Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования новосибирский государственный педагогический университет.rtf
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 246
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По результатам нашего исследования можно говорить о том, что личность подростков с суицидальным риском характеризуется заниженной самооценкой,из это следует не уверенность в себе, ненависть к своей внешность к самому себе. Из этого следует что при низкой самооценки и формируется риск к суицидальному поведению
Мы достигли поставленных целей и задач данной работы: провели анализ проблемы в психолого-педагогической литературе; исследовали уровень самооценки у подростков суицидальными наклонностями. Также разработали коррекционно - развивающую программу и профилактическую программу в тренинговой форме, которая была успешно применена в экспериментальной группе исследования. На успешность указывает тот факт, что уровень суицидального риска значительно уменьшился, а уровень самооценки существенно повысился по сравнению с аналогичными показателями на констатирующем этапе эксперимента. Мы подтвердили эффективность коррекционной работы методом математической статистики.
Таким образом, в ходе нашего эксперимента мы подтвердили гипотезу о том, что профилактическая и коррекционная программа как метод психологической коррекции способствует уменьшению риска к суициду у подростков.
Список литературы
1. Амбрумова А.Г., Жезлова Л.Я. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте. М., 1978.
. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Суицид как феномен социально-психологическойдезадаптации личности. Актуальные проблемы суицидологии. М., 1978; с. 6-28.
. Аптер А. Самоубийства и суицидальные попытки у молодежи. В кн.: Напрасная смерть: причины и профилактика самоубийств. М.: Смысл, 2005; с. 192-208.
. Борисов С.Б. Символы смерти в русской ментальности. Журн. социолог. исследования. 1995; 2: 58-63.
. Ведяшкин В.Н. Аддитивные предпосылки аутоагрессивного поведения у подростков с учетом гендерных особенностей. Актуальные вопросы психиатр. и наркологии. 2011; 15: 210-2.
. Власовских Р.В., Хальфин Р.А. Опыт применения многопрофильного подхода при работе с подростками, совершившими суицидальные действия. Журн. мед. критических состояний. 2005; 5: 26-9.
. Вроно Е.М. Предотвращение самоубийства. Руководство для подростков. М., 2001.
. Говорин Н.В., Сахаров А.В. Суицидальное поведение: типология и факторная обусловленность. Чита: Иван Федоров, 2008.
. Гроллман Э. Суицид: превенция, интервенция, поственция. Суицидология: прошлое и настоящее: проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. М., 2001; с. 270-352.
. Данилова Л.Ю. Суицидальное поведение при эндогенных депрессиях подросткового возраста. Актуальные вопросы психиатрии и наркологии: Тезисы доклада 3-го Съезда невропатологов и психиатров. Таллин, 1989; 2: 58-60.
. Жезлова Л.Я. К вопросу о самоубийствах детей и подростков. В кн.: Актуальные проблемы суицидологии. М., 1978; 82: 93-104.
. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. Минск: АСТ, 2000.
. Краснов В.Н. Расстройства аффективного спектра. М.: Практическая медицина, 2011.
. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1977.
. Нечипоренко В.В. Некоторые аспекты суицидального поведения у акцентуированных личностей в юношеском возрасте. Саморазрушающее поведение у подростков. Сб. науч. трудов. Л., 1991; с. 36-40.
. Нечипоренко В.В., Шамрей В.К. Суицидология: вопросы клиники, диагностики и профилактики. СПб.: ВМедА, 2007.
. Помро К., Делорм М., Дрюо Ж.-М., Тедо Ф.П. Суицидальное поведение в юношеском возрасте. Соц. и клин. психиатрия. 1997; 3: 63-8.
. Попов Ю.В., Бруг А.В. Аддитивное суицидальное поведение подростков. Обозр. психиатрии и мед. психологии. 2005; 1: 24-6.
. Психиатрия детского и подросткового возраста. Под ред. К.Гилберга, Л.Хеллгрена. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.
. Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия. М.: Когито-Центр, 2005.
. Фиккер Ф. Значение медикаментозной интоксикации при суицидальных действиях в детском и подростковом возрасте. Журн. неврол. и психиатр. им. С.С.Корсакова. 1978; 12: 1850-1.
. ЮрьеваЛ.Н.Клиническая суицидология. Днепропетровск: Пороги, 2006.
Приложения А
Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков (А.Н. Волкова)
№ | Проблема | балл |
1 | Утрата обоих родителей | 5 |
2 | Утрата одного из родителей или развод в семье | 4 |
3 | Тяжелая психологическая атмосфера в семье | 4 |
4 | Изоляция в детском коллективе | 4 |
5 | Несправедливые методы воспитания подавление | 4 |
6 | Тяжелые соматические болезни инвалидность | 3 |
7 | Отсутствие опоры на любящего взрослого | 3 |
8 | Неудачи в учебенизкие школьные успехи | 3 |
9 | Акцентуации личности | 3 |
10 | Употребление алкоголя и наркотиков | 2 |
11 | Нарушение контроляимпульсивность | 2 |
12 | Низкая самооценка | 1 |
13 | Тяжело протекающий пубертат | 1 |
14 | Пассивность робость не самостоятельность | 1 |
Дети, набравшие более 25 баллов, могут быть учтены в группе риска.
Бланк протокола к методике «Самооценка личности старшеклассника»
№ п/п | Суждения | Оочень часто (4) | Ччасто (3) | Ииногда (2) | Рредко (1) | Нникогда (0) |
1 | Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня | | | | | |
2 | Постоянно чувствую свою ответственность за работу | | | | | |
3 | Я беспокоюсь о своем будущем | | | | | |
4 | Многие меня ненавидят | | | | | |
5 | Я обладаю меньшей инициативой, чем другие | | | | | |
6 | Я беспокоюсь за свое психическое состояние | | | | | |
7 | Я боюсь выглядеть глупцом | | | | | |
8 | Внешний вид других куда лучше | | | | | |
9 | Я боюсь выступать | | | | | |
10 | Я часто допускаю ошибки | | | | | |
11 | как жаль, что я не умею правильно говорить с людьми | | | | | |
12 | Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе | | | | | |
13 | Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще | | | | | |
14 | Я слишком скромен | | | | | |
15 | Моя жизнь | | | | | |
16 | У многих неправильное мнение обо мне | | | | | |
17 | Мне не с кем поделиться своими мыслями | | | | | |
18 | Люди ждут от меня очень многого | | | | | |
19 | Люди не особенно | | | | | |
20 | Я слегка | | | | | |
21 | Я чувствую, что многие не понимают меня | | | | | |
22 | Я не чувствую себя в безопасности | | | | | |
23 | Я часто волнуюсь и напрасно | | | | | |
24 | Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже находятся люди | | | | | |
25 | Я чувствую себя скованным | | | | | |
26 | Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной | | | | | |
27 | Я уверен, что люди почти все воспринимаютлегче | | | | | |
28 | Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность | | | | | |
29 | Меня волнует мысль | | | | | |
30 | Как жаль, что я не так общителен | | | | | |
31 | В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте | | | | | |
32 | Я думаю о том, чего ждет от меня общественность | | | | | |
Приложение Б
Математическая обработка данных, полученных с помощью методики Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков (А.Н. Волкова) (первичная диагностика). Проверка разности контрольной и экспериментальной группы с применением непараметрического статистического U-критерия Манна-Уитни N1=10 N2=10
№ | Экспериментальная группа | Ранг 1 | Контрольная группа | Ранг 2 |
1 | 25 | 11 | 7 | 5 |
2 | 26 | 12 | 14 | 9 |
3 | 27 | 13 | 8 | 6 |
4 | 28 | 14 | 10 | 8 |
5 | 30 | 16.5 | 9 | 7 |
6 | 29 | 15 | 4 | 3 |
7 | 32 | 19 | 5 | 4 |
8 | 30 | 16.5 | 15 | 10 |
9 | 34 | 20 | 2 | 2 |
10 | 31 | 18 | 1 | 1 |
Сумма: | | 155 | | 55 |