Файл: Курсовая работа студента 3 курса 321 группы направления 44. 03. 01 Педагогическое образование профиля Дошкольное образование.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 216
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, стремления к новизне; творческому воображению.
Ребенок по своей природе очень любознателен. А когда это качество подкрепляется еще хоть и небольшим, но багажом знаний, то процесс ознакомления с окружающим миром и природой идет более успешно и результативно. Именно это и дает ребенку экспериментирование – возможность почувствовать себя исследователем, найти ответы на интересные вопросы. В какой-то степени даже стать первооткрывателем.
Во время опытно-экспериментальной деятельности ребенок развивается разносторонне, затрагиваются все виды деятельности. Дети старшего дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем мире как можно больше. Именно опытно-экспериментальная деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, в самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей.
Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод, что познавательной активности присущи готовность и стремление дошкольника к усвоению новых знаний, приобретению опыта и различных умений.
Под познавательной деятельностью детей старшего дошкольного возраста мы будем понимать сознательную деятельность старших дошкольников, направленную на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.
Познавательная деятельность представляет собой единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений дошкольника, а также путем выполнения различных предметно-практических действий в воспитательном процессе.
Среди показателей развития познавательной деятельности старших дошкольников можно выделить уровень развития внимания, воображения, восприятия.
Основные методы развития познавательной деятельности, которые можно результативно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста:
- наглядные методы: демонстрация диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, спектаклей.
- практические методы обучения: упражнения, игровой метод, элементарные опыты, моделирование. Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно-действенных и наглядно-образных формах мышления во взаимодействии со словесно-логическим мышлением.
- словесные методы обучения: рассказы воспитателя, рассказы детей, чтение художественных произведений детям, беседы.
Одним из эффективных педагогических средств для развития познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста является ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Технология ТРИЗ позволяет развивать:
- с одной стороны, такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность;
- с другой – познавательный интерес, познавательную потребность, познавательную активность, стремления к новизне; творческому воображению.
Все группы методов используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста.
Для выявления и обоснования возможностей технологии ТРИЗ как средства познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста помимо теоретического, нами было проведено эмпирическое исследование. С этой целью нами определялся уровень познавательной деятельности старших дошкольников. Диагностическое исследование проводилось на базе Детского сада № 2 «Улыбка» г. Сысерть.
В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Опираясь на психолого-педагогическую литературу, мы выделили три уровня познавательной деятельности старших дошкольников: высокий, средний и низкий, которые можно определить посредством наблюдения. Рассмотрим подробнее характеристики каждого из названных уровней.
наблюдается практическая значимость объекта;
2 минут (или 1-2 ошибки, но быстрее темп) свидетельствуют о средней устойчивости внимания;
три ошибки за время 1,5-2 минуты;
Ввиду того, что на теоретическом этапе исследования было выявлено, что показателями уровня развития познавательной деятельности можно считать уровень развития внимания, воображения, восприятия диагностическое исследование проводилось с использованием трех методик,
в частности [20]:
Ниже представлены описание данных методик и результаты их использования на базе Детского сада № 2 «Улыбка» г. Сысерть.
Задача методики заключалось в определении уровня развития внимания.
Цель: определить объём внимания ребенка.
Материал: Объёмом внимания в данной методике считается максимальное число точек, которое ребенок может правильно воспроизвести на любой из карточек (та, на которой воспроизведено безошибочно большое количество точек). Для этого используется стимульный материал – лист с точками предварительно разрезанный на 8 малых квадратов. Карточки складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).
Ход: перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию: «Сейчас мы поиграем в игру на внимание. Я буду одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам
Ребенок по своей природе очень любознателен. А когда это качество подкрепляется еще хоть и небольшим, но багажом знаний, то процесс ознакомления с окружающим миром и природой идет более успешно и результативно. Именно это и дает ребенку экспериментирование – возможность почувствовать себя исследователем, найти ответы на интересные вопросы. В какой-то степени даже стать первооткрывателем.
Во время опытно-экспериментальной деятельности ребенок развивается разносторонне, затрагиваются все виды деятельности. Дети старшего дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем мире как можно больше. Именно опытно-экспериментальная деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, в самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей.
Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод, что познавательной активности присущи готовность и стремление дошкольника к усвоению новых знаний, приобретению опыта и различных умений.
Под познавательной деятельностью детей старшего дошкольного возраста мы будем понимать сознательную деятельность старших дошкольников, направленную на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.
Познавательная деятельность представляет собой единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений дошкольника, а также путем выполнения различных предметно-практических действий в воспитательном процессе.
Среди показателей развития познавательной деятельности старших дошкольников можно выделить уровень развития внимания, воображения, восприятия.
Основные методы развития познавательной деятельности, которые можно результативно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста:
- наглядные методы: демонстрация диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, спектаклей.
- практические методы обучения: упражнения, игровой метод, элементарные опыты, моделирование. Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно-действенных и наглядно-образных формах мышления во взаимодействии со словесно-логическим мышлением.
- словесные методы обучения: рассказы воспитателя, рассказы детей, чтение художественных произведений детям, беседы.
