренинговое упражнение: «Мне удается»

63

  1. Практическое задание: «Тестирование подростков»

64

  1. Тестовое задание: «Тестирование по теме. Вариант А»

65

  1. Тестовое задание: «Тестирование по теме. Вариант Б»

70

  1. Практическое задание: «Диагностика склонностей к аддикциям»

77

2. Задания для активных методов обучения по теме: Технологии работы по профилактике отклоняющегося поведения молодежи

92

2.1. Типы, виды и уровни профилактики девиантного поведения

92

  1. Ролевая (деловая) игра: «Проблема алкоголизма: в поисках выхода»

92

  1. Тренинговое упражнение: «Традиции здоровья моей семьи».

92

  1. Тренинговое упражнение: «Я бы поспорил…»

93

  1. Тренинговое упражнение: «Финансы не умеют петь.. романсы»

95

  1. Практическое задание: «Роль специалистов»

97

  1. Ролевая (деловая) игра: «Аукцион»

97

  1. Практическое задание: Анализ закона

98

  1. Практическое задание: «Законодательные меры»

99

  1. Практическое задание: «Мой законопроект»

99

  1. Практическое задание: «Письмо в журнале»

99

  1. Практическое задание: «Уши проколоть, можно?»

101

  1. Практическое задание: «Один раз – это чтобы расслабиться»

102

  1. Практическое задание: «Соседи»

103

  1. Практическое задание: «В гости»

104

  1. Ролевая (деловая) игра: «Степень риска»

105

  1. Практическое задание: «Виды профилактики»

106

  1. Тестовое задание: «Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения Вариант 1»

106

  1. Тестовое задание: «Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения Вариант 2»

111

  1. Практическое задание: «Анализ случая вариант 1».

120

  1. Практическое задание: «Анализ случая вариант 2».

120

  1. Практическое задание: «Анализ случая вариант 3».

120

  1. Практическое задание: «Анализ случая вариант 4».

121

  1. Практическое задание: «Анализ случая вариант 5».

121

  1. Практическое задание: «Анализ случая вариант 6».

121

  1. Практическое задание: «Анализ случая вариант 7».

122

  1. Практическое задание: «Анализ случая вариант 8».

122

  1. Практическое задание: «Анализ случая вариант 9».

122

  1. Практическое задание: «Анализ случая вариант 10».

123

  1. Практическое задание: «Анализ случая вариант 11».

123

  1. Практическое задание: «Анализ случая вариант 12».

124

  1. Практическое задание: «Анализ случая вариант 13».

124

2.2. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде

125

  1. Ролевая (деловая) игра: «Давай закурим товарищ по одной»

125

  1. Ролевая (деловая) игра: «Новая компания. Вариант А»

126

  1. Ролевая (деловая) игра: «Новая компания. Вариант Б»

128

  1. Ролевая (деловая) игра: «Моноспектакль: история курильщика»

130

  1. Ролевая (деловая) игра: «Моноспектакль: письмо к курящей женщине»

132

  1. Ролевая (деловая) игра: «Суд над зависимостью»

133

  1. Ролевая (деловая) игра: «Послание будущему поколению»

135

  1. Ролевая (деловая) игра: «Достоинства и недостатки»

136

2.3. Интерактивные технологии ведения профилактической работы (тренинг, дискуссия, ролевая имитационная и деловая игра, интегративная выставка

137

  1. Ролевая (деловая) игра: «Дебаты: сценарий 1»

137

  1. Ролевая (деловая) игра: «Дебаты: сценарий 2»

148

  1. Практическое задание: «Конструирование КТД»

151

  1. Ролевая (деловая) игра: «По ком звонит колокол?»

155

  1. Тестовое задание: «Что мы знаем о курении?»

162

  1. Ролевая (деловая) игра: «Что же происходит при курении табака?»

163

  1. Ролевая (деловая) игра: «Вы рискуете своими легкими».

168

  1. Ролевая (деловая) игра: «Профилактика наркомании в подростковой среде»

170

  1. Ролевая (деловая) игра: «Злоупотребление ПАВ»

173

  1. Ролевая (деловая) игра: «Проблемы и пути выхода из них

174

  1. Тренинговое упражнение: «Проблемы, связанные с ВИЧ/СПИД, профилактика ВИЧ-инфекции»

181

  1. Практическое задание: «Роль родителей в профилактике девиантного поведения молодежи»

185

2.4. Технология подготовки волонтеров к профилактической деятельности


186

  1. Тренинговое упражнение: «Мой идеальный мир»

186

  1. Тренинговое упражнение: «Фломастеры»

187

  1. Тренинговое упражнение: «Покрывало»

188

  1. Тренинговое упражнение: «Башня»

189

  1. Тренинговое упражнение: «Скульптура идеального лидера»

190

  1. Тренинговое упражнение: «Встать со стульев»

190

  1. Тренинговое упражнение: «Выбор»

191

  1. Тренинговое упражнение: «Веревка»

192

  1. Тренинговое упражнение: «Пальцы»

192

  1. Тренинговое упражнение: «Прыжок»

193

  1. Тренинговое упражнение: «Четверо стоя»

193

  1. Тренинговое упражнение: «Слово»

194

  1. Тренинговое упражнение: «Неравные ресурсы»

195

  1. Тренинговое упражнение: «Акулы!»

195

  1. Тренинговое упражнение: «Десять метров»

197

  1. Тренинговое упражнение: «Таких не берут в космонавты»

198

  1. Тренинговое упражнение: «Поднять взглядом»

199

  1. Тренинговое упражнение: «Пролезть в открытку»

199

  1. Тренинговое упражнение: «Над пропастью»

200

  1. Тренинговое упражнение: «Волшебный карандаш»

201

  1. Тренинговое упражнение: «Мозаика»

202

  1. Практическое задание: «Без определенного места жительства»

203

  1. Практическое задание: «Наркоман по принуждению»

204

Итоговые задания

206

  1. Тестовое задание: «Тест итоговый».

206

  1. Практическое задание: «Эссе: итоговое»

212

  1. Практическое задание: «Портфолио»

213

Библиографический список

216

Приложение

223



ПРЕДИСЛОВИЕ.

В науке существует множество классификаций педагогических методов, еще большее число определений самих методов обучения и их форм. Детально изучать и даже поверхностно знакомиться с каждым из существующих методов обучения – это предмет не данного учебного пособия.

В силу специфики предмета настоящей работы, мы остановимся на рассмотрение одной из самых популярных и по мнению многих специалистов, наиболее эффективной группы методов обучения - интерактивные методы.

Интерактивный («Inter» – это взаимный, «act» – действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо.

Таким образом, интерактивные методы – это, прежде всего, активное участие в процессе обучения самих обучающихся. Характерной чертой этих методов является кардинальное изменение роли преподавателя.

В традиционных методах обучения преподаватель выступает транслятором информации, который для обучающихся является одним из немногих источников информации. Преподаватель в прямом смысле этого слова передает знания обучающимся и затем проверяет (контролирует) степень освоенности этих знаний: лекции, семинарские занятия, режим вопрос-ответ и так далее.

При использовании интерактивных методов преподаватель выступает фасилитатором, сопроводителем модератором процесса. В условиях современности, когда источников информации не счисленное множество, обучающийся сам может добыть информацию любого толка, необходим человек, который может направлять обучающегося в потоках информации, быть экспертом и помогать разбирать и пользоваться этими массивами информации.

Именно поэтому, преимущество интерактивных методов во многом связано с тем, что они рассматриваются как наиболее адекватные современным реалиям.

Интерактивные методы обучения – это инструмент, с помощью которого на учебных занятиях создается диалоговая площадка, моделируются реальные жизненные ситуации. Это методы которые призваны минимизировать огромную пропасть между теорией и практикой, которая существовала многие годы в нашей стране. Прийти к практико-ориентированному обучение возможно именно через интерактивные методы обучения.

К интерактивным методам могут быть отнесены следующие: дискуссия, эвристическая беседа, «мозговой штурм», ролевые, «деловые» игры, тренинги, кейс-метод, метод проектов, групповая работа с иллюстративным материалом, обсуждение видеофильмов и т.д.



В данном пособии предпринята попытка объединить в едином формате различные интерактивные методы обучения студентов «Организация работы с молодежью» (магистратура) по курсу «Профилактика девиантного поведения молодежи».

Авторами проведена большая работа по обобщению и анализу отечественного опыта в области разработки конкретных заданий по дисциплине. Наиболее интересные были включены в учебное пособие без корректировок, другие подверглись изменениям, ну и большинство заданий – являются авторскими разработками.

Уверены, что включенные в это учебно-методическое пособие занятия будут интересны и полезны как преподавателям и студентам, так и специалистам практикам.


1. Задания для активных методов обучения по теме: Теоретические аспекты отклоняющегося поведения молодежи.

1.1. Феномен отклоняющегося поведения
1. Практическое задание: «Эссе: мои ожидания».

Написать Эссе на тему «Каковы ваши ожидания от учебного курса?» В этой работе необходимо попытаться ответить на вопрос: как можно использовать знания, которые буду получать на занятиях:

а) любому гражданину в обыденной жизни;

б) специалисту вашей будущей профессии в профессиональной деятельности.

2. Тренинговое упражнение: «Мои ожидания».

Это задание помогает студентам фокусироваться на целях и задачах своей деятельности, профессиональных интересах и проблемах, рассматриваемых на занятиях.

Участникам раздаются листы бумаги, на которых они записывают свои ожидания от занятия.

Затем на большом листе бумаги делаются надписи «ожидается» и «выполнено».

