Файл: Учебнометодический комплекс Для студентовбакалавров, обучающихся по направлению.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 192
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятия об основных алгебраических структурах.
§1. Алгебры. Подалгебры. Гомоморфизмы алгебр.
§3. Подгруппа. Достаточные условия подгруппы.
Глава 2. Матрицы и определители.
§1.Матрицы. Группа и кольцо матриц.
§2. Определители, их свойства.
Глава 3. Системы линейных уравнений, методы их решения.
Глава 5. Теория делимости в кольце Z.
§1. Отношение делимости в Z и его свойства.
§3. Взаимно простые числа и их свойства.
§4. НОК целых чисел и его свойства.
§5. Простые числа и их свойства.
Глава 6. Теория делимости в кольце Р[х].
§2. Отношение делимости в кольце Р[х] и его свойства.
Свойства отношения делимости в кольце Р[x].
§3. Деление с остатком в кольце P[x].
§4. Приводимые и неприводимые многочлены
Тогда
Так как свободным переменным мы можем давать любые числовые значения, то будем получать бесконечное множество решений системы.
Замечание 1. Теорему (1) можно сформулировать в терминах ранга матриц. Действительно, пусть rang А=r1 , rangВ= r2, где А -матрица системы (1), В - расширенная матрица системы (1)
B =
Теорема 1. (Теорема Кронекера-Капелли).
Система: где i=1, 2, ..., k будет:
1) совместной, если rang A = rang В;
2) совместной и неопределённой, если rang A = rang B < n;
3) несовместной, если rang А rang В.
Пример 2. Выяснить, совместна ли система
Решение.
Составляем расширенную матрицу В и одновременно находим ранги матриц А и В.
RangA=2, RangB=3 Значит, система не имеет решений
Понятие обратимой матрицы лежит в основе матричного метода решения систем линейных уравнений.
В отличие от универсального (общего) метода Гаусса, этот метод имеет существенные ограничения, так как его можно применять лишь для решения систем вида:
1)
матрица А = ||ik||которых должна быть обратима. Тогда систему (1) можно записать в виде матричного уравнения (2) АХ=В, где
А = Х = В =
Так как А - обратима, то найдя матрицу А-1, из уравнения (2) можно выразить матрицу Х= А-1 В.
Замечание. Здесь важно соблюдать порядок умножения матриц (слева или справа), так как умножение матриц некоммутативно.
Пример 3. Решить систему матричным методом
Введём обозначения:
А =
, Х = , В =
Тогда система в матричной форме будет иметь вид: (*)АХ=В
Так как rangА=3 и ее порядок 3x3, тo А-1: А-1 А=А А-1 = Е. Если равенство (*) домножить слева на А-1, то получим:
А-1АХ = А-1В => Х= А-1 В
Чтобы теперь найти X, нужно вычислить А-1 и найти произведение А-1В.
(A|E)=
X = x1 = 4, x2 = -2, x3= 1
Проверка:
Понятие определителя n-гопорядка позволило разработать ещё один локальный метод решения систем линейных уравнений. Если дана система (n) уравнений с nпеременными
где i=1, 2, ...,n
и определитель матрицы этой системы отличен от нуля, то есть
|A| 0, то решение этой системы можно вычислить по формулам Крамера: i = 1, 2,…, n, где |A| - определитель матрицы А данной системы, а определители |Ai| получаются из определителя |A|путём последовательной замены i-го столбца столбцом свободных членов.
Пример 4. Решить систему методом Крамера:
Вычисляем определитель матрицы А этой системы
|A| = = 12-2+0-0-8+3=5
Заменив в этом определителе первый столбец столбцом свободных членов, получим определитель |A1|
|A1| = = 4+0+0+8+1+0=13
Заменив в определителе |A| второй столбец столбцом свободных членов, получим определитель
|A2| = = 34
Аналогично находим и вычисляем определитель•
|A3| =
= 2
Тогда x1 = ; x2 = ; x3 =
Проверка:
С системой (1) где i=1, 2, ..., kвсегда можно связать систему (2) , которая называется системой линейных однородных уравнений. Эта система всегда совместна, так как вектор = (0, 0,..., 0) является её решением, кроме этого, для этой системы всегда rang A=rangВ, т.к. столбец свободных членов равен нулю. Поэтому, если rang A
Теорема 2. М,+ {| R.} - является линейным пространством.
