Файл: Учебное пособие 2014 г. Удк 000(000. 0) Ббк 00. 000 00000 Б00 Рецензенты.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 951
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. Постоянно нуждается в помощи и поддержке.
6. Добивается монополии на педагога, но безуспешно.
7. Слишком озабочен, чтобы заинтересовать собой других.
8. Легко устраняется в случаях неудачи.
9. Играет героя, когда ему делают замечание.
10. Рискует без надобности.
11. Играет исключительно с детьми старше или младше себя.
12. Неадекватно относится к оценкам окружающих.
Шкала V — ВМ (воспитательный микросоциум)
ВМС (семья)
1. Родители согласны, что частые наказания формируют сильный характер.
2. Родители считают, что их поведение должно быть непреклонным.
3. Работа родителей связана с командировками.
4. У родителей очень ответственные должности.
5. Ребенок часто пропускает занятия.
6. Он растет довольно неряшливым.
7. Ребенок портит нервы родителям.
8. Родители могут пожаловаться на слабые способности ребенка.
9. Родители завидуют тем, у кого способные дети.
10. Родители думают, что с этим ребенком им не повезло.
11. Родители хотят, чтобы их ребенок дружил с хорошими, воспитанными детьми.
12. Родители предпочли бы не расспрашивать педагогов о своем ребенке и реже с ними встречаться.
13. Родителям редко удается посещать родительские собрания.
ВМУ (школа)
1. Ребенок вызывает у педагога скорее сожаление, чем симпатию.
2. По мнению педагога, ребенок отстает во многом от своих сверстников.
3. Учитель старается сделать так, чтобы отстающий ребенок не подводил класс.
4. Педагог считает, что активность ребенка хороша, если она соответствует целям обучения и воспитания.
5. Педагог считает, что уважать можно такого ребенка, который этого заслуживает.
6. Педагог уверен в том, что дети должны быть послушными и дисциплинированными, — в этом залог воспитания.
7. Педагог считает, что дети должны доверять учителю и делиться с ним своими мыслями и переживаниями.
8. Педагог уверен, что успехов можно добиться, лишь работая по четкому плану, строго его придерживаясь.
9. Педагог полагает, что недостатки ребенка связаны прежде всего с его семейным воспитанием.
10. Он уверен, что педагоги учат детей только хорошему.
11. Нередко родителям бывает стыдно за своего ребенка перед знакомыми.
12. Родители видят все недостатки ребенка, которых больше, чем достоинств.
Шкала ДР (достоинства ребенка)
В произвольном порядке ответьте на вопросы в маленьком бланке.
Что он любит? Что он умеет? Чего он хочет? Какой он?
Бланк ответов
I | сс | 1 234567891011 12 13 1415 16 17 |
II | со | 1 2345 67 89 10 11 12 13 14 15 16 17 18 192021 |
III | СУД | 1 2 345 67 89 10 11 12 13 14 15 16 17 18 1920 21 22 |
IV | отс | 1 2345678910 |
ОТУ | 12345678910 11 12 | |
V | ВМС | 1 23 45 67 8 9 10 11 12 13 |
ВМУ | 123456789101112 |
Обработка и интерпретация результатов
Шкала I CC показвает уровень развития свойств субъекта самосознания. Суждения 1 - 4 свидетельствуют о неприятии физического «Я», суждения 5 и 6 указывают на отсутствие идентификации с именем и полом, 7, 8, 9, 12 и 14 характеризуют его социальную неприспособленность, остальные свидетельствуют о неадекватной самооценке и уровне притязания. Общее количество совпадений ответов по шкале притязаний указывает на уровень нарушений формирования самосознания запущенного ребенка.
Шкала II СО определяет уровень сформированное™ свойств субъекта общения. Суждения 1 и 2 касаются потребности ребенка в признании; утверждения 3, 5, 7, 20 говорят о низкой коммуникативной активности ребенка и его неудовлетворенной потребности в общении, в утверждениях 4, 8, 16, 19 содержатся указания на низкий социальный статус ребенка и его отвержение окружающими. Позиции 13, 14, 15, 21 свидетельствуют о социальной неадекватности ребенка, связанной со слабой социальной рефлексией, а остальные демонстрируют способы защитно-компенсаторного поведения социально отверженного ребенка.
Шкала III СУД показывает уровень развития свойств субъекта деятельности. По этой шкале суждения 1—9 демонстрируют дисгармонии мотивации учения, 10-16 свидетельствуют о нарушениях в учебно-познавательной активности ребенка, 17—22 характеризуют несформированность осознанности и целенаправленности школьного возраста, опирающихся на психические новообразования школьного возраста (рефлексия, внутренний план действия, произвольность психических процессов).
Шкала IV ОТ содержит 22 суждения, 10 из них характеризуют семейную тревожность ребенка — ОТС; 12 суждений содержат характеристики тревожности ребенка в школе — ОТУ. Чем выше балл общей тревожности, тем больше указаний на отвержение запущенного ребенка референтными общностями, на его социальную дезадаптацию. Этот показатель в большей степени характерен для младших школьников.
Шкала V ВМ имеет два варианта: ВМС — воспитательный микросоциум семьи (15 суждений) и ВМУ — воспитательный микросоциум учреждений (10 суждений). В этих суждениях отражаются неблагоприятная семейная и школьная атмосфера, отвержение запущенного ребенка педагогами и родителями, авторитарно-гиперсоциализированный тип отношения к ребенку, сдерживающий его активность и самовыражение. Общее высокое количество баллов по шкале диагностирует неблагоприятность социально-педагогической ситуации развития ребенка.
Дополнительно вводится шкала ДР (достоинства ребенка), которая в опроснике не зашифрована. Эта шкала содержит четыре вопроса о ребенке, которые касаются его положительных качеств, и выявляет, знают ли родители, педагоги, что он любит, что он умеет, что он хочет и какой он. Незаполненность этой шкалы свидетельствует о незнании, отвержении, неприятии, одностороннем подходе к ребенку со стороны педагогов или родителей.
Социально-педагогическая запущенность диагностируется при наличии совпадений по I, IV и V и одной из оставшихся шкал (II, III) либо по всем шкалам. При легкой степени запущенности число совпадений составляет 10—25%, при выраженной степени — 25-50%, При высокой — 50% и более. При легкой степени запущенности совпадения суждений опросника и ответов респондентов группируются в первой трети утверждений.
4. «Шкала принятия других» Фейя
Инструкция
Внимательно прочитайте (прослушайте) суждения опросника. Варианты ответов по всем суждениям даны на специальном бланке. Если вы считаете, что суждение верно и соответствует вашему представлению о себе и других людях, то в бланке ответов напротив номера суждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя предложенную шкалу:
1 — практически всегда,
2 — часто,
3 — иногда,
4 — случайно,
5 — очень редко.
Текст методики
1. Людей достаточно легко ввести в заблуждение.
2. Мне нравятся люди, с которыми я знаком(а)*.
3. В наше время люди имеют очень низкие моральные принципы.
4. Большинство людей думают о себе только положительно, редко обращаясь к своим отрицательным качествам.
5. Я чувствую себя комфортно практически с любым человеком*.
6. Все, о чем люди говорят в наше время, сводится к разговорам о фильмах, телевидении и других глупых вещах подобного рода.
7. Если кто-либо начал делать одолжение другим людям, то они сразу же перестают уважать его.
8. Люди думают только о себе.
9. Люди всегда чем-то недовольны и ищут что-нибудь новое.
10. Причуды большинства людей очень трудно вытерпеть.
11. Людям определенно необходим сильный и умный лидер.
12. Мне нравится быть в одиночестве, вдали от людей.
13. Люди не всегда честно ведут себя с другими людьми.
14. Мне нравится быть с другими людьми*.
15. Большинство людей глупы и непоследовательны.
16. Мне нравится быть с людьми, чьи взгляды отличаются от моих*.
17. Каждый хочет быть приятным для другого*.
18. Чаще всего люди недовольны собой.
(Обратные суждения отмечены звездочкой (*).)
Обработка и интерпретация результатов
Подсчитывается сумма баллов, набранная испытуемым.
Вариант ответа | Балл | |
Прямые суждения (не отмечены *) | Обратные суждения (отмечены *) | |
1 — практически всегда | 1 | 5 |
2 — часто | 2 | 4 |
3 — иногда | 3 | 3 |
4 — случайно | 4 | 2 |
5 — очень редко | 5 | 1 |
Подсчет осуществляется следующим образом.
60 баллов и больше — высокий показатель принятия других;
45-60 баллов — средний показатель принятия других с тенденцией к высокому;
30-45 баллов — средний показатель принятия других с тенденцией к низкому;
30 баллов и меньше — низкий показатель принятия других.
5. «Шкала доброжелательности» Кэмпбелла
Инструкция
Внимательно прочитайте (прослушайте) пары суждений опросника. Если вы считаете, что какое-либо суждение из пары верно и соответствует вашему представлению о себе и других людях, то в бланке ответов напротив номера суждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя предложенную шкалу. Если у вас возникли какие-нибудь вопросы, задайте их прежде, чем начнете выполнять тест.
Текст методики
1.
A. Человек чаще всего может быть уверен в других людях.
B. Доверять другому небезопасно, так как он может легко использовать это в своих целях.
2.
A. Люди скорее будут помогать друг другу, чем оскорблять друг друга.
B. В наше время вряд ли найдется такой человек, которому можно было бы полностью довериться.
3.
A. Ситуация, когда человек работает для других, полна опасности.
B. Друзья и сотрудники выступают лучшим гарантом безопасности.
4.
A. Вера в других является основой выживания в наше время.
B. Доверять другим равнозначно поиску неприятностей.
5.
A. Если знакомый просит взаймы, лучше найти способ отказать ему.
B. Способность помочь другому составляет одну из лучших сторон нашей жизни.
6.
A. «Договор дороже денег»? Все еще лучшее правило в наше время.
B. В наше время необходимо стремиться угождать всем независимо от собственных принципов.
7.
A. Невозможно перепрыгнуть через себя.
B. Там, где есть воля, есть и результат.
8.
A. В деловых отношениях не место дружбе.
B. Основная функция деловых отношений состоит в возможности помочь другому.