Файл: История от гениального Акимова.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 612

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

сословий,  вооружались  для  службы  сами  и  содержали  собственный 

военный отряд.  Поместья были условными владениями, т. е. давались 

на

условuu службы и только на время службы. 

Часто служба была на­

следственной, тогда поместья переходили от отца к сыну.  Помещики в 

гораздо  большей степени  зависели от  государя, чем вотчинники. 

Сословие феодалов  в России 

ху 

в., как, впрочем, и на протяжении 

нескольких  последующих  столетий,  было 

nравящuм. 

Это  означает, 

что  его  представители  осуществляли  все  властные полномочия  как  в 

центре (столице), так и на периферии. Помещики становились опорой 
центральной  власти  на  местах,  они осуществляли распорядительные 

и  контрольные  функции,  охрану  общественного  порядка.  Избранная 

часть  феодального  класса,  наиболее  приближенная  к  великому  кня­
зю,  объединялась  в  так  называемый 

Государев  двор, 

иерархическая 

структура  которого  включала  чины 

думные 

(бояре,  окольничие, 

дум­

ные дьяки), 

московские 

(стольники,  стряпчие,  дворяне  московские  и 

жильцы)  и 

городовые 

(дворяне  выборные,  дети  боярские  дворовые 

и  дети  боярские  городовые).  Из  их  числа  формировалась  государс­

твенная  администрация, 

их 

назначали  на должности в центральном  и 

местных аппаратах управления.  На распределение  должностей реша­

ющее  влияние оказывал  принцип 

местничества, 

согласно  которому 

представителю  знати  предоставлялся  государственный  или  военный 
пост,  не  меньший  по престижу,  чем его предкам.  На основе Государе­
ва двора начинает  формироваться чиновничество. 

Социальная группа феодалов в России существенно отличалась от 

западноевропейской.  Последние  были  гораздо  более  независимы  от 

центральной  власти,  поскольку  в  Европе  довольно  рано  укрепились 

традиции  безусловного  владения землей.  В  России  же  в 

XIV-XV 

вв. 

формировалось 

служилое сословие, 

представители  которого  получа­

ли  земли  за  «государеву  службу».  Их  ментальность  и  система  цен­

ностей  складывались  вокруг  оси  понятий,  связанных  с  готовностью 

следовать указаниям государя  и, не раздумывая, умереть за него,  если 

это потребуется.  Именно эта служба,  сопряженная  с  тяготами  войны 

и  постоянным  риском  для  жизни,  бьmа  нормативным  и  моральным 

основанием для  владения  дворянами  землей  и  крестьянами. 

В  тот  же исторический период  начинает  оформляться  и  наиболее 

многочисленное  сословие русского  общества,  за которым с 

ХУ 

в.  за-

98 

креnляется  наз

вани

е 

кpeclfl6llHe 

(от 

слова  «христиане»).  Они  дели­

лись  на 

черносошных. 

которые  жили  на  государственных  землях,  и 

владельческих, 

обитавших  в  пределах  вотчин  и  поместий  светских  и 

дyxoBHых  феодалов.  Первые несли повинности  в  пользу государства 

(

<<тягло»

)

вторые  же  были  обязаны  содержarь  своих  землевладель­

цев, уплачивая им натуральный или денежный 

оброк 

или отрабатывая 

на 

их 

запашке  со  своим  инвентарем 

барщину. 

С 

этого  момента  пос­

тепенно  начинает  склад

ыват

ься  система  зависимости  земледельцев 

от  землевладельцев 

-

крепостное  право. 

Основой  крепостничества 

стали 

поземельные  отношения, 

которые  позже  были  дополнены  за­

креплением  личной  зависимости  крестьян  от  своих  феодалов.  Дело 

в  том, что 

HeBblCOI<Oe 

плодородие  сельскохозяйственных угодий  и  ис­

тощение  почв  в  условиях  недостаточного  времени  на  их  обработку 

и удобрение заст

авлял

о  крестьянство  периодически  передвигаться  на 

новые  территории,  зачастую  вне  пределов  своих  привычных  границ 

пр оживания: Феодалы же таким образом лишались рабочих рук  в сво­

их владениях, поэтому были 

заинте

ресованы в ограничении крестьян­

ских  перемещениЙ. 

