Файл: Тема Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина Вопросы для рассмотрения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 455
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Например, нельзя отнести к законам регламенты палат Федерального Собрания. Эти акты хотя и принимаются каждой палатой парламента, но в соответствии с Конституцией РФ предназначены для организации внутренней деятельности палаты и не требуют утверждения другой палатой, а также подписи Президента. Этим они отличаются от законов. Регламенты регулируют круг вопросов, связанных с организацией работы палат, осуществлением законодательного процесса (создание комиссий и комитетов, порядок прохождения законопроектов и т. д.). Это нормативные акты с внутренней сферой применения.
2. Подзаконные НПА составляют более многочисленную группу актов, нормы которых регулируют сферу конституционно-правовых отношений. Они имеют следующие разновидности.
Указы и распоряжения Президента Российской Федерации. Такие акты обычны для главы государства в любой стране. В Конституции РФ указывается, что они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Отсюда следует, что указы и распоряжения Президента относятся к числу подзаконных актов, т. е. могут быть отменены федеральным законом, при том, что сам Президент своими актами не может отменять законы.
Указы Президента могут быть нормативными (см. ч. 2 ст. 125 Конституции) и ненормативными.
Первые издаются на основании конституционных полномочий Президента или в случае пробелов в законодательстве. Примером может служить Указ Президента РФ от 18 августа 2014 г. N 572 «Об обеспечении деятельности Верховного Суда Российской Федерации».
Вторые — это акты применения Президентом какого-то закона. По времени действия и по кругу лиц, на которых они распространяются, они носят ограниченный характер. Их примерами являются указы Президента о награждении государственными наградами, в которых упоминаются конкретные лица, удостаиваемые того или иного звания, ордена или медали.
Президент издает указы в пределах своей компетенции, однако периодически, когда возникают вопросы, требующие оперативного урегулирования, Президент издает нормативные указы по отдельным вопросам, относящимся к полномочиям парламента, которые сохраняют свое действие до тех пор, пока не будут изданы соответствующие федеральные законы. Противники этой формы актов опасаются, что такое «указное право» может подменить собой законы. Но для таких опасений нет юридических оснований, так как речь идет об актах явно временного характера и легко отменяемых путем принятия законов.
Распоряжениями Президента РФ оформляются решения по оперативным, кадровым и организационным вопросам, а также по вопросам работы органов исполнительной власти и Администрации Президента РФ.
Указы и распоряжения Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию в соответствии с Указом Президента РФ О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (в редакции от 13 августа 1998 г.).
Аналогичные правовые акты для своих территорий издают президенты и главы администраций (губернаторы) республик и других субъектов Российской Федерации.
Постановления и распоряжения Правительства РФ. Поскольку Правительство осуществляет исполнительную власть, оно издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации (ст. 115 Конституции).
Но не все постановления Правительства, как и другие его акты, имеют нормативное значение и относятся к числу источников конституционного права. Таковыми являются только те акты, которые содержат общеобязательные нормы, регулирующие отношения в сфере той или иной отрасли права.
Все правительственные акты являются подзаконными актами, т. е. должны соответствовать Конституции, законам, а также указам Президента РФ (которые сами являются подзаконными, но имеют большую силу, чем правительственные акты).
При этом акты Правительства РФ, как вышестоящего органа исполнительной власти обязательны для нижестоящих органов (федеральных министерств, служб, агентств).
Постановления Правительства РФ являются также обязательными для органов исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции) и совместному ведению Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции).
Постановления и распоряжения Правительства РФ должны быть официально опубликованы.
Конституция РФ не предусматривает принятия Правительством РФ регламента своей работы, но такой документ Правительством принимается; он регулирует его внутреннюю организацию и порядок деятельности.
Права, свободы и обязанности человека и гражданина, правовой статус организаций регламентируются также подзаконными правовыми актами, издаваемыми такими федеральными органами исполнительной власти, как министерства, а также службы, агентства и иные ведомства. Основным актом этих органов является приказ (министра, директора, руководителя).
К этой же категории ведомственных НПА относятся затрагивающие конституционно-правовые вопросы акты министерств, управлений, департаментов и т.п. субъектов РФ, которые имеют юридическую силу на территории своих регионов.
Акты органов местного самоуправления. Конституция отмечает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (ст. 12). Это означает, что органы местного самоуправления вправе издавать свои правовые акты (например, уставы муниципальных образований, постановления представительных органов местного самоуправления и др.). И если эти акты регулируют отношения в сфере конституционного права (например, расширяют права и свободы или усиливают их гарантии), то они должны признаваться его источником. Этот вывод не противоречит конституционному указанию (в той же статье) на то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. При любом толковании этого указания ясно, что не может быть предусмотренных Конституцией органов самоуправления, которые осуществляли бы публичную власть без издания правовых актов.
Особое место среди НПА занимают нормативные правовые акты СССР и РСФСР. Некоторые из этих актов (как законов так и подзаконных НПА) являются источниками конституционного права России в силу принципа правопреемственности или на период, пока не будет принято заменяющее их законодательство.
Например, по-прежнему действующим является Закон СССР от 24 июня 1991 г. № 2261-1 «О порядке вывода, пересылки и истребования личных документов советских и иностранных граждан и лиц без гражданства из СССР за границу»).
Заключительные и переходные положения Конституции1993 г. (раздел второй) устанавливают, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции РФ. Сохраняет свое правовое значение ряд законов и постановлений, принятых Съездом народных депутатов и Верховным Советом СССР и РСФСР, а также постановлений Совета Министров СССР и РСФСР.
Сохранение некоторых нормативных правовых актов советской эпохи в действующем российском конституционном законодательстве объясняется незавершенностью процесса формирования системы законодательства России, хотя по мере принятия новых законов и других правовых актов число их постоянно убывает.
2) Декларативные источники конституционного права.
Декларации – специфические нормативные акты, как правило принимаемые представительными учреждениями, в которых «формулируются принципы, обязательные для всего конституционно-правового развития государства, провозглашаются новые концепции, определяющие развитие государственности, содержащие принципы, которые признаются необходимыми для политики в определенной сфере и которым должно быть подчинено соответствующее законодательство»25.
Декларации устанавливают тот вектор, которого должны придерживаться органы государственной власти как и при принятии федеральных конституционных и федеральных законов, так при ратификации международных договоров26.
В этой правовой форме были приняты важные конституционно-правовые нормы: Декларация о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990 г.), Декларация о языках народов России (25 октября 1991 г.). Они были приняты высшим законодательным органом страны того времени — Съездом народных депутатов. В 1990-е гг. декларации о государственном суверенитете принимались некоторыми республиками в составе Российской Федерации, но после постановления Конституционного Суда РФ (2000 г.), признавшего положения о суверенитете республик в их конституциях не соответствующими Конституции РФ, эти декларации утратили силу.
Как было сказано выше, декларации обычно устанавливают общие принципы конституционно правового развития. Ныне эти принципы реализованы в принятой в 1993 г. Конституции РФ. Конституция не содержит какого-либо упоминания о праве Федерального Собрания принимать декларации, об их юридической силе и о порядке принятия. Но поскольку это и не исключено, можно сделать вывод, что парламент вправе принимать подобного рода акты без притязания на их высшую юридическую силу и без соблюдения обычной законодательной процедуры.
3) Договорно-правовые источники конституционного права РФ создаются но основе согласованной воли двух и более субъектов правотворчества. Этим они отличаются от НПА, для создания которых достаточно воли одного, конкретного субъекта правотворчества.
Говоря об этой группе источников конституционного права, необходимо обратить внимание на то, что следует различать, во-первых, нормативные международные договоры, заключаемые Российской Федерацией с другими суверенными государствами, и, во-вторых, внутренние договоры и соглашения, заключаемые между Федерацией и ее субъектами или между субъектами Федерации.
1. Примерами нормативных международных договоров (или сокращенно – международных договоров), относящихся к сфере конституционного права, являются:
-
Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. (вступил в силу на территории СССР 23 марта 1976 г.). -
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (вступил в силу на территории СССР 3 января 1976 г.). -
Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. (вступила в силу на территории Российской Федерации 11 августа 1998 г.) и другие договоры.
Заключение Российской Федерацией договоров с другими государствами регулируется Федеральным законом о международных договорах Российской Федерации от 15 июля 1995 г. Этот закон устанавливает, что положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно.27 Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты. Законом устанавливаются порядок ратификации международных договоров, порядок присоединения Российской Федерации к международным договорам, вступление в силу, выполнение, прекращение и приостановление действия международных договоров.
В ч.4. статьи 15 Конституции РФ, международные договоры Российской Федерации определены составной частью ее правовой системы и кроме того установлен приоритет международных договоров по отношению к внутреннему законодательству РФ, в том смысле, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Эта весьма многозначительна конституционная формула о примате договорной нормы по отношению к закону формально позволяет сделать вывод о том, что в иерархии источников права ратифицированный международный договор стоит выше, чем закон, поскольку нормы последнего не могут отменять или противоречить нормам международного договора.
Отметим, что это правило о приоритете международных договоров над российскими законами, в текущих политических условиях было признано общественностью и законодателем очевидно нарушающим суверенитет России. Ввиду этого оно было существенно нивелировано новеллой, установленной Законом РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти". Эта новела, появившаяся в статье 79 Конституции РФ, устанавливает, что «решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, не подлежат исполнению в Российской Федерации».