На этапе обсуждения ожиданий все записанные пожелания крепятся под надписью «ожидания». В дальнейшем каждый участник имеет возможность перемещать листочки со своими ожиданиями в графу «выполнено».

3. Практическое задание: «Работа с текстом».

Предлагается проанализировать работы следующих авторов:

1. Мертон Р. «Социальная структура и аномия» электронный ресурс/режим доступа

http://ecsocman.hse.ru/data/822/897/1216/009x20mERTON.pdf (последнее обращение 20.08.2014)

2. Дюркгейм Э. «Норма и патология», электронный ресурс/режим доступа http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Durkgeim/Norm_Pat.php (последнее обращение 20.08.2014)

3. Э.Лемерт «Социальная патология». Лемерт Э. Социальная патология // Контексты современности 2. Хрестоматия. Сост. и ред. С.А.Ерофеев. Казань: Изд-во Казанск. ун-та. 2001. - С.142-145.

Анализ следует проводить с использованием метода «Двухчастный дневник». Данное задание дает возможность увязать содержание текста со своим личным опытом. Чтобы сделать двухчастный дневник, необходимо разделить страницу на две половины вертикальной линией.



Цитата из текста

Комментарии

Записывается, часть текста наиболее важна и актуальна по теме: «Отклоняющее (девиантное) поведение»

Комментарии предполагает ответ на три вопроса (допускается ответ на один или несколько вопросов):

1.Что заставило записать меня именно эту цитату?

2. Какие мысли вызывает цитата?

3. Какой вопрос возникает в связи с ней?


4. Практическое задание: «Анализ теорий девиантного поведения».

Заполнить таблицу «Теории девиантного поведения»:

Наименование теории

Основоположники и представители

Основные положения теории




















5. Практическое задание: «Сводная таблица».

Предлагается составить сводную таблицу сравнения, выделить линии (критерии, основания) сравнения представленных в таблице категорий и сформулировать основные выводы по результатам сравнения, если в процессе возникли вопросы, то предлагаем сформулировать их для обсуждения на занятиях.


Аномия

Аномалия

Девиация

Патология

Линии сравнения

















Выводы_____________________________________________________

Возникшие вопросы___________________________________________
6. Практическое задание: «ZXY»

Смысл данного задания заключается в том, чтобы с помощью графической организации материала более четко осмыслить информацию, дать ей оценку. Эту таблицу предлагается заполнять после изучения новой темы.

Задание: заполнить таблицу «Знал –– Узнал –– Хочу узнать»:


Знал

(что ты знал по изученной теме)

Узнал

(что узнал в процессе изучения темы)

Хочу

узнать (что осталось не рассмотренным, но хотелось бы узнать)































7. Практическое задание: «Словарь»

Студенту предлагается создать «Словарь терминов по дисциплине». На данном этапе предлагается определить и внести 20 ключевых слов по дисциплине и внести их в свой словарь.

Требования к словарю:

1. Корректное использование слов

2. Обязательно приводить толкование слов (если имеется два или более значения слова, приводить все варианты)

3. Обязательное наличие ссылки на источник.

4. Допускается формулировка в словарь, которые способствовали разработке нового своего определения (понимания термина).

5. Словарь должен пополняться терминами каждое занятие. В конце курса может быть оценен преподавателем.
8. Практическое задание: «Графическая схема»

Студентам предлагается составить графическую схему соотношения понятий «девиация», «профилактика», «молодежь», «реабилитация», «коррекция», «успешность».

Допускается в схему вводить иные (дополнительные) понятия, если в этом возникнет необходимость.

1.2. Детерминация отклоняющегося поведения
9. Практическое задание: «Кроссворд»

Подберите 20-30 понятий из пройденных тем и составьте социологический кроссворд.

При составлении кроссворда итоговая оценка представляет собой среднюю сумму баллов за:

1. Правильность использованных терминов и релевантность вопросов.

2. Креативность, внешнее оформление кроссворда.

3. Творческую подачу вопросов (понятие, данное в лекции – 1 балл, правильно сформулированное самим студентом 5 баллов).

Количество терминов, необходимое для конкретной оценки определяется преподавателем в зависимости от времени, отводимого на задание, уровня подготовки студентов и т.д.
10. Тестовое задание: «Девиантное поведение. Вариант А»


  1. Верны ли следующие суждения:

А) Девиантное поведение и преступление - не одно и то же;

Б) Многие формы девиантного поведения закон не карает санкциями.

  1. верно только А

  2. верны оба суждения

  3. верно только Б

  4. оба суждения неверны




  1. Социальные предписания – это:

  1. средства наказания

  2. средства поощрения

  3. формальные негативные санкции

  4. запрет или разрешение сделать что-то




  1. Единственным типом не девиантного поведения в типологии Р. Мертона является:

  1. ритуализм

  2. конформизм

  3. ретритизм

  4. мятеж

  5. инновация