Файл: Курсовая работа студента 3 курса 321 группы направления 44. 03. 01 Педагогическое образование профиля Дошкольное образование.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 222
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В противовес западной педагогике, прогрессивные деятели того времени К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой, считали, что воспитание ребенка должно быть насыщено глубоким содержанием жизни взрослых людей и что необходимо как можно раньше приобщать детей к культуре и быту своего народа, к его традициям, обычаям, языку [6,411].
В целом такие педагоги прошлого, как Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо определяли познавательное развитие как естественное стремление детей к познанию.
В психологии существует несколько теорий познавательного развития детей (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин и др.).
Так, согласно Ж. Пиаже, познавательное развитие есть процесс постепенного осознания человеком окружающей действительности, а приобретённые знания, это, своего рода, эволюция.
В отечественной педагогике были попытки установить границы объема и содержания знаний. Так в 20-30 гг. прошлого столетия детей посвящали во все события, которыми жил народ: в «методических письмах» предлагалось рассказывать детям о борьбе с буржуазией, о гражданской войне и ее причинах, о Советах, о кулаках и др. Наблюдалась излишняя познавательная политизированность.
В период конца 20-го начала 21 века отмечен как период поиска нового содержания и постановки новых задач воспитания и развития дошкольников. Одновременно появляются программы, как комплексные, так и парциальные, в которых в той или иной степени изложено содержание познавательного развития детей дошкольного возраста.
Свой подход к организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста предлагает Н.А. Короткова. Она выступает против «функционального» подхода в познавательно-интеллектуальной деятельности, когда через использование парциальных программ у ребенка у ребенка развивают отдельные познавательные функции: память, внимание, логическое мышление. По мнению исследователя, формирование ребенка, как субъекта познания, лучше протекает в партнерской деятельности взрослого с детьми. С её точки зрения, для детей должны быть создана специальная предметно-развивающая среда, которая позволит соединить содержание занятий с самостоятельной свободной детской деятельностью.
Исследования A.B. Запорожца, H.H. Поддьякова, П.Г. Саморуковой и др. выявили, что наиболее высокого уровня познавательного развития можно добиться в том случае, если давать детям не разрозненные сведения, а систематизированный круг знаний, отражающих существенные связи и зависимости в той или иной области действительности. Систематизированные знания, по мнению Н.Н. Поддъякова, значительно расширяют возможности познавательной деятельности детей и позволяют последовательно подвести к пониманию достаточно сложных отношений окружающей действительности. Эти знания выступают как основа логической организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста [9].
Следует заметить, что познавательное развитие возможно только в деятельности, в результате которой развиваются психические процессы, формируются умственные, волевые и эмоциональные качества, усовершенствуются способности и характер личности. На это указывают исследования А. Леонтьева, Б. Теплова, С. Рубинштейна [12].
Современные ученые, исследуя процессы познавательного развития, в основном опираются на теорию Л.С. Выготского, расширяя и углубляя ее положения. Так, A.A. Люблинская утверждает, что любое предметное содержание знаний дошкольник может усвоить по-разному:
• в виде представлений (образы конкретных предметов);
• в виде понятий (обобщенные знания о целой группе предметов, объединенных на основе общих существенных признаков);
• в виде знаний-сведений, которые он получает от взрослых.
В работах современных исследователей раскрывается когнитивная модель развития дошкольника (Т.А. Куликова, Л.М. Кларина). Внимание педагогов направляется на создание условий, способствующих овладению детьми средствами и способами познания окружающей действительности. Базисными средствами познания называются сенсорные эталоны, эталоны разных мер, нравственно-этические эталоны, модели, речь, «язык чувств». В соответствии с этим, способы познания включают: рассматривание, наблюдение, обследование объектов, сравнение, сопоставление, классификацию и вариацию, умозаключения и моделирование.
Таким образом, Жан Жак Руссо, Мария Монтессори и Лев Выготский – это три выдающихся мыслителя прошлого, которые оставили значительный вклад в понимание познавательного развития дошкольника. Все они признавали важность опыта и наблюдения в развитии ребенка, а также считали, что дети должны быть активными участниками своего обучения и иметь свободу и возможность исследовать мир вокруг себя. Их теории и методы до сих пор широко используются в дошкольных учреждениях по всему миру.
В качестве важного условия познавательного развития в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования названа развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую активность, экспериментирование с доступными материалами.
В основе любой деятельности ребенка-дошкольника лежит его собственная активность, в том числе и познавательная. Такие авторы как Б.Г. Ананьев, Т.А. Куликова, Г.И. Щукина, которые занимались исследованием этого вопроса, считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательная активность рассматривается авторами как стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.
Для определения понятия познавательной деятельности дошкольников и ее структуры, необходимо определить понятия «познание»,«познавательная сфера» и «познавательное развитие».
Познавательная сфера дошкольников – это сложное психическое образование, которое обеспечивает нормальное и полноценное интеллектуальное существование в окружающем мире. Выделяют три компонента познавательной сферы.
К первым компонентам познания относят то, что интересует ребенка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания, способы и средства познания, как перерабатывает ребенок информацию [6].
Вторым компонентом познания является отношение человека к информации. Познавательные процессы – психические процессы, в ходе которых человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в субъективный образ [5].
По мнению Н.Н. Поддьякова обнаружились две противоречивые тенденции в процессе формирования знаний у детей дошкольного возраста. Первая тенденция заключается в том, что происходит расширение и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Вторая тенденция – тем, что в процессе мыслительной деятельности возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов [25].
Интерес к познавательной деятельности у детей дошкольного возраста приводит к тому, что она в результате протекает более интенсивно и плодотворно. Дети меньше утомляются, и познание у них становится увлекательной деятельностью [32]. Познавательный интерес – это важнейшее новообразование личности, оно формируется в социальных условиях, в процессе взаимодействия с окружающим миром [6].
Исследователи полагают, что познавательная деятельность представляет собой свойство личности, характеризуемое:
- наличием познавательных потребностей и глубоко осмысленных мотивов познавательной деятельности;
- постоянным стремлением открыть какие-то новые для себя знания, способы действия.
Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений дошкольника (производительный иобщественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно- эстетическая деятельность
, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в воспитательном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач, и т.п.) [37].
Исходя из вышесказанного, познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста представляет собой сознательную деятельность старших дошкольников, направленную на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.
Как и любая деятельность, познавательная делится на виды. Исследователи приводят ее различные классификации. Так, Н.Ф. Талызина выделяет два вида познавательной деятельности:
- общие (не специфические),
- специфические.
Общие виды познавательной деятельности (общие приемы) потому и называются общими, что они используются в разных областях, при работе с разными знаниями. К их числу относятся, например, умение планировать свою деятельность, умение контролировать выполнение любой деятельности и др. К общим видам познавательной деятельности относятся и все приемы логического мышления: они независимы от конкретного материала, хотя всегда выполняются с использованием каких-то предметных (специфических) знаний. К числу логических приемов относятся: сравнение, подведение под понятие, выведение следствий, приемы доказательства, классификации и др. К общим видам деятельности относятся и такие, как умение запоминать, умение быть внимательными, умение наблюдать и др. Условно их можно объединить в группу «психологических»: они изучаются в психологии.
Специфические виды познавательной деятельности отражают особенности изучаемого предмета и поэтому используются в пределахопределенной области знаний. Примерами специфических действий могут служить звуковой анализ, сложение и др.
Учебно-познавательная деятельность состоит из следующих компонентов [29]: цель, мотив, учебные действия, контроль и оценка результатов деятельности.
Рассмотрим каждый компонент отдельно:
1. Целеполагание, предполагает создание условий для поддержния любопытства, осуществления познавательной мотивации как направленности дошкольников на отдельные стороны познавательной деятельности, связанные с внутренним отношением ребенка к ней.
2. Выбор способов освоения знаний состоит из основных систем ведущих знаний и способов их получения. Так как осмысление познавательной информации невозможно без использования дошкольниками таких мыслительных процессов как анализ и синтез, сравнение и систематизация, обобщение и классификация, абстрагирование, то при развитии учебно-познавательной деятельности педагог должен обеспечить успешное формирование интеллектуальных умений дошкольников, связанных с переработкой усваиваемой информацией. С этой целью в процессе занятия необходимо обучать их выявлению существенных признаков явлений и вычленению из них общего, сопоставлению факторов с заданием, умению делать обобщение и выводы, нахождению связей между изучаемыми предметами и явлениями окружающей действительности. О сформированности мыслительных операций у старших дошкольников можно судить по умению ими вычленять главное, существенное, связывать факты, делать выводы.
Содержательный компонент состоит из двух подсистем: уже усвоенных знаний, умений и навыков (фундамент изучения нового), и собственно новых знаний и способов действий, которые являются объектом усвоения.
Процессуальный (операционный) компонент представляет собой способы деятельности (действия, операции), составляющие основу выполнения деятельности.
3. Оценка результатов своей деятельности, предполагающий оценку эффективности учебно-познавательной деятельности. Поэтому учебно- познавательной деятельность старших дошкольников должна содержать действия, направленные на формирование у них умений самооценки и самоконтроля. Успешность деятельности во многом зависит от сформированности у детей умений управлять ею. Для развития самоконтроля и самокоррекции нужно научить детей правильно ставить вопросы, формулировать ответы, осуществлять оценку правильности решения задания, сравнивать свое решение, свой выбранный способ действия с образцом, уметь высказывать свою точку зрения [3].
Для успешной познавательной деятельности важны такие характеристики, как:
- познавательный интерес – направленность (избирательная направленность ребенка на предметы и явления, окружающие действительность), устойчивость постоянное стремление к познанию, к новым знаниям), осознанность, эмоциональная насыщенность;
- познавательная потребность – потребность в знаниях степень выраженности, предпочитаемый способ удовлетворения, отчетливое проявление исследовательского интереса к миру;
- познавательная активность – это готовность и стремление ребенка к усвоению знаний, приобретению опыта и различных умений. Это стремление проявлять в меру своих детских возможностей инициативу, самостоятельность, волю, готовность выполнять какие-то действия для достижения результата. Чаще всего познавательная активность проявляется в процессе восприятия и мышления.
- воображение – это создание мыслимого образа, то есть способность мысленно представить себе образ того или иного предмета или события, причем это может быть вполне существующий предмет, но в данное время не находящийся перед глазами. Это значит, что словосочетание «развито воображение» подразумевает развитость образного мышления. Воображение играет ключевую роль в развитии творческих способностей и абстрактного мышления, отвечает за умение моделировать и планировать что-либо [3].