Доказательство:
В данном случае не нужно проверять все аксиомы линейного пространства, т.к. решением системы (элементами множества М) являются арифметические векторы, то достаточно доказать, что М является подпространством Rn .
Для этого нужно взять любые два решения системы (2) и показать, что их сумма будет решением системы (2), а так же произведение любого решения на действительное число снова будет решением системы (2). Действительно: пусть b = (1, 2, …, n,) и c = (1, 2, …, n,) - решения системы (2). Найдём b + c = (1+ d1, b2+ d2,…, bn+dn) и подставим в систему (2), получим: i1(1+ d1) + i2(2+ d2) + …+ in(n+ dn) = (i11 + i22 +…+ inn) + +(ai1d1 + ai2d2 +…+ aindn )=0+0=0
Аналогично, b=(1, 2, …, n), ai1(b1)+ai2(b2)+…+ain(bn) = (i11+i22 +…+inn) = •0 = 0
Итак, М,+ {| R.} - линейное пространство.
Базу этого пространства называют фундаментальной системой решений (Ф.С.Р.).
Покажем на конкретном примере алгоритм её нахождения.
Пример 5. Найти Ф.С.Р. для системы:
Решение.
1 шаг. Методом Гаусса находим общее решение данной системы:
Пусть X3, X4 – свободные переменные, X1, X2 – главные.
Тогда - общее решение системы .
2 шаг. Записываем таблицу:
-
X1
X2
X3
X4
-2
3
1
0
2
-3
0
1
свободным переменным придаём значения (1,0) и (0,1) и вычисляем главные переменные.
Тогда два вектора C1 = (-2,3,1,0), С2=(2,-3, 0, 1) будут базой пространства М (Ф.С.Р.).
Глава 4. Комплексные числа.
Содержание темы.
Теорема о существовании поля комплексных чисел. Действия над комплексными числами в алгебраической форме. Геометрическая интерпретация комплексных чисел, тригонометрическая форма записи, действия над комплексными числами в тригонометрической форме.
Основные умения и навыки, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения этой темы:
- уметь изображать комплексные числа на координатной плоскости в виде точек и радиус-векторов и наоборот;
- уметь находить модуль и аргумент zC, переходить от алгебраической формы записи комплексного числа к тригонометрической и наоборот;
- уметь выполнять арифметические операции над комплексными числами в алгебраической и тригонометрической форме, понимать их геометрический смысл;
- использовать полученные знания при решении задач алгебры и геометрии.
Все теоретические положения и практические выводы этой темы вытекают из теоремы о существовании поля комплексных чисел.
Теорема 1: Существует единственное, с точностью до изоморфизма, поле С, в котором выполняются следующие условия:
1. Поле R является подполем поля С.
2. i2 = -1
3. zC х, yR: z = x+ iy
Запись комплексного числа zв виде х + iy называется его алгебраической формой, при этом (х) называют действительной частью комплексного числа, iy - мнимой частью, а (у) – коэффи-циентом мнимой части. Обозначение: Re z - действительная часть, Im z - мнимая часть комплексного числа.
Так как (z = х + iy) (C = R x R), то с геометрической точки зрения, любое комплексное число имеет две равноправные геометрические интерпретации (модели).
а) точка координатной плоскости А (х, у);
б) радиус-вектор с концом в точке с координатами (х, у)
Геометрический подход к понятию комплексного числа позволяет записывать его в так называемой тригонометрической форме.
Для этого вводятся понятия модуля и аргумента комплексного числа.
Определение 1: Модулем комплексного числа z называется арифметическое значение корня квадратного из х