С 

такой  задачей  самостоятельно  дворяне  спра­

виться не могли, и им потребовалась поддержка сильной  центральной 

власти. 

С  1 497 

г. 

государство  вмешивается  в  практику  крестьянских 

переходов,  регламентируя  их 

(нор.ма Юрьева дня осеннего) .  

Таким 

образом,  феномен  длительного  существования  крепостного  права 

в  России  стал  возможен  благодаря  особым  отношениям  сословий 

(прежде всего, дворянского) и государства - «служилым».  Крестья­

не  же  не  акцентировали  внимание  на  нормах  земельной  собствен­

ности,  а рассматривали  свои повинности  как  необходимое  условие 

укрепления  обороноспособности  страны  в  целом.  Ведь  помещики 

были  основой  русской  армии,  немало  воюющей  в  то  неспокойное 

время.  Народные  же  ополчения,  часто  принимавшие  участие  в 

походах  князей  в  домонгольское  время,  теперь  становятся  отжив­

шим  элементом.  В  менталитете  крестьян  постепенно  закрепляется 

нормативная  формула:  «мы  ваши,  а  земля  нашю),  противоречащая 

нормам  отношений  государства  и  служилых  феодалов,  в  которых 

земельные  владения  вместе  с  крестьянами  рассматривалось  как 

пожалование дворянину  за службу.  В  дальнейшем,  по  мере  закреп­

ления  поместий  в  наследственное  владение  (при  Петре 

1), 

а  затем 

99 


background image

и в частную  собственность  (при Екатерине  П) складывалась основ­
ное  противоречие между землевладельцами  и земледельцами,  пос­

кольку  каждая  из этих групп считала землю  своей.  Это противоре­
чие  многократно  осложнило  процесс  отмены  крепостного  права  в 

ХVШ-ХIХ вв. 

Менее  многочисленным,  но  не  менее  заметным  с  ХУ  в. стано­

вится сословие 

посадских людей. 

В  него  входили различные груп­

пы  городского  торгово-ремесленного  населения,  главенствующую 

роль  среди  которых  принадлежала 

богатому  купечеству. 

Купцы 

объединялись  в  свои  корпорации 

(гости,  гостиная  сотня,  сукон­

ная  сотня). 

Тем  не менее,  посадское  население  одного  города  со­

ставляло  единую  общину,  которая  несла  тягло  в  пользу  государс­

тва.  Как  и  у  крестьян,  разверстка  повинностей  была  внутренним 
делом  общины  и  осуществлялась  в  зависимости  от  возможностей 
конкретных  ее членов.  Кроме уплаты налогов,  в  тягло  ВЮIЮЧались 
и  различные  службы. 

Между  тем,  города  чаще  всего  были  разделены  на  районы  (<<де­

льницы» ,'  иные  из  которых  принадлежали  удельиым  князьям  или 
другим  феодалам,  светским  и  духовным.  Эти  владельческие  терри­

тории  освобождались  от  юсударственных  повинностей 

и 

поэтому 

именовались 

слободами 

или 

белыми слободами 

(от 

слова  «свободю»). 

«Черные»  (т.е.  государственные)  посадские  люди  протестовали  про­

тив существовання слобод, поскольку это уменьшало количt:ство пла­
тельщиков  в  пользу государства,  а следовательно,  усиливало налого­
вый гнет. 

Еще  о;щой  крупной  и  вместе  с  тем  могущественной  сословной 

корпорацией  в  России  становится  православное 

дyxo

вeН(�mвo. 

Ду­

ховенство  делилось  на 

черное 

(монашество)  и 

белое 

(священство). 

Высшими  иерархами  Церкви  могли  становиться  только  первые.  В 

условиях  формирования  закрытой  социальной  структуры  и  крайне 

ограниченной  возможности  вертикальной  социальной  мобильности 
Церковь отчасти выполняла функцию «социальной лестницы» , в при­
нципе доступной 

для 

представителей  любой социальной группы, ра­

зумеется,  при  наличии 

у 

них  соответствующих 

ЩlЧНОСТНЬL'{ 

качеств. 

С  распространением  и укреплением православия церковные  деятели 
приобретают большое влияние, а вместе с ним - и 

1<руnную земельную 

собственность. 

