Файл: Тема Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина Вопросы для рассмотрения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 457
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, главными особенностями (новеллами) Конституции СССР 1936 г. были:
-
наметившийся отказ от идеологем «диктатуры пролетариата» в пользу «общенародной» риторики; -
всеобщее, равное, прямое и тайное голосование как принципы проведения выборов; -
фиксация впечатляющего блока социально-экономических прав и свобод. -
формализм, несовершенство личных и политических прав советских граждан, отсутствие их эффективных гарантий.
На основе новой Конституции СССР были разработаны и приняты Конституции союзных республик, в частности — Конституция РСФСР (21 января 1937 г.). Она закрепила новые системы органов власти, управления и выборов; изменившееся административно-территориальное деление, вызванное резко усилившейся централизацией управления при переходе к форсированной индустриализации и коллективизации сельского хозяйства.
Система органов власти и управления в РСФСР, как и в иных союзных республиках строилась по аналогии с центральными. Конституции союзных республик должны были соответствовать Конституции СССР. В случае расхождения союзного и республиканского вариантов действовал союзный закон.
5) Вскоре после Великой Отечественной войны по поручению Сталина велась разработка проекта новой Конституции СССР в 1946–1948 гг. (председатель Комиссии – А.А. Жданов).
Он предусматривал некоторое развитие демократических начал в жизни общества. В процессе обсуждения проекта Конституции в республиканских партийных и хозяйственных структурах были высказаны пожелания о децентрализации экономической жизни. Высказывались предложения о допущении наряду с государственной собственностью мелкого частного хозяйства крестьян и кустарей, о децентрализации экономической жизни, об усилении внимания к социальной сфере, предоставлении больших хозяйственных прав на местах, ликвидации специальных судов военного времени и военных трибуналов.
Однако в связи со смертью Жданова (VIII.1948 г.) и судом над его соратниками («ленинградское дело» 1949–1951 гг.), работа над новой Конституцией прекратилась
Затем, новые комиссии создавались на XIX (1952 г.) и XX (1956 г.) съездах партии, но без существенных подвижек.
6) На XXII съезде КПСС в 1961 г. руководство решило разработать новый проект Конституции (проект 1964 г.),
которая, как подчеркивал тогдашний глава государства Н.С. Хрущев, «должна …закрепить новые формы общественного и государственного устройства страны». К лету 1964 г. был подготовлен проект Конституции в котором разработчики попытались:
-
обозначить основные черты «периода развернутого коммунистического строительства»; -
показать преимущества нового социалистического общественного строя (в сравнении с буржуазным); -
законодательно оформить вывод о «перерастании государства диктатуры пролетариата в общенародное государство» и преобразование в этой связи Советов депутатов трудящихся в Советы народных депутатов. -
предлагалось конституционно закрепить положение о руководящей и направляющей роли КПСС в советском обществе. -
выдвигались даже предложения записать в Основном Законе, что высшая власть в стране принадлежит Коммунистической партии, а фактическое руководство политической и хозяйственной деятельностью в республиках — Центральным комитетам компартий и первым их секретарям. -
верховным органом государственной власти провозглашался Верховный Народный Совет СССР, добавление признака «народный» показывало особое значение Советов как органов, непосредственно представлявших интересы населения. -
при этом прерогативы ВНС были значительно шире, чем у ВС образца 1936 г. - он должен был стать высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом СССР. -
в проекте 1964 г. несколько изменился и статус Правительства, получившего название Правительственного Совета СССР, который, согласно проекту, являлся исполнительным и распорядительным органом Верховного Народного Совета СССР, отчитывался перед ним, а между сессиями Верховного народного Совета - перед Президиумом Верховного Народного Совета. -
во время разработки проекта 1964 г. обсуждалась и возможность введения в стране поста «главы государства» (президента) СССР, предусматривалось и введение должностей - аналогов вице-президентов СССР, которыми должны были являться заместители председателя Президиума. -
главным направлением развития политической системы было названо «развертывание общенародной демократии, выражающееся в невиданном росте активности и самодеятельности масс в управлении государством и народным хозяйством, в передаче некоторых функций государственных органов общественным организациям, в усилении общественных начал в деятельности государственных органов». -
в частности, предусматривалось и прямое участие советских граждан в управлении страной: вводился институт народного собрания (в производственных коллективах предприятий и учреждений, а также граждан по месту жительства). Предполагалось, что народные собрания будут рассматривать проекты законов, обсуждать вопросы управления производством и т. д. Госорганы и должностные лица обязывались сообщать народному собранию о выполнении его решений и мерах, принятых по его рекомендациям. -
предусматривалась и возможность проведения референдума. Хрущев стремился принять новую Конституции через всенародный референдум, не ограничиваясь ее одобрением Верховным Советом.
В целом проект Конституции 1964 г. производит впечатление документа, направленного на расширение социалистической демократии, защиту прав личности, создание условий для всестороннего развития общества. Недостатком проекта можно назвать его перегруженность теоретической схоластикой и декларативными положениями, имеющими, скорее, пропагандистское, нежели юридическое значение.
