Файл: Тема Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина Вопросы для рассмотрения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 457

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, главными особенностями (новеллами) Конституции СССР 1936 г. были:

  • наметившийся отказ от идеологем «диктатуры пролетариата» в пользу «общенародной» риторики;

  • всеобщее, равное, прямое и тайное голосование как принципы проведения выборов;

  • фиксация впечатляющего блока социально-экономических прав и свобод.

  • формализм, несовершенство личных и политических прав советских граждан, отсутствие их эффективных гарантий.

На основе новой Конституции СССР были разработаны и приняты Конституции союзных республик, в частностиКонституция РСФСР (21 января 1937 г.). Она закрепила новые системы органов власти, управления и выборов; изменившееся административно-территориальное деление, вызванное резко усилившейся централизацией управления при переходе к форсированной индустриализации и коллективизации сельского хозяйства.

Система органов власти и управления в РСФСР, как и в иных союзных республиках строилась по аналогии с центральными. Конституции союзных республик должны были соответствовать Конституции СССР. В случае расхождения союзного и республиканского вариантов действовал союзный закон.

5) Вскоре после Великой Отечественной войны по поручению Сталина велась разработка проекта новой Конституции СССР в 1946–1948 гг. (председатель Комиссии – А.А. Жданов).

Он предусматривал некоторое развитие демократических начал в жизни общества. В процессе обсуждения проекта Конституции в республиканских партийных и хозяйственных структурах были высказаны пожелания о децентрализации экономической жизни. Высказывались предложения о допущении наряду с государственной собственностью мелкого частного хозяйства крестьян и кустарей, о децентрализации эконо­мической жизни, об усилении внимания к социальной сфере, предоставлении больших хозяйственных прав на местах, ликвидации специальных судов военного времени и военных трибуналов.

Однако в связи со смертью Жданова (VIII.1948 г.) и судом над его соратниками («ленинградское дело» 1949–1951 гг.), работа над новой Конституцией прекратилась

Затем, новые комиссии создавались на XIX (1952 г.) и XX (1956 г.) съездах партии, но без существенных подвижек.

6) На XXII съезде КПСС в 1961 г. руководство решило разработать новый проект Конституции (проект 1964 г.),
которая, как подчеркивал тогдашний глава государства Н.С. Хрущев, «должна …закрепить новые формы общественного и государственного устройства страны». К лету 1964 г. был подготовлен проект Конституции в котором разработчики попытались:

  • обозначить основные черты «периода развернутого коммунистического строительства»;

  • показать преимущества нового социалистического общественного строя (в сравнении с буржуазным);

  • законодательно оформить вывод о «перерастании государства диктатуры пролетариата в общенародное государство» и преобразование в этой связи Советов депутатов трудящихся в Советы народных депутатов.

  • предлагалось конституционно закрепить положение о руководящей и направляющей роли КПСС в советском обществе.

  • выдвигались даже предложения записать в Основном Законе, что высшая власть в стране принадлежит Коммунистической партии, а фактическое руководство политической и хозяйственной деятельностью в республиках — Центральным комитетам компартий и первым их секретарям.

  • верховным органом государственной власти провозглашался Верховный Народный Совет СССР, добавление признака «народный» показывало особое значение Советов как органов, непосредственно представлявших интересы населения.

  • при этом прерогативы ВНС были значительно шире, чем у ВС образца 1936 г. - он должен был стать высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом СССР.

  • в проекте 1964 г. несколько изменился и статус Правительства, получившего название Правительственного Совета СССР, который, согласно проекту, являлся исполнительным и распорядительным органом Верховного Народного Совета СССР, отчитывался перед ним, а между сессиями Верховного народного Совета - перед Президиумом Верховного Народного Совета.

  • во время разработки проекта 1964 г. обсуждалась и возможность введения в стране поста «главы государства» (президента) СССР, предусматривалось и введение должностей - аналогов вице-президентов СССР, которыми должны были являться заместители председателя Президиума.

  • главным направлением развития политической системы было названо «развертывание общенародной демократии, выражающееся в невиданном росте активности и самодеятельности масс в управлении государством и народным хозяйством, в передаче некоторых функций государственных органов общественным организациям, в усилении общественных начал в деятельности государственных органов».

  • в частности, предусматривалось и прямое участие советских граждан в управлении страной: вводился институт народного собрания (в производственных коллективах предприятий и учреждений, а также граждан по месту жительства). Предполагалось, что народные собрания будут рассматривать проекты законов, обсуждать вопросы управления производством и т. д. Госорганы и должностные лица обязывались сообщать народному собранию о выполнении его решений и мерах, принятых по его рекомендациям. 

  • предусматривалась и возможность проведения референдума. Хрущев стремился принять новую Конституции через всенародный референдум, не ограничиваясь ее одобрением Верховным Советом.


В целом проект Конституции 1964 г. производит впечатление документа, направленного на расширение социалистической демократии, защиту прав личности, создание условий для всестороннего развития общества. Недостатком проекта можно назвать его перегруженность теоретической схоластикой и декларативными положениями, имеющими, скорее, пропагандистское, нежели юридическое значение.

7)Конституции СССР 1977 года(«брежневская» конституция «развитого социализма»). С отставкой Хрущева и ревизией курса на непосредственное строительство коммунизма50 дальнейшая работа над проектом Конституции (председателем Комиссии стал новый глава СССР Л. И. Брежнев), несколько раз приостанавливалась, а затем (начиная с 1975 г.), существенно ускорилась. В проекте обозначились общие консервативные установки советской бюрократии:

  • общий замысел - создание «конституции развитого социализма»

  • либеральные и технократические тенденции были существенно нивелированы

  • главными задачами назывались дальнейшее упрочение материально-технической базы социализма на основе достижений научно-технической революции, создание всего комплекса условий для перехода к коммунизму

  • пропагандировались тезисы об упрочении ведущей роли рабочего класса,

  • о возрастании социальной однородности общества,

  • о расширении прав и свобод граждан (следствие подписания Хельсинкского заключительного акта 1975 г.),

  • растущем демократизме, об участии почти каждого взрослого человека в управлении делами своего государства.

  • главное - в тексте проекта реализовывалась доктрина партийности (руководящей роли КПСС, ее властной монополии в жизни страны и государства).

27 мая 1977 г. Президиум ВС СССР принял решение вынести текст Конституции на всенародное обсуждение, в котором по мнению властей участвовали 130 млн человек – почти половина тогдашнего населения СССР.

Обсуждение проекта Конституции, как и другие пропагандистские кампании брежневской эпохи, стали триумфом формализма и имитациями демократических процедур, устроенными по инициативе партийного руководства. Тем не менее, в ходе обсуждения были учтены несколько предложений, высказанных гражданами, - их включили в окончательный вариант документа. Большинство писем касалось социальных проблем:

  • вопросов борьбы с пьянством

  • нарушениями трудовой дисциплины

  • вопросы, посвященные воспитанию детей и их привлечению к труду.


В Конституционную комиссию поступило около 400 тыс. предложений. На их основе

  • было исправлено 117 статей из 174 статей проекта и дополнено одной новой статьей о наказах избирателей.

  • в текст Конституции внесено 323 поправки.

7 октября (будет затем праздником День Конституции до 1991 года), на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета IX созыва, Конституция была принята (отдельно каждой из палат Верховного Совета СССР - Советом Союза и Советом Национальностей – единогласно).

Структура. Конституция состояла из

  • Преамбулы

  • + Девяти разделов (прежняя «сталинская» Конституция 1936 г. на главы не делилась). 1-7 разделы подразделялись на главы (всего - 21 глава, тогда как в «сталинской» Конституции было 13 глав). Общее количество статей – 174 (в «сталинской» Конституции было 146 статей).

  • Главной новацией Конституции была Преамбула, в которой:

  • констатировались построение «развитого социализма»

  • создание «общенародного государства» (т. е. «отмирание государства» отодвигалось на неопределенный срок, а приоритетной становилась задача всестороннего укрепления законности и правопорядка);

  • высшая цель государства – построение «бесклассового коммунистического общества»;

  • основа экономической системы СССР - социалистическая собственность на средства производства;

  • основа политической системы — Советы (в Конституции 1977 г. они называются Советами народных депутатов);

  • социальная основа — союз рабочих, крестьян и интеллигенции;

  • в Преамбуле также подчеркивалась преемственность идей и принципов с предшествующими ей конституциями 1918, 1924 и 1936 гг. («Работая над проектом, — подчеркивал Брежнев, — мы прочно стояли на почве преемственности»).

  • В тексте Конституции появились новые главы:

  • о политической системе общества (глава1),

  • социальном развитии и культуре (глава 3),

  • статусе народного депутата (глава14).

  • 1   2   3   4   5   6

глава 4 (не имевшая аналогов в предыдущих конституциях) трактовала вопросы внешней политики.

  • В Конституции был официально отражен действительный стержень механизма власти в СССР – КПСС:

  • партия называлась «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций» (6-я статья);

  •  силой, определяющей генеральную перспективу развития общества, направление внутренней и внешней политики СССР (т.е. Конституция 1977 г. даже в более четкой и однозначной форме, чем Конституция 1936 г. закрепила дуалистическую структуру власти, существовавшую в стране).

  • это узаконение реальной роли партии резко повышало значение партийного аппарата во всей властной вертикали,

  • превращало членство в партии в практически обязательное условие для любой служебной карьеры;

  • привело к еще более монопольному контролю партийных организаций за деятельностью предприятий и учреждений.

Ст.6 фактически была первой и единственной полноценной («работающей») нормой Конституции 1977 г.

При всей одиозности ст. 6, интерпретируемой обычно как реакционный ответ бюрократии на кризис советской политической системы, включение ее в Конституцию знаменовало собой осторожное движение в сторону политической реальности (КПСС обладала всей полнотой власти и до принятия ст. 6, но тщательно это камуфлировала). По сути дела, речь шла о попытке выразить неправовую власть партии в правовых терминах, легитимизировать КПСС, ее руководящую роль в политической системе СССР, как проверенную и подтвержденную историческим опытом страны и развитием социалистического общества.

  • Права и свободы.

  • на развитие «подлинной демократии» были ориентированы новые формы «непосредственной демократии»:

  • всенародное обсуждение и референдум;

  • новые гражданские права на обжалование действий должностных лиц (это право долго было фикцией и в полной мере могло быть реализовано лишь с принятием в 1989 г. соответствующего закона СССР);

  • судебную защиту от посягательства на честь и достоинство;

  • свобода критики и запрет на преследования за нее (ст. 49).

  • в Конституции 1977 г., по сравнению с прежней Конституцией 1936 г. закреплялись новые права51 на:

  • охрану здоровья,

  • жилище;

  • пользование достижениями культуры;

  • на свободу научного, технического, художественного творчества;

  • право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности.