Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования новосибирский государственный педагогический университет.rtf
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 244
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Мне нравится работать у доски, потому что.. - Мне не нравится, когда приходится работать у доски, потому что…..
Мне нравится, когда на уроках всех называют ласково, потому что…
Мне не нравится, когда на уроке всех называют ласково, потому что…..
А вот другая тематика:
Мне обидно, когда на меня кричат, потому что…..
- Мне не обидно, когда на меня кричат, потому что……
Мне не обидно, когда мне не дарят подарков, потому что….
Мне обидно, когда мне не дарят подарков, потому что…..
Ещё одна тематика:
У меня нет денег, так как я ещё не работаю, но мне….
У меня всегда есть деньги, хотя я не работаю, и мне…
Родители вовсе не обязаны давать мне денег, так как….
Родители обязаны давать мне деньги, так как….
Иметь дело с человеком, у которого много денег, приятно, так как…
Иметь дело с человеком, у которого много денег, неприятно, так как….
Особенный эффект производит игра, если в группе что-то случается и ведутся длительные дискуссии проблемного характера. Тогда педагог может сказать: «Не посидеть ли нам на пне в лесу?» - и заготовленные карточки с самыми различными точками зрения на происшедшее помогут многостороннему рассмотрению проблемы.
Заключительным аккордом может служить методика недописанного тезиса: «Теперь, когда я окажусь в лесу на пне...» - дети называют вопрос, о котором они хотели бы подумать.
«Пень в лесу» - условность, она может быть заменена «камнем в степи», «песком у моря», «скамейкой в саду».
Примечание. Очень важен момент реакции «деревьев», когда они протягивают «руки-ветви» в сторону «сидящего на пне». Ведущий должен обратить внимание всех на то, что одно и то же «дерево» вдруг соглашается с суждениями прямо противоположными - такое возможно в нашем противоречивом мире.
Приложение О
Материалы для проведения занятия № 8
«Волшебная подушка»
Цели: создание атмосферы принятия и понимания; развитие эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу.
Инструкция: «Сегодня у нас есть волшебная подушка. Я положу в центр круга. Каждый по очереди может на нее сесть и рассказать нам о каком-нибудь своем желании. Возможно, оно будет связано с кем-то из ребят, возможно - со школой, возможно - мной. Но это может быть и совсем другое желание. Например, найти хорошего друга, завести собаку... Тот, кто сидит на подушке будет всегда начинать свой рассказ словами: "Я хочу..." Все остальные будут внимательно его слушать».
Комментарий. Упражнение дает возможность школьникам выразить свои желания и при этом почувствовать, что другие участники группы внимательно эти желания выслушивают и принимают всерьез. Для этого упражнения нужна небольшая подушка. Обсуждение может проходить по следующим вопросам: «Слушали ли тебя остальные ребята?»; «Пока ты слушал других, появились ли у тебя более важные желания?»; «Когда ты набрал смелости, чтобы рассказать о своем желании, что ты чувствовал?», «Есть ли у тебя желания, которые могли бы выполнить учитель, ведущий, ребята?»
«Дотянись до звезд»
Цель: дать участникам возможность почувствовать оптимизм, укрепить свою уверенность в том, что они способны достигать цели.
Инструкция: «Встаньте и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха... Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у вас с мечтой, желанием или целью...
Теперь откройте глаза и протяните руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно сможете достать свою звезду. Снимите её с неба и бережно положите перед собой...
Теперь выберите у себя над головой другую звездочку, которая напоминает о другой мечте... Потянитесь обеими руками как можно выше и «сорвите» эту звезду. Положите ее рядом с первой».
Комментарий. Можно дать возможность участникам «сорвать несколько звезд». Тогда обсуждение может касаться значений нескольких звезд.
«Мой запас прочности»
Цель: учить оперативно находить решения.
Инструкция: Ведущий: В жизни каждого может возникнуть ситуация, когда нужно быстро и самостоятельно действовать. Пусть подобное случается не каждый день, но учиться находить решения различных проблем нужно уже сейчас. Поступить на те или иные курсы в институт; что-то самостоятельно купить для себя; заработать хотя бы немного денег; помочь, если заболел кто-то из близких…- это самые разные ситуации, действовать и думать в которых нужно самому.
Большинство современных профессий, таких как предприниматель, менеджер, брокер и многие другие, требуют умения быстро принимать решение.
Можно вспомнить одно из основных правил разведки: «Лучше хорошее и быстрое решение, чем отличное, но запоздалое». Так надо действовать и в сегодняшней динамичной жизни.
Сейчас с помощью теста "Мой запас прочности" каждый из вас сможет проверить, насколько он готов к внезапным изменениям в жизни, способен понимать, чувствовать новую обстановку и приспосабливаться к ней.
Перед вами 25 предложений. Читайте их не спеша. Если прочитанное предложение, на Ваш взгляд, относится к Вам лично, помечайте его крестиком, если нет - ноликом.
Тест
. Когда я выполняю какое-либо дело, я быстро устаю.
. Я с огромным трудом сосредоточиваюсь на чем-нибудь одном.
. Я имею склонность беспокоиться по любому поводу.
. Часто я чувствую себя так плохо, что тошнота подступает к горлу.
. Нередко, когда я делаю что-нибудь ответственное, мои руки прямо-таки трясутся.
. Вообще, я часто волнуюсь.
. Мне частенько снятся кошмары.
. Я, честно говоря, потею даже в холодную погоду.
. Мне все время хочется тянуть в рот что-нибудь съестное. Я ужасно люблю семечки, леденцы, ириски.
. Часто бывает, что я чувствую боль в животе.
. Случается, что я просыпаюсь среди ночи и долго не могу заснуть.
. Я знаю про себя, что я человек крайне раздражительный.
. Наверняка я обладаю большей чувствительностью, чем другие люди.
. В моей жизни постоянно случается что-нибудь волнующее, поэтому я все время о чем-нибудь беспокоюсь.
. Жаль, конечно, что мне достается не так много счастья, как другим.
. По правде говоря, я довольно легко могу заплакать.
. Я терпеть не могу ждать кого-то или чего-то. Тут я всегда начинаю нервничать.
. Периодами я чувствую, что чересчур суетливо веду себя - просто на месте усидеть не могу.
. Я терпеть не могу преодолевать трудности.
. Временами я чувствую свою полную беспомощность и ненужность никому вообще.
. Я знаю, что отличаюсь довольно большой застенчивостью.
. Мне все дается с трудом.
. Большую часть времени я нахожусь в напряжении.
. Временами у меня бывает состояние полнейшей разбитости и апатии.
. Трудности следует не преодолевать, а по возможности обходить или избегать их. Это мое глубокое убеждение.
Комментарий. Далее ведущий просит подсчитать число «крестиков» и дает следующую интерпретацию полученных результатов.
Первая группа - 0-5 крестиков: твоя готовность к внезапным неприятностям и резким изменениям в жизни порой настолько высока, что нередко ты недооцениваешь всю серьезность новой для тебя ситуации.
Вторая группа - 6-10 крестиков: твоя готовность к внезапным переменам и приспособляемость к ним нормальная.
Третья группа - 11-20 крестиков: готовность к переменам и умение быстро ориентироваться в новых условиях жизни у тебя низковаты.
Четвертая группа - 21-25 крестиков: ты имеешь склонность слишком уж сильно переживать, чрезмерно беспокоиться не только из-за чего-то серьезного, но и по пустякам.
Ведущий: Давайте вместе подумаем, какая неожиданная ситуация или проблема (типичная или не очень) может возникнуть перед каждым из вас в жизни. Давайте пофантазируем, предлагайте свои примеры.
Участники или ведущий предлагают какой-либо конкретный пример.
Давайте вместе разберемся, как с помощью заранее составного плана действий можно разрешить эту ситуацию.
Ребята обсуждают, составляют план. Далее ведущий аргументировано объясняет, почему, приступая к какому-нибудь делу, всегда желательно иметь план его выполнения: - - План нужен всем: и тем, кто попал согласно нашему тесту в первую группу или во вторую, и тем, кто попал в третью или четвертую. Правда, по разным причинам и для разных целей. Для попавших в первую группу он нужен для того, чтобы не «наломать дров» из-за необдуманных действий. Слишком поспешные поступки приводят, как правило, к потере времени, денег, к разочарованиям, к отрицательным последствиям, которые трудно исправить.
Тем, кто попал во вторую группу, нужно помнить, что продуманные действия приводят к лучшему результату.
Для попавших в третью или четвертую группу план действий необходим, чтобы справиться со своим волнением и тревожностью, чтобы не испугаться сложившейся ситуации и не отказаться вообще от каких-либо действий. Вы увидите, что все дело, казалось бы, такое большое и сложное, можно разбить на небольшие, конкретные дела, выполнить которые Вам вполне по силам. Постепенно Вы набираетесь опыта: одно дело получилось, другое выполнено удачно - и приходит уверенность в себе, возникает меньше волнений при столкновении с трудностями.
«Наблюдатель»
Цели: способствовать развитию эмпатии; учить пониманию другого человека, его состояния по еле уловимым признакам, знакам проявления.
Инструкция: Участники тренинга разбиваются на пары. Смотрят друг на друга в течение 30 секунд; затем желающие описывают состояние души «соседа по кругу» в данный момент по его проявлениям. Сосед подтверждает или опровергает эти выводы.
Комментарии. Важно сравнить, что получается у ребят чаще: соответствие или несоответствие.
«Рецепт счастья»
Цели: способствовать осмыслению подростками главных ценностей жизни; формировать представления о счастливой полноценной жизни.
Инструкция: