Файл: Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 955

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. К формам организации труда относится: а) самообслуживание; б) хозяйственно-бытовой труд; в) труд в природе; г) коллективный труд.
6. Компонентом труда не является:
а) постановка цели; б) трудовые действия; в) наличие мотивов; г) связь с игрой.
7. Не является методическим приемом руководства
трудом детей:
а) дозировка нагрузки; б) оценивание труда дошкольника; в) распределение поручений; г) получение результата.
8. Содержание работы дежурных по занятиям:
а) протирает листья растений; б) раскладывает бумагу; в) расставляет хлебницы; г) ремонтирует книги.
9. Виды труда дошкольников:
а) коллективный труд; б) ручной труд; в) «труд рядом»; г) «совместный труд»
10. Ошибка в организации труда детей:

92 а) поощряет добросовестность выполнения работы; б) распределяет нагрузку работы между детьми; в) осуществляет контроль за деятельностью детей; г) взрослый выполняет большую часть работы.
11. Не является видом труда детей:
а ) самообслуживание; б) дежурство; в) труд в природе; г) хозяйственно-бытовой труд.
12. В младшей группе используются поручения: а) только коллективные, длительные; б) индивидуальные, кратковременные; в) длительные с отсроченным результатом; г) объемные по содержанию
13. При организации труда важно, чтобы дети предва-
рительно овладели:
а) умениями; б) знаниями; в) навыками; г) опытом.
14. Что не является способом объединения детей в
труде:
а) коллективный труд; б) труд рядом; в) общий труд; г) совместный труд
15. К формам организации труда детей не относятся:
а) труд в природе;

93 б) самообслуживание; в) поручение; г) занятия по ручному труду
16. К видам труда детей не относятся:
а) коллективный труд; б) труд в природе; в) экскурсия в лес; г) дидактическая игра
Тестовые задания второго уровня (тесты-подстановки, в
которых намеренно пропущено слово, фраза или какой-
либо существенный элемент текста, тесты на классифи-
кацию, сопоставление и ранжирование).
Инструкция: дополните
17. Поочередное систематическое выполнение трудовых обязанностей детьми в дошкольных учреждениях называется
…………… .
18. Отличительной особенностью труда детей является его тесная связь …………. .
19. Основной ошибкой организации труда детей является выполнение большой части работы …………… .
20. Успешному выполнению деятельности способствует наличие у детей ………….. к деятельности.
21. Развитию творчества, воображения и фантазии способ- ствует ……………… труд.
22. Выполнение работы по сервировке стола относится к………… труду.


94
Инструкция: сопоставьте
23. Виды дежурств содержание работы
1) по столовой а) протирает листья
2) занятиям б) расставляет салфетницы
3) уголку природы в) рыхлит землю г) раскладывает бумагу д) моет кисточки, клеенки е) разносит хлебницы
24. Автор Проблема исследования
1) Сергеева Д.В. а) культура поведения дошкольни- ков
2) Нечаева В.Г. б) организация дежурств в ДОУ
3) Аванесова В.Н. в) руководство трудовой деятель- ностью дошкольников
4) Петерина С.В. г) сенсорное воспитание дошколь- ников
Инструкция: установите правильную последовательность
25. Этапы осуществления ребенком трудовой деятельности: а) предмет деятельности б) порядок действий в) результат г) мотив д) средства труда
Тестовые задания третьего уровня (ситуационные
тесты)

95 26. — Дети, — обращается к своим воспитанникам педагог, — завтра мы с вами будем менять воду в аквариуме. А сегодня надо наполнить бак водой. Чтобы она немного согрелась.
И малыши с удовольствием носят в маленьких красочных ведрах воду из умывальника. Выливая ее в бак ,поставленный взрослыми рядом с аквариумом. Вот он уже полон, а дети продолжают носить воду, не замечая, что она льется через край.
Ваши действия в данной ситуации?
27. Педагог оценивает работу детей только с точки зрения ее качества, его оценки звучат примерно так: «Ровно положили ложки», «Аккуратно налили краску в розетки», «Красиво нарезали салфетки» и пр. Такие оценки правильные, но в них отсутствует самое главное.
Что же отсутствует в оценке педагога?
28. Ребята окружили свою воспитательницу. Зачем она принесла такую длинную рейку? Что она собирается делать?
-
Вижу беспорядок у нас на участке: некуда повесить рубашку, кофточку, приходится их класть на лавочку. Это неудобно. Вещи падают, мнутся, пачкаются. Сделаю вешалку, и они будут в порядке.
-
Охотников помочь находится немало. Дети размечают расстояние между крючками, подают гвозди. Здесь же созревает решение – сделать таку- же вешалку для малы- шей.
Какие задачи решает педагог, показывая пример
трудолюбия?

