Файл: Курсовая работа студента 3 курса 321 группы направления 44. 03. 01 Педагогическое образование профиля Дошкольное образование.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 215
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
видна положительная динамика в познавательном развитии старших дошкольников. Было установлено, что большинство детей имеют средний уровень развития творческого воображения, целостного восприятия. Такие характеристики внимания, как объем и устойчивость, находятся на низком уровне.
Наблюдение за детьми в процессе познавательной деятельности позволило выявить, что старшие дошкольники имеют средний уровень ее развития. Дошкольники стали сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его. Им стало легче сосредоточить внимание по требованию, дослушивать задание, сконцентрироваться на материале, который необходим для решения поставленной задачи, почти не отвлекаться.
Низкий уровень устойчивости внимания не давал детям возможности последовательно выполнять задание, не переключаться на посторонние связи, несущественные характеристики. Сюжеты придуманных игр, рассказов были односложны.
Такие задания вызвали затруднения у детей, так как слабо развитая фантазия ограничивала их возможности в придумывании сюжета, в распределении ролей, наделении героев какими-либо характеристиками. Но, даже если рассказ, игра были придуманы, то они не сопровождались эмоциями рассказчика.
По итогам всех повторных диагностических методик, в соответствии с выделенными критериями уровня развития познавательной деятельности, мы получили следующие результаты:
Наглядно данные результаты представлены ниже на гистограмме (см. рис.8).
Рис.8. Уровень познавательной деятельности у старших дошкольников по всем методикам
Рис.9. Сравнительная характеристика уровня развития познавательной деятельности у старших дошкольников по всем методикам
Не смотря на то, что разработанная программа развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста
посредством технологии ТРИЗ была реализована частично, у детей была вывалена положительная динамика уровня развития внимания, воображения, восприятия, что видно на рис. 9.
Таким образом, полученные диагностические результаты подтвердили результативность использования технологии ТРИЗ как средства развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Старший дошкольный возраст является для ребенка сложным периодом из-за происходящих перемен в психическом и физическом развитии. Ребенок теряет детскую непосредственность поведения, становится старше внешне. Психическое развитие ребенка в этот период жизни играет огромную роль, происходит формирование новых психологических механизмов деятельности и поведения, на что затрачивается гораздо больше энергии, чем прежде.
В период старшего дошкольного возраста закладывается фундамент будущей личности:
Таким образом, характерными особенностями старшего дошкольного возраста является:
– познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании,
самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет.
Все это способствует развитию в этом возрасте познавательной деятельности.
Познавательная деятельность является одним из спонтанных проявлений любознательности ребенка. Это свойство нужно активно привлекать к работе на разнообразных занятиях: по изучению окружающего мира, продуктивных (рисование, лепка, конструирование), подготовке к обучению грамоте и др. Занятия познавательной деятельностью занимают малую часть в образовательном процессе, иногда выделяются в кружковую деятельность (работа в мини-лабораториях, опытных мастерских). Педагог должен практиковаться в проведении интегрированных занятий, в которых работа ведётся в нескольких направлениях («художественно-эстетическое развитие», «познавательная деятельность», «трудовая деятельность» и т. д.), отводя максимальное внимание формированию и совершенствованию исследовательских навыков при изучении детьми предметов и явлений окружающего мира.
Одним из эффективных педагогических средств для развития познавательной деятельности у детей является ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Технология ТРИЗ позволяет развивать, с одной стороны, такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – познавательный интерес, познавательную потребность, познавательную активность, стремления к новизне; творческому воображению.
Технология ТРИЗ является базой для повышения творческого потенциала ребенка и формирования познавательной активности
. Согласно данной технологии, основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Основным средством педагогического воздействия в ТРИЗ-педагогике является система творческих заданий, что обеспечивает формирование у обучающихся необходимых знаний и умений.
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми старшего дошкольного возраста. В дошкольных организациях применяются следующие методы ТРИЗ: метод мозгового штурма; метод каталога; метод фокальных объектов; метод «Системный анализ»; метод морфологического анализа и другие.
Для выявления уровня развития познавательной деятельности старших дошкольников было проведено диагностическое исследование. Диагностическое исследование проводилось на базе Детский сад № 2
«Улыбка» г. Сысерть. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Диагностическое исследование проводилось на основании трех методик: Методика «Запомни и расставь точки» В. Богомолова. Методика
«Придумай робота» Д.А. Каширин и А.А. Каширина. Методика «Чего не хватает на рисунках?» Д.А. Каширин и А.А. Каширина.
Полученные в результате проведения исследования исходные данные, выявили проблемы в познавательном развитии старших дошкольников. Было установлено, что большинство детей имеют низкий уровень развития творческого воображения, целостного восприятия, а также такие характеристики внимания, как объем и устойчивость, тоже находятся на низком уровне.
В соотнесении критериев познавательной деятельности старшие дошкольники имеют низкий
Наблюдение за детьми в процессе познавательной деятельности позволило выявить, что старшие дошкольники имеют средний уровень ее развития. Дошкольники стали сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его. Им стало легче сосредоточить внимание по требованию, дослушивать задание, сконцентрироваться на материале, который необходим для решения поставленной задачи, почти не отвлекаться.
Низкий уровень устойчивости внимания не давал детям возможности последовательно выполнять задание, не переключаться на посторонние связи, несущественные характеристики. Сюжеты придуманных игр, рассказов были односложны.
Такие задания вызвали затруднения у детей, так как слабо развитая фантазия ограничивала их возможности в придумывании сюжета, в распределении ролей, наделении героев какими-либо характеристиками. Но, даже если рассказ, игра были придуманы, то они не сопровождались эмоциями рассказчика.
По итогам всех повторных диагностических методик, в соответствии с выделенными критериями уровня развития познавательной деятельности, мы получили следующие результаты:
-
высокий уровень – 10% воспитанников; -
средний уровень – 68% воспитанников; -
низкий уровень – 20% воспитанников; -
очень низкий уровень – 2%.
Наглядно данные результаты представлены ниже на гистограмме (см. рис.8).
Рис.8. Уровень познавательной деятельности у старших дошкольников по всем методикам
Рис.9. Сравнительная характеристика уровня развития познавательной деятельности у старших дошкольников по всем методикам
Не смотря на то, что разработанная программа развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста
посредством технологии ТРИЗ была реализована частично, у детей была вывалена положительная динамика уровня развития внимания, воображения, восприятия, что видно на рис. 9.
Таким образом, полученные диагностические результаты подтвердили результативность использования технологии ТРИЗ как средства развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Старший дошкольный возраст является для ребенка сложным периодом из-за происходящих перемен в психическом и физическом развитии. Ребенок теряет детскую непосредственность поведения, становится старше внешне. Психическое развитие ребенка в этот период жизни играет огромную роль, происходит формирование новых психологических механизмов деятельности и поведения, на что затрачивается гораздо больше энергии, чем прежде.
В период старшего дошкольного возраста закладывается фундамент будущей личности:
-
формируется устойчивая структура мотивов; -
зарождаются новые социальные потребности (уважение, признание, желание быть первым и лучшим, быть как взрослый и выполнять соответствующие функции); -
появляется опосредованный тип мотивации (зарождается основа произвольного поведения); -
усвоение социальных ценностей (норм и правил поведения, формируется умение поступать не так, как «хочется», а так, как «надо»).
Таким образом, характерными особенностями старшего дошкольного возраста является:
-
осознание ребенком своего положения в социуме, расхождение между положением, которое он занимает среди других людей, и его реальными возможностями, и желаниями; -
появление рефлексии. Умение анализировать свою деятельность и соотносить свои имения, переживания и действия с мнением и оценками окружающих способствует модифицированию самооценки ребенка, она становится более реалистичной;
– познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании,
самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет.
Все это способствует развитию в этом возрасте познавательной деятельности.
Познавательная деятельность является одним из спонтанных проявлений любознательности ребенка. Это свойство нужно активно привлекать к работе на разнообразных занятиях: по изучению окружающего мира, продуктивных (рисование, лепка, конструирование), подготовке к обучению грамоте и др. Занятия познавательной деятельностью занимают малую часть в образовательном процессе, иногда выделяются в кружковую деятельность (работа в мини-лабораториях, опытных мастерских). Педагог должен практиковаться в проведении интегрированных занятий, в которых работа ведётся в нескольких направлениях («художественно-эстетическое развитие», «познавательная деятельность», «трудовая деятельность» и т. д.), отводя максимальное внимание формированию и совершенствованию исследовательских навыков при изучении детьми предметов и явлений окружающего мира.
Одним из эффективных педагогических средств для развития познавательной деятельности у детей является ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Технология ТРИЗ позволяет развивать, с одной стороны, такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – познавательный интерес, познавательную потребность, познавательную активность, стремления к новизне; творческому воображению.
Технология ТРИЗ является базой для повышения творческого потенциала ребенка и формирования познавательной активности
. Согласно данной технологии, основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Основным средством педагогического воздействия в ТРИЗ-педагогике является система творческих заданий, что обеспечивает формирование у обучающихся необходимых знаний и умений.
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми старшего дошкольного возраста. В дошкольных организациях применяются следующие методы ТРИЗ: метод мозгового штурма; метод каталога; метод фокальных объектов; метод «Системный анализ»; метод морфологического анализа и другие.
Для выявления уровня развития познавательной деятельности старших дошкольников было проведено диагностическое исследование. Диагностическое исследование проводилось на базе Детский сад № 2
«Улыбка» г. Сысерть. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Диагностическое исследование проводилось на основании трех методик: Методика «Запомни и расставь точки» В. Богомолова. Методика
«Придумай робота» Д.А. Каширин и А.А. Каширина. Методика «Чего не хватает на рисунках?» Д.А. Каширин и А.А. Каширина.
Полученные в результате проведения исследования исходные данные, выявили проблемы в познавательном развитии старших дошкольников. Было установлено, что большинство детей имеют низкий уровень развития творческого воображения, целостного восприятия, а также такие характеристики внимания, как объем и устойчивость, тоже находятся на низком уровне.
В соотнесении критериев познавательной деятельности старшие дошкольники имеют низкий