Файл: 1 организация коммерческой деятельности в торговой организации 5.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Где, К уст – коэффициент устойчивости ассортимента товаров в магазине за период (месяц, квартал, год);
Рф1, Рф2, Рф3, … , Рфn – фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок;
Рн – количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем;
n – количество проверок.
Представим пример расчета коэффициента устойчивости товарного ассортимента по мясоколбасным изделиям за 2012 - 2014 года:
2012г.: Куст = (13 + 12 + 14 + 14 + 13 + 14 + 12 + 14 + 13 + 12 + 10 + 14) / 15 * 12 = 155 / 180 = 0,86
2013г.: Куст = (14 + 15 + 16 + 17 + 16 + 15 + 17 + 16 + 15 + 17 + 15 + 15) / 18 * 12 = 188 / 216 = 0,87
2014.: Куст = (18 + 19 + 18 + 17 + 19 + 17 + 17 + 18 + 18 + 16 + 19 + 18) / 19 * 12 = 214 / 228 = 0,94
Аналогично определяются остальные коэффициенты устойчивости по остальным товарным позициям.
Для продовольственной продукции оптимальным является значение коэффициента, равное 0,85 табл.6.
Таблица 6 - Устойчивость товарного ассортимента магазина «Лоция» за 2012 г-2014 г.
Наименование товара | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2014.г. к 2012 г.(+, -) |
Мясоколбасные изделия | 0,86 | 0,87 | 0,94 | +0,08 |
Молочная продукция | 0,76 | 0,71 | 0,73 | -0,03 |
Хлебобулочные изделия | 0,94 | 0,97 | 0,96 | +0,02 |
Алкогольная продукция | 0,84 | 0,87 | 0,89 | +0,05 |
Кондитерские изделия | 0,89 | 0,92 | 0,90 | +0,01 |
Рыботовары | 0,97 | 0,95 | 0,93 | -0,04 |
Бакалея | 0,88 | 0,93 | 0,92 | +0,04 |
Фрукты-овощи | 0,82 | 0,86 | 0,84 | +0,02 |
Промтовары | 0,76 | 0,79 | 0,80 | +0,04 |
В основном устойчивость ассортимента увеличивается по всем ассортиментным позициям продовольственных товаров, кроме молочной продукции и рыботоваров. Обновление ассортимента товаров происходит за счет пополнения набора товаров новыми видами товаров и исключением из них товаров, имеющих снижение товарооборачиваемости и спроса.
Для того, чтобы проанaлизировать работу на предприятии с ассортиментом, рассмотрим количество наименований выпускаемой в течение года, количество вновь освоенной продукции и рассчитаем коэффициенты обновляемости продукции за последние несколько лет. Результаты анализа динамики обновляемости товаров магазина «Лоция» приведены в табл.7.
Таблица 7 - Динамика обновляемости ассортимента товаров в магазине
Показатели | 2012 г. | 2013 г. | 2014.г. | Откл-е 2014 г к 2012 г. |
1. Количество наименований реализуемых товаров, видов | 658 | 660 | 671 | +13 |
2. Количество вновь реализуемых товаров, видов | 34 | 42 | 56 | +22 |
3. Коэффициент обновляемости товаров | 0,052 | 0,064 | 0,083 | +0,031 |
Таким образом, коэффициент обновляемости продукции в 2014году составил 0,083, что на 0,031 пункта больше уровня 2012 года, то есть обновляемость ассортимента продовольственных товаров с каждым годом увеличивается.
Следует отметить, что интенсивное изменение ассортимента реализуемой магазином продукции достигается путем торгoвли продyктaми питания, динамика изменения разновидностей которых велика. С каждым годом появляется всё большее количество разновидностей продуктов питания. Мaгaзин же в свою очередь cтpeмитcя сформировать нaиболее эффективную структуру accopтимeнтa, добавляя новые виды товара, так и изымая старые.
При рациональном управлении товарными запасами необходимо проанализировать на какой стадии жизненного цикла находится данный товар. Рассмотрим некоторые из продовольственных товаров, предлагаемые магазином «Лоция». Например, растительное масло «Золотое село» приносит мало прибыли магазину, низкую рентабельность, запасы данного товара долго залеживаются, следовательно, необходимо принять меры по снижению закупа данного товара или вообще прекратить его продажу.
А реализация молока «Вятушка» возрастает с каждым месяцем и очень прибыльна, особенно в праздничное время, поэтому данный товар должен закупаться по оптимальным размерам, чтобы приносить больше прибыли для торгового предприятия.
Существуют и сезонные товары, реализация которых напрямую зависит от времени года, когда они продаются. Следовательно, необходимо магазину регулировать закуп данных товарных групп. Так, например, газированная и минеральная вода больше реализуется в летнее время, на протяжении остальных времен года ее товарооборот заметно снижается. Например, шампанское наиболее всего реализуется в новогодние праздники.
Следовательно, формирование ассортиментной политики магазина достаточно важное и значимое для него решение, требующее умения рациональной организации продажи товаров в зависимости от времени их реализации, расположения торгового магазина, сферы осуществления его деятельности.
Товары доставляются в магазин «Лоция» централизованным и децентрализованным методами.
Наиболее эффективный метод доставки товаров – централизованный завоз, при котором доставка товаров осуществляется силами и средствами поставщика на основе заявок в согласованные сроки. Этим методом в магазин «Лоция» доставляется наибольшее количество товара.
Централизованно в магазин «Лоция» доставляют товар такие поставщики как: ЗАО «Кировский молочный комбинат», ООО «Фрутсити», ИП Коковихин и многие другие. При рационально организованной централизованной доставке товаров эффективнее используется рабочая сила транспорт, снижаются издержки обращения. Товары завозятся ритмично по графикам, благодаря чему в магазине поддерживается стабильный ассортимент.
Количество заказываемых товаров должно полностью обеспечивать устойчивость ассортимента и бесперебойную их продажу до очередного завоза и вместе с тем исключать образование излишних запасов. При определении этого количества учитывают частоту завоза товаров и среднедневную их реализацию, неснижаемые запасы и остатки товаров на день завоза.
Проанализируем объем единовременного завоза товаров в магазин «Лоция» за 2012 - 2014 года (табл.8).
Таким образом, в табл.8 была определена потребность в единовременном завозе товаров по каждой группе в зависимости от планируемой реализации той или иной группе товаров на следующий месяц. Определение потребности связано с небольшой частотой завоза товаров (хозяйственные товары, бакалея), а также со значительной ценой поступаемых товаров (алкогольная продукция, кондитерские изделия). Наименьшая единовременная сумма завоза у детского питания, хлеба, корма для животных. Наибольшее количество завозов продукции приходится на хлеб (2 раза в день), колбасные изделия – ежедневно.
Таблица 8 - Объем единовременного завоза товаров в магазин «Лоция»
Товарные отделы | Единовременный завоз товара, тыс.руб. | 2014 г. к 2012 г. % | ||
2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | ||
Продовольственные товары в т. ч. | - | - | - | - |
Алкоголь | 55,4 | 66,58 | 71,05 | 1,07 |
Бакалея | 17,5 | 38,5 | 31,33 | 0,81 |
Детское питание | 6,4 | 8,8 | 6,33 | 0,72 |
Кондитерские изделия | 15,5 | 20,13 | 23,47 | 1,16 |
Колбаса | 11,0 | 1,43 | 2,50 | 1,75 |
Хлеб | 3,8 | 3,62 | 3,78 | 1,04 |
Непродовольственные товары в т. ч. | - | - | - | - |
Хозяйственные товары | 25,5 | 31,0 | 57,5 | 1,85 |
Корма для животных | 5,7 | 4,63 | 10,0 | 2,16 |
Контроль за соблюдением сроков поставок возложен на заведующую магазином которая, в свою очередь, должна сообщать в торговый отдел при нарушениях заранее установленных графиков. Пример графика завозки товаров в магазин «Лоция» представлен в табл.9.
Таблица 9 - График завозки товаров в магазин
Группа | Поставщик | Частота завоза | Время завоза |
Мясо, птица | ОАО «Кировский мясокомбинат» | 2 раза в неделю | 12:00 – 14:00 |
ООО «Питание» | 2 раза в неделю | 9:00 – 10:00 | |
Костинская птицефабрика | 1 раз в неделю | 10:00 – 11:00 | |
Колбасные изделия | ОАО «Кировский мясокомбинат» | 3 раза в неделю | 9:00 – 10:00 |
ООО «Дороничи» | 3 раза в неделю | 10:00 – 12:00 | |
ОАО «Абсолютмяспром» | 2 раза в неделю | 9:00 – 10:00 | |
ЗАО «Заречье» | 3 раза в неделю | 10:00 – 12:00 | |
ООО «Таурас» | 2 раза в неделю | 9:00 – 10:00 | |
Кондитерские изделия | ООО «Нолинский пищекомбинат» | 2 раза в неделю | 9:00 – 10:00 |
ИП Коковихин | 3 раза в неделю | 10:00 – 13:00 | |
Хлебозавод № 5 | 3 раза в неделю | 9:00 – 10:00 | |
Хлебобулочные изделия | ОАО «БКК» | 14 раз в неделю | 9:00 – 10:00 14:00 – 16:00 |
ОАО «Кировхлеб» | 14 раз в неделю | 9:00 – 10:00 14:00 – 16:00 | |
Молоко | ЗАО «Кировский молочный комбинат» | 7 раз в неделю | 9:00 – 11:00 |
ОАО «Слободской молочный комбинат» | 7 раз в неделю | 9:00 – 11:00 | |
ООО «Лактис» | 5 раз в неделю | 9:00 – 10:00 | |
Фрукты, овощи | ООО «Фруктовый рай» | 3 раза в неделю | 10:00 – 11:00 |
ООО «Фрутсити» | 3 раза в неделю | 10:00 – 12:00 | |
ЗАО «Красногорский» | 3 раза в неделю | 10:00 – 11:00 |
Графики завоза товаров тесно связаны с маршрутами централизованной доставки товаров, разрабатываемыми базами, их составление предусматривает более эффективное использование грузоподъемности транспортных средств и кратчайшие пути доставки товаров. Они бывают линейные и кольцевые.
Линейные маршруты используются для доставки товаров за один рейс в один магазин. Таким маршрутом в магазин «Лоция» завозят товары с объемом, который составляет несколько тонн. По кольцевым маршрутам товары завозятся одним рейсом на несколько розничных торговых предприятий. Таким методом завозят свои товары большинство поставщиков.
Данный маршрут доставки товаров в магазине «Лоция» применяют для следующих товаров: соки, конфеты, печенье, консервация, промышленные товары, вино-водочные изделия, слабоалкогольная продукция, корма для животных и т.д.
2.3 Организация торгового обслуживания в магазине
Поступление товаров в магазин «Лоция» происходит от местных производителей централизовано, от индивидуальных предпринимателей - транспортом поставщика.
Поступивший товар принимается непосредственно в магазин. Разгрузка осуществляется грузчиками магазина вручную с использованием грузовых тележек и крючков.
Поступившие в магазин «Лоция» товары доставляют в зону приёмки. Приёмка товаров является одной из важных операций торгово-технологического процесса магазина «Лоция». Правильная организация приемки товаров по количеству и качеству оказывает непосредственное влияние на уровень обслуживания покупателей.
Материально-ответственные лица осуществляют приёмку, хранение и отпуск товарно-материальных ценностей. Они несут полную материальную ответственность за вверенные им ценности на основании заключенных договоров. При приёмке товаров заместители заведующей осуществляют проверку целостности упаковки, наличие ярлыков и маркировки, проверяет соответствие маркировки действительному наличию товаров в единице упаковки. Проверяет соответствие принимаемых товаров сопроводительным документам: товарно-транспортной накладной , счёту-фактуре , качественному удостоверению , сертификату.
Товары, поставленные без тары, в поврежденной или открытой таре, принимаются по массе нетто и количеству единиц в том месте, где происходит фактическая сдача их поставщиком получателю.