Файл: Учебное пособие 2014 г. Удк 000(000. 0) Ббк 00. 000 00000 Б00 Рецензенты.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 950
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13. Практическое задание: «Копилка умных мыслей»
Студенту предлагается выполнить работу по сбору и структурированию мудрых высказываний.
Требования по выполнению задания:
1. Разработать структуру копилки. В качестве структурных элементов могут стать разделы учебной программы, авторы мудрых мыслей, тематические блоки и так далее (основу структуры студент выбирает и обосновывает самостоятельно).
2. Фиксирование цитаты в свою копилку возможно только со ссылкой на источник цитаты.
3. Копилка может пополняться на протяжении всего семестра.
14. Практическое задание: «Классификация причин».
Задание заключается в том, чтобы на основе существующих классификаций разработать собственную классификацию причин девиантного поведения молодежи.
Это задание является одновременно исследовательским и творческим. Выполняется в несколько этапов:
- на первом этапе предлагается методом мозгового штурма всем студентам составить список причин девиантного поведения молодежи.
- на втором этапе осуществляется работа в парах. В парах студенты выделяют основание для классификации и группируют в соответствии с этими основаниями все причины.
-на третьем этапе происходит презентация разработанных классификаций и их обсуждение.
15. Практическое задание: «Взаимоконтроль».
Задание направлено на диагностику уровня знаний по теме и формирование навыка применения творческого подхода к решению практических задач.
Суть задания: каждому участнику необходимо разработать три задания по пройденной теме:
1. Теоретический вопрос
2. Практическая ситуация, которую надо разрешить
3. Творческое задание по теме.
На занятиях студенты обмениваются своими заданиями в парах и выполняют их.
В заключении происходит общее представление задания и результаты его выполнения с последующим обсуждением.
Примечание: рекомендуется предварительно перед взаимообменом между студентами преподавателю проанализировать и по необходимости скорректировать разработанные студентами задания
1.3. Виды отклоняющегося поведения
16. Практическое задание: «Кластер».
Для систематизация материала по итогам прослушанных лекций студентам предлагается составить кластер «Девиантное поведение и его формы»
Индивидуально каждый студент на листе бумаги (формата А4) пишет основные формы девиантного поведения: асоциальное, делинквентное, аддиктивное, паранормальное и др. Вокруг «накидываются» слова или предложения, выражающие идеи, образы, подходящие для этих понятий, которые потом соединяются с главным словом. (Должна получиться схема по принципу «планета и ее спутники»).
17. Исследовательское задание: «Уровень информированности о девиантных формах».
Для выявления уровня информированности о девиантных формах поведения молодежи и их последствиях, студентам предлагается провести мини-исследование: опросить знакомых из своего окружения – представителей разных возрастных групп на предмет их информированности о проблеме. Для этого студенту необходимо:
1. выбрать форму девиантного поведения, мнения о котором он намеривается выявлять: проституция, преступность, наркомания, алкоголизм или др.
2. Составить опросник, включающий не более 5 вопросов, направленных на выявление уровня информированности респондента о проблеме.
3. Опросить своих знакомых (не менее 10 человек) по возможности, представителей различных поло-возрастных групп.
4. Обработать полученные результаты и представить их на занятиях.
18. Исследовательское задание: «Контент-анализ».
Для выявления общественного интереса в регионе к проблемам девиации в молодежной среде студентам предлагается провести контент-анализ региональных периодических изданий (допускаются электронные СМИ: интернет газеты и журналы) по проблемам девиантного поведения молодежи. Выполнение задание предполагает несколько этапов:
1. Определение темы исследования. Студент самостоятельно может сформулировать тему. Предлагаемые варианты тем для исследования:
-
Профилактика наркомании в регионе -
Преступность среди несовершеннолетних -
Проблема проституции в регионе -
Суицид в подростковой среде -
Профилактика наркомании -
Наркотики и СПИД -
Отношение молодежи к наркотикам -
Наркомания и преступность
2. Определить периодическое издание для исследования. Обязательным условием является исследование всех номеров именно регионального издания за год.
3. Проводиться анализ периодики и выявляются количественные и качественные характеристики публикаций по выбранной теме в издании.
4. По итогам проведения контент-анализа студент представляет публичный доклад о результатах на занятиях.
19. Ролевая (деловая) игра: «Легализация проституции: за и против».
Студентам предлагается подготовить и провести в рамках занятий диспут на тему: «Легализация проституции: за и против». Для выполнения задания между студентами распределяются следующие роли:
- модератор процесса. Организатор диспута, координирует процесс подготовки и проведения диспута. Совместно с преподавателем формулирует проблемные вопросы для диспута. (можно выбрать два и более модератора, если группы, учащихся более 20 человек.