96 29. Антон выполняет поручение воспитателя, одновременно ногой пытается дотянуться до мяча, укатившего под стол. На столе, за котором он работает, беспорядок (карандаши рассыпаны по всему столу, рядом лежат обрезки бумаги, разбросаны книги). На призыв воспитателя не отвлекаться от работы, реакции со стороны мальчика не наблюдается. Он по-прежнему занят мячом и играющими детьми.
Как бы Вы поступили в данной ситуации?
30. Сережа поливает комнатные растения, делает это старательно, не отвлекаясь. Однако удержать лейку над горшком растения удается ему с большим трудом. Наклоняя резко лейку (для быстроты полива), он обильно поливает не только само растения, но и то, что вокруг него.
Воспитательница подходит к ребенку.
-Ну и поработал! Налил только кругом! Никогда больше не разрешу тебе поливать растения!
Ваш педагогический совет на данную ситуацию
31. …На столе разложены дары леса: желуди, шишки, каштаны
Рядом проволока, перышки, кусочки цветной бумаги. Дети
Рассматривают готовые изделия: забавного петушка, золотую
Рыбку, семью клоунов. У некоторых детей возникает сомнение:
Сумеют ли они сделать так же красиво?


97
Какие методы и приемы должен подобрать педагог,
чтобы сформировать у детей уверенность желание
научиться новым умениям?
Литература
Основные источники:
1. Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной обще- образовательной программы дошкольного образования/
Вестник образования России, март 6, 2010 2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /Под ред. Н.Е.
Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М., 2010 3. Барсукова Л.С., Соколова Т.Н. Тетрадь для самообразова- ния по курсу «Педагогика» (по специальности «Дошкольное образование») - М., Академия, 2010 4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М..
Академия, 2010 5. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. – Мозаика-Синтез, 2007 6. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – Мозаика-Синтез, 2007 7. Сазонова Н.П. Дошкольная педагогика. Курс лекций. – СПб,
«Детство -пресс», 2010 8. Счастливый ребенок. Программа воспитания и обучения дошкольников по образовательным областям: «Школьная
Пресса», 2011.

98
Дополнительные источники:
1. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. – М., Мозаика-
Синтез, 2007 2. Закон РФ «Об образовании» - (1992) – М., 2006 3. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу.
Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром.- М., 2006 4. Никитина С.В. Журнал динамики достижений детей группы детского сада. – М., Линка-Пресс, 2008 5. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольни- ков. /Под ред. О.В. Дыбиной – М., Мозаика-Синтез, 2008 6. Смирнова Т.В. Тестовые задания по педагогике. Учебно- методическое пособие. – М., АКАпринт, 2007 7. Фролова А.Н. Дошкольная педагогика. Конспект лекций.-
Ростов-на-Дону «Феникс», 2009 8. Сайт для работников дошкольного образования. http://www.ivalex.vistcom.ru/metod6-3.htm
9. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников: учебно-методическое пособие. – М., 2005

99
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Перспективный план организации труда в младшей группе ДОУ
1 неделя – самообслуживание
2 неделя – хозяйственно-бытовой труд
3 неделя – труд в природе
4 неделя – совместный труд со взрослыми
Срок
Содержание труда
Цель
Сентябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Игра «Мы пришли умыться»
Знаем, знаем, да, да, да
Где тут прячется вода
Выходи, водица,
Мы пришли умыться
Беседа «Всему свое место»
Привлечь детей к наполнению водой емкости для отстоя воды
Привлекать детей к помощи няне (убрать салфетницы и хлебницы)
Учить детей правильно умываться; воспитывать культурно-гигиенические навыки
Познакомить детей с тем, где должны находиться игрушки; воспитывать привычку убирать все на свои места
Знакомить детей с правилами ухода за растениями; воспитывать желание заботиться о цветах
Развивать элементарные трудовые умения и навыки; воспитывать желание помогать взрослым
Октябрь
1 неделя
2 неделя
Упражнение «Закатаем рукава»
Руки надо чисто мыть
Рукава нельзя мочить
Игра «Убери мусор в корзину»
Полив комнатных растений
Учить детей закатывать рукава перед умыванием; воспитывать аккуратность
Объяснить детям, что для мусора есть специальная корзина; воспитывать привычку соблюдать чистоту и порядок


100 3 неделя
Учить детей правильно поливать растения (под листья); воспитывать желание ухаживать за растениями
4 неделя
Привлечение детей к помощи воспитателю (подготовка к занятию)
Развивать умение правильно расставлять оборудование на столах; воспитывать ответственность
Ноябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Упражнение «Выверни колготки»
Упражнение «Расставим стулья»
Опрыскивание растений водой
Привлечение детей к помощи при мытье аквариума (ракушек и камушков)
Учить детей правильно выворачивать колготки; воспитывать любовь к порядку
Учить детей действовать в соответствии с заданием; воспитывать положительное отношение к труду
Продолжать знакомить с правильным уходом за растениями; воспитывать заботливое отношение к природе
Учить детей правильному уходу за аквариумом; воспитывать желание помогать взрослым
Декабрь
1 неделя
2неделя
3 неделя
4 неделя
Упражнение «Застегни пуговицы»
Упражнение «Разложи карандаши»
Посадка лука
Помочь няне развесить полотенца в умывальной комнате
Учить детей застегивать пуговицы; воспитывать терпение, желание доводить дело до конца
Учить детей раскладывать заточенные карандаши в подставки; воспитывать умение доводить начатое дело до конца
Учить детей втыкать луковицы в землю; воспитывать положительное отношение к труду
Учить детей расправлять полотенца, вешать его за вешалку
Январь
1 неделя
Упражнение «Все мы делаем по
Учить детей снимать и надевать