Одним из эффективных педагогических средств для развития познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста является ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Технология ТРИЗ позволяет развивать:
- с одной стороны, такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность;
- с другой – познавательный интерес, познавательную потребность, познавательную активность, стремления к новизне; творческому воображению.
Все группы методов используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста.
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Диагностика уровня развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУДля выявления и обоснования возможностей технологии ТРИЗ как средства познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста помимо теоретического, нами было проведено эмпирическое исследование. С этой целью нами определялся уровень познавательной деятельности старших дошкольников. Диагностическое исследование проводилось на базе Детского сада № 2 «Улыбка» г. Сысерть.
В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Опираясь на психолого-педагогическую литературу, мы выделили три уровня познавательной деятельности старших дошкольников: высокий, средний и низкий, которые можно определить посредством наблюдения. Рассмотрим подробнее характеристики каждого из названных уровней.
-
Высокий уровень:
-
безошибочное воспроизведение на карточке от 6 точек; -
высокая устойчивость внимания – равномерный темп выполнения, 8 секунд на каждую линию, отсутствие ошибок (время 1 минута 20 секунд и менее); -
дошкольник за определенное время придумывает и конструирует оригинального, необычного робота; -
конструкция тщательно проработана;
наблюдается практическая значимость объекта;
-
ребенку удаётся придумать рассказ не более, чем за 40 секунд; -
рассказ отличается оригинальностью, придуман самим ребенком; -
в рассказе более 3х персонажей, которые характеризуются с разных сторон 2-3 признаками; -
передача рассказа эмоциональна, выразительна, заряжает слушателя эмоциями; -
игре присуща оригинальность, продуманность условий, наличие различных ролей для участников, определенных правил; -
время поиска недостающих элементов занимает до 30 секунд.
-
Средний уровень:
-
умение восстанавливать по памяти от 4 до 5 точек; -
неравномерный темп выполнения задания без ошибок в пределах 1,5-
2 минут (или 1-2 ошибки, но быстрее темп) свидетельствуют о средней устойчивости внимания;
-
ребенок может сконструировать копию робота, но модель не несет в себе элементы творческой фантазии; -
детали проработаны средне, однако наблюдается практическая значимость объекта. -
на придумывание рассказа уходит до 50 сек.; -
ребенок привносит в рассказ виденное или слышанное им; -
в рассказе встречается 2-3 персонажа, характеризующиеся 1-2 признаками; -
эмоции слабо выражены как со стороны рассказчика, так и слушателей; -
придуманной игре присущи наличие 3-4 признаков, до 1-2 признаков слабо выражены: оригинальность, продуманность условий, наличие различных ролей для участников, определенных правил; -
время поиска недостающих элементов занимает до 40 секунд.-
Низкий уровень:
-
-
воспроизведение от 2 до 3 точек; -
низкая устойчивость внимания – неравномерный темп выполнения,
три ошибки за время 1,5-2 минуты;
-
ребенок конструирует простую, неоригинальную модель робота, при этом слабо просматривается фантазия и не проработаны детали; -
практическая значимость не наблюдается. -
на придумывание рассказа уходит до 1 минуты; -
ребенок механически пересказывает то, что он когда-то видел, слышал; -
называется 1 персонаж, но он никак не характеризуется; -
рассказывание не сопровождается эмоциями со стороны рассказчика; придуманной игре присуща слабая выраженность (до 2-3) признаков: оригинальность, продуманность условий, наличие различных ролей для участников, определенных правил; -
время поиска недостающих элементов занимает 45 секунд.-
Очень низкий уровень:
-
-
ребенок с очень низким уровнем правильно воспроизводит на одной карточке не более 1 точки; -
низкая устойчивость внимания – неравномерный темп выполнения задания, 4 и более ошибок за время в пределах 1,5-2 минуты; -
за отведенное время ребенок не может придумать оригинальную модель, конструирует лишь примитивную модель, используя минимальное количество деталей; -
практическая значимость модели отсутствует; -
рассказ не придуман даже с наводящими вопросами; -
в игре отсутствует оригинальность, продуманность условий, наличие различных ролей для участников, определенных правил; -
время поиска недостающих элементов занимает свыше 50 секунд.
Ввиду того, что на теоретическом этапе исследования было выявлено, что показателями уровня развития познавательной деятельности можно считать уровень развития внимания, воображения, восприятия диагностическое исследование проводилось с использованием трех методик,
в частности [20]:
-
Методика «Запомни и расставь точки» В. Богомолова; -
Методика «Придумай робота» Д.А. Каширин и А.А. Каширина; -
Методика «Чего не хватает на рисунках?» Д.А. Каширин и А.А. Каширина.
Ниже представлены описание данных методик и результаты их использования на базе Детского сада № 2 «Улыбка» г. Сысерть.
-
Методика «Запомни и расставь точки» В. Богомолова.
Задача методики заключалось в определении уровня развития внимания.
Цель: определить объём внимания ребенка.
Материал: Объёмом внимания в данной методике считается максимальное число точек, которое ребенок может правильно воспроизвести на любой из карточек (та, на которой воспроизведено безошибочно большое количество точек). Для этого используется стимульный материал – лист с точками предварительно разрезанный на 8 малых квадратов. Карточки складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).
Ход: перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию: «Сейчас мы поиграем в игру на внимание. Я буду одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам