Файл: Разработка мероприятий по улучшению условий труда персонала организации (на примере ооо СанСервис).pdf
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
23
- уборка подвального помещения;
- обслуживание мусоропровода;
- обслуживание контейнерных площадок;
- уборка придомовой территории
Все виды работ выполняются с определённой периодичностью.
Более полный перечень работ и периодичность их выполнения представлена в Приложении Г.
Основными долгосрочными целями и задачами предприятия являются:
- обеспечение комфортного и безопасного проживания населения на обслуживаемом жилом фонде;
- извлечение и получение прибыли;
- расширять зону обслуживания в городском округе Тольятти.
Краткосрочные цели ООО «СанСервис» выглядят так:
- сохранять конкурентоспособность организации в сфере ЖКХ;
- для достижения целей обеспечить персонал современными материалами, инструментами и оборудованием;
- повышение эффективности работы организации.
Организационная структура предприятия показана на Рисунке 2.
Генеральный директор
Отдел кадров
Бухгалтерия
Охрана труда
Мастера по санитарному содержанию
Рабочие
Рисунок 2 – Организационная структура ООО «СанСервис»
Функции отделов ООО «СанСервис».
24 1. Отдел кадров. Основные задачи отдела:
- обеспечение организации кадрами рабочих и специалистов требуемых профессий, специальности, квалификации;
- оформление приема, перевода и увольнения в соответствии с трудовым законодательством;
- систематическое изучение деловых качеств и других индивидуальных особенностей работников с целью создания резерва на выдвижение, осуществление контроля его пополнения и обновления;
- организация работы по повышению квалификации руководящих работников и специалистов организации;
- организация учета личного состава, выдача справок о настоящей и прошлой трудовой деятельности работников;
- работа по ведению, учету и хранению трудовых книжек работников, ведение установленной документации по кадрам;
- подготовка материалов для представления работников организации к поощрениям;
- организация воинского учета;
- подготовка документов для проведения конкурсов, аттестации, квалификационных экзаменов.
2. Бухгалтерия:
- сотрудники отдела организуют работу по ведению учета фактов хозяйственной жизни организации, составлению и представлению, заинтересованным лицам финансовой (бухгалтерской) отчетности организации.
- осуществляют учет и контроль расходования денежных средств.
Основной задачей бухгалтерии является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, на основании которой становится возможным:
- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации;
25
- выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости организации;
- контроль соблюдения законодательства, целесообразности хозяйственных операций, наличия и движения имущества и обязательств, использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, соответствия деятельности утвержденным нормам, нормативам и сметам.
3. Отдел охраны труда.
Охрана труда в ООО «СанСервис» играет важную роль, ведь работа в жилищно-коммунальном хозяйстве всегда связана с тяжелым ручным трудом, большими нагрузками не только в физическом, но и в психологическом плане.
На сегодняшний день Правительство Российской Федерации и Самарской области разрабатывают и внедряют законы и постановления, которые ужесточают контроль в сфере охраны труда на предприятиях, которые должны будут поспособствовать повышению профессиональной грамотности работников в сфере ЖКХ.
Основными общими задачами специалиста по охране труда в ООО
«СанСервис» являются:
- изучение и внедрение в ООО «СанСервис» системы стандартов по безопасности труда и методическая помощь в разработке и внедрении необходимых инструкций по охране труда;
- контроль соблюдения требований стандартов и инструкций по охране труда;
- исследование причин несчастных случаев и разработка мероприятий по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
Должностная инструкция специалиста по охране труда представлена в
Приложении Д.
4. Мастер по санитарному содержанию.
Основные задачи мастера по санитарному содержанию это:
- организация работ и контроль над их выполнением;
26
- обеспечение рабочего персонала необходимыми материалами, инструментами, спецодеждой и т.д., для качественного выполнения задач, которые поставлены перед ними;
- контроль за соблюдением рабочим персоналом правил техники безопасности, а так же соблюдением противопожарного режима, действующего на жилом фонде;
- осмотр жилых зданий, сооружений и придомовой территории с оформлением всех обнаруженных недостатков в журнале, для дальнейшей передачи информации в соответствующие ремонтные службы;
- разноска квитанций за предоставленные жилищно-коммунальные услуги.
Перейдём к некоторым экономическим показателям ООО «СанСервис».
В Таблице 2 представлены основные экономические показатели организации за последние 3 года (2013, 2014 и 2015 года). Общество является малым предприятием, ведёт бухгалтерский учёт и составляет отчётность в упрощённом порядке. Бухгалтерский баланс за 2015 год и извещение налогового органа представлены в Приложении Е.
Таблица 2 – Основные экономические показатели деятельности
ООО «СанСервис» за 2013-2015 гг.
Показатели
2013 г.
2014 г.
2015 г.
Изменение (+, -)
2014/
2013 2015/
2014 1
2 3
4 5
6 1.
Выручка от продажи, тыс. руб.
21 006 21 577 20 646 568
-928 2.
Себестоимость продаж, тыс. руб.
20 603 21 220 20 270 617
-950 3. Прибыль (убыток), тыс. руб.
403 354 376
-49 22
27
Продолжение таблицы 2 4. Чистая прибыль, тыс. руб.
160 116 93
-44
-23 5.
Численность работающих, чел.
75 70 65
-5
-5 в т.ч. рабочих, чел.
67 62 57
-5
-5 6.
Фонд оплаты труда, тыс. руб.
16 810 17 260 16 520 450
-740 7. Производитель- ность труда рабо- тающего, тыс. руб.
280 308 317 28 9
8. Среднегодовая заработная плата работающего, тыс. руб.
224 246 254 22 8
9. Рентабельность продаж, %
0,7 0,5 0,5
-0,2
-
Проанализировав, занесённые данные в Таблице 2 мы видим, что на фоне уменьшения выручки, численности работающих производительность труда в
2015 году увеличилась на 37 тыс. руб. по отношению к 2013 году, среднегодовая заработная плата работников в 2015 году увеличилась на 30 тыс. руб. по отношению к 2013 году.
ООО
«СанСервис» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, печать со своим полным фирменным наименованием и указанием на местонахождение, штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему.
ООО «СанСервис» осуществляет свою деятельность в соответствии с законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, законами
Самарской области и городского округа Тольятти, постановлениями и распоряжениями Губернатора и Правительства Самарской области, постановлениями и распоряжениями Администрации городского округа
Тольятти.
28
ООО «СанСервис» действует на основе хозяйственного расчета и самофинансирования и несет ответственность за результаты своей финансово- хозяйственной и производственной деятельности.
2.2 Персонал организации и анализ условий труда в
О
рганизации
Персонал организации – это работники, прошедшие специальную подготовку, имеющие опыт и навыки в труде и занятые на предприятии.
Структура персонала организации – это совокупность отдельных групп работников, объединенных по ряду признаков и категорий. Пер
יִ
сонал ор
יִ
ганизации подр
יִ
азделяют на упр
יִ
авленческий пер
יִ
сонал и пр
יִ
оизводственный пер
יִ
сонал (р
יִ
исунок 3).
Упр
יִ
авленческий пер
יִ
сонал – часть пер
יִ
сонала ор
יִ
ганизации, выполняющая общие функции упр
יִ
авления.
Пр
יִ
оизводственный пер
יִ
сонал занят непоср
יִ
едственно на пр
יִ
оизводстве.
По хар
יִ
актер
יִ
у тр
יִ
удовых функций, пер
יִ
сонал подр
יִ
азделяется на р
יִ
абочих, специалистов и р
יִ
уководителей.
Наиболее многочисленной категорией работников предприятий, принимающих непосредственное участие в производственном процессе, являются рабочие (основные рабочие)
. Они относятся к производственному персоналу и непосредственно производят продукцию предприятия
(материальные ценности).
Специалисты – работники, осуществляющие экономические, инженерно- технические, юридические, административные и другие функции. Специалисты имеют высшее или ср
יִ
еднее специальное обр
יִ
азование (специалисты отдела кадров, специалисты по охране труда, бухгалтерия).
Руководители, осуществляют функции управления предприятием.
В ООО «СанСервис» действуют линейные руководители. Линейные руководители возглавляют подразделения ор
יִ
ганизации (мастера по санитарному содержанию).
29
Р
יִ
исунок 3 – Стр
יִ
уктур
יִ
а пер
יִ
сонала ор
יִ
ганизации ООО «СанСервис»
Линейный р
יִ
уководитель осуществляет непоср
יִ
едственное р
יִ
уководство людьми и пр
יִ
оизводственной деятельностью. Он является связывающим звеном между р
יִ
уководством ор
יִ
ганизации, котор
יִ
ое р
יִ
азр
יִ
абатывает стр
יִ
атегические задачи упр
יִ
авления, и непоср
יִ
едственными исполнителями, котор
יִ
ые р
יִ
еализуют эти р
יִ
ешения.
Пр
יִ
авильный подбор
יִ
линейного р
יִ
уководителя имеет особое значение.
Линейный р
יִ
уководитель обязательно должен иметь пр
יִ
офессиональную подготовку и опыт деятельности.
Р
יִ
аботники подр
יִ
азделяются по пр
יִ
офессиям, специальностям, квалификации.
Пр
יִ
офессия пр
יִ
едставляет вид тр
יִ
удовой деятельности, тр
יִ
ебующий для выполнения специальных теор
יִ
етических знаний и пр
יִ
актических навыков.
Пр
יִ
авильно спланир
יִ
ованное упр
יִ
авление пер
יִ
соналом ор
יִ
ганизации – одно из важнейших условий, дающих возможность пр
יִ
едпр
יִ
иятию оставаться на плаву в условиях любой кр
יִ
изисной ситуации.
Персонал организации
Производственный персонал
Основные рабочие
Управленческий персонал
Руководители
Линейные руководители
Специалисты
Специалисты, выполняющие экономические функции
Специалисты, выполняющие инженерно- технические функции
30
Разделение персонала организации на категории осуществляется в соответствии с нормативным документом – Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, разработанным
Институтом труда и утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21.08.1998 № 37 (в редакции от 12.02.2014) [11, с. 8, 9, 10, 38, 54].
В ООО «СанСервис», как и в других организациях Российской
Федерации создана и функционирует охрана труда. Она состоит из следующих разработанных и внедрённых мероприятий по условиям и охране труда предприятия:
1. Для организации работы по охране труда создана служба охраны труда.
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда и вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Краткая характеристика службы охраны труда ООО «СанСервис»:
- управление охраной труда в организации осуществляет руководитель;
- служба охраны труда организации подчиняется непосредственно руководителю организации;
- служба создаётся из специалистов по охране труда и руководителем службы;
- служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом по охране труда, уполномоченными лицами по охране труда, а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта
Российской Федерации в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля;
31
- работники службы в своей деятельности руководствуются законами и иными правовыми актами об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, соглашением по охране труда и другими локальными нормативными правовыми актами.
2. Разработаны и утверждены инструкции и положения по охране труда
ООО «СанСервис» в соответствии со статьёй 212 Трудового кодекса
Российской Федерации [2, с. 91].
Состоит из двадцати семи инструкций и положений.
3. Разработано положение об организации работы в области охраны труда в ООО «СанСервис».
3.1 Область применения положения:
- порядок организации работы по охране труда в ООО «СанСервис»;
- распределение функциональных обязанностей по охране труда среди руководителей и специалистов;
- обязанности службы охраны труда (специалиста по охране труда) в
ООО «СанСервис»;
- направления в работе по обеспечению безопасных условий труда и профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
- деятельность совместного комитета (комиссии) по охране труда;
- настоящее положение вводится как обязательное для исполнения всеми руководителями, специалистами и работниками ООО «СанСервис»;
- лица виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового, права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом
Российской Федерации иными федеральными законами, а так же привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами;
- должностные обязанности руководителей всех уровней управления по
32
каждому из направлений конкретизируются и вносятся в их должностные инструкции; одновременно в должностных инструкциях указываются права этих работников в данной области, а также их ответственность за невыполнение своих обязанностей по охране труда.
3.2 Распределение функциональных обязанностей по охране труда среди руководителей и специалистов ООО «СанСервис».
3.2.1 Руководитель организации. Генеральный директор ООО
«СанСервис»:
- осуществляет общее руководство и контроль за состоянием охраны труда, за соблюдением требований законодательных, нормативных и правовых актов в данной области, контроль за выполнением функциональных обязанностей подчинёнными;
- делегирует функции работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации в целом руководителям структурных подразделений;
- возмещает вред, причинённый работникам повреждением здоровья, при исполнении ими трудовых обязанностей;
- утверждает бюджеты затрат на мероприятия по охране труда;
- применяет меры поощрения к работникам, принимающих активное участие в работе по созданию безопасных условий труда и привлекает к дисциплинарной ответственности работников, допустивших нарушения законодательства об охране труда.
3.2.2 Главный бухгалтер (бухгалтер):
- обеспечивает финансирование расходов на охрану труда, медицинское обеспечение, своевременное перечисление средств
(по договорам, заключённым со специализированными организациями, для осуществление мероприятий по охране труда и окружающей среды, медицинского обеспечения и пожарной безопасности; договорам на приобретения специальной одежды, специальной обуви, молока и лечебно-профилактического питания, смывающих и обезвреживающих средств);