Файл: Курсовая работа студента 3 курса 321 группы направления 44. 03. 01 Педагогическое образование профиля Дошкольное образование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 218

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
я 25-30 минут.

Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным

содержанием. Структура была разработана с учетом возрастных особенностей детей.

    1. Вводнаячасть.

Задача: настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, подготовить артикуляционный аппарат к работе, улучшить ритмирование организма, активизировать работу мышц глаз. Освобождение от телесных зажимов, согласно теоретическим положениям телесно-ориентированной психотерапии, это один из косвенных путей к освобождению от зажимов психологических

Содержание: дыхательные, глазодвигательные упражнения, артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие мышц руки, на развитие межполушарного взаимодействия, на гармонизацию взаимоотношений.

    1. Рабочаячасть.

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят игры, упражнения и задания, направленные на развитие познавательной деятельности дошкольника.

    1. Завершающаячасть.

Цель. Создание у каждого участника положительного настроя как результата работы на занятии, снятие мышечного напряжения. Содержание: релаксационные упражнения.

Проводится скрининговая диагностика уровня развития познавательной деятельности у старшего дошкольника, наблюдение за ребенком и результатами его деятельности во время занятий помогает выявить проблемы развития ребенка (или убедиться в их отсутствии) и дает необходимый материал для
проведения консультаций родителей и педагогов.

Данная программа осуществляется в течение года. Занятия представлены в приложении 1.

Занятия построены в соответствии с технологией ТРИЗ.

Используемыеметоды:

  • наглядные методы: демонстрация кинофильмов, видеофильмов;

  • практические методы обучения: упражнения, игровой метод, элементарные опыты, моделирование. Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно-действенных и наглядно- образных формах мышления во взаимодействии со словесно- логическим мышлением;

  • словесные методы обучения: рассказы воспитателя, рассказы детей, чтение художественных произведений детям, беседы.

Каждое занятие включает в себя следующие этапы:

  1. Вводнаячасть.

Задача: настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, подготовить артикуляционный аппарат к работе, улучшить ритмирование организма, активизировать работу мышц глаз. Освобождение от телесных зажимов, согласно теоретическим положениям телесно-ориентированной психотерапии, это один из косвенных путей к освобождению от зажимов психологических

  1. Рабочаячасть.

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят игры, упражнения и задания, направленные на развитие познавательной деятельности дошкольника.

  1. Завершающаячасть.

Цель. Создание у каждого участника положительного настроя как результата работы на занятии, снятие мышечного напряжения. Содержание: релаксационные упражнения.

Планируемые результаты: по итогам дошкольники должны научиться принимать задачу, воспринимать обучающую помощь, образно и логически

мыслить. У детей достаточно хорошо будет развито произвольное внимание, зрительная и слуховая память, воображение; сформированы мотивы учения.

В процессе посещения занятий ребята учатся:

  • принимать и понимать задачу;

  • развивают графические и математические навыки, способность к начальным формам обобщения, классификации и образования элементарных понятий;

  • развивают способность произвольной регуляции деятельности в соответствии с заданными нормами.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме ребенка происходят положительные структурные изменения. При этом чем более интенсивна нагрузка допустимых пределах), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Занятия устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга.

2.3 Результаты реализации программы ТРИЗ как средства развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

Разработанная программа развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ была частично реализована на базе Детского сада 2 «Улыбка» г. Сысерть в период сентябрь – декабрь 2019 года.

После частичной реализации Программы было проведено повторное диагностическое иссследование по тем же методикам,
что и на констатирующем этапе. Определялся уровень развития:

  • внимания;

  • воображения;

  • восприятия.

При проведении первой методики «Запомни и расставь точки» В.

Богомолова мы получили следующие результаты:

  • 11 (54 %) дошкольников имеют низкий уровень объема внимания;

  • 2 (5%) дошкольника показали уровень – очень низкий. Они не всегда внимательно слушали инструкцию, это проявлялось во взгляде и позе детей. При рассматривании смотрели в одну точку;

  • средним уровнем объема внимания обладают 5 (36%) дошкольника в группе. Дети работали сосредоточенно, старались охватить взглядом все точки и при воспроизведении ставили их решительно и быстро.

  • по данной методике высокий уровень внимания продемонстрировали 2 (5%) дошкольника.

Наглядно результаты исследования представлены на гистограмме (см. рис. 5).




Рис.5. Уровень развития внимания у старших дошкольников на основе методики «Запомни и расставь точки» В. Богомолова
После проведения второй методики «Придумай робота» Д.А. Каширин

и А.А. Каширина мы получили следующие результат:

  • 12 (60%) дошкольников находятся на среднем уровне. Большинство из этих детей, создавая роботов, проявляли творчество, хотя модель робота не являлась новой. В своих моделях они использовали достаточное количество деталей. В основном дети приделывали колеса, чтобы робот выполнял функцию перевозки грузов, таким образом, большая часть роботов имела практическую значимость.

  • 5 (25%) дошкольников в группе проявили творческую активность: у дошкольников стремительно быстро родился замысел, их роботы были оригинальными, имели практическую значимость, о которой дети с интересом рассказывали, были тщательно проработаны детали.


В группе детьми был построен робот-вентилятор, антенна, улавливающая сигналы.

В группе построили луноход на колесах, модель была тщательно проработана, насыщенна деталями и имела практическую направленность. Ребенок придумал робот-пылесос.

  • 3 (15%) дошкольников получили низкий уровень. С очень низким показателем по данной методике дошкольники отсутствуют.



Рис.6. Уровень развития воображения у старших дошкольников на основе методики «Придумай робота» Д.А. Каширин и А.А. Каширина

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у большинства дошкольников стало меньше затруднении в придумывании. Дошкольники стали делать более конкретными качествами своих персонажей. Очень редко дошкольники во время рассказывания теряли сюжетную линию.

Наглядно результаты проведения описываемой методики представлены на гистограмме (см. рис.6).

Анализ результатов проведения третьей методики «Чего не хватает на рисунках?» Д.А. Каширин и А.А. Каширина позволил выявить, что в группе преобладают дошкольники со средним уровнем 11 (54%).

Тем не менее, по результатам исследования можно сказать, что стали преобладать и дошкольники с высоким уровнем восприятия 6 (33%) человек, которые затратили на поиск недостающей детали до 30 секунд.

Среди дошкольников 3 (13%) дошкольника, которому понадобилось более 45 секунд для того, чтобы найти эти детали, что говорит об очень низком уровне развития восприятия.




Рис.7. Уровень развития восприятия у старших дошкольников на основе методики «Чего не хватает на рисунках?» Д.А. Каширин и А.А. Каширина

В результате соотнесения результатов проведенных исследований на констатирующем и контрольном этапах