Файл: 1 организация коммерческой деятельности в торговой организации 5.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В итоге наблюдаем, что ускорение оборачиваемости наблюдается по товарным группам: фрукты-овощи, кондитерские изделия, пиво, вино-водочные изделия, хлеб, бакалея, молочные продукты, а замедление оборачиваемости по мясной продукции, сигаретам и рыботоварам. Наибольшему увеличению оборачиваемости были подвержены фрукты-овощи (+0,62 оборота за месяц), виноводочные изделия (+0,53 оборота за месяц), хлеб (+0,64 оборота) и бакалея (+0,32 оборота).
Таблица 14 - АВС-анализ объема продажи магазина «Лоция» за 2014 г.
№ п/п | Наименование товарных групп | Объем продажи, тыс.руб. | Доля в объеме продаж, % | Доля нарастающим итогом, % | Группа |
1. | Алкогольная продукция | 1831,67 | 9,1 | 9,1 | А |
2. | Хлеб и хлебобулочные изделия | 1670,64 | 8,3 | 17,4 | А |
3. | Крупы и бобовые | 1549,88 | 7,7 | 25,1 | А |
4. | Кондитерские изделия | 1420,89 | 7,0 | 32,1 | А |
5. | Мясо и птица | 1388,85 | 6,9 | 39,0 | А |
6 | Колбасные изделия | 1348,60 | 6,7 | 45,7 | А |
8. | Молоко и молочная продукция | 1207,7 | 6,0 | 51,7 | А |
9. | Макаронные изделия | 946,03 | 4,7 | 56,4 | А |
10. | Рыбные товары | 905,77 | 4,5 | 60,9 | А |
11. | Мука | 845,39 | 4,2 | 65,1 | А |
12. | Масло растительное | 785,00 | 3,9 | 69,0 | А |
13. | Чай и кофе | 724,62 | 3,6 | 72,6 | А |
14. | Консервы овощные | 684,36 | 3,4 | 76,0 | В |
15. | Сахар | 684,36 | 3,4 | 79,4 | В |
16. | Пиво | 644,11 | 3,3 | 82,7 | В |
17. | Консервы мясные | 644,10 | 3,2 | 85,9 | В |
18. | Консервы рыбные | 583,72 | 2,9 | 88,8 | В |
19. | Консервы фруктово-ягодные | 523,34 | 2,6 | 91,4 | В |
20. | Сыр | 422,69 | 2,1 | 93,5 | В |
21. | Майонезная продукция | 301,92 | 1,5 | 95,0 | В |
22. | Безалкогольные напитки | 241,54 | 1,2 | 96,2 | С |
23. | Соль | 241,54 | 1,2 | 97,4 | С |
24. | Варенье, джем, повидло, мед | 140,89 | 0,7 | 98,1 | С |
25. | Овощи | 120,77 | 0,6 | 98,7 | С |
26. | Масло животное | 120,77 | 0,6 | 99,3 | С |
27. | Картофель | 120,77 | 0,6 | 99,9 | С |
28. | Прочие товары | 20,13 | 0,1 | 100,0 | С |
| | | | | |
| Всего товаров | 20128,3 | 100,0 | 100,0 | - |
В таблице 14 представлены данные в разрезе товарных групп и результаты применения метода АВС анализа объема продаж по выбору товарных групп наиболее привлекательных для рационального формирования ассортимента продовольственных товаров магазина «Лоция».
Таким образом, представлена классификация ассортимента продовольственных товаров по группам.
В первую группу А вошли товары, составляющие 75 % общего дохода магазина за исследуемый период (алкогольная продукция, хлеб и хлебобулочная продукция, колбасные изделия, молоко, макаронные изделия, рыбные товары, мука, масло, чай, кофе).
В группу В относятся товары, приносящие 20 % дохода магазина, то есть это консервы, сахар, пиво, сыр, майонез.
В последнюю группу С входят товары, составляющие 5 % дохода магазина, то есть это безалкогольные напитки, варенье, соль, овощи, прочая продовольственная продукция.
