ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.03.2021
Просмотров: 3035
Скачиваний: 214
что снимаемый персонаж стоит на огромном мосту, крыше здания,
горе и т. п. Такой прием хорошо показывает относительные вели
чины объектов, но при этом требует введения в кадр большого ко
личества «бесполезного» пространства, поскольку сравниваться мо
гут лишь объекты, включенные в единый эпизод.
Съемки под острым углом сверху можно отнести к разряду наи
более интересных композиционных решений. Например, можно сни
мать долину с петляющей между холмами и уходящей вдаль доро
гой, по которой едет автомобиль или поезд. Такой тип композиции
вызывает у большинства людей восторженное чувство созерца
ния, когда человек может наблюдать за происходящим, но при этом
не принимает участия в действии.
Близкое пространственное расположение объектов в рамках
изображения позволяет производить сравнение и устанавливать ас
социации. Тот же механизм срабатывает и при просмотре после
довательных кадров, что лежит в основе принципа передачи новой
информации при обеспечении непрерывности развития сюжетной
линии. Пространственная близость объектов обеспечивает уста
новление соотношений и связей между объектами. Последователь
ное предъявление образов обеспечивает установление связей, не
обходимых для формирования диалога.
Тогда как в кино мы смотрим на изображение практически в
полной темноте и никакие предметы не отвлекают нас от экрана,
изображение в телевизоре всегда воспринимается в контексте на
ходящихся вокруг предметов. Активное изображение на экране при
влекает наше внимание сильнее, чем, например, обои, мебель, ок
ружающие предметы и люди. При этом целостная двухмерная ком
позиция, включающая шкалы-индикаторы глубины, при просмотре
воспринимается так же, как бы воспринималось трехмерное про
странство окружающего мира.
Абстракция
В основе наиболее известных психологических теорий воспри
ятия лежит представление о перцептивном процессе как активном
поиске форм и структур, необходимых для распознавания образов.
Распознавание, как правило, основано на определении и обозначе
нии объекта или процесса. Перцептивное исследование включает
в себя оценку абстрактных элементов изображения, таких, как: фор
ма, цвет, яркость частей, контрастность, текстура, движение объек
тов и их пространственное расположение.
Узнавание, основанное на образовании структурного образа и
группировании по схожести форм и т. п., играет важную роль в ис
следовании и познании окружающего мира. Образ и форму можно
выделить практически в любом сложном и запутанном изображе
нии, независимо от того, представлены ли на нем знакомые пред
меты. В рамках такого подхода мы можем дать определение аб
страктной живописи как направлению в искусстве, основанному на
П. Уорд. Композиция кадра в кино и на телевидении 85
сочетании форм и цвета вне связи с объектом. В абстракции пред
ставлена форма, не связанная с конкретным образом. Часто абст
рактные произведения создаются путем полного или частичного
стирания границ между фигурой и фоном.
Предельное упрощение изображения также может лежать в ос
нове абстракции. Если снимать пересыпающийся на морском бере
гу песок, мы увидим изменение форм, текстур и контрастов, но бла
годаря широте образа и его продолжению за границами кадра изоб
ражение будет восприниматься единым и постоянным.
Полный или частичный отказ от маркеров — указателей глуби
ны пространства часто приводит к увеличению количества абстрак
тных элементов. В кадре, не содержащем перспективы, объемные
визуальные элементы превращаются в двухмерные структуры. Ча
сто подобный эффект наблюдается при съемке отраженных объек
тов или объектов с ярко выраженной текстурой.
При кино- и телесъемках оператор стремится наиболее правдо
подобно отразить окружающую реальность, но не следует забывать,
что в любом случае изображение будет потом демонстрироваться
на плоском экране. Последнее обстоятельство зачастую приводит к
тому, что даже самые обыкновенные предметы предстают перед
зрителем в виде абстракции. Съемки длиннофокусным объективом
со сравнительно узким углом зрения позволяют подчеркнуть очер
тания и форму объекта. Уменьшение количества (вплоть до полного
отсутствия) индикаторов глубины, близость характеристик фигу
ры и фона, упрощение и постоянное повторение однотипных эле
ментов — все это ведет к построению абстрактного образа. Такие
элементарные образы есть не что иное, как простейшие визуальные
элементы, выделение которых лежит в основе восприятия.
Понимание смысла изображения
Зритель видит снимаемую реальность лишь в определенном ра
курсе. Его выбор ограничен выбором оператора. Из бесконечного
множества кадров, которые можно снять о том или ином событии,
всего несколько сотен будут по-настоящему достойны показа. Это
те кадры, которые вобрали в себя квинтэссенцию события и могут
рассказать о нем в наиболее сжатом и доступном виде. Само собой
подразумевается, что данные кадры отражают позицию их создате
ля и должны восприниматься в соответствии с этой позицией. В то
же время, если на просьбу «закройте дверь» будет закрыто окно, мы
можем говорить об очевидном провале вербальной коммуникации.
Так каковы же те факторы, которые дают автору съемки уверен
ность в том, что отснятые кадры воспринимаются зрителем в том
же ключе, что и им самим?
Надежды, желания, страхи и мировоззрение людей играют су
щественную роль в их восприятии. У человека, боящегося пауков,
любой катушек пыли, зашевелившийся на полу, может вызвать нео
жиданно бурную реакцию. Тот же механизм лежит в основе «не-
Р. Ward. Picture Composition for Film and Television
правильной интерпретации» зрительных образов, особенно если их со
держимое вызывает ассоциации, связанные с устоявшимися принци
пами восприятия. Наше восприятие, или точнее — правильное пони
мание, зависит от нашей личной точки зрения и предыдущего опыта.
Один из путей, позволяющих избежать непонимания или «непра
вильной интерпретации» изображения, лежит в использовании сте
реотипов. Существует огромный репертуар стереотипных зритель
ных образов, применяемых для обозначения времени года или тра
диционной церемонии. Часто бывает невозможно обойтись без этих
стереотипов, например, если история происходит на Рождество. Есть
более десятка общепринятых визуальных клише, которые однознач
но указывают на то, что речь идет о Рождестве. Переход от холод
ных синих тонов улицы к тепло-желтому уютному свету, льющему
ся из окон домов, мерцание цветных рождественских огней, разбро
санные конфетти и блестки — все это создает определенную
атмосферу и настрой. Главный минус подобных визуальных клише
заключается в их бесконечно малой смысловой нагрузке. Они не
более чем подобие ранее найденных ярких и потому легко распозна
ваемых визуальных решений. В них недостает новизны или чего-
либо другого, способного поддерживать внимание зрителя.
Есть другая категория визуальных стереотипов, таких, как при
надлежность субъекта к определенному полу, расе или религии, ко
торые вне зависимости от воли оператора влияют на зрительское
восприятие. Ролан Барт (1973) назвал такого рода зрительные сим
волы «мифическими». Не в том смысле, что они относятся к мифо
логии, сказкам или являются неправдоподобными, а в том, что зало
жены в «природе» или «архетипе» восприятия. Это неосознанные
представления и убеждения об устройстве мира, свойственные оп
ределенной культурной среде, которые активизируются, если изоб
ражение содержит указание на определенную позицию или идею. При
просмотре новостей может показаться, что толпа на демонстрации
состоит сплошь из активных и агрессивных граждан, хотя это всего
лишь следствие работы оператора, пытавшегося для иллюстрации
события снять наиболее «живую» картину. Оператор просто не об
ратил внимания на тысячи более спокойных демонстрантов, посколь
ку они, на его взгляд, были «визуально скучны».
Снятые кадры могут содержать визуальные установки или на
строения, подсознательно воспринимаемые зрителем. Вид сквозь
зарешеченное окно тюремной камеры на окружающий мир и вид
сквозь то же окно внутрь камеры на потолок вызовет весьма раз
личные чувства. В зависимости от направления съемки зритель ощу
щает и позиционирует себя либо в роли заключенного, либо сторон
него наблюдателя.
Тяготение человеческой психики к построению ассоциативных ря
дов часто используется в хорошо сделанной рекламно-коммерческои
съемке, где важно зафиксировать взаимосвязь между фактом обла
дания предметом и исходящими из этого положительными послед
ствиями. К примеру, в рекламном ролике вид флакона с шампунем
П. Уорд. Композиция кадра в кино и на телевидении 87
непосредственно предшествует кадру, где запечатлены роскошные
волосы, — таким образом возникает однозначная причинно-след
ственная связь. Большинство визуальных приемов в рекламной
съемке направлено не на очевидную, а на скрытую передачу ком
мерческой информации. Самая распространенная последователь
ность причины и следствия такова: купите этот продукт — и вас
будут любить. Если вы не можете его купить, то вас будут любить
меньше.
Во время восприятия визуального ряда зрителю может показать
ся, что он сам пришел к тому или иному решению, хотя на самом
деле это решение в скрытой форме уже содержалось в самой визу
альной информации.
Кадры из кино- и видеосъемки часто не просто иллюстрируют
то или иное событие, но и приобретают самостоятельный смысл.
Они начинают восприниматься нами как символы этого события или
процесса. Китайский студент, стоящий перед надвигающимся тан
ком на площади Тяньаньмынь (рис 5.14), уличная расправа над умо
ляющим о пощаде военнопленным, фигура молодого человека, объя
того пламенем и бегущего по направлению к камере, — все эти кад
ры несут в себе смысл, лежащий за пределами отраженной в них
ужасающей реальности. Они становятся самостоятельными симво
лами, вобравшими в себя суть события, а не просто кадрами кино
хроники.
ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАВНОГО ЭЛЕМЕНТА
Что такое «лучший» ракурс?
Композиция строится таким образом, чтобы привлечь внимание
зрителя к основному объекту и затем наделить этот объект смыс
лом. И если художник должен тщательно продумывать и прораба
тывать все детали изображения, входящего в рамки картины, то кадр
часто строится всего на одной детали, без четкой привязки к окру-
Рисунок 5.14
Фигура китайского студента, сто
ящего перед надвигающимся тан
ком на площади Тяньаньмынь,
приобрела самостоятельный сим
волический смысл и стала более
чем кадром кинохроники. Cable
News Network Inc. Все права за
щищены.
88
Р. Ward. Picture Composition for Film and Television
жающему пространству. Причем плохое сочетание фигуры и фона
может выявиться лишь при просмотре, уже после того, как съемка
завершена. Одна из явных причин, ведущих к такого рода ошибкам,
заключается в концентрации на объекте съемки и неумении видеть
картину в целом.
Существует одно загадочное правило кино-, видеосъемки, кото
рое преподносят операторам уже на студенческой скамье. Оно гла
сит: «Разгляди, прежде чем смотреть». Проще говоря, прежде чем
концентрироваться на главном объекте съемки, надо увидеть все про
странство, попадающее в кадр. В операторском деле «иметь наме
танный глаз» означает обращать внимание на все элементы включен
ного в кадр пространства, а не только на те детали, которые изначаль
но бросаются в глаза. Чтобы понять, как будет выглядеть сцена при
разных ракурсах, опытному оператору не требуется ходить с камерой
вокруг объекта съемки и оценивать изображение в видоискателе —
возможные варианты композиции возникают в его воображении.
Прежде чем выбрать место расположения камеры, угол съем
ки, границы кадра, освещение и т. п., следует задать себе следую
щие вопросы:
1 — Какова цель съемки?
2 — Что мы снимаем — факт или настроение? Должен ли сю
жет объективно передавать фактическое событие, чтобы зритель
мог составить собственное мнение о нем, либо требуется путем тща
тельной выборки создать определенную атмосферу?
3 — В каком контексте зритель увидит сюжет? Что предше
ствует сюжету и что следует за ним?
4 — Что будет главным объектом съемки?
П. Уорд. Композиция кадра в кино и на телевидении
89
Рисунок 5.15
Пять способов концентрации
внимания на главном объекте в
рамках кадра:
а) линии фона сходятся в направ
лении главного объекта;
б) контраст по тону;
в) контраст по расположению;
г) контраст по размеру;
д) контраст по форме.