Файл: Тема 1 Знакомство с базой практики, системой организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1779

Скачиваний: 38

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ и обобщение педагогического опыта

Под анализом опыта понимают мысленное расчленение целостного педагогического процесса на составляющие его элементы. Выделяемые путём анализа элементы педагогического опыта оцениваются с точки зрения их

педагогической эффективности.

Педагогические задачи. При анализе и оценке этого элемента опыта педагога необходимо выяснить, какие именно задачи он поставил перед собой.

Содержание обучения. Анализ должен установить, как педагог определяет содержание обучения, в какой мере оно отвечает намеченным

педагогическим задачам.

Деятельность педагога. При анализе и оценке опыта педагога необходимо обратить внимание на соответствие его деятельности поставленным педагогическим задачам, специфике содержания обучения, уровню подготовленности детей, индивидуальным особенностям детей и т.д.

Деятельность учащихся на занятиях. При анализе и оценке деятельности детей особенно важно установить, как они относятся к ней (работают целеустремлённо, с увлечением, интересом или неохотно).

Материальное оснащение деятельности педагога и детей. При анализе и оценке этого элемента опыта необходимо установить, насколько удачно и в соответствии с поставленными педагогическими задачами, особенностями содержания обучения подобраны и используются учебно- наглядные пособия, современные технические средства, оборудование, дидактические материалы и т.д. Особое внимание следует обратить на выявление оригинальных пособий, дидактических материалов, изготовленных силами педагога.

Внешние условия (в которых происходит обучение). При анализе и оценке

следует обратить внимание на те условия, которые наиболее удачно организует и использует педагог для достижения положительных результатов обучения.

Результаты изучения. При анализе и оценке необходимо учитывать умение не только воспроизводить знания, но и самостоятельно их приобретать и применять; выявлять умения и навыки, изменения в развитии детей, уровня воспитанности.

Из сказанного выше видно, что анализ, т.е. расчленение на части целостного педагогического процесса, одновременно сопровождается установлением связей между отдельными частями, элементами целого. Выясняется, какую функцию исполняет каждый выделенный элемент в целостном педагогическом опыте, как он влияет на достижение устойчивых положительных результатов. А это уже есть обобщение.


Под обобщением понимают выводы или мысли общего характера, возникающие в итоге анализа и сопоставления отдельных фактов, явлений. Чем глубже и разностороннее анализ, тем больше ценных обобщающих выводов можно извлечь из фактов опыта. А это очень важно, т.к. передаётся не сам опыт, а мысли, выделенные из опыта, на основе которых можно сформулировать рекомендации.

Жанр документа по обобщению опыта и форма распространения опыта зависят от уровня обобщения, который бывает практическим, методическим и научным.

Практический –(наиболее часто применяемый) уровень обобщения включает в себя описание и (или) показ приемов и методов работы или отдельных приемов и методов работы, показ результативности работы, показ системы работы. Формы обобщения на этом уровне: открытый урок, семинар-практикум, творческий отчет, выставка, реферат, справка.

Методический – (наиболее продуктивный!) уровень обобщения состоит из научно-теоретического обоснования, выделения ведущей педагогической идеи опыта, характеристики условий развития опыта, анализа результативности работы, подготовки методических разработок и рекомендаций. Формы обобщения на этом уровне: педагогические чтения, мастер-классы, авторская школа, видео.

Научный – способствующий мотивации самоактуализации обобщения включает разделы: научно-теоретическое обоснование опыта работы; практическая новизна опыта; комплексность опыта; значение опыта для развития теории и практики. Формы обобщения на данном уровне: публикации, статьи, тезисы, в сборниках научно-практических конференций, монографии, другое.

Таким образом, выявление, обобщение и распространение передового опыта способствует повышению эффективности учебно-воспитательной работы, побуждает искать новые творческие формы педагогической деятельности, применять их на практике и делиться опытом с коллегами на разных уровнях, сделать его достоянием многих.

Задачи методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических работников в общем виде можно сформулировать следующим образом:

- повышение уровня теоретической и психологической подготовки педагогов;

- формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива на основе изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта;

- создание и внедрение новых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;



- изучение новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов, оказание помощи педагогам в самообразовании;

- помощь в овладении информационно-коммуникационными технологиями.

Следовательно, совершенствование профессиональной компетентности полностью совпадает с задачами методической работы, направленной на повышение профессионального уровня и мастерства педагогов, совершенствование их личностных качеств, развитие творчества, отработку профессиональных навыков, формирование готовности к профессиональному самообразованию.

 

 

 

Тема 9 Осуществление исследовательской и проектной

деятельности в области дополнительного образования

9.1 Анализ и обобщение данных научно-методической литературы и

публикаций в периодических изданиях по проблеме современного

состояния культурно – досуговой деятельности

Сложный исторический период, переживаемый нашей страной, де­лает необходимым новое осмысление социально-культурных процес­сов, характерных для мировой и отечественной практик. Процессы ко­ренных социально-экономических преобразований, демократизации всех сфер жизни общества, кардинальной перестройки общественного сознания, изменений системы нравственных ценностей сделали необ­ходимым «новое видение» формирующейся парадигмы, предполагаю­щей приоритет духовного над материальным, возвращение к вечным ценностям, самореализации творческих потенций личности.

Самой большой ценностью является обретение человеком про­странства для самореализации, социальным полем которой выступает свободное время, время досуга. Однако, как уже отмечалось, само по себе свободное время есть лишь условие развития личности. Для того чтобы оно стало действенным ускорителем общественного прогресса, необходимо формировать у всех членов общества соответствующий уровень культуры его использования, отвечающий задачам как совре­менной, так и будущей цивилизации.

Общеметодологические принципы изучения взаимосвязи культуры и досуга, качественные характеристики структурных элементов досуговой деятельности, влияние объективных и субъективных факторов на закономерности развития культуры и досуга в зависимости от социаль­но-экономических условий жизнедеятельности людей был изучен бла­годаря работам И.М. Бачиева, Н.Е.Еньшиной, С.Н. Иконниковой, В.Т. Лисовского, И.С. Кона, Г.А. Калкея, А.Г. Левинской, Ф.С. Махова, Г.А. Сванидзе, М.Н. Топалова, Я.И. Чупрова, Э.В. Соколова, В.Н. Орлова, Г.П. Орлова, Н.А. Селянской, Н.А. Кеменовой, Г.Е. Зборовского и др. В их работах выявлены объективные и субъективные факторы, оказы­вающие влияние на уровень досуговой деятельности молодежи, выде­лены элементы субкультуры досуга, показана роль досуговой деятель­ности в формировании всесторонне развитой личности молодых людей различных социально-образованных групп. Был дан анализ следующих элементов досуга: 
игра, общение, просвещение, творчество, созерцание как в процессе исторического развития, так и в современных условиях. При этом остались недостаточно раскрыты такие элементы субкульту­ры досуга, как досуговые приоритеты, ценностные ориентиры при вы­боре форм деятельности, интересы, хобби, кумиры молодежи и их фанаты и др. Не проанализирована роль новых средств передачи аудио-видеоинформации в среде досуговой культуры и их значение в само­реализации личности. Слабо изучена материально-вещественная база индивидуально-организованного семейного досуга, недостаточно исследованы неформальные компании и группы досугового общения. Отсутствуют сравнительные исследования уровня досуговой деятель­ности молодежи, различных социально-демографических, социально-образовательных групп.

Досуговая деятельность предполагает определенную меру сочета­ния активных и пассивных форм потребления духовных ценностей, от­дыха, общения со свободной творческой деятельностью. Их нельзя противопоставлять друг другу. В совокупности и взаимодействии они образуют систему досуга. Очень важно в культурно-воспитательной работе не прибегать к жесткой регламентации и излишней рационали­зации. Особое место в анализе досуговой деятельности молодежи сле­дует уделять её стремлениям к постоянным инновациям, изменением кодов поведения и стилей общения. В то же самое время всестороннее исследование досуговой деятельности невозможно без выяснения в структуре досуговых занятий явлений антикультуры, девиантных форм проявления досуга, ибо в реальной социальной жизни, в каждой куль­туре эти явления диалектически взаимопереплетены.

Проблема роли средств массовой коммуникации в формировании культуры личности стала особенно актуальна для нашей страны с появ­лением все большего числа альтернативных источников культурной информации, не всегда обладающих положительным культурным по­тенциалом. Отсюда следует, что важнейшей в наше время методологи­ческой социокультурной проблемой исследования уровней культуры досуга является, с одной стороны, анализ всей существующей инфра­структуры досуга, с другой изучение места и роли прежде всего новых средств массовой коммуникации.

Важным в процессе формирования цивилизованного уровня досу­говой культуры является знание субъектами социокультурной среды, «систем ценностных ориентации» различных социальных групп обще­ства, особенно молодежи. Только их разумный учет может дать необ­ходимый социокультурный эффект. Необходимо исследование субъек­тивного восприятия различными социальными группами общества ка­чества продукции различных отраслей культуры. Для решения данной проблемы требуется постоянное изучение
социального состава аудитории учреждений культуры, средств массовой коммуникации при помо­щи уже существующих каналов «обратной связи» (письма, сообщения в Интернете телефонные звонки и т.д.), а так же организация специаль­ной социологической службы досуга.

Сложившейся социокультурной проблемой, с которой связан ана­лиз качества той или иной продукции индустрии досуга, является эсте­тическая оценка. Ее воспитательный характер определяется не только классическими или современными видами «массовой культуры», но и степенью удовлетворения произведением искусства в зависимости от уровня образования, жизненного опыта, психологических особенностей индивида. Нужно также иметь в виду тот социальный контекст, в кото­ром идет восприятие того или иного произведения искусства. В некото­рых формах культурного потребления скрыты элементы антикультуры, например в видеокультуре.

При исследовании досуговой деятельности необходим комплекс­ный подход, так как культура досуга связана со всеми атрибутами сво­бодного времени: содержанием, структурой и качеством. Если количе­ство свободного времени обусловлено целым комплексом социально-экономических факторов (уровнем развития производительных сил, уровнем развития внепроизводственной сферы жизнедеятельности об­щества и т.д.), то структура и содержание свободного времени многими субъективными факторами, среди которых немаловажное значение имеет индивидуальный выбор материального обеспечения обществен­ного, личного и семейного досуга.

Тема 10 Изучение особенностей организации досуговых

мероприятий

10.1 Анализ и обобщение особенностей организации досуговых

мероприятий в учреждении
Культурно-досуговые мероприятия – неотъемлемая часть в деятельности дошкольного учреждения. Организация праздников, развлечений, детских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно -образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.

     Виды и формы организации досуговой деятельности классифицируются следующим образом:

1)  отдых - снимает усталость и восстанавливает физические духовные силы;

2)  развлечения - просмотр фильмов, посещение (театров, концертов, музеев, экскурсий, путешествия);

3)  праздники – сочетаемость отдыха и развлечения, позволяющие человеку ощутить эмоциональный подъем;