Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования новосибирский государственный педагогический университет.rtf
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 237
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ведущий: Представьте, что счастье выдают людям по рецепту. Какой бы рецепт счастья вы им выписали? Составьте такой рецепт, указав основные компоненты счастья (в виде качеств, поступков, навыков и др.).
Комментарий. Данное упражнение можно выполнять и в подгруппах. Затем «рецепты счастья» могут быть, по желанию участников, зачитаны и обсуждены в общем кругу.
Ведущий в конце упражнения зачитывает в подарок всем участникам тренинга еще один рецепт счастья (Ирина Беляева, газета «Первое сентября» от 2 ноября 1999 г.): «Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошенько перемешайте, намажьте на кусок отпущенной Вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути».
«Личная профессиональная перспектива»
Цели: способствовать формированию интереса к проблеме профессиональной перспективы; актуализация проблемы профессионального самоопределения.
Инструкция: «Возьмите листок бумаги. Против каждого вопроса, в графе ответы сразу же записывайте свой ответ.
Схема построения личной профессиональной перспективы (ЛПП) (по Е. А. Климову)
Вопросы и задания по схеме построения ЛПП | Ответы на вопросы и задания по схеме построения ЛПП | Баллы |
1.Стоит ли в наше время честно трудиться? | | |
2.Стоит ли учиться после школы, ведь можно и так хорошо устроиться? | | |
3. Когда в России жить станет лучше? | | |
4. За три минуты напишите профессии, начинающиеся с буквы м, н, с. (Если всего более 17 профессий, то это уже неплохо). | | |
5. Кем бы ты хотел стать (по профессии) через 10-15 лет? | | |
6. Выделите основные 5-7 этапов на пути к своей мечте. | | |
7. Запишите три основных неприятных момента, связанных с работой по выбираемой профессии, и три- связанных с обучением в вузе или колледже…. | | |
8. Что в Вас самих может помешать Вам на пути к целям? (О «лени» писать нельзя- надо конкретнее) | | |
9. Как Вы собираетесь работать над своими недостатками и готовиться к профессии (к поступлению к учебному заведению)? | | |
10. Кто и что может помешать Вам в достижении цели? | | |
11. Как Вы собираетесь преодолевать эти препятствия? | | |
12. Есть ли у Вас резервные варианты выбора? | | |
13. В чем Вы видите смысл своей профессиональной жизни? (Ради чего Вы хотите приобретать профессию и работать?) | | |
14. Что Вы уже сейчас делаете для реализации своих планов? (Писать о том, что Вы хорошо учитесь, нельзя: что Вы делаете помимо хорошей учебы?) | | |
Позднее вы самостоятельно обработаете свои ответы по критериям, которые я вам сообщу».
Комментарий. Обычно на весь опрос затрачивается 25-30 минут. После индивидуальной работы с опросником в домашней обстановке можно предложить желающим зачитать свои ответы в кругу (на следующем занятии). Можно предложить обучающимся самим оценить свои ответы (предварительно совместно разбираются 1-2 анонимные работы, и участники осваивают систему оценки на чужих примерах). Ориентировочные критерии оценок по каждому вопросу:
балл - отказ отвечать на данный вопрос;
балла - явно ошибочный ответ или честное признание в отсутствии ответа;
балла - минимально конкретизированный ответ (например: «Собираюсь поступать в институт, но не знаю в какой...»);
балла - конкретный ответ с попыткой обоснования;
баллов - конкретный и хорошо обоснованный ответ, не противоречащий другим ответам.
Выделяются следующие компоненты личной профессиональной перспективы (соответствуют номеру вопроса в схеме):
. осознание ценности честного труда (ценностно - нравственное самоопределение);
. осознание необходимости профессионального образования после школы;
. общая ориентировка в социально- экономической ситуации в стране и прогнозирование её изменения;
. знание мира профессионального труда (макроинформационная основа самоопределения);
. выделение дальней профессиональной цели (мечты) и её согласование с другими важными жизненными целями;
выделение ближайших и ближних профессиональных целей (как этапов и путей к дальней цели);
. знание конкретных выбираемых целей: профессий, учебных заведений, мест работы… (микроинформационная основа выбора);
. представление о своих возможностях и недостатках, могущих оказать влияние на достижение поставленных целей;
. представление о путях преодоления своих недостатков (и о путях оптимального использования своих возможностей);
. представление о внешних препятствиях на пути к цели;
. знание о пути преодоления внешних препятствий;
. наличие системы резервных вариантов выбора (на случай неудачи по основному варианту);
. представление о смысле своего будущего профессионального труда;
. начало практической реализации ЛПП.
