Файл: Уорд. Композиция кадра.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2021

Просмотров: 2985

Скачиваний: 214

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Лучший ракурс получается при таком расположении съемочной 

камеры, когда акцент в кадре приходится на главный объект съем­
ки. Удостоверьтесь, что наиболее привлекательна для взгляда та 
область изображения, которая по замыслу должна быть главной, и 
старайтесь не включать в кадр близкие по привлекательности, кон­
фликтующие между собой элементы (рис. 5.15а - 5.15д). 

При выделении самого важного элемента изображения и привле­

чении к нему внимания можно опираться на относительный размер 
объекта, его позицию, цветовые и свето-теневые отношения с фо­
ном и применять избирательный фокус. Чтобы подчеркнуть разли­
чия между графическими элементами кадра и выделить активные 
связи-противопоставления, следует использовать контраст по тону, 
цвету или форме. Приступая к процедуре съемки, еще раз удосто­
верьтесь что: 

1 — цель съемки ясна; 

2 — главный объект выделен; 
3 — настройки съемочной камеры (расположение объектива, зона 

охвата, высота и т. п.) позволяют показать сцену в наиболее выгод­
ном ракурсе; 

4 — направляющие линии указывают на главный объект 

съемки; 

5 — все части кадра, представляющие визуальный интерес, тща­

тельно выверены, установлены соответствующие границы кадра и 
фокусировка; все элементы работают на главный объект, осталь­
ные области изображения не привлекают к себе излишнего внима­
ния (сначала выделите главный объект, а потом сбалансируйте его 
относительно других, менее важных, элементов); 

6 — значимая информация не располагается в углах, а внима­

ние зрителя не устремляется по направлению к границам изобра­
жения; 

7 — в изображении нет лишних визуальных элементов (если это 

возможно). 

Дайте взгляду пройтись по картине 

Выделение главного объекта подразумевает контроль за дви­

жением взгляда по изображению. Взгляд следует по пути наи­
меньшего сопротивления, и его движение схоже с движением ша­
рика, отскакивающего от различных препятствий в китайском 
бильярде. При создании композиции перед автором стоит задача 
направить взгляд таким образом, чтобы в итоге тот пришел к глав­
ному объекту. Хорошо построенная композиция содержит опре­
деленную визуальную ритмику, состоящую из остановок/продол­
жения движения взгляда, что дает последнему возможность для 
отдыха. 

Как мы уже говорили, наиболее ярко выражен ритм в компо­

зициях с периодической структурой. Структура изображения при­
нуждает нас видеть новые неожиданные пространственные отно-

Р. Ward. Picture Composition for Film and Television 


background image

шения между элементами схожей формы, тона, цвета или тексту­
ры. По возможности следует заполнять изображение интересны­
ми элементами и избегать больших пустых пространств, которые 
часто включаются в кадр исключительно из соображений соответ­
ствия тому или иному формату экрана. Если для создания интерес­
ной композиции и выделения главного элемента требуется скрыть 
часть изображения, старайтесь использовать для этого естествен­
ные преграды, содержащиеся в кадре. 

Создание структуры переднего плана 

Чтобы наше внимание удерживалось на изображении, взаимо­

отношения объектов в кадре должны постоянно изменяться. Ин­
терес можно поддерживать, введя в изображение движение или звук 
(например, перебрасывание репликами между актерами) или тща­

тельно прорабатывая взаимоотношения элементов в кадре, чтобы 

взгляд находил новые структуры или визуальные контрасты. Под­
держанию внимания также способствует привлекательный и инте­
ресно структурированный ближний план. 

Чтобы подчеркнуть наличие в изображении перспективы, при 

кино- и телесъемках в кадр часто включают индикаторы глубины, 
которые направляют взгляд зрителя. Пространство и перспектива, 

равно как и наличие структуры, делают изображение визуально при­
влекательным. Экран, на который проецируется изображение, пред­

ставляет собой плоское двухмерное пространство. В рамках этого 
пространства (как мы уже говорили, рассматривая базовую струк­

туру кадра на примере абстрактных кадров) композиционные эле­
менты, лежащие на переднем плане, будут обращать на себя вни­

мание независимо от наличия в картине перспективы, но лишь 
благодаря организации фигур, форм и контрастов. Последние пока­
затели являются основополагающими в акте восприятия. 

Композиция будет действительно интересной, если соблюдены 

оба параметра, присутствует перспектива и структурировано двух­
мерное пространство на переднем плане. Для структурирования 
изображения можно использовать контраст по тону, цвету, форме 
или текстуре. Один из самых простых способов оценить качество 
композиции — посмотреть на изображение сквозь полузакрытые 
веки; этот прием позволяет выделить главные композиционные со­
ставляющие и одновременно скрыть специфику отдельных визу­
альных элементов. 

