Файл: I. Общие проблемы философии науки Возникновение науки. Функции науки. Наука и обыденное сознание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 519
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К специфике социально-гуманитарного познания относится то, что социальное познание ориентировано преимущественно на нормы и идеалы неклассической и постнеклассической научности. Субъект-объектная схема познания О - S с самого начала осложнена здесь присутствием субъекта. Прежняя схема принимает вид: O/S - S. Позже в ней начинает фигурировать практика O/S/P - S, где О - объект познания, S - субъект познания, Р - практика. В конечном итоге здесь усложняются критерии объективности, которые перестают пониматься в духе классической концепции истины, согласно которой истина есть тождество представлений познающего субъекта с объектом познания. В неклассических концепциях принимаются во внимание как наличие субъекта в самом объекте познания, так и феномены сознания познающего субъекта, которые в конечном итоге должны быть максимально устранены в результате познания. Социальные науки могут познавать объективные закономерности, пробивающие себе дорогу несмотря на то, что в обществе действуют люди, наделенные волей и сознанием. Здесь истина предстает как отражение этих закономерностей. Но социально-гуманитарное познание интересуют также мотивы и ценности субъекта, групп, включенных в общество, и объективность познания в этом случае представляет собой адекватное понимание этих мотивов и ценностей. Имеются также важные особенности современного социально-гуманитарного познания: невозможность принимать теоретические конструкты за реальность и жить в соответствии с ними; плюрализм концепций как способ обеспечения разных типов или аспектов деятельности; неприемлемость монополии на истину, достигаемой социальными средствами; открытость профессионального научного поиска и конкурентность научных трактовок.
Особенностью социально-гуманитарных наук является то, что здесь субъект представлен дважды - как познающий субъект (индивид, научное сообщество или общество) и как часть объекта познания, ибо в обществе действует наделенный разумом и волей человек.
6. Ценности, их роль в социально-гуманитарном познании
Природа ценностей происходит из практической деятельности людей и из их практических отношений к действительности
. Ценность – то, что значимо, т.е. имеет значение для жизнедеятельности людей – отдельных личностей и социальных групп. Речь идет о значении тех или иных явлений (материальных, духовных и т.д.) для удовлетворения потребностей и реализации интересов людей. Представляя это (систему значений) на чувственном, интуитивном и понятийном уровне, люди в своей деятельности ориентируются на определенные ценности, тем самым формируется система их ценностных ориентаций, которая органически входит в их сознание и мышление. Происходит осознание людьми системы значений для них различных явлений действительности и ориентация на них в своем поведении.
1). И. Кант писал, что метод исследования поведения людей в обществе должен исходить из признания свободы как высшей ценности. Речь идет о свободе познавательной деятельности исследователя, который сам конструирует предмет исследования и творчески анализирует его.
2). В. Дильтей также указывал на необходимость учета ценностного фактора в познавательной деятельности людей, особенно когда речь идет о познании и толковании сущности отдельных явлений. Субъект познания предстает в единстве интеллекта, эмоций и воли, и он руководствуется определенными ценностными ориентациями в познавательном процессе. Более подробно роль ценностей и ценностных ориентаций в познании обосновали В. Вильдельбанд и Г. Риккерт. По их утверждению, значимость явлений в общественной жизни определяется реализованными в них ценностями (добра, красоты, гармонии, справедливости и т.д.). Сами же ценности, по их утверждению, носят надисторический, трансцендентный (потусторонний) характер. Они в той или иной степени осознаются людьми и воплощаются в проявлениях культуры:
потусторонний (трансцендентный) мир: ценности мыслитель правила (моральные, религиозные и т.д.).
Есть нечто такое, что является очень значимым, есть идеалы, которые формируют мыслительные способности, иррациональный и рациональный мир и т.д. Предметом социально-гуманитарного познания становятся:
1) указанные выше ценности (для Канта основное – это мораль);
2) их воплощение в предметах культуры;
3) характер их воздействия на поведение и деятельность их людей.
Предметом социально-гуманитарного познания выступает такая система ценностей, направляющая деятельность исследователя
.
К. Поппер в своих трудах «Логика научного открытия», «Логика и ложь знания» и др. подробно обосновал социальную ценность самой науки, ее отличие как рационального познания от псевдонауки (идеологии и мистики). Он обосновал также положения:
1) о значении в научном познании накопленных знаний;
2) об «абсурдности чистых наблюдений», ибо научное наблюдение осуществляется в контексте той или иной теории;
3) о влиянии на познавательный процесс ценностных ориентаций исследователя;
4) об открытости для критики любой теории и возможности ее опровержения – фальсификации.
7. Аксиологический и коммуникативный̆ фундамент социально-гуманитарных наук.
Аксиология – (учение о ценностях), но весьма различным образом трактуемое в зависимости от общих исходных философских установок и предпосылок учения – от естественно-натуралистических до метафизически-религиозных. Аксиологические (ценностные) основания науки представляют собой принятые утверждения о практической и теоретической значимости науки в целом или отдельных наук в системе духовной и материальной культуры, о целях науки, о научном прогрессе, его связи с общественным прогрессом, об этических и гуманистических аспектах науки.
Ценностное отношение личности к себе и миру реализуется в эмоциях, воле, решимости, целеполагании, идеалотворчестве. Философское учение о ценностях называется аксиологией. Учение о ценностях (аксиология) не сразу стало достоянием философов, а лишь после того, как удалось развести понятия бытия и блага. Это произошло в философии Канта, который противопоставил сферу нравственности сфере природы, а практический разум – теоретическому разуму.
C к. XIX в. был запущен механизм аксиологизации научного знания – процесс проникновения различных моральных, этических, эстетических ценностей в научное знание. Концепции аксиологизации научного знания: 1. Этическая (ориентация НЗ связана с реализацией кодекса научной этики. Ограничение творческих порывов ученых и направление исследований в русло, необходимое для общества); 2. Прагматическая (ценности, которые проникают в научное познание, подталкивают НЗ к решению общечеловеческих проблем); 3. Стагнационная (концепция, связанная с формированием «научного моратория» социально-гуманитарного знания. Ценности, которые проникают в НЗ, должны сделать некоторые проблемы недоступными для науки (например, проблемы клонирования);4. Прогностическая (ценности, которые обслуживают социально-гуманитарное знание, должны минимизировать противоречия между человеком, социумом и биосферой).
8. Линейный, цивилизационный и антропологический подходы в социогуманитарном знании.
Линейный подход: Ядром теории Моргана является обоснованная им на большом фактическом материале теория о едином прогрессивном пути развития человечества. Морган придерживался периодизации истории, включавшей три этапа: дикость, варварство и цивилизацию, причем первые две стадии были им детально разработаны и разбиты на три ступени (низшую, среднюю и высшую) каждая. На стадии дикости в человеческой деятельности господствовали охота, рыболовство и собирательство, отсутствовала частная собственность, существовало равенство. На стадии варварства появляется земледелие и скотоводство, возникает частная собственность и социальная иерархия. Третья стадия -- цивилизация -- связана с возникновением государства, классового общества, городов, письменности и т. д. Независимо от Маркса Морган фактически пришёл к материалистическому пониманию истории. Работа Моргана «Древнее общество» легла в основу одного из базовых марксистских трудов -- книги Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
Цивилизационный подход: цивилизационный подход считает, что государства развиваются по-разному, а не идут по общему пути развития. В цивилизационном подходе основным критерием выступает культурный фактор (религия, миропонимание, мировоззрение, историческое развитие, особенности вмещающего ландшафта, своеобразие обычаев, и др.). А. Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации:
Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.
Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.
В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов: Первый -- локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.); Второй -- особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.
Третий этап -- современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.
Линейный подход - вся история есть переход от менее развитых к более развитым стадиям развития. Сильной стороной является теория универсалий, раскрывающая общие черты, присущие всем человеческим цивилизациям.
В основе цивилизационного подхода лежит тезис, что каждая локальная цивилизация признается уникальной и самобытной. Подобно живым организмам они имеют свои периоды развития, расцвета и упадка.
Антропологический подход в сфере гуманитарного знания – это в первую очередь ориентация на человеческую реальность во всей ее полноте, во всех ее духовно-душевно-телесных измерениях; это поиск средств и условий становления полного, всего человека; человека – как субъекта собственной жизни, как личности во встрече с другими, как индивидуальности во всех ее проявлениях.
9. Некумулятивный характер регулирования СГН. Понятие научные революции.
Понимание механизмов научных революций позволяет в какой-то мере прогнозировать возможные пути революционных научных преобразований и, тем самым, содействовать нахождению обоснованных стратегий научного поиска, выбору наиболее эффективных средств и методов исследования, более объективному подходу к оценке принципиально новых результатов, получаемых при революционных переворотах в естествознании или отдельных его областях.
Некумулятивные концепции развития науки стали разрабатываться уже в 20—30-е гг. XX в. Ведущая идея некумулятивных концепций развития научного знания заключается в том, что науку следует рассматривать как явление историческое, т.е. закономерное, качественно определенное на каждом этапе своего развития и поэтому несводимое к своим истокам. История науки — это не склад готовой продукции, куда поступают все новые данные, а изменение стиля научного мышления, создание новой научной картины мира. В своем историческом развитии наука опирается на прошлые достижения, иногда меняя их содержание почти до неузнаваемости. Как писал А. Эйнштейн, история науки — это не драма людей, а драма идей. В указанные годы усилилось внимание к социальному и культурному контексту творчества ученых, анализу традиций научных сообществ различных эпох, к реконструкции внешнего окружения, которое способствует или тормозит развитие научных идей, теорий, подходов и т.д.