Файл: 1. Устранение открытой ринолалии. Приемы работы по формированию речевого дыхания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


· Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА.

Уровень слога:

Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков. Задания могут быть следующие:

· Составление всех возможных слогов из предложенных букв («Кто больше?»);· На Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог);

· Сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);

· Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;

· Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я»): са-со...;

· Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог меньше, чем я»): са-со-су-сы;

· Чтение цепочек слогов: са-со-су-сы; сы-са-со-су; низывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо один слог);

На начальном этапе при низком уровне речевого развития основной задачей логопедического воздействия является накопление элементарного экспрессивного словаря путем вызывания у детей подражательной речевой деятельности в форме любых звуковых проявлений, а также расширение объема понимаемой речи. На этом этапе рекомендуется использовать слова с простой слоговой структурой, не включающие артикуляцию

сложных звуков, и главной целью является уточнение контура слова (его длины). Работа с «неговорящими» детьми начинается с вызывания или закрепления звукоподражаний. Затем целесообразно переходить к работе со словами типа С Г, С ГС (на, дай, вот, тут, там). Их произнесение, как правило, сопровождается жестами.

Таким образом, характер логопедического воздействия при развитии слоговой структуры слова определяется уровнем речевого развития ребенка-логопата, а также индивидуальными трудностями при овладении элементами речи. Как уже отмечалось, развитие слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фраз

План работы по развитию у ребенка звукослоговой структуры слова:


1.Блок расширения словаря включает в себя создание условий для освоения слов, обозначающих свойства и качества предметов, их назначение, строение, пространственное расположение, качества материалов, из которых они изготовлены. Освоение указанного содержания основывается на развитии дифференцированного восприятия предметов: умения видеть его части и детали, фокусировать внимание на одной из характеристик, абстрагируясь от других. С детьми выучиваются обобщающие понятия, и развивается умение объяснить, что мы обобщаем этими понятиями.

2. Блок развития грамматически правильной речи предполагает оказание ребенку помощи в освоении морфологической стороны речи, синтаксической структуры высказываний и некоторых способов словообразования. Одним из непременных условий является опережающее развитие понимания грамматических форм. На занятиях проводится серия упражнений, предусматривающих сопоставление различных форм одного и того же слова. Широко используются тренировочные упражнения по подбору однородных подлежащих, по введению в предложения дополнений в различных падежах.

3. Блок развития фонематического слуха является важным процессом, необходимым для овладения письменной и устной речью.

На занятии по аппликации реализуются задачи по формированию пространственных представлений на плоскости листа

Во время пребывания ребенка в игровом пространстве на переменах между занятиями реализуется 4-й блок - Развитие навыка общения. Развитие этих навыковпроисходит посредством неструктурированной игры.

Темы используются стандартные для данного возрастного промежутка. Закрепление и развитие знаний о темах: Овощи, Фрукты, Времена года (темы рассматриваются в зависимости от времени года в «данный момент»), Одежда, Праздники (Новый год, День мамы), Посуда, Дикие животные, Домашние животные, Транспорт, Город, Семья.

На данном занятие блоки реализуются как сидя за столом, так и в игровые моменты. Так же темы занятий закрепляются в аппликациях и других работах – лепки, рисовании, проговаривая, что мы клеим или лепим, где это используется и т.п., в зависимости от темы занятия.

Таким образом, с помощью этих блоков на занятиях мы развиваем все стороны речи ребенка. Не забывая и о мелкой моторике

, игровой деятельности и общении со сверстниками.

5. Задачи и содержание работы по развитию диалогической и монологической речи у детей с ОНР. Педагогическая задача: составьте план работы над рассказом у детей с ОНР III-го уровня развития речи.

Существуют две разновидности связной речи – диалог и монолог, которым присущи свои особенности. Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи.

Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.

В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговора с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье, поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем).

В среднем дошкольном возрасте детей продолжают приучать вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими.

Следует больше обращать внимание на качество ответов. Постепенно следует приобщать детей к участию в коллективных беседах.

Продолжается воспитание культуры речевого общения.

В старших группах следует учить более точно отвечать на вопросы, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей. Закреплять умение участвовать в общей беседе.

Дети старшего дошкольного возраста должны владеть разнообразными формулами речевого этикета. Употреблять их без напоминания.


Задачи и содержание обучения монологической речи определяются особенностями развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания

Во второй младшей группе детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывании по картине с близким детскому опыту сюжетом). Дети через индивидуальную работу постепенно подводятся к составлению коротких – в 3-4 предложения – описаний игрушек и картинок, к составлению рассказов из личного опыта (о любимых игрушках, о себе и о семье, о том, как провели выходные дни).

В средней группе детей учат пересказывать содержание не только хорошо знакомых им сказок и рассказов, но и тех, которые они услышали впервые. Кроме этого, детей 5-ого года учат составлять описательные рассказы по картинам и игрушкам, передавая структуру описательного и повествовательного рассказов.

Детей продолжают индивидуально обучать рассказыванию из личного опыта.

В старших группах дошкольников продолжают учить последовательно пересказывать литературные произведения без помощи воспитателя, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристики персонажей.

В рассказывании по серии сюжетных картинок, по игрушкам ребенок учится составлять повествовательные рассказы: указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, а в рассказах по одной картине – придумывать предшествующие и последующие события.

Старшие дошкольники дают более развернутые, чем ранее, описания игрушек, предметов и картин, учатся составлять рассказы из опыта.

Основные методы формирования диалогической речи :

- Разговор воспитателя с детьми

Воспитатель разговаривает с детьми по любому поводу, в разное время, коллективно и индивидуально. Для коллективных разговоров лучшим временем является прогулка. Для индивидуальных больше подходят утренние и вечерние часы. Инициатором разговора может быть не только воспитатель, но и сам ребенок.

- Беседа – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определенную тему.

Беседа учит детей логически мыслить, помогает детям постепенно перейти от конкретного способа мышления к простейшему абстрагированию. В ходе беседы дошкольники учатся производить умственные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника, давать понятные для окружающих ответы на поставленные вопросы. В беседе развивается связность речи.


- прием словесных поручений

- дидактические игры;

- подвижные игры, которые содержат диалоги.

Монологическая речь – более сложный вид связной речи. Монологическая речь по данным психологов начинает формироваться у дошкольников в 5-летнем возрасте. Именно с этого момента необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей монологическим формам речи, среди которых различают пересказ и рассказ. Пересказ – это связное изложение художественного произведения. Рассказ – это самостоятельное описание какого-либо факта, явления или события.

Пересказ является более простой формой монологической речи по отношению к рассказу. В художественном произведении имеется определенное содержание, которое раскрывает его тему. Дети должны внимательно прослушать текст, осознать, прочувствовать идею, основную мысль автора произведения, запомнить и воспроизвести готовые речевые формы. В рассказе ребенок сам должен продумать организацию текста, подобрать нужные для раскрытия темы речевые средства (словарь, синтаксис и т. д., логику и последовательность изложения мыслей.

Приемы обучения детей рассказыванию (пересказу)

В многолетней практике выделены и апробированы следующие приемы обучения детей рассказыванию :

- совместное рассказывание. Он может быть использован в средней группе. Воспитатель планирует высказывание, задает его схему, называя начало предложения, подсказывает последовательность, способы связи («Жила была девочка. Однажды она… а на встречу ей…»). Совместное рассказывание сочетается с драматизацией разных сюжетов. Постепенно дети подводятся к несложным импровизациям;

- образец рассказа – это краткое, живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования. Образец используется во всех возрастных группах, на разных этапах занятия (в начале занятия и по ходу для коррекции детских рассказов);

- анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа;

- план рассказа – это 2-5 вопросов, определяющие его содержание и последовательность. Чем младше дети, тем вопросов в плане должно быть меньше;

- коллективный разбор плана. Данный прием особенно необходим в творческом рассказывании, он помогает разнообразить и обогащать содержание монологов, закреплять представления о их структуре, выбирать наиболее подходящие языковые средства;