- эксперты (позиция нейтральная, умеющие встать на одну или другую сторону)
- явные сторонники легализации проституции
- явные противники легализации проституции
- представители СМИ (позиция нейтральная, но умеющие задавать провокационные вопросы)
Каждый их участников, должен подготовиться к исполнению своей роли. Найти факты и обоснованные доводы в защиту своей позиции.
По итогам проведения диспута преподаватель обобщает информацию и составляется два списка аргументов «за» и «против».
В качестве тем для проведения диспута могут быть предложены: «Легализация слабых наркотиков», «Смертная казнь», «Ликвидация пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних» и т.д.
20. Практическое задание: «Модели социального контроля»
Студентам предлагается заполнить таблицу «Модели социального контроля за проституцией: преимущества и недостатки»
Модели социального контроля проституции | Преимущества | Недостатки |
| | |
21. Практическое задание: «Виды самоубийств»
Необходимо заполнить таблицу «Виды самоубийств»: определить для каждого вида самоубийства суицидогенный фактор:
Название | Характеристика | Суицидогенный фактор |
| | |
22. Практическое задание: «Теории преступности».
Для закрепления теоретического материала, студентам предлагается самостоятельная работа по анализу теорий преступности.
В частности, студентам предлагается заполнить таблицу «Социологические теории преступности»:
Наименование теории | Представители | Основные положения |
| | |
| | |
23. Практическое задание: «Работа с текстом: типология насильственных преступников».
Предлагается проанализировать раздел «Типология насильственных преступников» работы Антоняна Ю.М. Насильственная преступность в России М.: - 2001г. – 104 с.
1. Выпишите типологии, предложенные автором
2. Определите, что положено в основу типологий (основа классификации)
3. Опишите свое мнение относительно выделенных типологий.
Результаты работы для удобства могут быть представлены в таблице
Типология | Что лежит в основе | Мнение, комментарии |
| | |
| | |
24. Исследовательское задание: «Экспертный опрос: причины детской безнадзорности»
Для выяснения экспертного мнения относительно причины детской безнадзорности и связь этой проблематики с проблемой девиантного поведения молодежи, студентам предлагается провести мини-исследования «Безнадзорные дети».
В качестве метода исследования предлагается экспертный опрос.
Количество опрошенных экспертов недолжно быть меньше двух, но и не более пяти человек. Этапы выполнения задания:
1. Особое внимание следует уделить отбору экспертов, поэтому на первом этапе должны быть разработаны критерии отбора экспертов.
2. Разработать инструментарий для исследования (бланк формализованное интервью или бланк опроса эксперта
3. Провести переговоры и назначить встречи с экспертами.
4. Проведение встреч с экспертами и заполнение инструментария.
5. Анализ результатов
6. Публичное представление результатов на занятиях
25. Исследовательское задание: «Эмпирические исследования девиантного поведения».
Формат работы – Workshop.
Цель задания – отработка навыков проведения исследования различных типов отклоняющегося поведения с помощью различных методов. Этапы выполнения работы:
1. Сформировать команды по 6-8 человек. Наиболее рационально иметь не более 6 команд.
2. Распределить роли между членами команды.
3. Каждой команде предлагается тема для проведения социологического исследования.
4.При выполнении данного задания студенты должны выбрать метод исследования, обосновать этот выбор, определить методы сбора информации (наблюдение, анализ документов, интервью, анкетирование, социальный эксперимент, социально-психологические методы).
5. Разработать методом «мозгового штурма» краткую программу социологического исследования по выбранной теме.
6. Подготовить вопросы для команд конкурентов.
7. Подготовить итоговые доклады команды по методам и программе социологического исследования.
26. Практическое задание: «Анализ сказки»
Для анализа можно выбрать любую сказку. В данном случае мы предлагаем студенту вспомнить сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» или сказку «Семеро козлят» или «Красная шапочка». И попытаться проанализировать их через категории и понятия девиантного поведения. Задание можно давать индивидуально студентам (каждому по одной сказке). Но более эффективна работа в группах по 3 человека.
27. Практическое задание: «Анализ исторического факта».
Для анализа можно выбрать любой значимый исторический факт, в данном случае мы предлагаем студенту вспомнить историю Жанны д'Арк и проанализировать через категории и понятия девиантного поведения.
28. Практическое задание: «Анализ рекламы»
Студентам предлагается проанализировать характер рекламных роликов одного из каналов ТВ: проанализируйте содержание телерекламы, размещаемой на основных каналах. Считаете ли вы рекламу средством социального контроля? Почему? Если «да», благодаря чему реклама выполняет эту функцию? Обоснуйте. В результате выполнения задания