Файл: Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 183

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12 рассмотрение процесса усвоения нравственных норм возможно только при анализе генезиса нравственной позиции личности. Именно в динамическом процессе развития, в изменениях структуры нравственного сознания можно выделить те факторы, которые определяют ход формирования нравственных представлений, непосредственно влияя на них. Проблема специфичности нравственных норм, особенностей их усвоения и соблюдение нуждается в специальном рассмотрении.
Как отмечает Т.П. Абдулова, актуальным остается и вопрос о гетерогенности нравственных представлений ребенка, устойчивости и обобщенности усвоенных им нравственных императивов. Автор отмечает, что разработка проблемы формирования нравственных представлений в отечественной психологии традиционно происходила в пределах деятельностного подхода, принимая свое начало из концепции развития высших психических функций Л.С. Выготского. Теоретический анализ формирования нравственных представлений как особого вида деятельности содержит анализ смысловой, мотивационно-потребностной и эмоциональной сторон процесса нравственного становления личности. Потребности выступают в качестве состояния личности, благодаря которым осуществляется регулирование поведения, определяется направленность мышления, чувств и воли человека. Мотивы придают отраженному в индивидуальном сознании действительности личностный смысл. Мотивы не непосредственно осуществляют функцию контроля, а через механизм эмоциональной коррекции поведения: эмоции оценивают личностный смысл происходящих событий, и в случае несоответствия этого содержания мотивы меняют общую направленность деятельности личности.
Однако не все отечественные психологи придерживаются мотивационно-деятельностного подхода. Прежде всего, следует назвать
П.Я. Гальперина, который подходит к формированию нравственных представлений как к особому виду ориентировочной деятельности;
Л.И. Божович и ее подход к формированию нравственных представлений как

13 к усвоению образцов; С. Якобсон - к формированию нравственных представлений как деятельности, регулируемой самооценкой [1: 5-7].
Нравственные представления, знания и суждения дошкольника ученые
(С. Н. Карпова, Л. Петрушина, Е.В. Субботский) изучают в сравнении с нравственным поведением и выделяют особенности, присущие детям дошкольного возраста:
- в развитии нравственные представления «опережают» нравственное поведение;
- у дошкольника наблюдается существенное различие между вербальным и реальным поведением; наличие нравственных представлений является необходимым, но не решающим фактором и условием в соблюдении нравственных норм, а решающее значение придается способности ребенка условно разграничить позиции объекта и субъекта и выступать в каждой из них [8, с. 19-20].
Исследование В.А. Петровского, проведенное среди дошкольников показало, несмотря на осознание ребенком позитивности или негативности нравственной нормы и действий по их реализации (речь идет о негативных нравственных поступках) – ребенок при отсутствии старшего, который устанавливает эту нормативную планку нравственной нормы нарушает эту нравственную норму и поступает так потому, что ему из-за каких-то внутренних причин это необходимо, то есть делает безнравственный поступок (берет игрушку, которую ему запретил брать воспитатель или родители) [3; с. 324- 325].
Анализ работ Л.Н. Герасимовой, показывает, что нравственные представления дошкольника – это представления о доброжелательности по отношению сначала к родным и близким, а позднее – ко всем окружающим людям. Формирование нравственных представлений у дошкольников - это процесс целенаправленного и организованного взаимодействия педагога и воспитанников с целью овладения последними нравственных норм, правил,


14 отношений, которое эффективнее осуществляется в различных видах деятельности.
Опираясь на результаты теоретического анализа исследуемой проблемы, мы установили, что на основе исследования ряда авторов можно выделить компоненты нравственных представлений у детей дошкольного возраста.
Основными факторами формирования нравственных представлений является освоение личностью знаний о нравственных нормах, эмоциональное осознание мотивов деятельности и умение регулировать поведенческую реакцию. То есть нравственные представления личности являются сложным новообразованием, в котором в органическом единстве взаимодействуют интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные и волевые процессы, играющие важную роль в формировании личности в период дошкольного детства. Ориентировочно можно выделить следующие структурные компоненты нравственных представлений: когнитивно-интеллектуальный, включающий формирование нравственных представлений и суждений; эмоционально-мотивационный, который охватывает нравственные чувства и качества; поведенчески-деятельностный – усвоение определенных норм и правил, развитие соответствующих привычек поведения. В педагогическом процессе, ориентированном на формирование нравственных представлений детей дошкольного возраста, существенное значение приобретает стимулирование развития когнитивно-интеллектуального компонента, поскольку знания являются основой осознанного отношения дошкольников к окружающей действительности и к самим себе. В процессе приобретения знания субъект не только учится, но и формируется как нравственная личность, которая определяет собственные нравственные критерии [10].
Каждый этап деятельности дошкольников имеет эмоциональную окраску, и его регулируют определенные мотивы. В связи с этим эмоционально-мотивационный компонент процесса формирования нравственных представлений является характерной именно для периода

15 дошкольного детства. Эмоции – психическое отражение жизненного смысла явлений и ситуаций. Они проявляются в форме непосредственного, страстного переживания, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям индивида, и принадлежат к процессам внутренней регуляции поведения. Эмоции – субъективная форма проявления потребностей. Они побуждают и направляют деятельность для их удовлетворения [3, с. 223]. В соответствии с тем, что в течение жизни человек постоянно вовлечен в разнообразную деятельность, воспроизводит определенное поведение, нужно раскрыть причины, влияющие на активность субъекта, то есть его мотивацию к деятельности. Мотивы по своей значимости для личности неоднородны. Одни мотивы побуждают к деятельности и одновременно придают ей личностный смысл другие – сосуществуют с ними, выполняют роль побудительных факторов
(положительных или отрицательных) и лишены смыслообразующей функции по определению А.Н. Леонтьева, являются мотивами-стимулами. Итак, эмоционально-мотивационный компонент обеспечивает формирование у детей устойчивого положительного отношения к нравственной деятельности.
Одной из важнейших форм проявления нравственного поведения ребенка является его деятельность, обусловленная различными мотивами, то есть поведенческо-деятельностный компонент. Психологи деятельность определяют, как активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которой субъект деятельности целенаправленно действует на объект для удовлетворения собственных потребностей [3].
Деятельность – основной способ познания окружающей среды. Подчинение правилам требует от ребенка умение регулировать свое поведение и формирует высшие формы произвольного управления им. Нравственность как явление общественное возникает в период вхождения человека в систему общественных отношений. Вне общества нравственность не нужна.


16
Н.В. Архангельский под нравственными представлениями личности понимает интегральное единство и взаимодействие трех компонентов: нравственного сознания, нравственного чувства и нравственного поведения ребенка. В соответствии с данным подходом автор выделяет следующие компоненты нравственных представлений детей:
- знание нравственных норм, нравственных качеств человека, правил нравственного поведения; осознание мотивов собственного поведения и поведения окружающих;
- нравственные чувства характеризуются способностью распознавать и понимать собственные эмоции и эмоции другого человека, умением сдерживать свои негативные эмоции и проявления, преобладанием положительных эмоций по отношению к окружающим людям;
- нравственное поведение характеризуется поступками, направленными на самопознание, саморазвитие, самореализацию; поведением, основанным на доброжелательности и уважении личности другого; умением противостоять желанию нарушать правила.
Совокупность выделенных компонентов нравственных представлений, в частности, нравственное сознание, чувства и поведение, обеспечивают единство нравственного сознания и, как итог, поведения.
Таким образом, в результате анализа литературы и сопоставления позиций разных авторов: нравственные представления выступают важнейшими смысловыми образованиями в структуре личности.
Нравственные представления в соответствии с подходом Е.А. Геник: – это важнейшие смысловые образования в структуре личности, являющиеся продуктом трансформации общественных ценностей в индивидуальные ориентиры, на основе которых личность осмысливает действительность и выстраивает конструктивные отношения с миром и собой [3, С. 10]. В соответствии с подходом Н.В. Архангельского, нравственные представления
– это интегральное единство и взаимодействие трех компонентов: нравственного сознания, нравственного чувства и нравственного поведения.

17
1.2. Особенности формирования нравственных представлений у детей
старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст представляет собой этап существенных изменений в организме ребенка и выступает определенным этапом созревания организма. Нравственные представления у детей старшего дошкольного возраста имеют ряд особенностей. М.И. Боришевский отмечает, что «ребенок не рождается с готовыми нравственными представлениями, ему не свойственны никакие нравственные взгляды, он не имеет представления о добре и зле ...» [6, с. 8], в то же время нравственные представления не возникают сами собой, а складываются в процессе жизнедеятельности ребенка его общения с окружающими. Л. Кольбергом было доказано, что развитие нравственных представлений зависит от специфического опыта индивида, который ребенок выносит из ближайшего окружения, при этом ребенок может овладеть первичными нормами поведения, не понимая их нравственного содержания.
Общеизвестно, что дошкольному периоду детства присуща высокая способность к подражанию – наблюдение порождает образы, чем эмоциональнее образ, тем быстрее он находит свое отражение в виде внешних реакций, а впоследствии перерастает в личностные качества. Период дошкольного детства (до 6 - 7 лет) как период подражания в значительной мере определяет нравственность личности взрослого человека.
Опыт отечественной дошкольной педагогики свидетельствует возможность эмоционального принятия, понимания и присвоение детям старшего дошкольного возраста общечеловеческих ценностей: добра, истины, красоты, труда [10]. Так, по утверждению психологов, уже для раннего возраста характерно зарождение представлений о хорошем и плохом на основе физиологических реакций. Впоследствии ребенок начинает ориентироваться по оценкам взрослых об окружающей действительности и о


18 себе. У ребенка с помощью взрослого начинают складываться первые критерии оценки происходящего, которые затем становятся основой его нравственного развития; усвоение норм при этом происходит в процессе наблюдения за реакциями взрослых, поэтому особое значение приобретает положительный пример и оценка взрослого в течение всего периода детства, начиная от времени рождения ребенка. Значимость дошкольного возраста в смысле привлечения к общечеловеческим ценностям прослеживается в работах А. Доманюк [4]. Автором указано, что в дошкольном возрасте возникают условия, благоприятные для усвоения детьми норм и принципов нравственности. В то же время неиспользование периода чувствительности ребенка к нравственной сферы приводит к невозможности наверстать упущенное или чрезвычайной сложности в достижении указанного.
Современные специалисты в сфере образования и воспитания отмечают, что в старшем дошкольном возрасте детям присуща повышенная чувствительность к социальным воздействиям [9]. Именно в этот период у ребенка уже формируются первые представления о формах человеческого общения, особенности системы отношений друг к другу, он приобретает начальные умений дифференцировать человеческие поступки и в процессе движения на основе собственных ошибок и попыток овладевает элементарными нравственными нормами общественной жизни людей.
Важной составляющей формирования нравственных представлений у старших дошкольников является выработка у них навыков распознавать и регулировать эмоции, в том числе и негативные. Исследователи отмечают, что ребенок должен воспитываться на положительных примерах, у него с детства должна формироваться привычка делать добро друзьям, знакомым, родным, всем вокруг.
Стоит заметить, что на протяжении подготовительного этапа к обучению в школе существенно меняются особенности восприятия ребенком явлений реальной действительности, активно развивается память, внимание, мышление, эмоциональная сфера, другие психические процессы и свойства

19 личности. Поэтому важно выделить особенности, способствующие формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Считаем, что необходимо, прежде всего, учитывать возрастные особенности современных детей этой возрастной категории, способствующих решению задач нравственного развития воспитанников и являющихся предпосылкой успеха такой деятельности.
Первая особенность формирования нравственных представлений у старших дошкольников, заключается во вполне достаточном уровне физической подготовленности детей 6-го года жизни к совершению нравственных действий. Старший дошкольный возраст характеризуется определенными особенностями анатомо-физиологического развития организма, которые в значительной степени определяют и перестраивают характер мышления ребенка, его интересы и основные психические процессы. Регистрируемая акселерация как ускоренное физическое развитие детей связана с комплексом причин и предоставляет воспитателям широкие возможности для включения детей 6-го года жизни в акции проявления нравственности и заботы обо всем живом.
Вторая особенность формирования нравственных представлений у старших дошкольников – ярко выраженная готовность старших дошкольников к позитивному восприятию и осмыслению явлений общественно-политической, экономической, трудовой жизни общества, взрослых и сверстников, доверительное отношение к слову воспитателя [7].
Активное восприятие и усвоение различной информации по учебным программам, по содержанию занятий следует использовать как средство, стимулирующее положительное отношение детей старшего дошкольного возраста к материалу о гуманизме и доброте, добропорядочном поведении человека в обществе. При этом необходимо стремиться полностью реализовать эффект детского доверия к слову воспитателя.
Третья особенность формирования нравственных представлений у старших дошкольников – это повышенная реактивность и экспрессивность


20 старших дошкольников, динамичность их поведения. Так, детям старшего дошкольного возраста свойственна активная подвижность, их характеризует стремление к детским, народным и спортивным играм. Соответственно в игре, общении, совместной деятельности дошкольники познают различные аспекты нравственности, возможностей ее проявления.
Еще одна особенность формирования нравственных представлений у старших дошкольников – информированность старших дошкольников в вопросах нравственности и этики, широкий общий кругозор. По материалам обследований интеллектуальной сферы 6-летних детей сделан вывод о тенденции к последовательному расширению их общего и нравственного кругозора.
Следующей особенностью формирования нравственных представлений у старших дошкольников определяют стремление старших дошкольников к умственно интеллектуальной деятельности, включение в различные учебно- познавательные процессы. В формировании нравственных представлений необходимо учитывать, что такой ребенок в большей степени, чем младший дошкольник начинает контролировать, осмысливать и продумывать свои действия.
Шестая особенность формирования нравственных представлений у старших дошкольников – это нравственная сензитивность старших дошкольников как особая привязанность к усилению нравственных требований и осуществления нравственных поступков. В частности, дети охотно откликаются на требование или предложение коллектива, если при этом учитывается их личный интерес. Наибольшие успехи в гуманистическом, нравственном самосовершенствовании и развитии общественной активности наблюдаются у детей, личные потребности и интересы которых максимально приближены к потребностям и интересам детского коллектива [7].
Еще одной особенностью формирования нравственных представлений у старших дошкольников является наличие опыта участия в коллективной

21 жизнедеятельности, в общих делах. Так, показательны факты, что выпускники учреждений дошкольного образования во многих случаях превосходят «домашних» детей в способности адаптироваться к коллективной жизни: они легче включаются в общие занятия и добрые дела, выполняют порученные задания с чувством ответственности, оптимально воспринимают интересы ученического коллектива как значимые для них.
Следующую особенность формирования нравственных представлений у старших дошкольников видим в относительной самостоятельности и независимости детей старшего дошкольного возраста [4]. К примеру, из большинства вопросов, в которых воспитанники имеют собственное мнение, могут доходить до категоричности, которую с решимостью и упорством защищают до момента убеждения их в обратном, если мнение оказывалось ложным. При этом многие воспитанники поражают зрелостью отдельных суждений, ранним развитием сообразительности и стремлением к самообразованию. Эта черта в характере ребенка – весомый аргумент педагога в формировании нравственных представлений.
Девятой особенностью формирования нравственных представлений у старших дошкольников считаем бурный рост нравственного самосознания старших дошкольников, который заключается в осознании себя как субъекта нравственной деятельности и взаимоотношений. Указанное уже в 6-летнем возрасте отображается в серьезности подхода к самооценке, во многих случаях – в повышенном уровне социально значимых притязаний, понимании собственных возможностей в нравственной деятельности.
Последней особенностью формирования нравственных представлений у старших дошкольниковявляетсяпотребность старших дошкольников в оценке своего поведения воспитателями, родителями, авторитетными взрослыми. Эта потребность ребенка является проявлением более широкой потребности, которая сопровождает человека всю его жизнь, - самоутверждение. Ребенок старшего дошкольного возраста всегда хочет слышать от взрослых экспертную оценку его личности в целом и отдельных