Церковь  обзаводилась  землями  по завещанию  светс­

ких феодалов (<<на помин 

ДУШИ»), 

скупала 

у 

них  вотчины,  осваивала 

«ничейные»  территории. 

К 

примеру,  в  XlV-ХVI  вв.  развертывается 

монастырская  колонизация  Русского  Севера.  В  период  объединения 

русских земель Церковь активно поддерживала великих князей, одна­

ко по завершении  в  основном  объединения  в  отношениях  церковных 

и  светских  властей  наметились  разногласия.  Московские  правители 

нуждались в  укреплении  войска,  а значит - в  увеличении  земельного 

фонда. Раздача поместий  за счет государственных  (<<черных»)  земель 

была  им  невыгодна,  поскольку  сокращала  число  налогоплательщи­

ков.  Тогда  государи  обратили  свой  взор  в  сторону  церковных  и  мо­

насТырских владений. Еще при Иване ПI были ограничены практика 

завещания  земельных  владений  Церкви  и  раздача  льгот  (<<жалован­

ных  грамот»)  монастырям.  Однако  на  полную  секуляризацию  цер­

ковных владений ни Иван ПI, ни его преемники не решились. В самом 

начале 

XVI 

в. среди духовенства разгорелся  жаркий  спор о моральных 

возможностях  Церкви  владения  имуществом  и  людьми.  Одна  сторо­

на 

-

нестяжamели, 

возглавляемые 

Нилом СОРСКИМ, 

-

утверждала,  что 

Церковь  д

олжн

а отвечюъ  лишь  за  духовную  сторону  жизни  общества, 

должна  отказюъся 

от 

болпств  и  пышных  обрядов,  своим  подвижии­

чеcтnом подавая духовный пример мирским людям.  Оппоненты нестя­

жателей 

-

uоcuфляне, 

прозванные  там  по  имени 

их 

лидера  игумена 

Иосифа ВОЛОЦ1«Jго, 

напротив,  выступали  за  сильную  и  богатую  Цер­

ковь, за единство духовной и светской жизни, Церкви и государства, за 

единство  церковной  организации  и  борьбу против  еретиков.  Первона­

ч

алыlO 

Василий  ПI  поддерживал  нестяжателей,  поскольку  их  идеоло­

гия  оправдыалаa  переход  церковных  земель  во  владение  государства. 

Однако иосифляне провозглamали великого киязя наместником Бога на 

земле, единодержавным властителем, и симпarии государя  склонились 

в  их  пользу.  Центральная  власть  еще  нуждалась  в  сильной  и  единой 
церковной  организации,  идеологически  оформляющей  возвышение 

MOCJ..UBCКOГO 

государства, его объединение и централизацию. 

Еще  довольно  многочисленной  про слойкой  русского  общества  в 

XIV--XV  вв.  и  позже  оставались 

холопы. 

Согласно  статье 

66 

Судеб­

ника 

1497 

г. 

источниками холопства  считались самопродажа,  служба 

ключником  или  тиуном,  заключение брака с  несвободным  человеком 

1 0 1  


background image

и некоторые другие.  Инститyr холопства в русском средневековом об­

ществе представлял  собой  результат диалектического  воruющения в 
жизнь двух непримиримых  противоречий.  С одной стороны, по при­
чине малочисленности и подвижности населения Восточной Европы 
и отсутствия рынка рабочей  силы российская экономика, особенно в 
сфере помещичьего хозяйства, нуждалась в сохранении норм жестко­

го внезкономического принуждения. 

С 

другой стороны, при сложных 

природных условиях сеЛЬСI<охозяйственного производства ПО;'lезный 
коэффициент рабского  труда  был очень  низок.  Поэтому,  притом что 
холопов было довольно 

МНOI'О, 

тем не менее, развитого рынка холопов 

на Руси  не было, а сама эта  категория населения не играла большой 
социальной роли.  Институт холопства был ликвидирован 

н 

России  в 

ходе реформ Петра 1. 

С  ХУ в.  как  особая  социальная  группа  начинает  формироваться 

казачество. 

