Файл: I. Общие проблемы философии науки Возникновение науки. Функции науки. Наука и обыденное сознание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 517
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
15. Знание как инструмент управления.
Цель управления знаниями - соединение наиболее рациональным и экономичным образом тех, кто владеет знаниями, с теми, кто их ищет. Управление знаниями делает возможным использование коллективного опыта и знаний (социального капитала) и превращения их в организационный капитал.
Различные направления знания вместе составляют систему, которая позволяет принимать максимально правильные решения.
Уровень организационного знания - интеллектуальный ресурс, который складывается из знаний индивидуумов, работающих в одной организации. Каждый из них обладает уникальным набором знаний и опыта, полученным, накопленным и осмысленным как в предыдущий период, так и за время работы в организации. Существует точка зрения, согласно которой интеллектуальный уровень организации или корпорации обеспечивается системой получения и передачи знаний, сложившейся и действующей внутри корпорации.
Как и любой ресурс, знания организации можно классифицировать как открытые знания (фактические и процедурные) - эти знания могут встречаться в рабочих документах, ими обмениваются сотрудники.
В концептуальной модели управления знаниями выделяют 3 взаимосвязанные компоненты: инфраструктура знаний; культура знаний; технология знаний.
Инфраструктура знаний включает две составляющие этой компоненты: а) существующая структура и процессы организации; б) источники знаний.
Культура знаний компании должны обеспечить культурную среду, которая бы способствовала обмену знаниями. Создание эффективной культуры знаний включает осознание важности роли человека, как носителя знаний, и создание в человеке заинтересованности в обмене знаниями. В современных условиях внедрение системы управления знаниями обусловлено ужесточением конкуренции и переходом на ресурсную стратегию управления, частью которой и стала стратегия управления знаниями, в которой сочетаются технологии, обслуживающие переход от культуры накопления знаний к культуре обмена ими, новые системы поощрения и перспективные бизнес-планы.
В технологии знаний, поддерживающих управление знаниями, входят:
- исследования данных и текстов - распознавание образов, выделение значимых закономерностей из данных, находящихся в хранилищах или входных или выходных потоках. Эти методы основываются на статистическом моделировании, нейронных сетях, генетических алгоритмах и др.;
- системы управления документооборотом - хранение, архивирование, индексирование, разметка и публикация документов;
- средства для организации совместной работы - сети Интернет, Интранет, технологии групповой работы, синхронные и асинхронные конференции;
- корпоративные порталы знаний;
- средства, поддерживающие принятие решений - экспертные системы и сети, системы, поддерживающие дискуссионные группы и т.д.
Следует стремиться к формированию такого подхода к управлению знаниями, который соотносит, уравновешивает и интегрирует организационные, технологические и человеческие (культурные) компоненты знаний.
Организационная часть (социально-психологическая) - представляет собой политику организации в отношении управления знаниями, т. е. разнообразные управленческие рычаги и процедуры, которые позволяют организации сохранять, структурировать, анализировать информацию для того, чтобы эффективно ее использовать в настоящем и будущем. Речь идет, например, о мотивации сотрудников к участию в обмене знаниями, их должностных обязанностях в связи с этим и т.п.
Технологии помогают осуществить эти управленческие процедуры. Технология не может одна разрешить проблемы знания или создать среду обмена знаниями. Внедрить технику для групповой работы гораздо легче, чем развивать культуру сотрудничества.
Человеческие компоненты. Культура организации является важнейшей проблемой в сфере знаний, поскольку человеческий фактор (т.е. поведение, ценности, уровень связей или изолированности внутри организации) создает или разрушает управление знаниями. Любая инициатива, пренебрегающая данным фактором, вполне вероятно окажется неосуществимой.
Существенное расширение доступа к знаниям, ставшее возможным благодаря современным информационным технологиям, меняет саму природу отношений между специалистом и непрофессионалом, между организацией и работником, между источником и получателем благ. Выявление возможностей использования новых организационных моделей и методов с учетом конкретных ситуаций и особенностей хозяйствующих субъектов становится одной из ключевых задач организации и управления.
Таким образом, управление знаниями — это организация совместного их использования. Основная функция управления знаниями - их распределение в организации таким образом, чтобы каждый сотрудник или рабочая группа могли эффективно использовать их в процессе принятия решений и творчества. Управление знаниями, таким образом, становится ключевой технологией, определяющей парадигму всего менеджмента организации. Для принятия эффективных и адекватных организационных управленческих решений необходимо создание системы управления знаниями.
16. Междисциплинарные подходы в современном СГН.
Если окружающий нас мир представляет собой единое и целостное образование, в котором предметы и явления находятся во взаимосвязи и взаимодействии, то адекватное представление о нем должно быть отражено в единстве всего нашего знания. В отличие от позитивистской унификации наук подлинное единство научного знания формируется в диалектическом процессе взаимодействия дифференциации и интеграции знания в ходе эволюции конкретных наук.
В прошлом было широко распространено мнение, что развитие науки происходит путем постепенного, непрерывного накопления все новых и новых научных истин. Такой взгляд, названный кумулятивизмом, в лучшем случае может относиться к отдельным этапам и периодам развития науки, но не отражает целостной картины ее развития, ибо на протяжении более длительных периодов наблюдается пересмотр прежних представлений и концепций. Поэтому развитие любой науки не сводится к простому процессу накопления знаний. Наиболее радикальные изменения в науке связаны с научными революциями, которые сопровождаются пересмотром, уточнением и критикой прежних идей, программ и методов исследования, т.е. всего того, что теперь называют парадигмой науки. Переход к новой парадигме связан с взаимодействием и развитием двух дополняющих друг друга процессов дифференциации и интеграции знания. Дифференциация научного знания служит необходимым этапом в развитии науки, и направлена на более тщательное и глубокое изучение отдельных явлений и процессов определенной области действительности. В результате такого исследования появляются отдельные научные дисциплины со своим предметом и специфическими методами познания. Впервые отдельные естественнонаучные дисциплины возникают в эпоху Возрождения, когда появляется экспериментальное естествознание. По мере дальнейшего научного прогресса происходит ускоренный процесс появления новых научных дисциплин и их ответвлений. Хотя при этом значительно возрастают точность и глубина наших знаний о явлениях природы, одновременно ослабевают связи между отдельными научными дисциплинами и взаимопонимание между учеными. Сама наука выработала средства и методы для преодоления ограниченности чисто дисциплинарного подхода к изучению мира. Новый подход называют интегративным, или междисциплинарным. Интеграция научного знания осуществляется в различных формах, начиная от применения понятий, теорий и методов одной науки в другой и кончая возникшим в нашем столетии системным методом. Когда биология начала
использовать физические методы в своих исследованиях, она достигла впечатляющих результатов, которые завершились возникновением на стыке биологии и физики новой науки — биофизики. Аналогичным образом возникли биохимия, геофизика, геохимия и другие науки.
Примером для гуманитарных наук может служить такая наука, как геополитика. Многие исследователи видят в геополитике науку, изучающую комплекс географических, исторических, политических и других факторов, взаимодействующих между собой и оказывающих большое влияние на стратегический потенциал государства. – учебник по геополитике
Выделим три основных варианта синтеза знаний в науке: 1) внутридисциплинарный синтез, проходящий в рамках одной дисциплины, 2) междисциплинарный синтез в пределах ряда дисциплин, входящих в единый комплекс наук, например, естествознание или технические науки, 3) полидисциплинарный синтез, объединяющий знания многих областей, существенно различных по своей предметной характеристике. Следует отметить, что в процессе исторического развития науки на фоне явного преобладания внутридисциплинарного синтеза постепенно усиливается влияние междисциплинарного, а в последнем столетии и полидисциплинарного синтеза.
17. Структурализм и постструктурализм как философско-методологические установки.
Структурализм - общее название направлений в социально гуманитарном познании XX в., которые связаны с приемом логических структур, объективно существующих за многообразными явлениями культуры.
Эти структуры не лежат на поверхности, а должны быть открыты исследователями и являются продуктом сознательной и бессознательной деятельности человека.
Задача структурализма состояла в широком применении структурных методов (выработанных первоначально в лингвистике) в исследовании самых различных продуктов человеческой деятельности с целью выявления логики порождения, строения и функционирования сложных объектов духовной культуры. Наибольшее распространение структурализм (как комплекс научных и философских идей, связанных с применением структурного метода) получил во Франции в 60 70 гг. XX в. Наиболее видные его представители французские ученые К. Леви Строе, М. Фуко, Ж. Лакан, Р. Барт.
Основная специфика структурализма: все явления, доступные чувственному восприятию - "эпифеномены", т. е. внешнее проявление ("манифестация") внутренних, глубинных и поэтому "неявных" устойчивых структур, вскрыть которые они и считали своей задачей, решение этой задачи - придание гуманитарным наукам статуса наук точных. Отсюда его стремление к созданию строго выверенного, точно обозначенного и формализованного понятийного аппарата, широкое использование лингвистических категорий, тяга к формальной логике и математическим формулам, объяснительным схемам и таблицам.
Структура выступает не просто в виде устойчивого "скелета" объекта, а как совокупность правил, следуя которым можно из одного объекта получить второй, третий и т. д. При этом обнаружение единых структурных закономерностей объектов достигается не за счет отбрасывания отличий этих объектов, а путем анализа взаимопревращений различий в качестве вариантов единого абстрактного инварианта. Из этого общего инварианта структуралисты и стремились вывести логические структуры - языковые, речевые, культурные.
Постструктурализм (постмодернизм) - теоретическая рефлексия культуры постмодерна, общеметодологическая основа постмодернистских концепций культуры, общества, человека. Постструктурализм (неоструктурализм) - направление, сложившееся на основе развития, преодоления и отрицания структурализма, полагающее в центр внимания не структуру, но несистемное, не структурируемое желание, понимаемое как источник всех форм культурной действительности. Ведущие теоретики постструктурализма – М. Фуко, Ж. Лакан, Р. Барт - вначале своей деятельности выступали как сторонники структуралистской парадигмы. Доктрина постструктурализма является выражением релятивизма и скептицизма, важнейший ее принцип - принцип методологического сомнения по отношению ко всем позитивным истинам, установкам и убеждениям. Специфика постструктурализма как современного типа знания заключается в том, что он существует не как набор определенных истин, а как полемическое пространство, где в постоянном диалоге сосуществуют разнородные концепции. Постструктуралистский способ мышления характеризуется программной неметодичностью манеры аргументации.
Важнейшим теоретико-методологическим положением постструктурализма является идея деструктурации - отрицание структуралистского понимания бессознательного.
Ключевое положение постструктурализма – идея децентрации, тотального плюрализма. С позиций постструктурализма знаково-символические структуры – не универсальны, но историчны, они порождены нововременным европейским структурирующим разумом, модернистской метафизической и научной традицией.
18.Постмодернизм о знании. Основные понятия (ризома, плато, складка; принцип деконструкции) и идеи.
Постмодернизм отвергает способность науки давать объективное, достоверное знание, открывать закономерности и причинные связи, выявлять предсказуемые тенденции. Он подвергает науку суровой критике за то, что она абсолютизирует рациональные методы познания, игнорируя другие методы и способы — интуицию и воображение. Она стремится к познанию общего и существенного, оставляя в стороне особенности единичного и случайного.