Файл: 1. Теоретические основы работы с кадрами государственных служащих 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для решения этих проблем требуется реализация комплекса мер правового, организационного, финансово экономического и учебно-методического характера. Насущным вопросом является расширение правового статуса государственных служащих, их прав и ответственности в части повышения своей квалификации. Поскольку повышение квалификации включено в круг служебных обязанностей руководители специалистов, значит, для этих категорий работников данная обязанность носит правовой характер. Следовательно, ее невыполнение при определенных условиях может повлечь за собой неблагоприятные для работника юридические последствия. В то же время успешно и добросовестно исполняющим должностные обязанности государственным служащим должна быть предоставлена возможность выбора формы профессионального развития. Отказ государственного служащего без уважительных причин от повышения профессионального уровня следует рассматривать как нарушение служебной дисциплины, сопровождающееся соответствующими правовыми последствиями вплоть до освобождения от должности1.

Острота вопроса подготовки кадров для органов местного самоуправления, муниципальных предприятий, учреждений продиктована тем, что именно на территории муниципального образования сосредоточены основные ресурсы, условия и факторы, обеспечивающие качество жизни личности, населения. Это, во-первых. Во-вторых, знание проблемы, владение ситуацией потенциально готовит почву для переосмысления и изменения тактики проведения реформ, удовлетворяющих интересы разных уровней государственного и муниципального управления и, в первую очередь, населения.

Можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что выход из сложившейся ситуации в обществе и государстве возможен только в согласованном режиме всех уровней власти за счет повышения эффективности управления в интересах населения. Однако немногие органы местного самоуправления, в силу разных причин, подошли к пониманию необходимости осуществления реальных шагов по подготовке кадров для органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений. Разговоров по этому поводу много, практических шагов нет. Все, что мы пока наблюдаем, это полумеры. Анализ программ подготовки кадров, повышения их квалификации, с которыми пришлось познакомиться в последнее время, говорит о проявлении озабоченности по поводу сложившегося положения дел, серьезности намерений их авторов1.


Однако постановка вопроса требует переосмысления и применения несколько иного подхода. Это связано с тем, что сущность проблемы, на наш взгляд, лежит в несколько иной плоскости, она намного сложнее, нежели мы себе это представляем.

Во-первых, проблема подготовки кадров для муниципальных предприятий и учреждений рассматривается в плоскости менеджмента организации, что не позволит в полной мере решить весь комплекс стоящих проблем.

Во-вторых, проблема рассматривается с позиций подготовки кадров, которые имелись в нашем недалеком социалистическом прошлом (кстати, не все, что там было, надо отвергать, как это сделали некоторые или пытаются сделать), однако без адаптации к современным реалиям использование опыта прошлого бесперспективно.

В-третьих, сущность проблемы, на наш взгляд, лежит в складывающейся системе управления муниципальным хозяйством, которая кардинально отличается от той системы управления, которая присутствовала в нашем историческом прошлом.

Дело заключается в том, что в части технологии предоставления некоторых видов услуг она осталась неизменной (например, некоторые виды услуг, предоставляемых учреждениями культуры, образования, медицины, жилищно-коммунальной сферы и другое), а экономическая система изменилась и изменилась кардинально. Именно последнее должно соответствующим образом перестроить систему управления муниципальным хозяйством, в том числе и кадровую политику. В том виде, в каком они представлены, программы подготовки кадров должного результата не дадут. Специфика кадровой политики, в том числе и подготовки кадров, определяется тем, что она осуществляется, во-первых, в рамках местного самоуправления как особого вида власти. Во-вторых, муниципального управления как достаточно специфической разновидности менеджмента. И, в-третьих, в новых условиях среды управления.

Смысл местного самоуправления, в том числе, кроется в производстве и предоставлении населению услуг посредством организации самоуправления населения, организации производства и потребления коллективных благ. Муниципальное хозяйство в определенном смысле представляет собой «акционерное общество», участниками которого являются все жители муниципального образования. Однако выплата дивидендов по акциям производится в виде общественно значимых услуг1.

Население является одновременно и заказчиком этих услуг, и коллективным собственником. Осуществляется это за счет налогов. Данные услуги оказывают органы местного самоуправления, муниципальные предприятия, учреждения по поручению населения. Соответственно и политика подготовки кадров должна быть реализована за счет бюджета города. Однако только за счет бюджета города и муниципальных предприятий, учреждений невозможно удовлетворить всю гамму потребностей населения.



Вот почему муниципальное хозяйство рассматривается как совокупность предприятий и учреждений (в том числе и предприятий частного сектора), осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение общественных потребностей населения. То есть сегодня наряду с услугами, предоставляемыми муниципальными предприятиями и учреждениями, их в равной степени предоставляет частный бизнес. Население за счет собственных доходов удовлетворяет потребность в соответствующих услугах, но уже в сфере частного бизнеса, и не учитывать это нельзя. Сфера частного бизнеса в данном случае часть муниципального хозяйства, более того – это сфера домашнего хозяйства. Это уже несколько меняет взгляды на подготовку кадров.

Следует рассматривать подготовку кадров в единстве двух подходов.

Подготовка кадров для органов местного самоуправления, где отсутствует конкуренция со стороны частного сектора (например, администрация города), и кадровая политика, в том числе подготовка персонала, направленная на сферы муниципального хозяйства, которые подвержены конкуренции. В равной степени уделяя внимание и кадрам муниципальных предприятий и учреждений, и созданию адекватных условий подготовки кадров сферы малого и среднего бизнеса, предоставляющих также общественно значимые услуги. А это несколько иная постановка целей, задач, методов реализации, это иные финансовые ресурсы и их источники. Это иная политика в отношении учебных заведений со стороны муниципалитета, это иная политика и самих учебных заведений1.

Понимание необходимости нового видения подготовки кадров для предприятий муниципального хозяйства позволит добиться необходимого ассортимента, объема, качества предоставляемых населению услуг и решения целого ряда других вытекающих задач.

Другая сторона вопроса о предоставлении общественно значимых услуг: как правильно соизмерить, кто, что, когда, в каком количестве, какого качества будет их предоставлять и как этим процессом должен управлять орган местного самоуправления.

Вторым фактором, который определяет особенности кадровой политики и подготовки кадров, является специфика муниципального менеджмента как разновидности менеджмента.

Основную тяжесть затрат по реализации общественных интересов и потребностей несут сами жители муниципального образования, и основным ресурсом являются налоги населения и хозяйствующих субъектов. Главным субъектом управления по удовлетворению потребностей населения выступает орган местного самоуправления, который осуществляет накопление необходимых ресурсов территории, их использование во благо развития территории через предоставление ограниченных прав в финансово-кредитной деятельности и права ресурсной ренты, а также в качестве полноценного хозяйствующего субъекта
1.

При этом следует обратить внимание на то, что является достоянием отечественного и зарубежного опыта – «производительность исполнительного органа власти, в равной степени муниципального предприятия, учреждения, как и любой иной организации», минимально обеспеченной необходимыми финансовыми средствами уже на следующем превышающем уровне, определяют не объемы финансирования, а умелое управление ими. Управление становится решающим фактором, определяющим успех любой организации. Хороший менеджер требует «соответствующих в него вложений»2.

Подготовка менеджера для органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений требуют решения еще одной достаточно специфической задачи: необходимо знать не просто в какой сфере будет использован специалист, какими знаниями, умениями и навыками он должен обладать, но и в рамках какого менеджмента он будет работать.

Суть проблемы заключается в том, что для администрации города, как правило, характерен административный менеджмент. А это требует подготовки менеджера определенного уровня знаний, умений и навыков. Например, способного создать условия, обеспечивающие наращивание и грамотное использования потенциала территории, развитие домашнего хозяйства, социально-экономическое развитие территории, социальную защищенность личности, семьи, способного противостоять бюрократизму и т.п.

Если говорить о муниципальных предприятиях, учреждениях то в данной сфере должен быть менеджер, владеющий экономическими и иными механизмами ведения бизнеса, знаниями в области маркетинга, управления персоналом, стратегического, инновационного менеджмента, реинжиниринга, контроллинга и так далее1.

Кадровая политика, в том числе подготовка кадров, с точки зрения менеджмента, носила не главенствующий, а соподчиненный характер. Первичными являются цели развития территории, стратегия, программа социально-экономического развития. Именно это предопределяет и направления кадровой политики, и требования, предъявляемые к персоналу и тому подобное.

2. Работа с кадрами государственных служащих на примере префектуры Северо-Западного округа г. Москвы
2.1 Общая характеристика организации
Северо-Западный округ – это один из наиболее привлекательных и экологически чистых районов столицы.


Границы округа: Восточная граница округа с Северным и Центральным округами проходит по Химкинскому водохранилищу и Московской окружной железной дороге.

Южная граница с Западным округом – по руслу Москвы-реки и территории Серебряного бора.

За Московской кольцевой автодорогой в округ входят обширные территории Митино и Куркино, включенные в состав Москвы в 1984 году.

Территория округа – 107 кв. км, что составляет 11% процентов от общей территории Москвы.

Численность населения – более 800тыс. человек1.

В состав округа входит восемь районов: «Куркино», «Митино», «Покровское-Стрешнево», «Северное Тушино», «Строгино», «Хорошево-Мневники», «Южное Тушино» и «Щукино».

Префектура Северо-Западного административного округа города Москвы – территориальный орган исполнительной власти города Москвы, подведомственный Правительству Москвы.

Префектура в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города Москвы, законами и иными правовыми актами города Москвы, Положением о префектуре административного округа.

Префектуру возглавляет префект административного округа в ранге министра Правительства Москвы, назначаемый и освобождаемый от должности Мэром Москвы.

Руководство префектурой осуществляется на основе единоначалия. Префект несет персональную ответственность за выполнение возложенных на префектуру задач и осуществление префектурой своих полномочий.

Работники префектуры, замещающие должности, включенные в Реестр государственных гражданских служащих города Москвы, являются государственными гражданскими служащими города Москвы. На них распространяется законодательство о государственной гражданской службе, а в части, не урегулированной законодательством о государственной гражданской службе, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, законы и иные правовые акты города Москвы, содержащие нормы трудового права.

Местонахождение Префектуры Северо-Западного административного округа города Москвы:

г. Москва, ул. Свободы, 13/2, телефон: +7 (495) 490-19-32

Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность префектуры представлены в таблице .

Таблица 2.1 – Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность префектуры