Файл: Методические рекомендации по психологической профилактике и коррекциии в мчс россии москва 2016 2.pdf
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1529
Скачиваний: 34
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ МЧС РОССИИ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИИ
В МЧС РОССИИ
МОСКВА 2016
2
Методические рекомендации по психологической профилактике и
коррекции в МЧС России. Серия: Библиотека психолога МЧС России. –
М., ФКУ ЦЭПП МЧС России, 2016. – 300 с.
Авторский коллектив:
Аликбаева Г.Ю., Батуева Е.Е., Бычина О.А., Голубева О.Ю., Гуреева
А.Д., Нечаева А.С., Тарасова А.А., Федорова К.Г., Фролова И.В.,
Широченкова С.А.
Под общей редакцией кандидата психологических наук Шойгу Ю.С.
Методические рекомендации предназначены для специалистов психологической службы МЧС России.
Рекомендации разработаны для повышения качества эффективности деятельности по сопровождению деятельности личного состава в организациях, учреждениях, подразделениях МЧС России и содержат теоретические основы психофизиологии, структуру и организацию мероприятий по психологической профилактике и коррекции, а также описание специального оборудования, входящего в состав комнаты психоэмоциональной разгрузки, определения специфики, способов работы на нем.
3
Оглавление
Введение
6
Раздел I. Теоретические основы психофизиологии
7
Глава 1
Предмет и задачи психофизиологии. Методы
психофизиологического исследования
7 1.1.
Методы изучения работы головного мозга
9 1.2.
Методы изучения электрической активности кожи
13 1.3.
Методы измерения показателей работы сердечно-сосудистой системы
15 1.4.
Методы измерения активности мышечной системы
18 1.5.
Методы измерения активности дыхательной системы
19 1.6.
Методы регистрации реакций глаз
20
Глава 2 Общая физиология нервной системы
21 2.1.
Нейрон. Его строение и функции
22 2.2.
Понятие о синапсе
25 2.3.
Основы рефлекторной деятельности
27 2.4.
Структура и свойства нервной системы
28 2.5.
Центральная нервная система. Строение и функции
31 2.5.1.
Головной мозг. Строение и функции
33 2.5.2.
Спинной мозг. Строение и функции
38 2.6.
Периферическая нервная система
40 2.6.1.
Соматическая нервная система. Строение и функции
41 2.6.2.
Вегетативная нервная система. Строение и функции
41
Глава 3 Психофизиология сенсорных процессов
43 3.1.
Классификация и функциональная структура анализаторов
45 3.2.
Внешние анализаторы. Их строение и функции
47 3.2.1.
Зрительный анализатор
47 3.2.2.
Слуховой анализатор
50 3.2.3.
Тактильный анализатор
52 3.2.4.
Температурный анализатор
54 3.2.5.
Обонятельный анализатор
54 3.2.6.
Вкусовой анализатор
56 3.3.
Внутренние анализаторы
58 3.3.1.
Двигательный (кинестетический) анализатор
58 3.3.2.
Вестибулярный анализатор
59 3.3.3.
Интероцептивный анализатор
61 3.4.
Болевой анализатор
62
Глава 4 Сердечно-сосудистая система
64 4.1.
Сердце. Его строение и функции
65 4.2.
Проводящая система сердца. Сердечный цикл
66 4.3.
Кровеносная система. Кровеносные и лимфатические сосуды.
Строение и функции
69
4 4.4.
Большой и малый круги кровообращения
71
Глава 5 Дыхательная система
72 5.1.
Основные этапы процесса дыхания
73 5.2.
Регуляция дыхания
75
Глава 6 Нервно-мышечная система
77 6.1.
Скелетные мышцы. Строение и функции
78 6.2.
Передача возбуждения в нервно-мышечном синапсе
82
Глава 7 Общая характеристика функциональных состояний
84 7.1.
Основные подходы к определению функционального состояния и методы их оценки
84 7.2.
Показатели функционального состояния
91
Раздел II.
Психологическая профилактика и коррекция в МЧС России
104
Глава 8 Профессиональное здоровье специалистов МЧС России
104
Глава 9
Основания
для
проведения
психологической
профилактики и коррекции в МЧС России
106
Глава 10 Специальное
оборудование
для
проведения
психологической профилактики и коррекции
107 10.1.
Устройство психофизиологического тестирования УПФТ 1/30
– «Психофизиолог»
108 10.2.
Комплекс реабилитационный психофизиологический для тренинга с биологической обратной связью для регистрации и управления психофизиологическими параметрами человека
120 10.3.
Проекционное цветодинамическое устройство с экраном
125 10.4.
Массажное кресло
127 10.5.
Комплект для фитоаэроионизации
130 10.6.
Аппарат транскраниальной электростимуляции
133 10.7.
Аппарат визуальной цветостимуляции
135 10.8.
Антистрессовая психофизиологическая аудио-визуально- вибротактильная система на базе кресла нулевой гравитации
143
Глава 11 Психологическая профилактика
149 11.1.
Групповая психологическая профилактика
150 11.1.1.
Тематические блоки психопрофилактических занятий
153 11.1.2.
Методы психопрофилактических занятий
154 11.1.3.
Структура психопрофилактического занятия
155 11.1.4.
Работа с групповым сопротивлением при проведении психопрофилактических занятий
162 11.1.5.
Психопрофилактические занятия: преимущества и ограничения
163
5 11.2
Индивидуальная консультация
164 11.3
Краткосрочная
(однодневная) программа оперативного восстановления работоспособности
165
Глава 12 Психологическая коррекция
172 12.1.
Индивидуальная психологическая коррекция
172 12.1.1.
Структура психокоррекционного процесса
173 12.2.
Комплексные программы коррекции
179 12.2.1.
Программа по коррекции и оптимизации функционального состояния – «Щит»
180 12.2.2.
Программа, направленная на повышение уровня развития памяти, внимания и других познавательных процессов –
«Орион»
184 12.2.3.
Программа по коррекции психосоматических проявлений и состояний, связанных с работой вегетативной нервной системы – «Змееносец»
187 12.2.4
Программа по коррекции состояний, связанных с проявлением симптомов эмоционального выгорания – «Феникс»
194 12.2.5.
Программа по коррекции состояний, связанных с наличием тревожных и депрессивных проявлений – «Стрела»
198
Заключение
204
Список литературы
205
Приложение 1. Психофизиологические методики
211
Приложение 2. Описание БОС-тренингов
221
Приложение 3. Сценарий психопрофилактического занятия «Здоровый образ жизни как способ сохранения и укрепления здоровья»
229
Приложение 4. Сценарий психопрофилактического занятия «Особенности изменения функционального состояния специалистов МЧС России в ходе выполнения профессиональной деятельности»
245
Приложение 5. Сценарий психопрофилактического занятия «Применение методов саморегуляции для восстановления оптимального функционального состояния»
259
Приложение 6. Сценарий психопрофилактического занятия «Ресурсы как основа стрессоустойчивости»
280
Приложение 7. Перечень методик для оценки актуального функционального состояния
297
6
Введение
Специфика повседневной деятельности специалистов МЧС России обусловлена выполнением профессиональных обязанностей в условиях, осложненных воздействием эмоциональных и физических стрессовых факторов, связанных со стихийными бедствиями и катастрофами. Работа в системе МЧС России относится к сложному, напряженному виду труда.
Зачастую она протекает в неблагоприятных, экстремальных для организма условиях. Требования к профессиональной надежности специалистов
МЧС России высоки. Они предполагают безошибочное выполнение возложенных задач, без ущерба для здоровья.
Одной из важнейших задач психологической службы МЧС России является сохранение здоровья и профессионального долголетия личного состава МЧС России. Использование психофизиологического оборудования комнаты психоэмоциональной разгрузки позволяет решать данную задачу быстро и эффективно. С помощью комплекса психофизиологического оборудования можно проводить диагностику текущего психоэмоционального состояния, психологическую профилактику при адаптации к профессиональной деятельности, а также психологическую коррекцию дезадаптивных проявлений. Кроме того, система мероприятий по психологической профилактике позволяет формировать среди личного состава МЧС России мотивацию к сохранению и укреплению своего здоровья.
