Файл: Применение профессиональных стандартов в системе управления персоналом организаций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1442

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для лучшего понимания сущности главного понятия необходимо также установить значение связанных дефиниций, одна из которых – квалификация. Квалификация сотрудника – это уровень умений, знаний, опыта и навыков работника, которые необходимы для осуществления качественной профессиональной деятельности.8

К основным документам, регламентирующим ранее квалификационные и тарифные характеристики наиболее полного каталога профессий и должностей, относят Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, он же ЕКС и Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, для которого принята аббревиатура ЕТКС. Данный документ был разработан и утвержден в конце 90-х годов. С внедрением 1 июля 2016 года профессиональных стандартов действие этих документов не отменяется. В будущем профессиональные стандарты смогут полностью заменить ЕКС и ЕТКС, но процесс замены прошлых нормативов на более актуальные профессиональные стандарты будет поступательным.9

Процесс перехода к профессиональным стандартам имеет своей целью уход от существующих и уже морально устаревших ЕТКС и ЕКС, и достижение этой цели должно занять определенное время. В настоящее же время у работодателей есть выбор источника для определения требований к сотрудникам компании в связи с параллельным существованием, как реестра профессиональных стандартов, так и квалификационных справочников.

В таблице 1 нами представлены ключевые различия между профессиональными стандартами и квалификационными справочниками.

Таблица 1. Сравнение квалификационного справочника и профессионального стандарта

Показатели

Квалификационный справочник

Профессиональный стандарт

Предмет

Должность / профессия

Вид профессиональной деятельности

Единица описания

Должность / профессия

Трудовая функция

Содержание и характер описания

Сущность должностных обязанностей, необходимых знаний и квалификационных требований, к которым относятся уровень образования и опыт работы сотрудника

Для определенного вида профессиональной деятельности определяется общая трудовая функция, на основе которой выдвигаются требования к трудовым действиям, навыкам и знаниям

Разработчики

Минздравсоцразвития РФ, Минтруда РФ совместно с органами исполнительной власти

Профессиональное сообщество, работодатели

Наличие уровней квалификации

Уровни квалификации отсутствуют

Установлены различные уровни квалификации

Наличие системы подтверждения соответствия

Система подтверждения отсутствует

Соответствие необходимо подтверждать при помощи сертификата

Описание ответственности

Нет

Есть

Возможность использования без специальных знаний и умений

Есть

Нет


Источник: Прокопов Ф. Т. и др. Профессиональные стандарты //Рекомендации по анализу трудовой деятельности и разработке функциональных карт/Рук.: ФТ Прокопов. М.:«Виртуальная галерея. – 2014.

Следует отметить неактуальность ряда требований, озвученных в этих документах, обусловленную быстрым развитием экономики и хозяйственной деятельности, что способствовало появлению новых типов работ и исчезновению иных. Так как в компаниях постоянно меняется штатное расписание в связи с появлением новых должностей, еще в начале нулевых годов проблемы усовершенствования квалификационных справочников вышли на первый план.

В числе первых прогрессивных предложений была разработка обновленных справочников, тем не менее, спустя непродолжительное время стало понятно, что термин «профессиональные стандарты», принятый во всем мире, наиболее точно отражает смысл квалификационных характеристик, описанных в этих справочниках.

В Трудовом кодексе Российской Федерации в 2012 году появилась статья, раскрывающая сущность таких понятий, как «квалификация работника» и «профессиональный стандарт, не встречающиеся до этого момента в отечественных законодательных документах.10 Тем не менее, в практической деятельности понятие квалификации сотрудника было в обиходе при подборе персонала компании, при установлении испытательного срока или проведения аттестации, а также при принятии решений о необходимости сокращения штата. Однако в связи с отсутствием унифицированного определения этого термина, каждый был вправе толковать его по своему усмотрению: кто-то как опыт работы сотрудника, иные считали, что первостепенным является уровень образования сотрудника, а для третьих на первое место выходили приобретенные практические навыки и теоретические знания.

Таким образом, являясь квалификационной характеристикой, профессиональный стандарт отражает не должностные требования, а сущность определенного вида профессиональной деятельности, что в корне отличается от информации, предоставляемой квалификационными справочниками.

Профессиональные стандарты призваны выполнять две функции – обучения и оценки квалификации и аттестации.11 Среди ключевых задач профессионального стандарта можно выделить нахождение связующих элементов между образовательной сферой и рынком труда. Внесение поправок в закон об образовании сделают обязательным формирование образовательных стандартов государства на базе профессиональных стандартов.



Следовательно, профессиональные стандарты выявили необходимость пересмотра основ национального профессионального образования и необходимых профессиональных компетенций, что, безусловно, внесет существенные коррективы в процесс подготовки будущих специалистов. По словам бывшего министра Образования и Науки Российской Федерации Дмитрия Ливанова «к 2020 году не менее половины всех колледжей и техникумов должны быть готовы к работе по самым современным образовательным программам, готовя специалистов на самом высоком уровне».12 И вторая не менее важная задача, которую выполняет профессиональный стандарт - проведение оценки квалификации и сертификации сотрудников, а также выпускников учреждений профессионального образования.

Совершенно очевидной становится в современных реалиях, как образовательным учреждениям, так и работодателям, соискателям на должность и сотрудникам компаний необходимость разработки и введения в пользование системы профессиональных стандартов.

Для образовательных организаций одной из первостепенных задач становится необходимость давать студентам и слушателям теоретические знания и практические навыки, востребованные в процессе их профессиональной трудовой деятельности.

Работодателям важно, чтобы их команда состояла из специалистов и управленцев высокой квалификации, а также в том, чтобы сотрудники компании получали качественные знания в процессе повышения квалификации.

Сотрудники же должны иметь высокий уровень профессиональной подготовки, обладать обширными и актуальными знаниями и навыками, что сделает их высококлассными специалистами.

Профессиональные стандарты, являются новым видом нормативной документации, в которой заключается самая полная и актуальная на настоящее время информация, содержащая основные требования по квалификации, которая необходима для осуществления определённых трудовых функций и видов профессиональной деятельности.

Ассоциация участников финансового рынка, носящая название «Совет по развитию профессиональных квалификаций», была создана в целях создания, развития, введения и поддержки системы профессиональных квалификаций на рынке финансов.13

Основной целью введения системы профессиональных стандартов является определение и установка единых требований к квалификации сотрудников, занимающих определенные должности и работающих в рамках конкретной профессии, что позволит внести необходимые корректировки в систему образования и в дальнейшем обеспечит подготовку кадров высокой квалификации.


Внедрение обоснованных, построенных на логических принципах, профессиональных стандартов призвано обеспечить проведение усовершенствования законодательной базы и программы обучения в образовательных учреждениях.

Подводя итог, необходимо сказать, что профессиональным стандартом организации с законодательной точки зрения является многофункциональный документ, содержащий список требований к уровню основного и дополнительного образования, опыту практической деятельности, и представляющий собой структурированное описание сущности профессиональной деятельности в виде функциональной карты и обобщенных характеристик трудовых функций, как совокупности определенных специфических трудовых функций, действий, знаний и навыков. Так как в процессе разработки профессиональных стандартов принимают непосредственное участие представитель профессиональных сообществ, они содержат в себе актуальный список требований к определенным профессиям.


1.2 Структура и содержание профессиональных стандартов


Особую важность приобретает аспект определения процедур и порядка введения профессиональных стандартов на предприятии. Изучение структуры профессиональных стандартов способствует наиболее корректному их применению и внедрению в соответствии с обязательными требованиями.

В основе содержания документа о профессиональных стандартах лежат собирательные определения трудовой функции, как основного направления деятельности определенного сотрудника. В каждом стандарте содержится, как правило, от трех до восьми подобных трудовых функций. Важным является обязательное отражение в трудовом договоре обобщенной трудовой функции сотрудника, определяющейся совокупностью определенных трудовых функций, описанных в документе. Раскрытие обобщенной трудовой функции происходит через описание определенных трудовых действий и конкретных видов работ, соответственно, профессиональный стандарт может считаться справочным материалом при составлении и усовершенствовании трудового договора и должностных инструкций, соответствующих современным требованиям.

Структура профессионального стандарта установлена приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта» (в ред. от 29.09.2014) и представлена четырьмя разделами:14 (см. Рис.1)

  1. Общие сведения, представленные в первом разделе, содержат наименование и цели определенных видов профессиональной деятельности.

  2. Описание комплекса трудовых функций с указанием определенных уровней квалификации, входящих в профессиональный стандарт находит отражение в функциональной карте вида профессиональной деятельности, описанных во втором разделе.

  3. Характеристика обобщенных трудовых функций.

  4. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта.

В третьем разделе в соответствии с профессиональным стандартом для всех обобщенных трудовых функций определяется следующие характеристики: возможные наименования должностей, требования к образованию и обучению, требования к опыту практической работы, особые условия допуска к работе, другие дополнительные сведения, необходимые для систематизации, учета стандартов, их применения в системе образования и работодателями, описание всех трудовых функций и содержащихся в них действий