Файл: 1. Устранение открытой ринолалии. Приемы работы по формированию речевого дыхания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- моделирование используется в старшей и подготовительной к школе группах. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. Такие схемы-подсказки используются при составлении пересказа или рассказа. В начале они должны быть очень подробными, затем их можно постепенно сокращать, уча детей самостоятельному проектированию рассказа. Также схемы можно составлять совместно с детьми, придумывая символы.

Также используются и другие приемы: вспомогательные вопросы, указания, подсказ нужных слов, прослушивание детьми своих рассказов, записанных на магнитофон.

При обучении детей рассказыванию используются разные виды моделей:

а) распространенной моделью является круг, разделенный на три неравные подвижные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа.

б) ориентирами для последовательного, логичного описания игрушек, натуральных предметов, времен года могут выступать схемы, отражающие посредством определенной символики основные микротемы описания.

в) можно использовать также символы для замещения слов и словосочетаний, стоящих в начале каждой части повествования или рассуждения.

Важным моментом в обучении детей рассказыванию является постановка детской цели, мотивация. Мотивация придает смысл деятельности. Повысить интерес к рассказу помогают следующие приемы:

1. Игровой тип мотивации. Этот тип мотивации ставит ребенка в позицию естественного помощника или защитника персонажа, который по какой-то причине попадает в затруднительное положение. (Например, сделать объявление по радио, помочь зайчихе найти маленьких зайчат, которые потерялись). Дидактические игры сюжетно-ролевого характера: «Ателье легкого платья», «Выставка машин» и др., в которых предполагается выполнение определенных ролей, связанных с необходимостью описать тот или иной предмет. Мотивом может быть желание получить игрушку. Например, игра «Магазин игрушек». Игрушку продают только в том случае, если о ней будет составлен подробный, интересный рассказ.

2. Игры-соревнования, в которых дети учатся умению выделять и обозначать словом части и признаки объекта («Кто больше увидит и скажет про медвежонка»; «Скажи, что ты знаешь про куклу Таню»).


3. Сюрпризные моменты (загадывание загадок, предъявление новой игрушки, появление ребенка или взрослого в необычном образе, получение посылки и т. д.).

4. Параллельное описание педагогом и ребенком двух объектов. Например, описания на тему «У кого какой зверь?»

5. Коллективное составление рассказа: один ребенок описывает лицо персонажа, другой - одежду, третий – предмет, находящийся у него в руках.

Оценка детских рассказов. Ее смысл в том, чтобы дети стремились подражать рассказу, который похвалил воспитатель. Оценка дается каждому рассказу. Нужно стараться найти в каждом высказывании что-то, заслуживающее похвалы. Она должна быть краткой и содержательной, направлена на анализ раскрытия ребенком темы рассказа, его последовательности, связности, выразительных средств языка. Оценка носит обучающий характер и используется во всех возрастных группах.

Опыт работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи показывает, что особенности их речевого развития приводят к трудностям в обучении их связной речи традиционными методами и приемами. Поэтому целесообразно использовать специальные технологии и методики.

К игровым технологиям можно отнести:

- Использование логопедического сухого бассейна. В большую емкость с крупой можно поместить различные фигурки. С этими фигурками можно разыгрывать небольшие диалоги, знакомые сказки или придумывать самостоятельные сюжеты.

- Игра «Окошки» - картинка закрыта белым листом бумаги, в котором вырезаны окошки разных геометрических форм. Через эти окошки видны фрагменты картинки, по которым дети додумывают весь сюжет, тем самым активизируя словарный запас, развивая воображение, учась составлять предложения и рассказы.

Активно развивать связную речь у дошкольников с ОНР можно при помощи продуктивной деятельности, когда ребенок на основе созданной им композиции, рисунка и т. д. рассказывает об этапах, последовательности своей работы. Или в начале работы оречевляет замысел поделки, сюжет будущей композиции.

К специальным методикам по развитию связной речи у детей с ОНР можно отнести методику В. К. Воробьевой. Эта методика учит детей некоторым правилам, которые помогают им построить связное речевое высказывание, что особенно важно для дошкольников с системными нарушениями речи. Особенностью данной методики является то, что сначала формируются ориентировки в языковых средствах рассказа, затем первоначальный навык связного говорения по правилам смысловой и языковой организации текста. Для активизации содержательно-смысловой и языковой сторон связного речевого сообщения автор предлагает использовать игры на восстановление порядка картин, на развитие замысла, ассоциативные словесные игры и т. д. После этого осуществляется переход к формированию навыков связной повествовательной речи на материале рассказов цепной организации и составлению описательных рассказов с опорой на графический план.



При пересказе и рассказе обогащается речь детей, совершенствуется ее структура, развиваются выразительные качества речи, ясность произношения.


План работы над рассказом у детей с ОНР III-го уровня развития речи.

Начинается работа с пересказа (подробного, выборочного, творческого).

Подробный пересказ воспитывает навык последовательного и полного изложения мысли.

Выборочный пересказ формирует умение отделить более узкую тему от текста.

Творческий пересказ воспитывает воображение, учит детей использовать впечатления из собственного жизненного опыта и определять свое отношение к теме.

Любому виду пересказа должен предшествовать анализ текста с точки зрения смысловой и выразительной. Это поможет детям овладеть всеми причинно-следственными отношениями, без чего правильный пересказ невозможен. Упражнения в творческом пересказе граничат с составлением устных сочинений. Сочинения — это верхняя ступень развития связной речи детей. Здесь концентрируются наблюдательность, память, творческое воображение, логическое и образное мышление, находчивость, умение увидеть общее в частном.

Наиболее легкой формой являются сочинения по серии сюжетных картинок с предварительным расположением их по рассказу. Затем дети учатся составлению рассказов по сюжетной картинке с выделением основной идеи и выражением временной связи. Завершается работа над связной речью воспитанием у детей навыка рассказа на основании собственного опыта.

6. Особенности речевых расстройств и их устранения у слепых и слабовидящих детей.

Теоретически и экспериментально доказано, что расстройство речи слепых и слабовидящих детей являются сложным дефектом, в котором прослеживаются определенные связи и взаимодействие речевой и зрительной недостаточности. Речевые нарушения у детей со зрительным дефектом многообразны, сложны по степени выраженности, структуре и затрагивают речь как целостную систему, где, по определению Р. Е. Левиной, собственно речевые нарушения не являются единственным ядром речевой аномалии. Это объясняется в значительной мере тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у зрячего ребенка. Среди них чаще встречаются дети с врожденными формами зрительной аномалии, что способствует нарушению формирования и других функций, имеющих непосредственное отношение к образованию речи.


Речевые нарушения у детей с глубокими нарушениями зрения встречаются значительно чаще, чем у зрячих.

Проведенные исследования позволили выделить четыре уровня сформированности речи у этой категории детей.

Первый уровень. Отмечаются единичные нарушения звукопроизношения, что не позволяет данный уровень, рассматривать в качестве речевой нормы.

Второй уровень. Активный словарь ограничен, допускаются ошибки в соотнесении слова и образа предмета, в употреблении обобщающих понятий, грамматических категорий, а также в составлении предложений и развернутых рассказов.

Нарушения звукопроизношения детей этого уровня выражаются в различных видах сигматизма, ротацизма, ламбдацизма, парасигматизма, параротацизма, параламбдацизма. Отмечается также недостаточная сформированность слуховой и произносительной дифференциации звуков и фонематических представлений. Фонематический анализ не сформирован.

Третий уровень. Экспрессивная речь отличается бедностью словаря. На низком уровне находятся соотнесенность слова и образа предмета и знание обобщающих понятий. Связная речь аграмматична, состоит из перечислений и одно-двухсловных предложений. Нет развернутых рассказов. Множественные нарушения звукопроизношения. Недостаточно сформирована слуховая и произносительная дифференциация звуков.

На низком уровне находится формирование фонематического анализа и синтеза.

Четвертый уровень. Экспрессивная речь крайне ограничена, имеются значительные нарушения в соотнесении слова — образа предмета и обобщающих понятий. Связная речь состоит из отдельных слов. Отмечаются эхолалии. С заданиями, Направленными на выявление качественной стороны грамматического строя речи, дети не справляются, не выполняют они и задания на слуховую дифференциацию звуков. Отмечается полная несформированность процессов фонематического анализа и синтеза.

Таким образом у многих детей имеются системные нарушения, при которых имеется расстройство речи как целостной функциональной системы и совместное нарушение ее ведущих компонентов (фонетического, лексического, грамматического). Если сравнивать системные нарушения речи зрячих и детей с глубокими дефектами зрения, то обнаруживается много общего, но наряду с этим отмечается и частное, особенное в выраженности речевых нарушений и в факторах, их обусловливающих. Так, у детей с глубокими дефектами зрения вследствие нарушения зрительного анализатора расстройства речи обусловлены ее ранним недоразвитием: отсутствием необходимого запаса слов, нарушением понимания смысловой стороны слова, которое не соотносится со зрительным образом предмета, «вербализмом» (у ребенка недостаточный запас слов, но он