XYZ анализ ассортимента проводится для создания более полной картины торгового процесса магазина и разработки аргументированной ассортиментной политики.
Критерием XYZ анализа может становиться стабильность продаж, доходность товаров.
В группу Х относятся товары постоянного спроса, ассортимент данных позиций товаров спрогнозировать легко.
Для «Лоция» это такие товарные позиции как: молоко и молочная продукция, макаронные изделия, хлеб и хлебобулочные изделия, колбасные изделия, сахар, соль, майонезная продукция, рыбные товары.
В группу Y относятся товары периодического спроса, спрогнозировать ассортимент данных групп товаров сложнее.
В данную группу входят: алкогольная продукция, пиво, мясо и птица, кондитерские изделия, сыр, чай, кофе, овощи и фрукты, масло.
В группу Z входят продовольственные товары эпизодического спроса, спрогнозировать ассортимент практически невозможно.
К этой группе относятся товары магазина : консервы, безалкогольные напитки, варенье, джем, повидло.
Результатом совмещенного анализа является следующая табл.15.
Таблица 15 - Сводная матрица
AX хлеб и хлебобулочные изделия колбасные изделия молоко и молочная продукция макаронные изделия рыбные товары | AY алкогольная продукция крупы и бобовые кондитерские изделия мясо и птица мука чай и кофе | AZ - |
BX сахар майонез | BY пиво сыр | BZ консервы |
CX соль | CY овощи масло | CZ безалкогольные напитки варенье, джем, повидло прочая продукция |
Таким образом, из сопоставления методик анализа АВС и XYZ выявлены товарные группы, которые наиболее выгодны для магазина, группы, требующие специальных мероприятий по рационализации ассортимента продукции, и группы неприбыльных и плохооборачиваемых товаров.
Наиболее выгодные для магазина товарные группы (AX, BX, AY) – хлеб и хлебобулочные изделия, колбасные изделия, молоко и молочная продукция, макаронные изделия, рыбные товары, алкогольная продукция, крупы и бобовые, кондитерские изделия, мясо и птица, мука, чай и кофе, сахар, майонез. Группы товаров нуждающиеся в специальных мероприятиях по анализу и оценке эффективности ассортимента – (BY, CY) – пиво, сыр, овощи и масло.
Анализ экономической деятельности и сбытовой политики магазина «Лоция» показал, что предприятие работает эффективно, имеется положительная динамика основных экономических показателей, но при анализе сбытовой политики были выявлены следующие недостатки:
- узкий ассортимент, что препятствует получению максимальной прибыли и эффективности торговой деятельности ;
- несбалансированность ассортимента магазина ;
- неудовлетворение потребности покупателей, что приводит к потере потенциальных клиентов магазина ;
- наличие товарных позиций, плохо проработанных в товарном ассортименте.
- отсутствие личного сайта;
- отсутствие парковки;
- отсутствие реализации принципов мерчендайзенга.
Поэтому предлагается реализовывать меры по их устранению.
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАГАЗИНЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ «ЛОЦИЯ» И ОЦЕНКА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ
3.1 Улучшение ассортимента
Для расширения ассортимента продукции предлагается включение новых групп продовольственных товаров «свежее мясо» и «полуфабрикаты». Данные группы становятся актуальными, так как население все больше покупает мясные товары, а также предлагается реализация промтоваров для завоевания наибольшего количества потенциальных покупателей.
В группу «свежее мясо» войдут свинина, говядина рубленные, фарш свиной и говяжий, а также реализация «полуфабрикатов» – котлеты, голубцы, чебуреки, манты.
По оценкам и опросу покупателей установлено, что ежедневная реализация свежего мяса составит 25 кг. при средней цене реализации 156 руб./кг. Следовательно, ежедневная выручка по товарной группе «Свежее мясо» составит 3900 руб., соответственно ежегодная – 1423,5 тыс. руб.
Ежедневная плановая продажа полуфабрикатов составит 40 кг. со средней ценой 75 руб./кг., ежегодная реализация – 1095 тыс.руб.