Таким образом, становится понятной важная роль проведения профилактических и коррекционно-восстановительных мероприятий, направленных на устранение отрицательных последствий психических перегрузок, эмоционального стресса, психотравмирующих ситуаций и других неблагоприятных состояний, что в свою очередь, повышает эффективность работы специалистов МЧС России и поддерживает их высокую профессиональную пригодность.
7
Раздел I. Теоретические основы психофизиологии
Глава 1. Предмет и задачи психофизиологии. Методы
психофизиологического исследования
Психофизиология
(психологическая физиология)
– научная дисциплина, изучающая физиологические основы протекания психических процессов, формирования состояний (Данилова, 2001).
Психофизиология – дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии (рис. 1)
Рис. 1
Психофизиология считается относительно молодой областью научного знания. Термин «психофизиология» был предложен в начале XIX века французским философом Н. Массиасом и первоначально использовался для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы: определение сенсорных порогов, времени реакции и т.д. (Марютина, Кондаков, 2004).
Одним из основоположников отечественной психофизиологии является
И.М. Сеченов, опубликовавший в 1863 и в 1873 годах свои знаменитые работы, в которых поставил вопрос о необходимости введения физиологических основ в изучение психической деятельности человека.
Также признанным создателем психофизиологии является выдающийся отечественный ученый А.Р. Лурия, разработавший теорию системной динамической локализации психических процессов, являющуюся теоретической основой психофизиологии и нейропсихологии.
Впоследствии, благодаря трудам ученых, и в первую очередь, отечественных, таких как И.П. Павлов, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Н.А.
Бернштейн, А.Р. Лурия и др., было составлено достаточно четкое представление о значении для психики человека центральной нервной системы, и прежде всего головного мозга (Марютина, Кондаков, 2004).
Психофизиология
научная дисциплина, изучающая физиологические основы протекания психических процессов, формирования состояний
Психология
наука о закономерностях развития и функционирования психики
Физиология
наука о закономерностях функционирования живых организмов, их отдельных систем, органов, тканей и клеток
8
Предметом изучения психофизиологии являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека.
Основной
задачей психофизиологии является исследование физиологических механизмов психических процессов на системном, нейронном, синаптическом и молекулярном уровнях (Марютина, Кондаков,
2004).
Основными целями психофизиологии являются:
- получение данных о физических и психических механизмах поведения в целом, обогащающих теоретическую основу психофизиологии;
- использование теоретической информации для прогнозирования поведения человека, оптимизации его навыков управления своим поведением, а также для эффективной внешней регуляции его поведения.
В зависимости от исследовательской области выделяются отдельные направления, связанные с разработкой особенно важных проблем:
- сенсорная психофизиология – психофизиология органов чувств, ощущений и восприятий, психофизиология организации движений, психофизиология активности, психофизиология произвольных действий, психофизиология внимания, памяти и обучения, психофизиология речи и мышления, психофизиология мотивации и эмоций, психофизиология стресса, психофизиология функциональных состояний, дифференциальная психофизиология (Данилова, 2001).
В последние годы развиваются новые направления исследований: социальная, клиническая, сравнительная психофизиология, а также психофизиология профессиональной деятельности. Можно говорить о том, что психофизиология является одной из базовых дисциплин для психологов.
С древнейших времен по физиологическим изменениям у человека судили о его психологическом состоянии. Например, покраснение лица сигнализирует о смущении или стыде, побледнение – о гневе или страхе, учащенное дыхание – о возбуждении. Причем считается, что физиологические показатели – более верное свидетельство, чем слова.
Если в обыденной жизни достаточно простой констатации подобной связи между психическим и физиологическим, то в научной практике требуется более четкое обозначение этих связей, основанное на количественных измерениях. Этим целям и служат психофизиологические
методы (Никандров, 2003).
Методы психофизиологических исследований – комплекс методов, используемых для изучения физиологического обеспечения психических процессов (Григорьева, 2009).
