Файл: I. Общие проблемы философии науки Возникновение науки. Функции науки. Наука и обыденное сознание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 520
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Научные революции представляют собой такие этапы развития науки, которые характеризуются перестройкой исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки (идеалы и методы исследования, научная картина мира, философские идеи и принципы). Следует помнить о том, что под традициями в науке имеют в виду сложившиеся ранее и доминирующие образцы научной деятельности (научные парадигмы Т.Куна, научно-исследовательские программы И.Лакатоса и т.п.), которые аккумулируют, закрепляют, распространяют открытые наукой и ставшие достоянием научного сообщества идеи, теории, принципы, методы. Научные революции «взрывают» господствующие традиции (парадигмы) и заменяют их новыми, базирующимися на иных основаниях. Следует выделить и дать общую характеристику четырех научных революций, в результате которых сложились представления о трех исторических типах науки: классической науки (возникает и развивается под влиянием первых двух революций в XVII-перв.пол.XIX вв.), неклассической (к.XIX-cер.XX вв.) и постнеклассической, начавшейся в последней трети XX в. Несмотря на различия в описании исторических типов науки, у них есть общие черты, которые следует отметить. Так для классической науки характерны: стремление к созданию полной, законченной и истинной картины мира; попытки исключить влияние человека на результаты полученного знания; вера в универсальный характер познавательных методов; признание приоритета эмпирического познания над теоретическим. Необходимо показать, что лежащие в основании классической науки натурализм и механицизм, являлись следствием развития индустриализма, машиной цивилизации, породившей представление о мире как «вселенской машине» - огромном механизме. Глубокие изменения в культуре, коренным образом изменившие мировоззрение ученых, привели к становлению и развитию неклассической науки с присущим ей: сомнением в возможности построить исчерпывающе полную завершенную картину мира; признанием зависимости получаемых знаний от человеческого восприятия действительности; пониманием приоритетного значения теоретических форм познавательной деятельности; признанием плюрализма методов исследования сообразно специфике научной дисциплины. Начавшийся в середине 20-го столетия переход к постнеклассической науке, характеризуется утверждением тех принципов, которые возникли в неклассической науке: отказом от построения универсальной целостной однородной модели мира, которая теперь мыслится как фрагментарная, мозаичная, состоящая из данных, предоставляемых различными дисциплинами; усиление роли исследователя в конструировании представлений о мире; переход от дисциплинарного исследования мира к проблемно ориентированному.
Таким образом, традиции являются важнейшим фактором и необходимым условием развития науки.
10. Индоктринация научного знания. Исторические примеры и современные процессы.
Индоктринация – это процесс, который предусматривает повторение или внушение определенного убеждения до тех пор, пока оно не будет восприниматься без критики и дополнительных вопросов. Говоря простыми словами – это определенная идеологическая обработка, которая преследует разные темы.
Подобное явление встречается практически во всех сферах жизни человека и так или иначе связаны с его мышлением и поведением в различных жизненных обстоятельствах.
Такая идеологическая обработка сознания существовала во все времена, просто имела либо другое название, либо вообще не определялась как процесс влияния на жизнь человека в целом.
Разновидностями проявления индоктринации являются:
- фальсификация данных,
- слухи,
- дезинформация,
- выявление и озвучивание фактов.
Чтобы достичь эффекта индоктринации в массовость внедряется определенная информация, которая способствует формированию общества единомышленников с целью дальнейшего распространения информации и сплочения таких групп.
Пропаганда несет в себе подобный смысл, чем иногда и вызывает вопрос сходства понятий. На самом деле пропаганда работает как рычаг воздействия и управление массовостью. Именно пропаганда помогает внедрять в массовость определенные лозунги и идеи, направлены на достижение конкретной цели. Этот механизм более социализирован, так как направлен на конкретные социальные группы.
Что затрагивает понятие индоктринации
Понятие индоктринации может присутствовать при:
- изучении психологического состояния,
- когда затрагивается вопрос присвоения чужих идей и начинаний,
- в ситуации обучения или насаждения определенных идей, говоря народными словами зомбировании, промывании мозгов.
Определенные моменты индоктринации затрагивают вопрос независимости личности, так как связаны с аморальными методами воздействия на человека. Чтобы не попасть под влияние данного выражения, необходимо:
- расширять идеологические познания и не воспринимать информацию только в негативном ключе,
- избавится от осуждений и принять тот факт, что индоктринация может существовать,
- понимать, что данное явление не всегда несет за собой негативную окраску.
Проявление индоктринации и ее суть
Влияние одной идеологии на другую в сознании человека является индивидуальным процессом, который связан с многими факторами и процессами развития личности. Существует мнение, что индоктринации больше подвержены люди, которые не обладают интеллектом, креативностью и не имеют широкого кругозора. Развитие критического мышления и эрудиции направлены на подавление влияния индоктринации.
Важно отметить, что человек не способный критически мыслить, оценивает чужие идеи, как свои собственные, и зачастую чужой выбор принимает за свой, что впоследствии ведет не только к неудовлетворению происходящим, но и разочарованию в общем.
Индоктринация очень широко применяется в маркетинге, что позволяет формировать у покупателя чувство потребности в том или ином товаре.
Избежать подобного инструмента влияния можно с помощью критического мышления и очевидного осознания его необходимости.
Идеологическая обработка общества присутствовала всегда и имела при этом, как негативное, так и положительное влияние. К примеру, чем больше методика индоктринации применялась в политике, тем негативнее оттенок она имела в обществе.
В образовательном процессе, педагог практически всегда является авторитетом, что соответственно позволяет ему совершенно спокойно применять индоктринацию и иметь с этого пользу. В процессе образования это может иметь такое проявление:
- образование с использованием пропагандистских методик. В этом случае педагог использует свой авторитет, чтобы навязать взгляды учащимся,
- обучение без погружения в суть происходящего,
- обучение доктринам и теориям, которые не считаются уникальными и объективными,
- подделка фактов, занижая при этом значимость событий.
Чтобы избежать неправильной трактовки и исключить момент индоктринации, педагогам запрещается высказывать свое мнение и акцентировать внимание на отдельных событиях, чтобы не заострять внимание и важность.
Главной задачей преподавателей является заставить студентов делать собственные выводы наводя аргументы и доказательства. Именно такой подход позволит развить критическое мышление, построить правильную цепочку событий и сделать выводы.
11. Социологический и лингвистический «повороты» в философии науки XX в.
Лингвистический поворот
— явление в философии XX века, связанное с переосмыслением понятия и роли языка.
Первый этап лингвистического поворота приходится на 1920-е годы и связан с попыткой реформировать язык или улучшить его путём устранения путаницы с целью решения философских проблем. Лингвистический поворот характеризует различные направления философской мысли XX века, среди которых — идеи «Логико-философского трактата» Витгенштейна, феноменология Гуссерля, фундаментальная онтология Хайдеггера, неопозитивизм.
Второй этап лингвистического поворота (1940-е — 1950-е годы) характеризуется тем, что проекты улучшения языка сменяются исследованиями различных типов языка; внимание таких направлений, как герменевтика, структурализм, лингвистическая философия, концентрируется на контекстах и предпосылках высказываний, на структурах языка отдельно от связи с субъектом.
Если классическая философия в основном занималась проблемой познания, т. е. отношениями между мышлением и вещественным миром, то практически вся современная западная новейшая философия переживает своеобразный «поворот к языку», поставив в центр внимания проблему языка, и поэтому вопросы познания и смысла приобретают у них чисто языковой характер. В результате и критика метафизики принимает форму критики ее дискурса, или дискурсивных практик, как у М.Фуко и Ж.Деррида.
Лингвистический поворот связан с новой интерпретацией символа, который идет от Г.Гадамера и имеет такой вид:
Понимание представляет собой не отдельный вид активности человека, а способ его бытия.
Любое понимание представляет собой, по существу, интерпретацию.
Объектом интерпретации есть символ, поэтому любой объект человеческий деятельности имеет символическую природу.
В качестве этапов «лингвистического поворота» можно отметить следующие:
Поздний Л.Витгенштейн, обратившийся к анализу языковых игр, обыденному языку людей, практики употребления слов, текстов, предложений, выдвигает идею об универсальности языка для мира человека.
М.Хайдеггер в 1947 году в «Письме о гуманизме» приходит к выводу, что «язык – это дом бытия».
В 1953 году М.Мерло-Понти высказал мысль, что теория знака Ф. де Соссюра позволяет преодолеть фундаментальную для философии Нового времени оппозицию «Субъект – объект», а это ведет к кардинальному обновлению философской рефлексии.
В 70-90 годы исследования лингвистических практик проводится в русле различных философских течений: