Файл: Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора.pdf
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
Институт педагогики и психологии детства
Кафедра теории и методики воспитания культуры творчества
Формирование нравственных представлений у детей старшего
дошкольного возраста на материале фольклора
Выпускная квалификационная работа
Квалификационная работа допущена к защите:
Зав. кафедрой С.А.Новоселов
________ _____________ дата подпись
Исполнитель:
Дудина З.Р. обучающийся 1501z группы
_________________________ подпись
Руководитель:
Ясинских Людмила Владимировна, канд. пед. наук, доцент
_________________________ подпись
Екатеринбург
2020
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................
3
ГЛАВА
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ
НРАВСТВЕННЫХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
У
ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ФОЛЬКЛОРА................
7 1.1. Формирование нравственных представлений у детей как педагогическая проблема...................................................................................
7 1.2. Особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста........................................................................
17 1.3. Фольклор как средство формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста..............................................................
25
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
НРАВСТВЕННЫХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
У
ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ФОЛЬКЛОРА................
31 2.1. Диагностическое исследование исходного уровня сформированности нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста..........
31 2.2. Содержание работы по формированию нравственных представлений у старших дошкольников на материале фольклора.........................................
42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................... 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ................................................... 62
ПРИЛОЖЕНИЕ.................................................................................................... 67
3
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития общества, «в условиях нестабильности нравственных ценностей, нравственное воспитание детей призвано быть гарантом полноценного формирования и сохранения целостности, душевного равновесия и духовного богатства развивающейся личности» [43, с. 64].
Современное развитие общества привело к тому, что подрастающее поколение находится в своего рода духовно-нравственном вакууме, что затрудняет выбор личностно значимых духовных ценностей и нравственных ориентиров. Необходимо, чтобы у ребенка была прочная и сильная душа, опирающаяся на ясные и вечные духовные ценности, и нравственные качества, служащие духовно-нравственными ориентирами. В этой ситуации особенно остро встает проблема формирования нравственных ценностей у подрастающего поколения, начиная с детей дошкольного возраста.
В ФГОС ДО отмечается приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Так, в общих положениях Стандарта отмечено, что одним из основных принципов дошкольного образования является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» [31].
В документе отмечается значимость «объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» [31].
В старшем дошкольном возрасте формируются такие качества, как отзывчивость, чувство справедливости, эмпатия и т.д. Исследователи выделяют специфичность поведения ребенка 5-6 лет, его восприимчивость, участие во всем ярком и необычном, быструю податливость на эмоциональные переживания других людей. Ребенок способен на серьезные переживания, сочувствие и отзывчивость к чужой беде, к этому подталкивает имеющийся опыт, в котором есть и расстройства, и грусть, и внутренние переживания. На основе всего этого возможно эффективно сформировать
4 нравственные представления.
Проблеме нравственного воспитания дошкольников посвящены научные работы ведущих педагогов и психологов: А.Н. Ананьев, Е.А. Аркин,
Л.И. Божович, Р.С. Буре, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, А.В. Запорожец,
С.А. Козлова, И.Ф. Свадковский, В.И. Слободчиков, В.А. Сухомлинский,
К.Д. Ушинский и другие. В своих работах авторы раскрывают сущность и логику процесса нравственного воспитания детей дошкольного возраста, анализируют возрастные особенности дошкольного возраста, как сензитивного периода жизни для формирования нравственных представлений.
Приоритетная роль в формировании нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста принадлежит фольклору. В устном народном творчестве сохранились неповторимые черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с былинами, поговорками, сказками, пословицами, мы приобщаем их к национальным и общечеловеческим ценностям. Воспитание дошкольников на традициях народной педагогики способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа. Несмотря на значительный потенциал фольклора в формировании у детей дошкольного возраста нравственных представлений, данный материал недостаточно используется педагогами дошкольных образовательных организаций.
Таким образом, возникает противоречие между значимостью формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы на основе фольклора для их формирования.
Проблема исследования: поиск теоретических оснований и практических направлений формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора.
5
Выявленные актуальность проблемы и противоречия позволили определить
тему
исследования:
«Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора».
Объект исследования– процесс формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – комплекс занятий по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке комплекса занятий по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора
Задачи исследования:
1.
На основе анализа литературы раскрыть содержание понятия
«нравственные представления» применительно к дошкольному возрасту.
2.
Выявить особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
3.
Раскрыть возможности фольклора в формировании нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
4.
Провести диагностическое исследование уровня сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе практического исследования
5.
Спроектировать содержание занятий по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора.
Теоретико-методологической основой исследования являются: теории и положения нравственного воспитания детей дошкольного возраста
(Н.В. Архангельский, А.Н. Ананьев, Е.А. Аркин, Л.И. Божович, Р.С. Буре,
Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, А.В. Запорожец, С.А. Козлова,
6
Б.Т. Лихачев, И.Ф. Свадковский, В.И. Слободчиков, В.А. Сухомлинский,
К.Д. Ушинский и др.); взгляды и идеи на формирование нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста (И.Н. Курочкина,
А.А. Лопатина и М.В. Скребцова, Е.Е. Сапогова, Х. Штольц и Р. Рудольф,
Л.В. Ясинских и др.). Значимость фольклора как средства формирования нравственных представлений детей обоснована в работах Ф.И. Буслаева,
К.Д. Ушинского, Н.С. Карпинской, Т.С. Комаровой, Н.Ф. Виноградовой и др.
В соответствии с поставленными задачами использовался комплекс
методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, педагогической литературы по проблеме, изучение педагогического опыта, анализ продуктов детского творчества, проектировочная работа.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что выделены методы, приемы, средства, содержание занятий на материале фольклора, способствующие формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, повышению качества уровня их развития.
База исследования –
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17 «Рябинушка» с. Патруши,
Свердловская области. В проектировочной работе приняли участие 20 детей в возрасте 5-6 лет, обучающихся по программе «От рождения до школы».
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, 2 глав, списка источников и литературы, содержащего 65 наименований изданий, приложений.
7
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ФОЛЬКЛОРА
1.1. Формирование нравственных представлений у детей как
педагогическая проблема
Рассматривая понятие нравственные представления, следует, прежде всего, выявить существующие подходы к пониманию основных понятий, которые используются в психолого-педагогической литературе при изучении данного вопроса.
Нравственность представляет собой особое моральное качество человека, определенный набор правил, которыми личность руководствуется в собственном выборе.
Нравственные представления выступают обобщенным образом, формой знаний о нравственных нормах, критериях должного и правильного отношения к себе, к окружающим людям.
Проблеме формирования нравственных представлений у детей дошкольного возраста посвящено много исследований, в частности исследовались: психологические механизмы становления и развития нравственных чувств, представлений, суждений, убеждений и поведения
(А.В. Запорожец, С.Н. Карпова, А.Д. Кошелева, Ж. Пиаже, Т.А. Репина,
Е.В. Субботский и др.), характерные черты и закономерности нравственного развития дошкольника
(Ж.
Пиаже,
Е.В.
Субботский,
С. Якобсон), педагогические условия и средства, которые способствуют формированию нравственных представлений у детей (И.В. Княжева,
Т.А. Маркова, В. Нечаева, Л.П. Стрелкова), формирование нравственного сознания (Л. Артемова, И.Д. Бех, Л. И. Божович, З.Н. Борисова, Р.С. Буре,
В.В. Зеньковский, В.Г. Нечаева, Ж. Пиаже и др.).
Формирование нравственных представлений у детей осуществляют в процессе целенаправленного влияния взрослые. Это влияние направлено на
8 усвоение дошкольниками основ нравственной культуры, включая синтез знаний о нравственности, нравственных чувствах, мотивах и привычках нравственного поведения. Результатом формирования нравственных представлений через влияние окружающей среды и обогащения ребенком собственного нравственного опыта является его нравственное развитие. формирование нравственного поведения, что предполагает накопление нравственных стремлений и чувств, которые выступают как двигатели действий и поступков, а, следовательно, побуждают к нравственной деятельности.
По мнению философов, (Р. Апресян, Н.М. Вознюк, А.А. Гусейнов и др.), главными компонентами нравственных представлений индивида являются нравственные чувства долга, совести, достоинства, справедливости и т.д. Наиболее сложные существенные понятия нравственного сознания, отражающих узловые сферы нравственной жизни, получают категориальный статус: добро и зло, смысл жизни и счастье, долг и совесть, моральный выбор и ответственность, любовь и тому подобное.
Формирование нравственных представлений происходит в процессе непосредственного отражения, освоения и оценки социальных отношений, поведения людей в общественном и индивидуальном сознании [2, с. 38].
Итак, нравственные представления индивида существуют в представлениях, понятиях, убеждениях, идеалах. В дошкольном возрасте формируются элементарные представления о нравственности, суждения о том, что хорошо и что плохо, что можно делать и чего следует избегать. В этом процессе ребенок учится правильно оценивать поступки, выбирать адекватную ситуации форму поведения, осознавать свои действия. Оценивание поступков происходит способом их осуществления (как поступил), результатами (какие последствия поступка) и мотивами (почему так поступил) [4, с. 221-223].
В исследованиях Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца,
Д.Б. Эльконина подчеркивается, что дошкольное детство выступает
9 периодом зарождения и формирования нравственных представлений.
Д.Б. Эльконин рассматривает возникновение нравственных представлений как процесс овладения образцами поведения: «Возникновение первичных нравственных представлений и является процессом усвоения образцов поведения, связанных с их оценкой со стороны взрослых» из с контекста понятно, что речь идет о формировании нравственных представлений [14 ,с.
153], ведь Л.И. Божович рассматривает нравственных представлений как процесс усвоения образцов поведения, связанных с их оценкой со стороны взрослых [4, с.241].
Е.А. Геник указывает, что нравственные представления – это важнейшие смысловые образования в структуре личности, являющиеся продуктом трансформации общественных ценностей в индивидуальные ориентиры, на основе которых личность осмысливает действительность и выстраивает конструктивные отношения с миром и собой.
Е.В. Субботский рассматривает нравственные представления как когнитивно-эмоциональные образования; обобщенные чувственно- наглядные образы надлежащих образцов поведения, которые имеют нормативно-оценочный смысл. Первичные нравственные представления, по данным научных исследований (Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович), возникают у детей на грани раннего и дошкольного возраста, ведь выступают основным материалом наглядно-образного мышления, ведущего вида мышления в период дошкольного детства [10]. Таким образом, нравственные представления наиболее адекватная возрастным особенностям форма усвоения общественной нравственности: каждая нравственная категория для ребенка абстрактная пока она не воплотится в конкретные образы людей и события окружающей действительности.
Рассматривая структуру нравственного сознания, Ж. Пиаже был одним из первых, кто подверг глубокому и детальному изучению нравственные представления, знания и суждения детей. Он определил, что нравственное
10 сознание детей в процессе развития проходит две стадии: 1) объективной нравственности, 2) субъективной нравственности.
Проанализировав генезис нравственных суждений на разных этапах дошкольного периода, Ж. Пиаже, утверждал, что детям младшего, среднего и даже старшего дошкольного возраста свойственны объективная нравственность, некритическое отношение к требованиям взрослых. Под объективной нравственностью Ж. Пиаже понимал такую нравственность, когда ребенок считает безнравственным тот поступок, который имеет наиболее серьезные объективные последствия и совсем не обращает внимания на мотивы и намерения, скрытые за поступком.
Ученый раскрыл предпосылки, которые порождают объективную нравственность (эгоцентризм детской мысли ребенка; интеллектуальное принуждение со стороны взрослого), и особо подчеркнул их следствие – возникновение внешних представлений в детей о правилах и нормах нравственного поведения. Уделяя значительное внимание развитию логики в нравственных суждениях детей, Ж. Пиаже значительно ниже оценивал значение нравственных чувств, что позволило определить обоснованную им теорию как нравственный реализм ребенка [1, С. 3-4].
Теоретический анализ исследований процесса формирования нравственных представлений ребенка показал некоторую противоречивость в понимании сущности этого феномена (нравственного сознания личности ребенка). Так, если следовать взглядам Ж. Пиаже и Л. Колберга, то критерием нравственных представлений ребенка должен служить процесс оперирования (осмысления и мышления) ребенком нравственными критериями и понятиями при решении им проблем нравственных коллизий и конфликтов. Одним словом, чем более логично и доказательно ребенок решает нравственную дилемму (коллизию) на словесно-логическом уровне, оперируя при этом большим тезаурусом нравственных понятий, норм, категорий, парадигм, тем более высокое у него нравственное развитие
11 личности ребенка [5, С. 168-170]. Знание нравственных норм является этапом формирования нравственных представлений.
Формирование нравственных представлений – уровень усвоения представлений о нравственных нормах, сформированности нравственных чувств и нравственного поведения. Механизмом преобразования нравственных норм на субъективную нравственность являются нравственные чувства – устойчивые переживания в сознании человека, его субъективное отношение к себе, явлениям общественного бытия, к другим людям.
Определенный тип поведения приобретает для индивида значение и осознанность через чувство удовлетворения, радости или, наоборот, - стыда, дискомфорта. Благодаря нравственным чувствам нравственное сознание и поступки приобретают нравственное содержание.
В становлении нравственных представлений значительную роль при этом играет воля, которая помогает человеку владеть собой, дает внутреннюю свободу и побуждает к нравственному поступку [1, с. 5].
Ученые (А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, А.Д. Кошелева, И.В.Княжева,
Я.З. Неверович, Т.А. Репина, В. Штерн и др.) подчеркивают, что нравственные чувства дети выражают и проявляют в уважении к потребностям и интересам других людей, в способности учитывать положения другого, выражать сочувствие к чужой беде и сопереживать чужим радостям.
В традиции своих взглядов на данную проблему, В.В. Зеньковский отмечает, что эмоциональная сфера в течение дошкольного детства занимает центральное место, и нравственная активность носит эмоциональный характер. Ученые отмечают, что эмоции и чувства в дошкольном детстве доминируют над разумом и являются определяющими в поведении [6, с. 34-
35].
Психологические исследования по формированию нравственных представлений показывают, что это процесс не линейный; он разворачивается на фоне многочисленных противоречий. Содержательное