Приложение П
Материалы для проведения занятия № 9
«Пришельцы»
Цель: помочь участникам в осознании труда как человеческой и общественной ценности.
Инструкция: По желанию из группы выбирают 2-3 человека, которые будут «гостями с дальней планеты», неожиданно оказавшимися в данном городе и данной группе. Время пребывания на Земле ограничено 15 минутами.
Необходимо за это время на срочно созванной пресс-конференции как можно лучше познакомиться с неизвестной цивилизацией. Гостям будет предоставлено короткое слово, в котором они сообщат самое главное о своей планете, уровне развития культуры и производства, а также об основных занятиях ее жителей.
После этого «журналисты» (остальная часть группы) задают вопросы. В течение 3-4 минут пришельцы готовятся в коридоре. Участники думают над содержанием вопросов. Через 15 минут гости садятся в круг на свои места. В течение 5-7 минут каждый «журналист» и каждый «пришелец» на отдельном листе бумаги (не более 1/3 страницы) должны написать:
каков, по их мнению, общий уровень развития новой для них Цивилизации («пришельцы» пишут о своих впечатлениях о жителях Земли);
стоит ли иметь дело с новой цивилизацией, развивать с ней сотрудничество, по каким линиям («журналист»).
Листочки с сообщениями собирают и зачитывают.
Комментарий. В ходе обсуждения нужно определить, какой критерий развития общества является самым важным. Ведущий выписывает все предложения ребят на доске, после чего они поочередно обсуждаются.
В заключение ведущий может предложить и свои критерии. Например, это может быть возможность самореализации, предоставляемая обществом для каждого своего члена. Идеальным способом такой самореализации является свободный, творческий, общественно-полезный труд.
Время проведения - 45 минут. В ходе игры может возникнуть опасность перерастания игрового конфликта в межличностный, если «журналистам» не понравится образ жизни «чужой» цивилизации. При таком развитии игры ведущий может извиниться перед «пришельцами» за некорректность отдельных представителей прессы и предложить участникам игры вести себя более солидно.
«Ловушки - капканчики»
Цель: содействовать осознанию участниками тренинга возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным достижениям.
Инструкция: ведущий совместно с группой определяет профессиональную цель (поступление в конкретное учебное заведение, оформление на какое-либо место работы, построение карьеры и т.п.).
В группе выбирают «добровольца», который будет «представлять» вымышленного человека. Необходимо сразу же определить его основные характеристики: возраст, пол, образование, семейное положение и др.
Затем ведущий предлагает каждому участнику определить для «добровольца» некоторые трудности на пути к профессиональной цели. Особое внимание обращается на то, что трудности могут быть как внешними, так и внутренними, исходящими от самого человека. Также каждый должен подумать и о том, как преодолеть эти трудности.
После этого по очереди каждый называет по одной трудности - ловушке. А «доброволец» сразу должен сказать, как можно эту трудность преодолеть. Игрок, назвавший эту трудность, также должен назвать свой вариант преодоления. Ведущий с помощью группы определяет, чей вариант наиболее оптимален.
Подводится общий итог: сумел ли главный герой преодолеть названные трудности.
Комментарий. Упражнение проводится в круге. Время проведения - 15-20 минут. В ходе данной профориентационной игры могут возникать интересные дискуссии, участники захотят поделиться своим личным опытом и т.д.
Ведущий должен следить за тем, чтобы игра проходила динамично.
«Моя будущая профессия и окружающий мир»
Цель: способствовать осмыслению собственного образа будущего, ценностей будущей профессии.
Инструкция: «Сейчас каждый из вас поработает с тестом «Мои склонности». Вы сможете определить тот тип профессии, к которому у вас есть интерес. Для этого каждый из вас получит лист ответов и текст опросника. Будьте внимательны, и предстоящая процедура не вызовет трудностей. Номера и буквенные обозначения в клетках листа ответов соответствуют номерам и обозначениям вопросов. Ставьте свои ответы рядом с соответствующим номером. Отвечая на каждый вопрос, нужно спросить себя: «Нравится ли мне занятие, о котором говорится в вопросе?».