ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.03.2021
Просмотров: 3033
Скачиваний: 214
Контраст дополнительных цветов
Художникам давно известно, что баланса можно достичь путем
противопоставления дополнительных цветов. Они использовали
зеленый цвет как дополнительный к красному, синий — как дополни
тельный к оранжевому а желтый — как дополнительный к фиолето
вому. Эти пары дополнительных цветов состоят из одного теплого и
одного холодного. Сочетание дополнительных цветов выглядит го
раздо более ярким и энергичным, чем цветов, стоящих в спектраль
ном распределении по соседству.
Однако зрительное равновесие не достигается путем простого
парного противопоставления одинаковых по площади поверхностей,
окрашенных в дополнительные цвета. Чтобы сбалансировать допол
нительный оранжевый цвет, площадь, окрашенная синим, должна
быть существенно больше; красный и зеленый требуют одинаково
го пространства, а вот желтый должен занимать меньшую площадь
относительно фиолетового.
При монохромной цветопередаче основные зеленый и красный
цвета имеют разные показатели по яркости. Поэтому, когда при ба
лансировании композиции оператор опирается на изображение моно
хромного видоискателя, возможно возникновение ошибок, если боль
шая по площади зеленая поверхность, которая выглядит светлее,
уравновешивается красной меньшего размера, поскольку та выгля
дит темнее. Такие ошибки приводят к построению несбалансиро
ванной с точки зрения цвета композиции.
Окрашенная поверхность
Учет размера и формы окрашенной поверхности имеет перво
степенное значение для создания единого изображения. Небольшая
поверхность насыщенного цвета может вывести композицию из рав
новесия и постоянно привлекать наблюдателя. Если цветовое пятно
совпадает с основным объектом кадра, тогда можно говорить о рас
становке нужных акцентов. Но если оно находится рядом с краем
изображения или вдалеке от главного объекта, то начинает играть
роль второго объекта и разрушает композицию.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПЫТ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ
Особенности восприятия цвета часто бывают связаны с на
строением. Ученые предположили, что цвет связан с эмоциональ
ным опытом человека, а восприятие подчинено интеллектуально
му контролю.
Индивидуальная реакция на цвет может зависеть от приобре
тенного опыта — моды и культурной среды — или быть внутрен
ней составляющей акта восприятия. Были проведены тесты на вы
деление цветовых предпочтений у людей, в результате которых вы
яснилось, что среднестатистический представитель западной
P. Ward. Picture Composition for Film and Television
по
культуры предпочитает,'в порядке убывания, следующие цвета:
синий, красный, зеленый, лиловый, оранжевый, желтый. Этот ряд
изменялся, если с цветом надо было ассоциировать конкретный
объект. Например, предпочтения к цветам автомобиля и зубной
щетки в большинстве своем не соответствуют. Предпочтения к цвету
одежды, косметики, потребительских товаров и т. п. зависят от моды,
социальных установок и темперамента человека.
С чем ассоциируется цвет
Цвет может ассоциироваться с определенным опытом или чув
ствами. Красный часто описывают как страстный, будоражащий и
возбуждающий. Синий считают грустным и подавляющим. Желтый
ассоциируется с безмятежностью или весельем, тогда как зеленый
вызывает чувство умиротворенности и стабильности.
Длительное предъявление сильного цветового стимула снижает
чувствительность к предъявляемому цвету, но при этом повышает
ся чувствительность к дополнительному цвету. Например, если не
которое время смотреть на насыщенный красный цвет, а потом пе
ревести глаза на нейтрально-серую поверхность, последняя покажет
ся зелено-голубой. Эффект последовательного контраста вызван
процессами адаптации палочек и колбочек, находящихся в глазу че
ловека. И если в сцене преобладает какой-то насыщенный цвет, то в
последующих сценах дополнительные цвета будут казаться более
ярко выраженными.
Цветовой символизм
Существует множество теорий, основанных на исследовании
символической природы цвета. Голливудский оператор Витторио
Стораро применил в фильме «Последний император»
(The Last
Emperor)
свою собственную теорию цвета, в основе которой ле
жало представление о соответствии определенного цвета опре
деленному настроению или атмосфере. Кадры о Запрещенном
Городе и семье, которыми начинается фильм, сняты преимуще
ственно в оранжевых тонах. Желтый олицетворяет процесс взрос
ления и становления личности юного императора. Кроме того,
желтый считался в Китае цветом императорской власти. С при
ездом наставника — с приходом знаний — желтый цвет перехо
дит в зеленый.
Нестор Альмендрос для съемок фильма «Райские дни»
(Days of
Heaven. 1978)
пользовался «волшебным часом» (режимная съем
ка), когда солнце уже скрылось за горизонтом, а земля и небо все
еще купаются в золотых лучах. Съемки длились едва ли больше 25
минут в день, но эмоциональное воздействие освещения было так
велико, что оно оправдывало дополнительные расходы.