101 2 неделя
3 неделя
4 неделя порядку»
Протереть от пыли полки для игрушек
Помыть листья фикуса
Помощь няне в накрывании столов к обеду (салфетницы и хлебницы) одежду в определенном порядке
Продолжать развивать трудовые умения и навыки; воспитывать желание доводить начатое дело до конца
Продолжать учить детей правильному уходу за растениями; воспитывать заботливое отношение к растениям
Учить детей правильно сервировать столы; воспитывать желание помогать взрослым
Февраль
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Игра «Одежкин домик»
Протереть игрушки
Покормить рыбок
Помочь воспитателю стирать кукольное белье
Март
1 неделя
2 неделя
3 неделя
Упражнение «Намылим руки»
Кирпичик розовый, душистый
Потрешь его и сразу чистый
Раскладывание книг в книжном уголке
Посадка крупных семян овощей

102 4 неделя
Помощь воспитателю в ремонте бумажных атрибутов
Апрель
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Упражнение «Наши вещи ложатся спать»
Убрать строительный материал после игры
Полив комнатных растений
Помощь воспитателю в подготовке оборудования к занятию
Май
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Игра «Мы заправим наши майки»
Переодеть кукол в кукольном уголке
Помыть листья растений
Помощь воспитателю в наведении порядка в игровых уголках


103
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Перспективный план по трудовому воспитанию детей средней и
старшей группах ДОУ
Младшая группа
Сентябрь
1. Беседа «Всему свое место» цель: учить убирать игрушки после игры на свои места; воспитывать бережное отношение к ним.
2. Привлекать детей к наполнению емкости водой для отстоя и последующего полива ею комнатных растений цель: закрепить умение аккуратно работать с водой; расширять знания детей о правильном уходе за комнатными растениями; воспитание заботливого отношения к ним.
3. Привлекать детей к помощи няне (убирать посуду со столов) цель: учить работать вместе со взрослыми; воспитывать умение получать удовлетворение от наведения чистоты и порядка.
4. Наблюдение за трудом няни цель: довести до сознания детей важность ее работы; воспитывать уважение к труду няни, желание ей помогать.
Октябрь
1. Поддержание внешнего вида кукол (приводить в порядок одежду, волосы)

104 цель: закреплять умение подбирать по размеру одежду для кукол, расчесывать волосы; воспитывать бережное отношение к игрушкам.
2. Опрыскивание комнатных растений водой из пульвилизатора цель: обучить новому трудовому навыку; закрепить представление детей о том, что листьям тоже необходима влага; воспитывать бережное отношение к растениям.
3. Протирание пыли с подоконников цель: поддерживать желание детей принимать участие в труде со взрослыми.
4. Наблюдение за трудом повара цел: дать детям конкретные представления о труде повара; воспитывать уважение к результатам труда взрослых.
Ноябрь
1. Стирка кукольного белья цель: учить сортировать белье по цвету (светлое, темное),объяснить, что стирать надо сначала светлое белье, тщательно полоскать. отжимать, развешивать.
2. Рыхление земли в комнатных растениях цель: довести до сознания детей необходимость этой процедуры; развивать трудовые умения и навыки.
3. Мытье игрушек цель: формировать трудовые взаимоотношения между детьми и взрослыми; вызывать стремление принимать участие в труде со взрослыми.
4. Наблюдение за работой медсестры цель: дать детям конкретные представления о профессии медсестры; воспитывать интерес к жизни и деятельности окружающих людей.
Декабрь
1. Наведение порядка в группе

105 цель: развивать стремление к совместной деятельности; воспитывать желание активно участвовать в трудовых поручениях.
2. Кормление аквариумных рыбок цель: закреплять представление детей об уходе за рыбками; воспитывать любовь к живому.
3. Ремонт книг цель: привлекать детей к ремонту книг; развивать умение быстро и четко действовать в соответствии с указанием взрослых.
4. Наблюдение за трудом прачки цель: закреплять имеющиеся представления о труде взрослых, о трудовых действиях, совершаемых ими.
Январь
1. Смена грязных полотенец цель: поддерживать устойчивый интерес к труду, стремление старательно выполнить поручение
2. Высаживание луковиц в ящики для прорастания зелени цель: формировать трудовые навыки, воспитывать желание помогать взрослым
3. Мытье комнатных растений цель: привлекать детей к посильной помощи, уточнить представления детей о комнатных растениях.
4. Наблюдение за работой дворника цель: закрепить имеющиеся представления о труде взрослых; о трудовых действиях, совершаемых ими.