Феномен казачества является прямой производной от со­

четания  особых природных  и  демографических  условий  Восточной 
Европы  и  социально-исторических процессов  в державе Ивана 

III 

и 

его  преемников.  Постепенно  усиливающееся  давление  государства 
на  общество,  сопровождаемое  жесткой  политикой  центра  и  приме­
нением насилия,  вызывало  протест  населения.  Однако  из-за слабых 
гражданских снязей  в только  формирующемся  российском социуме, 
из-за  постоянной  внешней  угрозы,  оправдывающей  авторитарность 
власти, а также по некоторым другим причинам этот протест в массо­

вое общественное движение не выливался вплоть до 

ХУН 

в. Наличие 

же огромных неосвоенных пространетв, особенно на юге страны, по­
могало снять эту социальную напряженность  через отток  недоволь­
ных  на  окраины.  Характерно,  что  казаками  становились  наиболее 

активные  общественные  элементы,  не желавшие  мириться  со своим 
социально-экономическим  положением  или  социальным  статусом. 
Это обстоятельство, а также постоянная  необходимость  защищаться 
от агрессивных соседей (ногайских и крымских татар) предопредели­

ли форму их организации 

-

военизированная община. 

Аналогов такой 

boehho-социалl.ноЙ  системы,  помимо  русского  и  украинского  каза­

чества, в Новое время нитде неизвестно. 

Следует добавить,  что возможность  оттока населения из-под не­

посредственноI'O  внимания  власти  на свободные  неподконтрольные 

ей  пространства  значительно  замедляла  консолидацию  сословий, 
оформление  и  закрепление 

их 

нормативной  базы 

11 

сословной  мен­

тальноети., Поэтому государство вмешивалось в процесс формирова­
ния сословий, что особенно наглядно ПрОЯВШIOсь в  социально-поли­
ТИческой истории России второй половины ХУ - ХУ( века. Это об­

СТОятельство только усил

ивал

о и без того мощный патронат российс­

кого государства над обществом, превращая последнее в «ресурсную 
базу» обслуживания великодержавных интересов.  Весь процесс раз­

вития служилого государства и поместной системы вел к постепенно­
му закреплению за сословиями определенных функций и  связанных 
с  ними  обязанностей  и  прав.  Однако 

Х\' 

столетие  знаменует  собой 

лишь начало движения по этому пути. 


background image

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ 

И

так,  подводя  предварительные итоги рассмотрению  политичес­

кой истории Отечества в ее наиболее ранние периоды, необходи­

мо  обратить  особое внимание на общие тенденции  ее  развития.  Эти 

тенденции были обусловлены как неизменными факторами окружаю­

щей  природной,  этнической  и  геополитической среды,  так  и лоrnкой 

собственно исторического процесса. 

Для  начала  необходимо  констатировать  принципиальную  оцно­

направленность  развития  государственности  и  общественно-поли­

тических  структур  у  восточных  славян  и  их  европейских  соседей  в 

домонгольское  время.  Древняя  Русь  без  сомнения  входила  в  ареал 

европейского  мира,  хотя  имела  ряд  специфических  черт  и  являлась 

его  восточной  окраиной.  При  этом следует  отметить,  что периферий­

ное  геополитическое  положение  в  сочетании  с неблагоприятными 

природными условиями значительно повл

ияли 

на замедление темпов 

этого  развития  по  сравнению  с  наиболее  прогрессивными  странами 

Западной Европы. 

Кроме  того,  уже  на  первых  этапах  становления  Древнерусское 

государство  отличалось  более  высокой  степенью  концентрации 

властных  функций  у  верховного  правителя,  а  восточнославянский 

социум  - более  высоким  уровнем  коллективизма,  общинности.  В 

дальнейшем эти тенденции благодаря разнообразным факторам будут 

принципиально (хотя и не непрерывно) только усиливаться. 

Эволюционное развитие Древней  Руси  было  прервано  монголо­

татарским  нашествием,  существенно  изменившим  темпы  и  веJПОР 

политического  развития  русских  земель.  С  установлением  ордын­

ского  ига  влияние  европейского  мира  на  Русь  заметно  ослабевает, 

а  по  мере  укрепления  в  Европе  католицизма  и  усиления  внешней 

католической  экспансии  европейские  государства  приобретают  об­

раз соперника, а позже - непримиримого врага. В конце 

ХУ 

- начале 

XVI 

в .   изоляционизм  России  от  Европы,  да  и  от  остального  мира, 

получает  идеологическое  оформление  в  теории  «Москва - третий 

РИМ>: 

•. 

Становление новой российской государственности в 

XIV 

-

ХУ 

сто­

летиях  происходило  в  неблагоnp

иятны

х  геополитических  условиях. 

Решающее  влияние на характер  и  сам процесс политического  вызре­

вания  �осковии  оказали  прежде  всего  явления  внешнеполитичес­

кого  плана.  Рост  arpессивности  соседей,  всесторонняя  зависимость 

от  КОчевой  державы  невысокого  уровня  политического  развития, 

упадок  и  разорение  хозяйства  - все  это  и  многое  другое  предопре­

делило  специфичность державы Кал

итич

ей, ее отличия  как от  запад­

ноевропейских,  так  и  азиатских  стран.  Например,  попытки  жесткой 
централизации  власти  московских  князей  сочетаются  с  дискретнос­

тью,  «лоскугностъю»  территории и  сохранением  глубоких традиций 

местного  самоуправления.  При  этом  темпы  политического  развития 

заметно  опережают  социально-экономическое.  Стремление  к  едино­

властию наталкивается на противодействие сословных, прежде всего 

аристократических,  управленческих  структур.  Усиление  патроната 

государства над обществом, превращение его в «служилое» вызывает 

общественньtй протест и  О1ТОк населения  из-под непосредственного 

контроля власти на окр

аины 

страны. 

В этих условиях, тем не менее, начинает формироваться этничес­

кое  новообразование  - русский  народ.  Весьма  характерно  поэтому, 

что  новые и  не  лишенные противоречий нормы общественных отно­

шений стали  закладываться  в  ментальность,  общественное  массовое 

сознание. 

Таким образом, в  конце 

ХУ 

-

начале 

XVI 

в.  Россия становится  на 

распутье,  оказывается  перед  выбором  дальнейшего  пути  и  способов 

пракrического  разрешения  возникших  политических  и  социально­

экономических  противоречий.  Ее  история последующих двух  столе­

тий  знаменует  собой  процесс  поиска  ответов  и  решений  возникших 

цивилизационных проблем. 


background image

ЛИТЕРАТУРА 

Основная 

История  России  с древнейших  времен  до  конца 

XVII 

в. 

Л.Н.  Вдовина, 

Н.В. Козлова,  Б.Н.  Флоря  ; под ред.  Л.В.  Милова. - М., 

2006. - 768 

с. 

Се.r.lенникова 

л.и. 

Россия в мировом сообществе цивилизаций : учебник 

для вузов по курсу 

история» 

л.и. 

Семенникова. - б-е  изд., 

перераб. -- М., 

2(ЮЗ. 

-

752 с. 

Политическая  история  России  :  хрестоматия 

сост.:  В.И.  Коваленко, 

А.Н. 

МедушеВСIШЙ, 

Е.н. 

Мощелков. - М., 

1 996. - 624 

с. 

Полигическая  история:  Россия - СССР  - Российская  Федерация  :  в 

т. 

с.В.  Кулешов, 

(�.в. 

Волобуев,  В.В.  Журавлев,  В .В .   Шелохаев 

и 

др.  - М., 

1 996. 

- T. l .  

-

656 

с. 

ФиЛЮИIКИН А.И 

История России с древнейших  времен до 

1 80 1  

г.  ; 

посо­

бие 

для 

вузов 

/ А.И. 

Филюшкин. - М., 

2004. - 336 

с. 

Дополнительная 

Ал

eкcau

дровДН 

Южная, Юго-Западная и Центральная Русь в 

ХШ-XN 

вв. 

И 

образование 

Литовского 

госуда

рства 

дн. 

Александров. -

м., 

1 994. 

Буганов 

В.И 

Эволюция феодализма в России 

В.И. Буганов, 

А.А. 

Преоб­

раженекий,  Ю.А. Тихонов. - М., 

1980. 

Горский 

А.А. 

Москва 

н 

Орда 

А.А. 

Горский. - М., 

2000. 

Горский 

А.А. 

РУССIШе 

зе!'.ши в 

XII-XIV 

вв.: Пути политичес:кого  разви­

тия 

А.А. 

Горский. 

-

М., 

1 996. 

Данилевский 

ИН 

Древняя Русь глазами современников и потомков 

(IX­

ХП 

вв.) : 

К'jpС лекциЙ. -

М., 

1 998. 

Данилевский 

ИН 

Древняя  Русь  глазами  современников 

и 

потомков 

(XII-XIV IIВ.) 

:  курс лекций 

И.Н.  Данилевский. - М., 

2000. 

Зимин 

А.А. 

Формирование боярской аристократии в России во второй по­

ловине 

ХУ 

-

первой трети 

XVJ 

в. 

А.А. 

Зимин. - М., 

1 988. 

Каргалов 

В.В. 

Конец ордынского ига 

В.В. Каргалов. - М., 

1 980. 

КоБРШ-J 

В

.

Б

.  Власть  и  собственность  в  средневековой  Россни 

В.Б.  Коб­

рин.  - М., 

1 985. 

� 

КоБРUII 

В

.

Б

.  Становление  деспотического  самодержавия  в  средне веко­

вои  Руси:  К  постановке  проблемы 

В.Б.  Кобрин, 

в.л. 

Юрганов 

// 

История 

CCCP. - 1 99 1 . - N!! 4. 

Лuмонав 

Ю.А. 

Владимиро-Суздальская Русь: ОчерIШ социально-полити­

ческой  истории 

Ю.А. Лимонов.  -

Л., 

1 987. 

Лурье 

Я. С. 

Две истории Руси 

ХУ 

века 

Я.С. Лурье. - СПб., 

1 995. 

Мuлов 

Л.В. 

ВелНlCOРУССЮIЙ  naxарь  и  особенности  российского  ист

ори­

ческого  процесса 

Л.В. 

Милов. 

-

М., 

1998. 

Пашуmо 

В.т. 

Древнерусское  наследие  и  исторические судьбы  восточно­

го 

славянства 

В.т. 

Пaшyro, Б.Н. Флори, 

АЛ 

Хорошкевич. - М., 

1 982. 

Петрухин 

В.Я. 

Начало  этнокультурной  истории 

Руси 

IX-XI 

веков 

В.Я Петрухин. - Смоленск-М., 

1995. 

Пресняков 

А.Е. 

Образо

вани

е Великорусского государства 

А.Е. 

Пресня­

ков. 

-

М., 

1 998. 

Рыбаков 

Б.А. 

Киевская  Русь  и русские  княжества 

IХ-ХШ 

вв. 

Б.А. 

Ры­

баков. 

-

М., 

1 993. 

Селезнев  Ю.В.  «А 

переменит 

Бог 

Орду 

. . .  

») 

(русско--ордынские  отноше­

ния 

в конце 

XIV 

- первой трети  ХУ  вв.) 

Ю.В. Селезнев. - Воронеж, 

2006. 

Толочко 

А.п. Князь 

в  средневековой Руси: Власть,  собственность,  идео­

логия 

АД. 

Толочко. - Киев, 

1992. 

ТОЛОЧКО 

ПЛ. 

Древнерусский  феодальный  город 

/ п.п.  Толочко. 

-

Киев, 

1989. 

ФеннелДж. 

Кризис средневековой Руси 

дж:. 

Феннел. 

-

М., 

1988. 

Фроянов 

ИЯ. 

Киевская Русь: Главные черты социально-экономического 

строх 

И.Я. 

Фрохнов. 

- СПб, 

1999. 

Хорошкевич 

АЛ. 

Русское  государство  в  системе  международных  отно­

шений кош�а ХУ - начала 

ХУI 

в. / 

А.л. 

Хорошкевич. - М., 

1 980. 

ШаСКОJlЬСКUU 

и.п. 

Борьба Руси 

против 

креcroносной  агрессии на бере­

гах 

Бал

тики 

в 

XII-XIII 

вв. 

и.п. 

ШаскольсКИЙ. -

Л., 

1 978. 

Юрганов 

А.л. 

Удельно-вотчинная система наследования власти  и собс­

твенности  в 

средневековой 

России 

А.Л. 

Юрганов 

// 

Отечественная  исто­

рия. 

-

1996. 

- JIё3. 

Янин 

в.л.  (d{ 

послал 

тебе 

бересту . . .  » 

В

.

Л

Янин. 

-

М., 

1975.