П. Уорд. Композиция кадра в кино и на телевидении 111
выводы
Сбалансированность композиции зависит от распределения
значимых зрительных элементов. Существуют различные спо
собы применения цвета для достижения баланса и единства ком
позиции. Если не учитывать (или, как на монохромном мониторе,
не иметь возможности увидеть) притягательность цветных объек
тов, композиция, хорошо построенная с точки зрения сочетания
фона и линий, может внезапно рассыпаться. Если композиция цвет
ного изображение строится по принципу монохромного, то тональ
ности, сочетанию линий и заполненности пространства уделяется
неоправданно большое внимание. Независимо от области изоб
разительного искусства цвет может быть не только средством,
оказывающим влияние на композицию, но и собственно объектом
композиции.
Перцептивный образ цветного объекта во многом зависит от
типа освещения, отраженного света, теней и соотношения с окру
жающей цветовой гаммой. Индивидуальная реакция на цвет мо
жет зависеть от приобретенного опыта — моды и культурной сре
ды — или быть внутренней составляющей акта восприятия.
Глава 8
ПРОШЛЫЙ ОПЫТ
ИНТУИЦИЯ
Многие операторы настаивают на том, что композиция — вещь
интуитивная, а композиционные решения в кадре — субъективны.
Но даже поверхностное изучение вечерних телевизионных программ
говорит об однородности стандартных приемов, принятых при по
строении композиции.
Обычно композиция отличается от того, что принято называть
«хорошей композицией» либо в работах неопытных операторов, ко
торым еще предстоит ознакомиться с профессиональной техникой
(например, «видеодневниками»), либо когда принимается сознатель
ное решение сделать продукцию отличной от других. Последнее
обычно влечет за собой установление неправильных границ обыч
ного кадра, что объясняется тягой к созданию чего-то нового и
оригинального. На деле это представляет собой всего лишь обык
новенное неправильное употребление стандартов визуальной ком
муникации.
Общепринятые стандарты необходимо изучать — они не воз
никают спонтанно и не подсказаны интуицией. Истоки этих стан
дартов лежат в изменениях стилей живописи, происшедших за по
следние пять столетий, влиянии искусства фотографии, а также в
изменениях стиля и технологии кино- и видеоиндустрии.
Все люди, работающие в средствах массовой информации, ис
пытывают влияние опыта, прошлых попыток решения визуальных
проблем. Доказательство тому содержится в произведенных прак
тически за целый век кинофильмах и снятой за пятьдесят лет теле
продукции.
Прошлый опыт осознанно или неосознанно влияет на нас в тот
момент, когда мы начинаем следить за движущимися на экране об
разами. При этом, если большинство людей не интересуется приро
дой этих влияний, человек, который хочет сделать карьеру в сфере
визуальной коммуникации, должен быть в курсе всех влияний и из
менений, происходящих в общепринятых правилах построения ком
позиции, а также изучить те положения, которые могут подтвердить
на практике то, что им делается интуитивно.
ия кадра в кино и на телевидении 113
П. Уорд. Композиция кадра в кино и на телевидении 113
РАННИЙ ОПЫТ
Античные идеалы и идеалы Ренессанса
Концепция пропорций и соотношений в композиции играла важную
роль в греко-римской живописи и архитектуре; эта же концепция —
предмет современной дискуссии в войне «форматов» (см. главу 4 «Со
отношение сторон изображения»).
Отношение длинной стороны прямоугольника к короткой назы
вается соотношением сторон изображения. Многие годы на телеви
дении это соотношение было 4:3, то есть почти таким же, как фор
мат с соотношением сторон, принятый для кинофильмов. Соотно
шение для синемаскопа (2.35:1) теперь дополнено широкоформатным
экраном 16:9, и Американское общество кинооператоров даже пред
лагает ввести другой формат — 2:1 (см. рис. 4.5).
Древних греков также интересовало, каковы идеальные пропор
ции для прямоугольника; они открыли, что такое соотношение, в
котором при делении длины длинной стороны на длину короткой
стороны составляет 1.618, обладает большими арифметическими,
алгебраическими и геометрическими преимуществами. Ученые и
художники эпохи Возрождения заново открыли это соотношение, и
Леонардо да Винчи назвал его «божественной пропорцией». Впос
ледствии его стали называть
золотое сечение.
Соотношение сто
рон кадра для формата широкоэкранного телевидения — 16:9, что
близко к идеальному.
Композиционный баланс, возникающий в результате использо
вания этого соотношения, основывается на том, что главные визу
альные элементы помещаются в определенных секциях, получен
ных в результате деления «золотого сечения» на несколько по пред
писанной формуле (рис. 8.1).
В эпоху Ренессанса, особенно в изображениях с религиозной
тематикой, был также распространен следующий прием: основной
предмет изображения помещался в центре, а затем уравновеши
вался предметами аналогичного веса, расположенными где-либо
сбоку (см. рис. 6.1).
При изображении похожих фигур, расположенных по бокам от
Рисунок 8.1
основного предмета, последний оказывается в центре внимания,
Для создания "золотого прямоу
гольника" необходимо провести
диагональ от середины одной из
сторон квадрата до противоле
жащего угла.
а) Эта диагональ является радиу
сом окружности, достраивающей
квадрат до прямоугольника. «Зо
лотой прямоугольник» имеет про
порции а:б •" в:а; греки активно ис
пользовали это соотношение в ар
хитектурном дизайне; а также
художники и архитекторы эпохи Ре
нессанса.
114 P. Ward. Picture Composition for Film and Television