Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования новосибирский государственный педагогический университет.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 237

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ведущий: Представьте, что счастье выдают людям по рецепту. Какой бы рецепт счастья вы им выписали? Составьте такой рецепт, указав основные компоненты счастья (в виде качеств, поступков, навыков и др.).

Комментарий. Данное упражнение можно выполнять и в подгруппах. Затем «рецепты счастья» могут быть, по желанию участников, зачитаны и обсуждены в общем кругу.

Ведущий в конце упражнения зачитывает в подарок всем участникам тренинга еще один рецепт счастья (Ирина Беляева, газета «Первое сентября» от 2 ноября 1999 г.): «Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошенько перемешайте, намажьте на кусок отпущенной Вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути».

«Личная профессиональная перспектива»

Цели: способствовать формированию интереса к проблеме профессиональной перспективы; актуализация проблемы профессионального самоопределения.

Инструкция: «Возьмите листок бумаги. Против каждого вопроса, в графе ответы сразу же записывайте свой ответ.
Схема построения личной профессиональной перспективы (ЛПП) (по Е. А. Климову)

Вопросы и задания по схеме построения ЛПП

Ответы на вопросы и задания по схеме построения ЛПП

Баллы

1.Стоит ли в наше время честно трудиться?







2.Стоит ли учиться после школы, ведь можно и так хорошо устроиться?







3. Когда в России жить станет лучше?







4. За три минуты напишите профессии, начинающиеся с буквы м, н, с. (Если всего более 17 профессий, то это уже неплохо).







5. Кем бы ты хотел стать (по профессии) через 10-15 лет?







6. Выделите основные 5-7 этапов на пути к своей мечте.







7. Запишите три основных неприятных момента, связанных с работой по выбираемой профессии, и три- связанных с обучением в вузе или колледже….







8. Что в Вас самих может помешать Вам на пути к целям? (О «лени» писать нельзя- надо конкретнее)







9. Как Вы собираетесь работать над своими недостатками и готовиться к профессии (к поступлению к учебному заведению)?







10. Кто и что может помешать Вам в достижении цели?







11. Как Вы собираетесь преодолевать эти препятствия?







12. Есть ли у Вас резервные варианты выбора?







13. В чем Вы видите смысл своей профессиональной жизни? (Ради чего Вы хотите приобретать профессию и работать?)







14. Что Вы уже сейчас делаете для реализации своих планов? (Писать о том, что Вы хорошо учитесь, нельзя: что Вы делаете помимо хорошей учебы?)









Позднее вы самостоятельно обработаете свои ответы по критериям, которые я вам сообщу».

Комментарий. Обычно на весь опрос затрачивается 25-30 минут. После индивидуальной работы с опросником в домашней обстановке можно предложить желающим зачитать свои ответы в кругу (на следующем занятии). Можно предложить обучающимся самим оценить свои ответы (предварительно совместно разбираются 1-2 анонимные работы, и участники осваивают систему оценки на чужих примерах). Ориентировочные критерии оценок по каждому вопросу:

балл - отказ отвечать на данный вопрос;

балла - явно ошибочный ответ или честное признание в отсутствии ответа;

балла - минимально конкретизированный ответ (например: «Собираюсь поступать в институт, но не знаю в какой...»);

балла - конкретный ответ с попыткой обоснования;

баллов - конкретный и хорошо обоснованный ответ, не противоречащий другим ответам.

Выделяются следующие компоненты личной профессиональной перспективы (соответствуют номеру вопроса в схеме):

. осознание ценности честного труда (ценностно - нравственное самоопределение);

. осознание необходимости профессионального образования после школы;

. общая ориентировка в социально- экономической ситуации в стране и прогнозирование её изменения;

. знание мира профессионального труда (макроинформационная основа самоопределения);

. выделение дальней профессиональной цели (мечты) и её согласование с другими важными жизненными целями;

выделение ближайших и ближних профессиональных целей (как этапов и путей к дальней цели);

. знание конкретных выбираемых целей: профессий, учебных заведений, мест работы… (микроинформационная основа выбора);

. представление о своих возможностях и недостатках, могущих оказать влияние на достижение поставленных целей;

. представление о путях преодоления своих недостатков (и о путях оптимального использования своих возможностей);

. представление о внешних препятствиях на пути к цели;



. знание о пути преодоления внешних препятствий;

. наличие системы резервных вариантов выбора (на случай неудачи по основному варианту);

. представление о смысле своего будущего профессионального труда;

. начало практической реализации ЛПП.

Приложение П
Материалы для проведения занятия № 9

«Пришельцы»

Цель: помочь участникам в осознании труда как человеческой и общественной ценности.

Инструкция: По желанию из группы выбирают 2-3 человека, которые будут «гостями с дальней планеты», неожиданно оказавшимися в данном городе и данной группе. Время пребывания на Земле ограничено 15 минутами.

Необходимо за это время на срочно созванной пресс-конференции как можно лучше познакомиться с неизвестной цивилизацией. Гостям будет предоставлено короткое слово, в котором они сообщат самое главное о своей планете, уровне развития культуры и производства, а также об основных занятиях ее жителей.

После этого «журналисты» (остальная часть группы) задают вопросы. В течение 3-4 минут пришельцы готовятся в коридоре. Участники думают над содержанием вопросов. Через 15 минут гости садятся в круг на свои места. В течение 5-7 минут каждый «журналист» и каждый «пришелец» на отдельном листе бумаги (не более 1/3 страницы) должны написать:

каков, по их мнению, общий уровень развития новой для них Цивилизации («пришельцы» пишут о своих впечатлениях о жителях Земли);

стоит ли иметь дело с новой цивилизацией, развивать с ней сотрудничество, по каким линиям («журналист»).

Листочки с сообщениями собирают и зачитывают.

Комментарий. В ходе обсуждения нужно определить, какой критерий развития общества является самым важным. Ведущий выписывает все предложения ребят на доске, после чего они поочередно обсуждаются.

В заключение ведущий может предложить и свои критерии. Например, это может быть возможность самореализации, предоставляемая обществом для каждого своего члена. Идеальным способом такой самореализации является свободный, творческий, общественно-полезный труд.

Время проведения - 45 минут. В ходе игры может возникнуть опасность перерастания игрового конфликта в межличностный, если «журналистам» не понравится образ жизни «чужой» цивилизации. При таком развитии игры ведущий может извиниться перед «пришельцами» за некорректность отдельных представителей прессы и предложить участникам игры вести себя более солидно.


«Ловушки - капканчики»

Цель: содействовать осознанию участниками тренинга возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным достижениям.

Инструкция: ведущий совместно с группой определяет профессиональную цель (поступление в конкретное учебное заведение, оформление на какое-либо место работы, построение карьеры и т.п.).

В группе выбирают «добровольца», который будет «представлять» вымышленного человека. Необходимо сразу же определить его основные характеристики: возраст, пол, образование, семейное положение и др.

Затем ведущий предлагает каждому участнику определить для «добровольца» некоторые трудности на пути к профессиональной цели. Особое внимание обращается на то, что трудности могут быть как внешними, так и внутренними, исходящими от самого человека. Также каждый должен подумать и о том, как преодолеть эти трудности.

После этого по очереди каждый называет по одной трудности - ловушке. А «доброволец» сразу должен сказать, как можно эту трудность преодолеть. Игрок, назвавший эту трудность, также должен назвать свой вариант преодоления. Ведущий с помощью группы определяет, чей вариант наиболее оптимален.

Подводится общий итог: сумел ли главный герой преодолеть названные трудности.

Комментарий. Упражнение проводится в круге. Время проведения - 15-20 минут. В ходе данной профориентационной игры могут возникать интересные дискуссии, участники захотят поделиться своим личным опытом и т.д.

Ведущий должен следить за тем, чтобы игра проходила динамично.

«Моя будущая профессия и окружающий мир»

Цель: способствовать осмыслению собственного образа будущего, ценностей будущей профессии.

Инструкция: «Сейчас каждый из вас поработает с тестом «Мои склонности». Вы сможете определить тот тип профессии, к которому у вас есть интерес. Для этого каждый из вас получит лист ответов и текст опросника. Будьте внимательны, и предстоящая процедура не вызовет трудностей. Номера и буквенные обозначения в клетках листа ответов соответствуют номерам и обозначениям вопросов. Ставьте свои ответы рядом с соответствующим номером. Отвечая на каждый вопрос, нужно спросить себя: «Нравится ли мне занятие, о котором говорится в вопросе?».