7)Конституции СССР 1977 года(«брежневская» конституция «развитого социализма»). С отставкой Хрущева и ревизией курса на непосредственное строительство коммунизма50 дальнейшая работа над проектом Конституции (председателем Комиссии стал новый глава СССР Л. И. Брежнев), несколько раз приостанавливалась, а затем (начиная с 1975 г.), существенно ускорилась. В проекте обозначились общие консервативные установки советской бюрократии:
-
общий замысел - создание «конституции развитого социализма» -
либеральные и технократические тенденции были существенно нивелированы -
главными задачами назывались дальнейшее упрочение материально-технической базы социализма на основе достижений научно-технической революции, создание всего комплекса условий для перехода к коммунизму -
пропагандировались тезисы об упрочении ведущей роли рабочего класса, -
о возрастании социальной однородности общества, -
о расширении прав и свобод граждан (следствие подписания Хельсинкского заключительного акта 1975 г.), -
растущем демократизме, об участии почти каждого взрослого человека в управлении делами своего государства. -
главное - в тексте проекта реализовывалась доктрина партийности (руководящей роли КПСС, ее властной монополии в жизни страны и государства).
27 мая 1977 г. Президиум ВС СССР принял решение вынести текст Конституции на всенародное обсуждение, в котором по мнению властей участвовали 130 млн человек – почти половина тогдашнего населения СССР.
Обсуждение проекта Конституции, как и другие пропагандистские кампании брежневской эпохи, стали триумфом формализма и имитациями демократических процедур, устроенными по инициативе партийного руководства. Тем не менее, в ходе обсуждения были учтены несколько предложений, высказанных гражданами, - их включили в окончательный вариант документа. Большинство писем касалось социальных проблем:
-
вопросов борьбы с пьянством -
нарушениями трудовой дисциплины -
вопросы, посвященные воспитанию детей и их привлечению к труду.
В Конституционную комиссию поступило около 400 тыс. предложений. На их основе
-
было исправлено 117 статей из 174 статей проекта и дополнено одной новой статьей о наказах избирателей. -
в текст Конституции внесено 323 поправки.
7 октября (будет затем праздником День Конституции до 1991 года), на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета IX созыва, Конституция была принята (отдельно каждой из палат Верховного Совета СССР - Советом Союза и Советом Национальностей – единогласно).
Структура. Конституция состояла из
-
Преамбулы -
+ Девяти разделов (прежняя «сталинская» Конституция 1936 г. на главы не делилась). 1-7 разделы подразделялись на главы (всего - 21 глава, тогда как в «сталинской» Конституции было 13 глав). Общее количество статей – 174 (в «сталинской» Конституции было 146 статей). -
Главной новацией Конституции была Преамбула, в которой:
-
констатировались построение «развитого социализма» -
создание «общенародного государства» (т. е. «отмирание государства» отодвигалось на неопределенный срок, а приоритетной становилась задача всестороннего укрепления законности и правопорядка); -
высшая цель государства – построение «бесклассового коммунистического общества»; -
основа экономической системы СССР - социалистическая собственность на средства производства; -
основа политической системы — Советы (в Конституции 1977 г. они называются Советами народных депутатов); -
социальная основа — союз рабочих, крестьян и интеллигенции; -
в Преамбуле также подчеркивалась преемственность идей и принципов с предшествующими ей конституциями 1918, 1924 и 1936 гг. («Работая над проектом, — подчеркивал Брежнев, — мы прочно стояли на почве преемственности»).
-
В тексте Конституции появились новые главы:
-
о политической системе общества (глава1), -
социальном развитии и культуре (глава 3), -
статусе народного депутата (глава14). - 1 2 3 4 5 6
глава 4 (не имевшая аналогов в предыдущих конституциях) трактовала вопросы внешней политики.
-
В Конституции был официально отражен действительный стержень механизма власти в СССР – КПСС:
-
партия называлась «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций» (6-я статья); -
силой, определяющей генеральную перспективу развития общества, направление внутренней и внешней политики СССР (т.е. Конституция 1977 г. даже в более четкой и однозначной форме, чем Конституция 1936 г. закрепила дуалистическую структуру власти, существовавшую в стране). -
это узаконение реальной роли партии резко повышало значение партийного аппарата во всей властной вертикали, -
превращало членство в партии в практически обязательное условие для любой служебной карьеры; -
привело к еще более монопольному контролю партийных организаций за деятельностью предприятий и учреждений.
Ст.6 фактически была первой и единственной полноценной («работающей») нормой Конституции 1977 г.
При всей одиозности ст. 6, интерпретируемой обычно как реакционный ответ бюрократии на кризис советской политической системы, включение ее в Конституцию знаменовало собой осторожное движение в сторону политической реальности (КПСС обладала всей полнотой власти и до принятия ст. 6, но тщательно это камуфлировала). По сути дела, речь шла о попытке выразить неправовую власть партии в правовых терминах, легитимизировать КПСС, ее руководящую роль в политической системе СССР, как проверенную и подтвержденную историческим опытом страны и развитием социалистического общества.
-
Права и свободы.
-
на развитие «подлинной демократии» были ориентированы новые формы «непосредственной демократии»:
-
всенародное обсуждение и референдум; -
новые гражданские права на обжалование действий должностных лиц (это право долго было фикцией и в полной мере могло быть реализовано лишь с принятием в 1989 г. соответствующего закона СССР); -
судебную защиту от посягательства на честь и достоинство; -
свобода критики и запрет на преследования за нее (ст. 49).
-
в Конституции 1977 г., по сравнению с прежней Конституцией 1936 г. закреплялись новые права51 на:
-
охрану здоровья, -
жилище; -
пользование достижениями культуры; -
на свободу научного, технического, художественного творчества; -
право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности.