Файл: Учебнометодический комплекс Для студентовбакалавров, обучающихся по направлению.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 192

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Учебно-методический комплекс

УДК 512.57

ББК 22.14

П88

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. Понятия об основных алгебраических структурах.

§1. Алгебры. Подалгебры. Гомоморфизмы алгебр.

§2. Группа. Аксиомы группы.

§3. Подгруппа. Достаточные условия подгруппы.

Глава 2. Матрицы и определители.

§1.Матрицы. Группа и кольцо матриц.

§2. Определители, их свойства.

Глава 3. Системы линейных уравнений, методы их решения.

Глава 4. Комплексные числа.

Глава 5. Теория делимости в кольце Z.

§1. Отношение делимости в Z и его свойства.

§3. Взаимно простые числа и их свойства.

§4. НОК целых чисел и его свойства.

§5. Простые числа и их свойства.

Глава 6. Теория делимости в кольце Р[х].

§1. Построение кольца Р[х].

§2. Отношение делимости в кольце Р[х] и его свойства.

Свойства отношения делимости в кольце Р[x].

§3. Деление с остатком в кольце P[x].

§4. Приводимые и неприводимые многочлены

в кольце Р[х].

§5. Методы нахождения корней многочлена

n - ой степени.

4=1.

Тогда



Так как свободным переменным мы можем давать любые числовые значения, то будем получать бесконечное множество решений системы.

Замечание 1. Теорему (1) можно сформулировать в терминах ранга матриц. Действительно, пусть rang А=r1 , rangВ= r2, где А -матрица системы (1), В - расширенная матрица системы (1)

B =

Теорема 1. (Теорема Кронекера-Капелли).

Система: где i=1, 2, ..., k будет:

1) совместной, если rang A = rang В;

2) совместной и неопределённой, если rang A = rang B < n;

3) несовместной, если rang А  rang В.

Пример 2. Выяснить, совместна ли система



Решение.

Составляем расширенную матрицу В и одновременно находим ранги матриц А и В.

RangA=2, RangB=3 Значит, система не имеет решений

Понятие обратимой матрицы лежит в основе матричного метода решения систем линейных уравнений.

В отличие от универсального (общего) метода Гаусса, этот метод имеет существенные ограничения, так как его можно применять лишь для решения систем вида:

1)

матрица А = ||ik||которых должна быть обратима. Тогда систему (1) можно записать в виде матричного уравнения (2) АХ=В, где

А = Х = В =

Так как А - обратима, то найдя матрицу А-1, из уравнения (2) можно выразить матрицу Х= А-1 В.

Замечание. Здесь важно соблюдать порядок умножения матриц (слева или справа), так как умножение матриц некоммутативно.

Пример 3. Решить систему матричным методом

Введём обозначения:

А =
, Х = , В =

Тогда система в матричной форме будет иметь вид: (*)АХ=В

Так как rangА=3 и ее порядок 3x3, тo  А-1: А-1 А=А А-1 = Е. Если равенство (*) домножить слева на А-1, то получим:

А-1АХ = А-1В => Х= А-1 В

Чтобы теперь найти X, нужно вычислить А-1 и найти произведение А-1В.

(A|E)=



X = x1 = 4, x2 = -2, x3= 1

Проверка:



Понятие определителя n-гопорядка позволило разработать ещё один локальный метод решения систем линейных уравнений. Если дана система (n) уравнений с nпеременными

где i=1, 2, ...,n

и определитель матрицы этой системы отличен от нуля, то есть

|A| 0, то решение этой системы можно вычислить по формулам Крамера: i = 1, 2,…, n, где |A| - определитель матрицы А данной системы, а определители |Ai| получаются из определителя |A|путём последовательной замены i-го столбца столбцом свободных членов.

Пример 4. Решить систему методом Крамера:



Вычисляем определитель матрицы А этой системы

|A| = = 12-2+0-0-8+3=5

Заменив в этом определителе первый столбец столбцом свободных членов, получим определитель |A1|

|A1| = = 4+0+0+8+1+0=13

Заменив в определителе |A| второй столбец столбцом свободных членов, получим определитель

|A2| = = 34

Аналогично находим и вычисляем определитель•

|A3| =

= 2

Тогда x1 = ; x2 = ; x3 =


Проверка:
С системой (1) где i=1, 2, ..., kвсегда можно связать систему (2) , которая называется системой линейных однородных уравнений. Эта система всегда совместна, так как вектор  = (0, 0,..., 0) является её решением, кроме этого, для этой системы всегда rang A=rangВ, т.к. столбец свободных членов равен нулю. Поэтому, если rang A
Теорема 2. М,+ {|  R.} - является линейным пространством.

Доказательство:

В данном случае не нужно проверять все аксиомы линейного пространства, т.к. решением системы (элементами множества М) являются арифметические векторы, то достаточно доказать, что М является подпространством Rn .

Для этого нужно взять любые два решения системы (2) и показать, что их сумма будет решением системы (2), а так же произведение любого решения на действительное число снова будет решением системы (2). Действительно: пусть b = (1, 2, …, n,) и c = (1, 2, …, n,) - решения системы (2). Найдём b + c = (1+ d1, b2+ d2,…, bn+dn) и подставим в систему (2), получим: i1(1+ d1) + i2(2+ d2) + …+ in(n+ dn) = (i11 + i22 +…+ inn) + +(ai1d1 + ai2d2 +…+ aindn )=0+0=0

Аналогично, b=(1, 2, …, n), ai1(b1)+ai2(b2)+…+ain(bn) = (i11+i22 +…+inn) = •0 = 0

Итак, М,+ {|  R.} - линейное пространство.

Базу этого пространства называют фундаментальной системой решений (Ф.С.Р.).

Покажем на конкретном примере алгоритм её нахождения.

Пример 5. Найти Ф.С.Р. для системы:



Решение.

1 шаг. Методом Гаусса находим общее решение данной системы:




Пусть X3, X4 – свободные переменные, X1, X2 – главные.

Тогда - общее решение системы .

2 шаг. Записываем таблицу:


X1

X2

X3

X4

-2

3

1

0

2

-3

0

1

свободным переменным придаём значения (1,0) и (0,1) и вычисляем главные переменные.

Тогда два вектора C1 = (-2,3,1,0), С2=(2,-3, 0, 1) будут базой пространства М (Ф.С.Р.).



Глава 4. Комплексные числа.



Содержание темы.

Теорема о существовании поля комплексных чисел. Действия над комплексными числами в алгебраической форме. Геометрическая интерпретация комплексных чисел, тригонометрическая форма записи, действия над комплексными числами в тригонометрической форме.

Основные умения и навыки, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения этой темы:

- уметь изображать комплексные числа на координатной плоскости в виде точек и радиус-векторов и наоборот;

- уметь находить модуль и аргумент zC, переходить от алгебраической формы записи комплексного числа к тригонометрической и наоборот;

- уметь выполнять арифметические операции над комплексными числами в алгебраической и тригонометрической форме, понимать их геометрический смысл;

- использовать полученные знания при решении задач алгебры и геометрии.

Все теоретические положения и практические выводы этой темы вытекают из теоремы о существовании поля комплексных чисел.

Теорема 1: Существует единственное, с точностью до изоморфизма, поле С, в котором выполняются следующие условия:

1. Поле R является подполем поля С.

2. i2 = -1

3. zC х, yR: z = x+ iy

Запись комплексного числа zв виде х + iy называется его алгебраической формой, при этом (х) называют действительной частью комплексного числа, iy - мнимой частью, а (у) – коэффи-циентом мнимой части. Обозначение: Re z - действительная часть, Im z - мнимая часть комплексного числа.

Так как (z = х + iy)  (C = R x R), то с геометрической точки зрения, любое комплексное число имеет две равноправные геометрические интерпретации (модели).

а) точка координатной плоскости А (х, у);

б) радиус-вектор с концом в точке с координатами (х, у)

Геометрический подход к понятию комплексного числа позволяет записывать его в так называемой тригонометрической форме.

Для этого вводятся понятия модуля и аргумента комплексного числа.

Определение 1: Модулем комплексного числа z называется арифметическое значение корня квадратного из х