Файл: Интервью со спортивной звездой прагматический и психологический аспекты Профиль магистратуры Спортивная журналистика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 338
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Однако гораздо детальнее субъективный взгляд на события отображается в программных моделях спортивного контента. От рубричной структуры их отличает, в первую очередь, продолжительность (обычно, не меньше получаса), использование того или иного вида обратной связи, а также наличие разных типов ведущих. В настоящее время именно данная модель является самой востребованной в эфире. Обладая специфическим набором типологических черт, описываемая схема также может быть подразделена на две категории. В этом случае базовым признаком для дифференциации будет служить количество эфирных коммуникантов. Опыт российского спортивного вещания показывает, что реализация первоначальной концепции программного продукта зависит от того, сколько людей одновременно присутствует в студии. Исходя из этого, «большие» передачи реализуют два набора характеристик: монолог и полилог.
Монологическая разновидность модели спортивных программ заключается в том, что автор в течение определённого времени высказывает своё мнение по заявленной проблеме, после чего обсуждает её со слушателями посредством различных каналов коммуникации. Как правило, в таких случаях ведущий – это авторитетный журналист или бывший спортсмен, чья точка зрения на происходящее нетривиальна, а иногда даже спорна. Тем не менее, именно такая ситуация лучше всего влияет на рейтинги передач о спорте, так как аудитория, несогласная с автором будет с интересом наблюдать за тем, каким образом аргументируется позиция. Весь набор типологических характеристик, описываемых данные единицы эфирного контента, выглядит следующим образом:
-
авторские; -
монологические; -
чаще всего – информационно-аналитические; -
периодические; -
полноценные программы; -
интерактивные; -
транслируются в прямом эфире; -
с ведущим профессиональным журналистом.
Взаимодействие с аудиторией, и как следствие, использование интерактива как способа привлечения слушателей к участию в программе, является обязательным критерием для такого рода контента. По-другому в схожих передачах невозможно поддерживать интерес к теме и создавать динамику разговора. К данной тематике обычно обращаются тогда, когда речь идёт об освещении популярных видов спорта (футбол, хоккей, биатлон) или комментировании событий дня. Во всех остальных случаях реализуется полилогическая программная модель. Её основное отличие от первого типа – процесс коммуникации внутри эфира. В последние четыре года особую популярность приобрели передачи, где количество участников студийного разговора превышает двух человек. Это необходимо при такой постановке проблемы, когда для более скрупулёзного рассмотрения вопроса необходим эксперт. При этом, полилог не всегда позволяет в полной мере выразить авторское «Я». В целом же, модель может быть охарактеризована, как:
-
с преобладающим типом информации – аналитическим; -
диалогическая/конференция; -
имеющая строгую периодичность; -
полноценная программа; -
интерактивные; -
транслируются в прямом эфире; -
с ведущими смешанного типа.
Полилог как вид программной модели к 2016 году стал самым популярным в федеральном эфире. Из 45 рассматриваемых уникальных единиц контента, в 27 случаях (60% от общего числа) разговор ведут двое и более ведущих, либо же ведущий и гости. В свою очередь, профиль СМИ влияет на расположение той или иной модели в сетке вещания. Так спортивные программы, относимые нами к рубричной модели (причём, как новостные, так и субъективно-авторские), обычно звучат в дневном блоке (до 15:00). Что касается продуктов программной модели, то их в основном можно услышать на информационных каналах вечером. Причём, кейс 18:00 – 21:00 отдаётся под программы выходного дня, где подводят итоги недели.
Таким образом, современное спортивное вещание достигло нового уровня. Проанализированный объём материала позволяет сделать выводы относительно дальнейшего развития этого типа программ в масштабах страны и отметить основные тенденции их развития на ближайшее будущее.
-
Рассмотрение двух основных моделей спортивных передач на каналах говорит о том, что подходы к реализации этой тематики на отечественном рынке СМИ были несколько стандартизированы. Обычно, заменяя одну программу другой, руководители СМИ стараются изменить только её оформление и скорректировать концепцию. Содержание же меняется редко. Похожая проблема видится и в запуске нового продукта: очень часто у конкурентов просто копируется формат. -
Затрудняет появление качественно иных программных схем и то, что всё, касающееся производства спортивного вещания, сосредоточено в пределах столичного региона. Отсюда ориентация на более узкую, по сравнению с масштабами всей страны, аудиторию зрителей. Следствием этого становится реакция на поведение достаточно узкой среды аудитории, что сказывается на коммуникативном воздействии журналистского текста19. -
Специфика интересов аудитории приводит к тому, что тематика эфирных единиц довольно однообразна. В общей сложности, 75% программ освещают события из мира футбола и хоккея, в том время как 25% посвящены всем оставшимся летним и зимним видам спорта. Незначительное увеличение показателей второй группы было заметно лишь в канун последних Олимпийских игр. Однако опыт свидетельствует о том, что в течение полугода после окончания Олимпиады внимание с этих дисциплин снова переключится на футбол, в особенности, в преддверии Чемпионата мира 2018 года. -
Переход российского телевидения на цифровое вещание должен дать толчок к развитию прямых спортивных трансляций на радио. В настоящее время в эфире к такого рода формату прибегают только на единственной в стране специализированной станции – «Спорт FM». -
Рост числа интернет-СМИ и переориентация некоторых из них для работы с мобильными приложениями может создать почву для увеличения количества аналитических передач. По мнению представителей петербургской школы журналистики, «сегодняшнее аналитическое вещание — это тот слой эфирной журналистики, в котором наблюдаются наиболее бурные изменения, оттеняющие современное состояние электронных СМИ»20.
Вместе с тем, развитие контента, ориентированного на осмысление событий действительности, а не простое информирование, будет свидетельствовать о новых веяниях в области авторской журналистики. В свою очередь, это породит спрос на новых авторов и людей, обладающих необходимой базой знаний в конкретной сфере и претендующих на исключительное мнение о той или иной проблеме.
1.6 Персонификация информации и жанр интервью.
Продвижение каналов своего бренда, развитие СМИ и борьба за аудиторию во многом зависит от того, кто находится у микрофона. В частности, в этом можно найти объяснения популярности на российских каналах авторских программ. Однако существует мнение, что сегодня авторская журналистика как таковая сдаёт свои позиции21. Во многом это происходит из-за недоверия аудитории информации, которую предоставляет журналист. В обществе бытует мнение о субъективности работников СМИ, о «заказном» характере представляемых материалов, спекуляции фактами, замалчивании деталей и т.д. Применительно к аналитическому сектору, можно сказать, что именно ведущие обеспечивают стойкий интерес или полное безразличие со стороны слушателей22. Противоположно обстоит дело в спортивной публицистике. Здесь люди привыкли беспрекословно доверять журналистам, причём как тем, кто когда-то профессионально занимался спортом, так и тем, кто пришёл в профессию из среды болельщиков. В этом контексте стоит также сказать о специфике аудитории программ спортивной тематики. Её условно можно разделить на три части: специалисты, то есть люди непосредственно занятые в спортивной индустрии, пассивные и активные болельщики. Только вторая группа может получать эмоциональную разрядку от спортивной журналистики. Это люди, которые не являются каждодневными потребителями спортивной информации. Для активных болельщиков - окружающий мир является как бы преградой, отвлечением от спортивной информации, которую они черпают повсюду, но преимущественно из специализированных спортивных СМИ. Эта группа ощущает на себе проявление информационной, аналитической, воспитательной функций спортивной журналистики, тогда как пассивные болельщики ограничиваются информационной и развлекательной функциями.
Однако в российском вещании можно найти и примеры того, что иногда программы выбиваются из концепции средства массовой информации, становясь, как принято говорить, «неформатными». Объясняется это одним из несомненных свойств формата – способностью постоянно изменяться. История зарождения и «движения» форматов через Европу в Россию подтверждает этот тезис. Формат адаптируется к определённой национальной среде. Именно подобная гибкость и изменяемость даёт возможность непрерывного экспериментирования. Эксперимент приводит к смене существующего формата интервью и поиску нового. Переформатирование каналов в борьбе за аудиторию – это глобальный процесс, который наблюдается во всех странах с развитой системой вещания. Причины переформатирования различны. Но сомнениям не подвергаются два аспекта: творческий и экономический. Вместе с тем, со временем трансформировалось понятие и «авторской программы». В настоящее время она уже слабо напоминает классическую модель, описанную А. Шерелем. Согласно его толкованию, ранее авторской программой считалась «передача, автор которой одновременно выступает в роли ее создателя и ведущего, режиссера, литературного и музыкального редактора, корректора, а иногда и продюсера»
23. Теперь же каналы всё чаще позиционируют в качестве авторского тот продукт, в котором в наибольшей степени преобладает журналистская интенция. Но нельзя обойти вниманием ситуацию в современной российской медиапрактике: в большинстве своём авторские суждения формируют не совсем свободно, так как, по замечанию
И.Д. Фомичёвой, «в СМИ роли коммуникантов поляризованы, инициатива и возможности в отборе информации, в организации общения сосредоточены в руках медиапрофессионалов»24.
Специфика публицистического стиля, являющегося отражением журналистского текста в спортивном медиадискурсе, определяется единством двух противоположных тенденций – стандартности и экспрессивности. В общей же проблеме субъективного начала журналистского творчества центральное место обычно занимает позиция публициста. Её идентификатором, как правило, выступает компетентность самого журналиста в освещаемых им вопросах. По В.В. Смирнову, она определяется четырьмя аспектами – рациональным, эмоциональным, поведенческим и отношением к аудитории. Также стоит упомянуть и о представлении мнения конкретного слушателя в эфире (вместо обращения к массовой аудитории), что в последнее время характеризует контент спортивного эфира. Всё это позволяет говорить об основных функциях публицистики, на которые мы опираемся в данном контексте: информационная, комментарийно-оценочная, познавательно-просветительская, воздействующая и гедонистическая25. Допущение же субъективного начала не противоречит документальной основе журналистского произведения. Различные приемы авторского самовыражения лишь способствуют глубинному осмыслению объективной действительности. Среди этих приемов особо выделяется категория авторского «Я». Используя этот своеобразный инструмент, журналисты активно вторгаются в ход описываемых событий, свободно выражают свои мысли, входят в контакт с героями,. Среди таких форм вторжения в анализируемых программах выделяются такие, где, во-первых, автор входит в непосредственный контакт со своими героями, во-вторых, делится в ходе описания события собственными воспоминаниями, в-третьих, выражает свои соображения по поводу поведения героев, в-четвёртых, выстраивает версии и предположения, в-пятых, выражает собственные эмоции, в-шестых, раскрывает перед зрителем свою творческую лабораторию.
М.И. Старуш выделяет в современной журналистике два подхода для реализации авторского «Я» – репрезентативный и интроспективный
26. Однако в творчестве большинства спортивных журналистов чаще всего используется первый. Все материалы даются с объективной оценкой, автор программы рассматривает событие со стороны, не принимая участия в нём. Интроспекция в материалах появляется лишь в тот момент, когда речь заходит о воспоминаниях.
Независимо от территориальной принадлежности, роль ведущего в спортивном вещании продолжает оставаться центральной, или формообразующей. Анализ события подразумевает реализацию точки зрения автора, формирование мнения слушателя и эмоциональное воздействие на него. Эти задачи обусловливают развлекательную форму подачи информации о спортивных событиях – инфотейнмент, выбор которого продиктован потребностями современного общества и влиянием массовой культуры. Журналисты, работа которых должна обеспечивать внимание аудитории и, соответственно, популярность канала, его коммерческую состоятельность, отступают от классических требований стандарта СМИ. Это в полной мере относится и к спортивной журналистике. С другой стороны, эта тенденция не прослеживается на каналах, относимых к государственному вещанию. О. Р. Арсланова полагает, что это связано с реализацией ими социальной задачи, а не ориентации на рекламодателя. В данном случае, для них важно «развитие и информирование широких слоёв населения»27.
В мировоззренческой позиции автора обычно проявляется совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности аналитика и его отношение к действительности. Например, к успехам российских команд они относятся со сдержанным оптимизмом, иногда даже скептически. Ведущие эфира, выражая свои мировоззренческие взгляды, тем самым проявляет особенности своего самосознания.
Индивидуальный образ автора складывается из той роли, которую он для себя изберёт. М. И. Стюфляева28, например, выделяет следующие из них: роль автора как героя произведения, роль автора как инстанции анализирующей и оценивающей.
Автор – герой. В качестве одного из героев программы спортивные журналисты выступает редко. В основном, их участие в собственных программах ограничивается беседой с видными спортивными деятелями и интерактивом со слушателями, а также вступительной и заключительной частью.
Автор – аналитик. Образ аналитика является самым характерным для повседневной практики спортивного журналиста. Здесь он, опираясь на свой профессиональный опыт, представляет весь спортивный процесс «наизнанку», изображая то, что зачастую не всегда известно обычному слушателю. Они умеют ловко цеплять факты, которые будут интересны поклонникам спорта: «Это будет игра, в которой нужно будет долго бодаться, нужно будет пересидеть, что называется, соперника или переждать и перетолкать. Вот, как игра пойдёт, в каком ключе – не знаю. Но, естественно, играть от ножа здесь бессмысленно, бесполезно и опасно» («Такой футбол», эфир от 21.10.2017). Также одной из отличительных черт авторов-аналитиков является их способность к прогнозированию. Профессиональный опыт помогает им выдвигать версии и сценарии наиболее вероятного развития событий: «То, что после себя Луческу, скорее всего, оставит выжженную землю, то есть, он не будет заботиться, чтобы поколение выросло, такие мысли даже не приходят ему в голову» («Такой футбол», эфир от 15.07.2017). Но как показывает практика, автор программы далеко не всегда берёт на себя роль аналитика. В некоторых случаях он отдаёт эту функцию приглашённому гостю. В таком случае, задачей ведущего становится не представление анализа, а донесение его до слушателей с помощью уточняющих вопросов.