Файл: I. Общие проблемы философии науки Возникновение науки. Функции науки. Наука и обыденное сознание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 521

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(«агонистика языка» Ж.-Ф.Лиотара, концепции генеалогии «власти-знания» у М.Фуко, критики идеологий и анализ коммуникативных практик у Ю.Хабермаса, «борьба интерпретаций» у П.Рикёра, «деконструкции текстов» у Ж.Дерриды, нарративный аспект эпистемологических и моральных кризисов у А.Макинтайра и др.). В СССР в это же время В.В.Налимов создает вероятностную модель языка и на ее основе версию вероятностной метафизики.
Язык в узком понимании есть объект изучения лингвистики, язык в широком понимании, как проявление человеческой экзистенции является объектом философского анализа. Изучение мира, человека, социума, экономики и культуры как текста представляет сердцевину лингвистического поворота в философии. Дискурсивные практики стали главным объектом анализа не только философского, но и культурологического, социального, политического и иных форм анализа. При этом культура понимается как совокупность языковых кодов, как некая «семиосфера», «полилингвистический механизм», полисмысловая структура, «смысловой спектр», «смысловое поле» и т.п. Постмодерн предполагает смешивание не только культурных ценностей, но и их «обломков», «огрызков», «фрагментов». Культура постмодерна, синтезируя тексты, их обрывки, цитаты, превращается во фрагментарную и мозаичную структуру, в сплошной коллаж.

Социологический поворот. Позитивизм исходит из того, что наука отличается от всех других сфер человеческой деятельности, связанных с накоплением знания, тем, что ученые способны разрешать профессиональные споры путем апелляции к объективным эмпирическим данным. Для позитивизма не существует проблемы оценки индивидуальных научных вкладов. Принятие или непринятие конкретного исследования практически полностью зависит от его содержания, и, если в нем содержатся эмпирически доказанные утверждения, которые устраняют какую-либо актуальную научную проблему, то исследование неизбежно будет принято. Непогрешимой контролирующей инстанцией здесь выступает природа.


12. Конструктивизм в современном социогуманитарном знаний. Роль категорий роль категорий время и пространство в изучении динамики развития сгн

Суть парадигмы социального конструктивизма заключается в том, что значение

и содержание знания не может быть установлено без принятия во внимание условий, при

которых это знание было произведено. В парадигме социального конструктивизма


социокультурные, политические, институциональные, коммуникативные аспекты научно-

познавательной деятельности не только получают углубленное развитие, но и учитываются как ключевые факторы научного производства.

Проблема времени в гуманитаристике фундаментальна. Проблема социального времени, специфика исторического времени, природа времени в различных социальных и гуманитарных науках – вот наиболее распространенные направления исследований, т.е. само течение времени порождает изменение. Такой подход соответствует осуществленному Р.Мертоном и П.Сорокиным различению астрономического и социального времени.

Социальное время – это продолжительность существования определенных общностей людей, общественных явлений, отдельных личностей, а также социальных процессов. Свойства и течение времени зависит от форм жизнедеятельности людей и характеризуется своими ритмами, цикличностью, темпами протекания. Время зависит также от самого отношения людей ко времени. В истории общества образы времени менялись, так образ обратимого времени (все возвращается на круги свои), сменился на образ необратимого, линейного времени (время течет от прошлого к настоящему и от него к будущему). Время классифицируется по разным основаниям на виды:

объективное и субъективное (объективное – это время как атрибут существования и развития социальной реальности, субъективное – это время как воспринимаемое и переживаемое конкретным человеком (Кант), ;
социальное и культурно-историческое (социальное – это время существования общественных явлений, культурно-историческое – это время существования материальных и духовных ценностей определенного общества);

рабочее и свободное (рабочее – это время трудовой деятельности людей в материальном производстве, свободное время, или досуг – это время личностного развития и отдыха человека вне производства).

В современном обществе отношение ко времени сложились следующим образом:

– время – это универсальная ценность (время – деньги),

– темпы развития общества постоянно возрастают (каждое новое общественное явление существует более короткое время, чем предыдущее),

– оптимальное развитие общества определяется рациональным соотношением рабочего и свободного времени;

– будущее для общества становится все более важным, чем было раньше (общество все более зависит от хороших прогнозов).

Время активно исследуется в современных социально-гуманитарных науках, в частности изучаются бюджеты времени людей, их рабочее время и досуг, восприятие людьми времени в различных обстоятельствах жизни и т.д. Категория времени важное место занимает в

структуре таких методов социального познания, как методы историзма, конкретности, в таком исследовании, как лонгитюдное исследование. Важное место в социально-гуманитарных науках занимает понятие «осевого времени» (К. Ясперс), которое означает время резкого поворота в истории человечества (между 800 и 200 гг. до н.э.).

Социальное пространство – это расположение социальных объектов или социальных общностей на определенной территории относительно друг друга. Оно является важной характеристикой общества и от него, во многом, зависит оптимальное развитие социума (например, рациональное расположение городов и деревень в определенном регионе страны влияет на темпы его развития, наличие экологической зоны наряду с промышленной зоной обеспечивает здоровый образ жизни человека и т.д.). Степень освоения обществом природного пространства отражает степень его развитости. Вместе с тем, общество должно поддерживать оптимальные пропорции между освоенной территорией проживания и собственно природной частями земного пространства. Социальное пространство отражает структуру жизнедеятельности общества и выражается в способах расселения и типах поселения людей. Любое поселение имеет производственные территории, жилые районы, места концентрации общественных услуг и культурных учреждений, свой «центр» и свою «периферию». Социальное пространство связано с такими явлениями, как:

место проживания людей (город или деревня, столица или провинция, крупный город или небольшой),

урбанизация (рост городов за счет переселения в них деревенского населения),

миграция (переселение людей в силу разных обстоятельств из одного места проживания в другое),

мобильность (перемещение людей из одного страта в другой) и др.

Социальное пространство может восприниматься людьми в субъективном плане, например, человек может рассматривать своего место проживания как престижное или не престижное, осознавать окружающую действительность как поле своей жизнедеятельности или как среду, враждебную ему.

В современном обществе отношение к пространству сложились следующим образом:

использование пространства должно быть интенсифицировано (например, соединить территории транспортом, стимулировать необходимую миграцию и т.д.);

придание пространству полифункционального значения (например, свой дом человек должен использовать и как квартиру, и как место работы и т.д.).


Общество существует как во временных, так и пространственных условиях и обстоятельствах, поэтому важно исследовать общественные явления в свете хронотопа.

Хронотоп – это единство пространственных и временных характеристик существования и развития социальных явлений. Формула хронотопа была сформулирована М. Хайдеггером как: «здесь-и-сейчас». Она означает, что любое социальное явление существует и в определенном месте (т.е., в пространстве), и на определенном этапе своего развития (т.е., во времени). В соответствии с этой формулой социальные явления должны изучаться сразу же и во времени, и в пространстве. Данная формула также определяет приоритетность изучения социально-гуманитарными науками настоящего, так как оно существует как непосредственная действительность, прошлое же уже никогда в своей основе не повториться, будущее же может быть, а может и не быть.

13. Объяснение, понимание, интерпретация. Герменевтика: основные идеи и представители

Понимание – универсальная форма освоения действительности, постижение и реконструкция смыслового содержания явлений исторической, социально-культурной, а также природной реальности. Понимание – личностный процесс, связанный с особенностями психики, нервной системы, духовного развития и т.п., одновременно оно связанно с его включенностью в различные коммуникативные системы человеческого общения. Основные виды научного понимания: историческое понимание (понимание жизненного опыта людей прошедших эпох); интерпретация инокультурных символов и метафор; филологическое понимание (перевод и истолкование древних текстов); понимание иных форм жизни; понимание в социально-антропологических исследованиях (понимание культурных норм и ценностей); понимание в естествознании (понимание природных объектов и интерпретация формализмов научных теорий). Соотношение субъективного и объективного, психологического и логического, интуитивного и рационального по-разному представлены на разных уровнях и типах понимания. К первому типу понимания можно отнести то, которое возникает в процессе языковой коммуникации. В его основе лежит диалог – поскольку оба собеседника располагают приблизительно одним и тем же полем семантических значений слов, постольку в целом они понимают друг друга. Второй тип понимания связан с переводом с одного языка на другой (например, с иностранного языка на родной), где мы встречаемся с более сложным процессом интерпретации. В этом случае приходится иметь дело с передачей и сохранением смысла, выраженного на чужом языке, с помощью слов и предложений родного языка. Трудность заключается не столько в том, чтобы раскрыть смысл текста, сколько найти адекватные средства для его выражения на родном языке
. Третий тип понимания относится к интерпретации произведений художественной литературы и искусства, особенно имеющих непреходящее эстетическое значение. Впервые как обозначение особого научного метода термин “понимание” был применен Дройзером Позднее понимание было противопоставлено (в частности, Дильтеем) в качестве основополагающего метода наук о духе естественнонаучному методу “объяснение”. Объяснение – одна из главных функций теории. Объяснительная функция научной теории является ведущей, тесно связанной с предсказательной функцией. Объяснение – раскрытие закономерностей, лежащих в основании явления. Объяснение может быть: атрибутивным, когда объясняется неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может существовать; субстанциальным, когда объективная реальность выступает в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития, всего многообразия явлений природы и истории, включая человека и его сознания, поэтому подобная форма объяснения воспринимается как фундаментальная категория научного познания, теоретического обобщения конкретного; генетическим, когда используется способ исследования природных и социальных явлений, основанный на анализе их развития; структурным – при данной форме объяснения в научной теории осуществляется переход от описания к объяснению, переход от одних структурных уровней к другим, более глубоким. По своему механизму, объяснения, делятся на объяснения через собственный закон и объяснения с помощью моделирования. Объяснение тесно связанно с описанием – этапом научного исследования, состоящего в фиксировании данных эксперимента или наблюдения в помощью определенных систем, принятых в науке. Вся наша коммуникативная и познавательная деятельность теснейшим образом связана с истолкованием тех или иных знаков, символов, слов, произведений духовной культуры. В науке ученый интерпретирует теории, музыкант – исполняемые им произведения, литературный критик – анализируемые сочинения, переводчик – переводимый текст, искусствовед – произведения живописи, музыки, прикладного искусства и т.д. Эти примеры показывают, что интерпретация не ограничивается только областью языка, а охватывает широкие сферы коммуникации и деятельности людей в целом. Таким образом интерпретация составляет фундаментальную основу не только мышления, но и любой коммуникативной деятельности и взаимопонимания между людьми. Интерпретация