В настоящее время разработано большое количество приборов, позволяющих получить объективную информацию о внутреннем статусе организма. Это и сложные приборы, определяющие комплекс параметров различных систем организма, и относительно более простые приборы.
9
Наиболее полная информация может быть получена при использовании комплекса различных методических приемов и сопоставлении получаемых результатов (Филимонов, 2003).
Основными методами регистрации физиологических процессов в психофизиологии являются электрофизиологические методы (рис.2).
Рис. 2 Методы психофизиологических исследований
Электрические потенциалы отражают физико-химические следствия обмена веществ, сопровождающие все основные жизненные процессы, поэтому являются надежными и точными показателями течения любых физиологических процессов (Филимонов, 2003).
1.1. Методы изучения работы головного мозга
Цель: регистрация электрической активности центральной нервной системы, в первую очередь головного мозга.
Задачи:
- регистрация и анализ суммарной биоэлектрической активности, производимой из разных уровней головного мозга;
- изучение сенсорных функций человека в норме и при аномалиях;
- анализ изменений функциональных состояний мозга на локальном уровне в соответствии с видами выполняемой испытуемым психической деятельности;
- представление изображения малейших изменений плотности мозгового вещества;
- регистрация импульсной активности нейронов;
Методы
психофизиологии
Методы изучения работы
головного мозга
Вызванные потенциалы головного мозга
Электроэнцефалография
Топографическое картирование электрической активности мозга
Кожно-гальваническая реакция
Методы изучения электрической
активности кожи
Методы измерения показателей
работы сердечно-сосудистой
системы
Электрокардиограмма
Плетизмография
Методы измерения активности
мышечной системы
Электромиография
Методы измерения активности
дыхательной системы
Пневмография
Методы регистрации реакций глаз
Пупиллометрия
Электроокулография
10
- моделирование поведения и психической деятельности в лабораторных условиях методами воздействия на мозг (Марютина,
Кондаков, 2004).
К данной группе методов относятся:
1. Электроэнцефалография – метод регистрации и анализа электрической активности головного мозга. Это неинвазивный метод исследования функционального состояния головного мозга путем регистрации его биоэлектрической активности (Марютина, Кондаков, 2004).
Получаемая запись – электроэнцефалограмма – графическое изображение сложного колебательного электрического процесса, который регистрируется при помощи электроэнцефалографа при размещении его электродов на поверхности скальпа.
Регистрирующие электроды располагают в определенных областях головы так, чтобы на записи были представлены все основные отделы мозга
Электроэнцефалограмма является суммарной электрической активностью многих миллионов нейронов, представленной преимущественно потенциалами дендритов и тел нервных клеток: возбудительными и тормозными постсинаптическими потенциалами и частично – потенциалами действия тел нейронов и аксонов (Гусельников, 1976).
Электроэнцефалограмма отражает колебания во времени разности потенциалов между двумя электродами. Спонтанная электрическая активность мозга характеризуется специфическими ритмами определенной частоты и амплитуды и одновременно может быть записана от многих участков черепа. Это позволяет изучать пространственные специфические паттерны ЭЭГ и их корреляцию с высшими психическими функциями
(Данилова, 2001).
Основные характеристики электроэнцефалограммы:
- частота – количество колебаний электрического потенциала в секунду. Частота выражается в герцах (Гц).
Различают различные диапазоны частот, которые называются ритмами
ЭЭГ:
- альфа-ритм – 8-13 колебаний в секунду – чаще всего регистрируется в состоянии относительного покоя;
- бета-ритм – 14 колебаний в секунду и выше – регистрируется в состоянии активного внимания;
- тета-ритм – 4-7 колебаний в секунду – регистрируется при засыпании и некоторых эмоциональных состояниях;
- дельта-ритм – 1-3 колебания в секунду – регистрируется при глубоком сне, потере сознания.
Эти колебания имеют различную амплитуду – величину электрических изменений. Амплитуду измеряют от пика предшествующей волны до пика последующей волны в противоположной фазе. Наиболее характерный диапазон амплитуд 5-30 мкВ (Гусельников, 1976).