Только общий замысел изображения определяет особенности 

структуры, лежащей в его основе. Замысел влияет на соотношение 
цветов, размеры объектов, направление их движения и т. п., а также 
на выбор конкретных компонентов, имеющих отношение к графи­
ческой организации изображения. Функция любого визуального ре­
шения заключается в том, чтобы помочь зрителю понять смысл 
изображения. 

I. Уорд. Композиция кадра в кино и на телевидении 91 


background image

выводы 

В основе сбалансированной композиции лежит интеграция всех 

визуальных факторов: формы, цвета и расположения, когда каж­
дый элемент находится на своем месте, и малейшее изменение 
кажется невозможным. Целостная картина образуется в резуль­
тате взаимодействия всех существенных элементов изображения. 

Несбалансированная композиция отличается случайными и вре­

менными отношениями. Здесь отсутствует общая организацион­
ная структура, и любая часть изображения может быть закрыта 
без ущерба для общей картины. В несбалансированной компози­
ции не хватает упорядоченности форм, помогающей понять изоб­
ражение. Такая композиция не содержит однозначной идеи и мо­
жет удерживать внимание ровно столько, насколько хватит изна­
чального стремления к ее пониманию. 

Движение всегда привлекает зрительное внимание. Обычно 

движущиеся в границах кадра элементы привлекают к себе боль­
шее внимание, чем любые другие композиционные решения. 

Одна из отличительных черт хорошей композиции — наличие 

структуры, которая легко определяется мозгом/глазом. 


background image

Глава 6 

ОСВЕЩЕНИЕ 

КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ ИЗОБРАЖЕНИЯ 

Освещение можно назвать самым важным элементом при лю­

бых кино- и видеосъемках. Помимо принципиального постулата о 
том, что без света ничего не видно, освещение позволяет работать с 

тоном, контурами, формой, цветом и текстурой объектов и изменять 
глубину пространства. С его помощью можно создать композицион­

ные связи, сбалансировать, гармонизировать изображение и подчер­
кнуть контрасты. Оно создает настроение, атмосферу и обеспечива­
ет визуальную непрерывность действия. Освещение — это централь­
ное понятие, без которого не обходится никакое обсуждение 
композиции изображения. 

Говоря о роли освещения в визуальной коммуникации, трудно 

выделить именно тот аспект, в котором оно влияет на композицию. 
В данном разделе мы поведем речь главным образом о том, как осве­
щение влияет на контраст и баланс в композиции. 

ГАРМОНИЯ И КОНТРАСТ 

В рамках гештальтпсихологии восприятие рассматривается как 

непрекращающаяся попытка упорядочить запутанную визуальную 
информацию путем преодоления неоднозначности, а также рациона­
лизации и объяснения. Теория предполагает непрерывное стремле­
ние человека к равновесию — то есть в данном случае к отсут­
ствию неоднозначной зрительной информации. Мы не можем «вы­
ключить» свое зрение (разве что закрыв глаза), поэтому у нас суще­
ствует постоянная потребность в понимании того, что мы видим. 
Дорога к пониманию лежит через группирование и организацию не­
упорядоченной зрительной информации, через ее упрощение путем 
выделения регулярных структур и, насколько это возможно, через 
ослабление конфликтующих между собой вариантов интерпретации 
изображения (рис. 6.1). 

Впрочем, существует аналогичная линия, хотя во многом и не 

совпадающая с предыдущей, направленная на упрощение зритель­
ных образов. Как мы уже говорили, для поддержания внимания 

ия кадра в кино и на телевидении 93 

П. Уорд. Композиция кадра в кино и на телевидении 93 


background image

Рисунок 6.1 

«Мучения святого Себастьяна» 
(1475 год) Поллайоло. 
Для создания регулярной струк­
туры и упрощения общего вос­
приятия изображения Поллайо­
ло использовал группирование 
объектов в форме треугольника 

и круга. Это пример непрекра­
щающегося процесса поиска про­
стых форм для снижения не­
однозначности изображения и 
приведения его к простой струк­

туре. Иллюстрация любезно пре­
доставлена администрацией На­

циональной лондонской галереи. 

зрителя необходима постоянная смена визуального ряда. Вос­
приятию нужны неоднозначные зрительные образы для разгады­
вания и расшифровки. Но если для разгадывания требуется при­
ложить слишком много усилий, если зритель получает изображе­
ние, подобное запутанному кроссворду, не вызывающее у него 
никаких чувств, тогда внимание притупляется, и акт визуального 
восприятия остается незавершенным. Впрочем, если изображе­
ние вовсе не содержит неоднозначности, если в акте восприятия 
нет никакой двусмысленности, если все прямолинейно и симмет­
рично, внимание быстро рассеется, и зритель впадет в близкое ко 

94 P. Ward. Picture Composition for Film and Television