Файл: Курсовая работа студента 3 курса 321 группы направления 44. 03. 01 Педагогическое образование профиля Дошкольное образование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 223

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, можно сделать вывод, что для развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности необходимо, чтобы они овладели указанными выше компонентами.


1.2 Познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста: средства развития



Степень активности обучающихся является реакцией на методы и приемы работы педагога являются показателем его педагогического мастерства.

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности дошкольников, побуждают их к старательному учению.

В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний:

- словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение);

- наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов);

- практические (лабораторные и практические работы).

Каждый из них может быть и более активным, и менее активным, пассивным. Рассмотрим каждую группу методов более подробно.

• Словесные методы [30].

Метод дискуссии применяют по вопросам, требующим размышлений, добиваясь, чтобы обучающиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.

Метод самостоятельной работы с детьми. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала предлагается задание самостоятельно составить план рассказа воспитателя. Используя этот план,обучающиеся всегда успешно воспроизводят содержание темы.

Для закрепления навыка, дают обучающимся различные посильные задания.

Детям нужно постараться пересказать свое сообщение. При таком виде работы дошкольники учатся обобщать материал, а также развивается устная речь. Благодаря этому, обучающиеся в последствии не стесняются высказывать свои мысли.

Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами. Организуют самостоятельную работу следующим образом: детям дается конкретное задание, пытаясь довести его до сознания каждого.

Также можно пользоваться самодельными раздаточными дидактическими материалами. Их условно можно разделить на три типа:

- дидактические материалы для самостоятельной работы обучающихся с целью восприятия и осмысления, новых знаний без предварительного объяснения их учителем (карточка с заданием выполнить рисунок, карточка с заданием преобразовать рисунки, схемы в словесные ответы, карточка с заданием для самонаблюдения

, наблюдения демонстрационных наглядных пособий);

- дидактические материалы для самостоятельной работы обучающихся с целью закрепления и применения знаний и умений (карточка с заданием выполнить эскиз, карточка с заданием выполнить рисунок);

- дидактические материалы для самостоятельной работы обучающихся с целью контроля знаний и умений (карточка с немым рисунком).

На занятиях используется и проблемный подход в обучении обучающихся. Основой данного метода является создание проблемной ситуации. Обучающиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у обучающихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей [12].

Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения.

При применении этого метода воспитатель руководит работой группы. Организуется работа обучающихся таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрируется опыт до объяснения нового материала; сообщается лишь цель. А обучающиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос.

• Практические методы.

Частично-поисковый лабораторный метод. Обучающиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения.

Также используются метод устного изложения – рассказ.

Для достижения наилучшего результата в организации познавательной деятельности старших дошкольников необходимо использовать различные приемы управления познавательной деятельностью обучающихся, активизирующие их деятельность на этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу:

- прием новизны – включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов;

- прием семантизации – в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов;

- прием динамичности – создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;

- прием значимости – создание установки на необходимость изучения материала в связи с его биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью;

Приемы активизации деятельности обучающихся на этапе усвоения изучаемого материала [9].


- эвристический прием – задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу.

- эвристический прием – обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у обучающихся умение доказывать и обосновывать свои суждения.

- исследовательский прием – обучающиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.

Приемы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний.

Прием натурализации – выполнение заданий с использованием натуральных объектов, коллекций. Использовать можно различные варианты оценки работы обучающихся на занятии.

Для того чтобы высокая познавательная активность сохранилась, нужно:

- компетентное и независимое оценивание результатов

- задания распределять самим педагогом по правилам, иначе слабым детям будет не интересно выполнять сложные задания, а сильным – простые.

- оценивать деятельность группы и индивидуально каждого ребенка;

- давать творческие домашние задания к обобщающему занятию.

При этом могут проявлять себя обучающиеся тихие, незаметные на фоне более активных.

Приемы активизации познавательной деятельности. В процессе приобретения обучающимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение педагога активно руководить ею. Со стороны воспитателя учебный процесс может быть управляемым пассивно и активно.

Пассивно управляемым процессом считается такой его способ организации, где основное внимание уделяется формам передачи новой информации, а процесс приобретения знаний для обучающихся остается стихийным. В этом случае на первое место выступает репродуктивный путь приобретения знаний.

Активно управляемый процесс направлен на обеспечение глубоких и

прочных знаний всех обучающихся, на усиление обратной связи. Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей обучающихся, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого обучающегося [9].

В процессе обучения дети также могут проявить пассивную и активную познавательную деятельность.

«В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в сознании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят обучающихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности» [34]. Метод проблемного обучения составляет органическую часть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формировка проблем, подведение обучающихся к проблеме.


Метод алгоритмизированного обучения. Деятельность человека всегда можно рассматривать как определенную последовательность его действий и операций, т. е. она может быть представлена в виде некоторого алгоритма с начальными и конечными действиями.

Метод эвристического обучения. Основной целью эвристики является поиск и сопровождение способов и правил, по которым человек приходит к открытию определенных законов, закономерностей решения проблем.

Метод исследовательского обучения. Если эвристическое обучение рассматривает способы подхода к решению проблем, то исследовательский метод - правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения.

В процессе творческой деятельности эти методы действуют в органическом единстве.

Важнейшим методом исследования познавательного интереса обучающихся является наблюдение, смыкающиеся с педагогическим экспериментом в тех случаях, когда точно вычислена задача, когда наблюдение нацелено на выявление и запечатления всех условий, приемов, факторов, процессов, связанных именно с этой поставленной задачей. Наблюдение за протекающим процессом деятельности обучающегося либо во время образовательной деятельности, в естественных, либо в экспериментальных условиях дает убедительный материал о становлении и характерных особенностях познавательного интереса.

Практика показала, что с помощью использования традиционных средств развития познавательной деятельности детей нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение разнообразных средств.

Одним из эффективных педагогических средств для развития познавательной деятельности у детей является ТРИЗ – теория решения изобретательских задач [13].

В свою очередь, основной особенностью технологии ТРИЗ, в отличие от традиционных средств является возможность самостоятельно детям находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. Технология ТРИЗ позволяет развивать, с одной стороны, такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность. С другой – познавательный интерес, познавательную потребность, познавательную активность