Файл: Интервью со спортивной звездой прагматический и психологический аспекты Профиль магистратуры Спортивная журналистика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 340

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Автор – эксперт. В качестве авторов-экспертов чаще всего выступают бывшие спортсмены, которые способны оценивать спортивные события более объективно, нежели их коллеги-обозреватели. Н.Г. Нестерова аргументирует это тем, что «природа оценки по своей сути отвечает внутреннему миру человека»29. Для аргументации они используют собственный спортивный опыт, что позволяет им опираться на сделанные выводы и умозаключения как на неопровержимый факт: «Они выиграли, но могло быть и по-другому. Думбия забил первый пенальти, но когда он бил второй, ну зачем надо было врываться туда раньше, там защитник из «Рубина» выскочил на него, а если бы не забил, то дали бы перебить» (Стогниенко, интернет-канал «Футбол с…»). Стоит отметить, что в некоторых типах публикаций образы «аналитика» и «эксперта» переплетаются в один, что порождает прогностические материалы: «Всякое может сложиться, например, «Трабзонспор» принимает «Интер». А что, выиграют итальянцы на выезде, что вполне реально, и тогда ЦСКА проходит в 1/8» (Александр Бубнов, «Час эксперта», «Радио Спорт»).

Как уже говорилось выше, основными темами в творчестве спортивных журналистов являются события в чемпионатах, кубках и первенствах России, Европы и мира по футболу, хоккею, баскетболу, волейболу, боксу, лёгкой атлетике, тяжёлой атлетике, дзюдо, борьбе, биатлону, лыжным гонкам, фристайлу и других видах спорта. Для авторских программ характерна фирменная окантовка материалов. Каждая такая передача имеет особенное вступление и заключение (на примере программы «Футбольный клуб» на радиостанции «Эхо Москвы»): «Добрый вечер всем. Василий Уткин, Сергей Бунтман. Мы обещали, что начнётся третий круг чемпионата – он и начался» и «Василий Уткин, Сергей Бунтман, это был «Футбольный клуб», до свидания».
Однако финал выпуска может быть не автономным, а тесно связанным с основным текстом. Тогда он является его логическим продолжением: «Ну что же, Кирилл Дементьев и Сергей Бунтман сегодня в «Футбольном клубе». Матчи сборной и потом продолжится у нас Чемпионат России. Я думаю, что в первых же двух турах будет много всего удивительного и примечательного. Спасибо за внимание».

Особо стоит отметить и тематическое сосуществование в рамках одной программы. Популярные виды спорта, такие как футбол, хоккей, лёгкая атлетика, обычно занимают целиком всю передачу. В ходе своего повествования авторы касаются как спортивной части соревнований, так и её «закулисной» стороны. Схематическое построение такого материала выглядит следующим образом: приветствие, первичная информация (на которую падает максимальная смысловая нагрузка и которая в первую очередь интересна слушателям), вторичная информация (органично дополняющая предыдущий раздел и подводящий программу к логическому завершению), заключение.


Однако не всегда одну тему удаётся растянуть на целую передачу. Тогда журналисты прибегает к приёму, который М. Н. Ким называет «тематическим монтажом»30. В рамках одной программы обычно соседствуют следующие виды спорта: футбол и хоккей, лёгкая атлетика и единоборства, бокс и футбол, единоборства и футбол, волейбол и борьба, тяжёлая атлетика и прыжки в воду, лёгкая атлетика и футбол, футбол и баскетбол, борьба и бокс. Бывают и другие тематические сочетания, но их появление носит единичный характер и не является популярным у авторов. Что же касается перечисленных пар, то такое слияние позволяет оптимально рассчитать эфирное время, чтобы в полной мере осветить то или иное событие.
Правда, как показывает практика, современные каналы всё чаще предпочитают уходить от традиционных жанровых форм, «загоняя» спортивные программы в разговорный формат. И этому есть своё объяснение. Например, немаловажную роль здесь играет психологический фактор «заигрывания» с аудиторией. Ориентируясь на определённый её сегмент, живой разговор позволят ведущим быть ближе со своими зрителями, что быстрее натолкнёт их на ответную реакцию. Этот алгоритм характерен, в первую очередь, для интерактивных программ.

Наконец, вместе с изменением жанрового подхода к реализации спортивной тематики в эфире, изменилась и схема подачи информации. Медиаотражение спорта – это уже не только «голы, очки и секунды». Спорт уже интересует журналистов не только как «поставщик» событий и новостей, но и как повод расширения тематических возможностей основного содержания канала.
В современной спортивной телерадиожурналистике, считает С. Н. Ильченко, достаточно часто встречается практика создания «информационного следа», когда аудиторию как бы готовят к тому, что должно состояться то или иное спортивное событие31. Авторы программ стараются максимально проинформировать своего слушателя, сообщив ему всё, вплоть до статистики. Аналогичный подход наблюдается и при создании постсобытийного текста.

Особой привлекательностью для авторов обладают гипертекстовые возможности современного вещания. Гипертекст наделён гибкой пространственной структурой, позволяющей формировать не традиционно линейный текст, а некую вероятностную и многоуровневую его модель. Кроме того, журналист имеет возможность быть более информативным и разнообразным в своих материалах

32.
В авторских программах учтены особенности воздействия гипертекста на массового потребителя информации. Он предлагает зрителю самостоятельно управлять смысловыми блоками. Поэтому, здесь можно обратить внимание на новые поведенческие особенности: потребитель, работая с гипертекстовыми ссылками, находится в постоянном поиске новой информации и ожидании пусть небольших, но открытий. Изменяются и психологические основы восприятия текста: слушатель вынужден держать в памяти все отсылочные фрагменты. К примеру, когда речь идёт о наименовании соревнований. В радиоэфире эту информацию приходится произносить ведущему, поэтому он оставляет за собой право отходить от трафарета и обыгрывать громоздкие название.

Следует отметить, что на сегодняшний день она занимает больше половины из всех продуктов, относимых к специализированному контенту. Причём, как справедливо заметил В.В. Смирнов, «структурирование круглосуточных программ сказалось и на расширении тематики, что привело к более узкой дифференциации не только отдельных передач, но и работы ведущих»33. Такой вывод даёт право анализировать передачи на предмет авторских интенций не только монологической формы внутриэфирной коммуникации, но и те, где для изложения проблемы прибегают к полилогу.

Исследование структурно-типологических характеристик спортивных программ различных каналов показало, что данный сегмент отечественного медиадискурса за последние 4 года претерпел некоторые изменения. Эти трансформации, впоследствии, определили курс развития отечественного вещания. Во-первых, по мере приближения такого крупного в медийном плане события, как домашний Чемпионат мира, многие общероссийские каналы ввели в структуру постоянного вещания спортивные передачи. Однако их доля по-прежнему остаётся невысокой: из 37 национальных ресурсов (один из них является полностью спортивным) только 12 имеют в своём арсенале специализированный продукт.
Ещё одна характерная тенденция – это стандартизация типологических моделей. В настоящий момент в эфире присутствуют только две разновидности: рубричная и программная. Такая классификация обусловлена тем, что каналы в современной практике имеют чётко спланированный эфирный час, утверждённую концепцию развития, собственный формат, ориентированный на конкретный сегмент потребителей.
Первый из типов (дифференцированный на новостную структуру и субъективно-авторскую) отличают краткая продолжительность (обычно – не дольше 15 минут), отсутствие обратной связи, монолог как способ внутриэфирной коммуникации и ведение профессиональным журналистом. От рубричной структуры несколько отличается программная (имеющая иерархические подвиды – монологическую и полилогическую модели), в первую очередь, продолжительностью (как правило, не меньше получаса), использованием того или иного вида обратной связи, а также наличием разных типов ведущих. В настоящее время именно данная типологическая схема является самым востребованным в эфире. Объяснение этому можно найти в том, что «коммерческая модель СМИ вытеснила многие социально и культурно важные для общества «повестки дня», став активно продвигать новую культуру потребления».


Повсеместное распространение получили авторские программы, многие из которых впоследствии стали визитными карточками каналов. Важно сделать акцент, что авторской передачей могут быть и новости, если за подбор информации и манеру донести её до аудитории отвечает сам ведущий. В то же время, относиться к авторским могут и те проекты, где внутриэфирная коммуникация выражена в диалоговой форме.

Применительно к работе журналиста в жанре интервью, мы убедились в том, что в информационном вещании имеют место два основных типа интервью: «Интервью в связи с …» / «Интервью ни о чем». Это образное разделение было дано исследователем С. Н. Ильченко. «Интервью в связи с…» напрямую относится к процессу сбора информации. В таких случаях корреспондент выезжает на место события и опрашивает очевидцев. Обычно такие интервью выходят в виде кратких вставок.

«Интервью ни о чем» для сбора новостей не используются, однако, также имеет место в информационном вещании. Например, в передачах нередко участвуют известные люди, которые высказывают свое мнение о вопросах физкультуры и спорта, но глубоко не касаются ни одной темы.

Впрочем, мы рассмотрели и более подробную классификацию типов интервью. И определили, что практически с каждым из них журналисты сталкиваются в ходе своей профессиональной деятельности.

На успех интервью сильное влияние оказывает и подготовка. Она не только может расположить собеседника к разговору, но и избежать задавания дежурных вопросов. В ходе исследования было выявлено, что современные корреспонденты и ведущие к интервью готовятся не достаточно тщательно, в большинстве случаев это происходит из-за недостатка времени. Из-за этого некоторые журналисты иногда не знают, какой дополнительный вопрос задать спикеру, и обходятся тем самым «дежурными» вопросами. Конечно, все меняется, когда речь идет о проведении больших интервью – бесед. Как показывает практика, когда собеседник видит, что ведущий имеет знания по профильной теме, беседа всегда получается намного интереснее и глубже.

Выводы к I главе.

Таким образом, в первой главе данного исследования мы рассмотрели жанр интервью в современном спортивном вещании. Отдельное внимание было уделено тенденциям развитию спортивной журналистики, где ориентация на массовую аудиторию развивается параллельно с журналистикой специализированной. В данном случае, трансформация спортивной журналистики вместила в себя почти 30-летний промежуток (от первых радиоперекличек до эры телевидения), чтобы занять своё место в системе средств массовой информации. Становление постсоветского информационного спортивного вещания происходило на протяжении первых шести-восьми лет после распада СССР. Вместе с этим шло активное формирование рынка электронных медиа, кардинально изменившее облик отечественной журналистики. Многие процессы до сих пор находятся в динамике, и становление нового типа спортивной журналистики на сегодняшний день ещё не завершено.


Однако исследование существующих моделей вещания и прогнозирование появления новых возможно благодаря общенаучному методу типологизации данных. Принцип систематизации признаётся в науке одним из основных способов упорядочивания знаний. Поэтому классификация как метод научной систематики играет важнейшую роль в формировании ядра научных знаний в рамках любой научной дисциплины. Применительно к журналистике этот подход имеет ряд своих особенностей и в контексте медиаисследования понимается нами, вслед за представителями петербургской школы, как «метод установления идентичности системы на основе её деления и последующей группировки компонентов при помощи обобщённой модели с целью сравнительного изучения признаков, связей, функций»34.

Посредством анализа существующих сегодня концепций типологизации средств массовой информации и их отдельных продуктов, выяснилось, что всё многообразие современных программ о спорте не описывает ни одна из них. Поэтому нами была представлена типология, где за основу было принято равенство типоформирующих признаков. В этой структуре выделяются группировки по форме авторского самовыражения, по характеру предоставляемой информации, по количеству эфирных коммуникантов, по частоте выхода в эфир, по типу автора-ведущего, по количеству отведённого эфирного времени, по характеру обратной связи и по типу вещания. Но из-за многих нюансов, заложенных в структуру классификации, в существующем виде она не может претендовать на универсальную модель для функционирования в современных условиях.

В конце главы мы описали, на каких уровнях идёт развитие современной спортивной журналистики и дали определение авторского журналистского продукта в этой области. А в следующей главе мы обратимся к интервью, как методу, который является структурообразующим форматом создания контента в современном спортивном вещании.