Затраты на реализацию данных видов товаров составят:
среднетемпературный прилавок имеется в резерве, установочная площадь – 0,72 м2;
затраты на электроэнергию незначительны;
упаковочный материал для расфасовки мяса в среднем на сумму 120 руб. в месяц;
заработная плата продавца: так как отдел «свежее мясо» и «полуфабрикаты» расположится рядом с колбасной витриной закрепить данные группы за продавцами колбасного отдела и доплачивать 30% к окладу за расширение зоны обслуживания, т.е. от оклада 6800 * 0,3 = 2040 руб. На двоих продавцов 4080 руб. в месяц, в год 48960 руб.
Затраты на внедрение нового ассортимента товаров представлены в табл.16.
Таблица 16 - Затраты на внедрение нового для магазина ассортимента товара
Затраты | Сумма в месяц, руб. | Сумма в год, руб. |
Затраты на электроэнергию | 10 | 120,0 |
Упаковочный материал | 120,0 | 1440,0 |
Заработная плата продавцов | 4080,0 | 48960,0 |
Итого | 4210,0 | 50520,0 |
Годовой доход по реализации новых видов составит 2518,5 тыс.руб. Издержки обращения составят 50,5 тыс.руб. в год.
Спрогнозируем товарооборот магазина «Лоция» на 2016 год, используя метод экстраполяции.
Прогнозный уровень товарооборота на 2016 год определим по данным четырех лет на пятый по следующей формуле:
| (2) |
2012г.: 15412,3 тыс.руб.
2013г.: 18257,5 тыс.руб.
2014г.: 19236,4 тыс.руб.
2015г.: 20168,3 тыс.руб.
Плановый уровень товарооборота на 2016 год составит:
тыс.руб.
Экстраполяция на 2016 год также осуществляется по данным четырех лет на пятый, но при этом отсчет ведется со второго года, а последний уровень берется прогнозный 2016 года, подсчитанный по вышеприведенной формуле (18). Формула экстраполяции для шестого года имеет вид:
| (3) |
Таким образом, прогнозный уровень товарооборота на 2016 год равен: тыс.руб.
Так как в 2016 году планируется открыть отделы «свежее мясо», «полуфабрикаты» товарооборот которых составит 2518,5 тыс.руб., следовательно, общий плановый товарооборот на 2016 год составит 32429,6 тыс.руб.
В результате предложим прогнозную структуру товарооборота магазина.(табл.17)
Таблица 17 - Прогноз состава и структуры товарооборота магазина после внедрения мероприятий
п/п | Наименование товарных групп | 2014 г. | 2016 г. (прогноз) |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Алкогольная продукция | 1831,67 | 3477,6 |
2. | Хлеб и хлебобулочные изделия | 1670,64 | 1824,3 |
3. | Крупы и бобовые | 1549,88 | 1424,5 |
4. | Кондитерские изделия | 1420,89 | 2750,4 |
5. | Мясо птицы | 1388,85 | 2570,3 |
7. | Колбасные изделия | 1348,60 | 4120,3 |
8. | Молоко и молочная продукция | 1207,7 | 2670,3 |
9. | Макаронные изделия | 946,03 | 1125,2 |
10. | Рыбные товары | 905,77 | 2103,1 |
11. | Мука | 845,39 | 840,2 |
12. | Масло растительное | 785,00 | 840,3 |
13. | Чай и кофе | 724,62 | 540,3 |
14. | Консервы овощные | 684,36 | 480,3 |
15. | Сахар | 684,36 | 741,2 |
16. | Пиво | 644,11 | 940,3 |
17. | Консервы мясные | 644,10 | 352,4 |
18. | Консервы рыбные | 583,72 | 310,8 |
19. | Консервы фруктово-ягодные | 523,34 | 380,6 |
20. | Сыр | 422,69 | 600,1 |
21. | Майонезная продукция | 301,92 | 540,7 |
22. | Безалкогольные напитки | 241,54 | 150,7 |
23. | Соль | 241,54 | 241,3 |
24. | Варенье, джем, повидло, мед | 140,89 | 94,7 |
25. | Овощи | 120,77 | 450,1 |
26. | Масло животное | 120,77 | 184,6 |