ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 615
Скачиваний: 7
ми, определить основные причииы н векторы дальнейшего
Р","ИТИR
,
Российского государства.
"
Решению поставленных проблем подчинена структура излс'жения
I
уtlсбного материала.
'
z. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ
ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Возраст человеческого общества составляет уже более четыrех
десятков тысяч лет. 3а
это
время человечество прошло
ОГРО\fНЫЙ
исторический
путь
от появления первых представителей вндаНото
sapiens
до полетов ч,�ловека в космос.
И
на этом пути возникало и
исчезало бесконечное множество сообществ, этносов, государств,
каждое и'3 которых имело свою неповторимую историю, сформиро
вало свою систему ра,шообразных взаимоотношений между
ЛЮДЬМИ,
создало собственную иерархию духовных и культурных ценностей.
В связи с этим неизбежно возникает вопрос, I�сть ли какая-то пости
гаемая логика исторического развития или оно хаотично Jf ирраци
онально?
И
если такая логика все-таки имеется, то каким обр:ном в
нее укладывает,;;я все огромное многообразие проявлений человечес
кого сообщества и чt;:ловеческой сущности? Ответы на эти вопросы
так или иначе искали мыслители всех времен
lIf
народов. В результате
складывались разные подходы к анализу мировой истории. Каждый
из них по-своему объясняет историческую картину мира, однако ос
новными признаются два направления.
Сторонники одного из них представляют развитие человечества
как движение всех его сообществ по одному общему курсу
с
прохож
деннем определенных эволюционных ступеней - стадий. Т:1КОЙ под
ход получил название
линейно-стадиального.
Его придерживались
многие философы-просвеТJIтели и ученые
XJX
столетия, Карл
]vlapKc
и его последователи, американские социологи
ХХ
в. Уолт РОСТОУ,
Ольвин Тоффлер и ряд других. В современных социальных науках
этот подход продолжает широко использоваться, хотя многие призна
ют его слабые стороны: схематичность, упрощенность, недостаточ
ное внимание к особенностям развития отдеш,ных стран
и
целых ре
гионов. Основным же недостатком теорий линейно-стадиального раз-
вития человеческого общества является нсизбежносТl, выстраивания
всех когда-либо существовавших и поныне существующих народов
и
стран
в
некую «иерархию развитости», вершиной которой признают
ея общества западного типа с присущиlVIИ им р
ын
оч
н
ой экономикоii
и системой либеральных ценностей. Между тем
СОВРС\fенная
пракПI
ка показывает, что далеко не все идеалы, выработанные социумаМII
евро-американского круга, оказываются
универсаJlЬНЫМИ
и прижнва
ются на инокультурной почве.
По-иному видят историю человечества сторонники второго на
правления.
Они рассматривают ее через цепь Iюслсдовап:льно воз
никающих,
изменяющихся и исчезающнх социокультурных общнос
тей, каждая из которых подчиняется собственной ;lОгике развития от
зарождения до упадка. Николай Яковлевич Данилевский называет
такие общности культурно-историческими типами, Освальд Шпенг
лер развитыми культурами, Пнтирим Сорокин
__ о
мета культурами или
культурными суперсистемами, Арнольд Джозеф Тойнби -- цивили
зациями. Этот подход получил название
локаЛJ.но-цивилиза-цион
"ого
(или
циклического
)
.
По мнению сторонников данной теории,
локаl1ьные цивилизации зарождаются там и тоrда, где и когда какое
либо человеческое сообщество сталкивается с рядом особых внешних
и внутренних факторов, которые бросают обществу «lJ:ызов». Такими
факторами могут стать неблагоприятные (или, наоборот, благоприят
ные) природно-климатические условия, особенн:ости геополитичес
кого расположения, внешняя угроза и этнические перемещения и т. п.
Однако сами по себе эти предпосылки цивилюаuию не формируют.
А возникает она в том случае, если человеческое сообщество нахо
дит на брошенный «ВЫЗ0Ю) адекватный «mnвеm», адаптируясь к из
менившимея условиям. Этот процесс адаптации социальной системы
и порождает цивилизацию. Ее развитие происходит
Е:
накоплении и
усвоении обществом социального опыта
!и
nоисю� (Ответою) на новые
«вызовы». Упадок же наступает тогда, когда СОllИ)'М ОКа3ывается не
способным реагировать на новые «вызовы;·>.
Понятие цивилизации многозначно, в общественных науках име
ются
десятки определений этого термина. Но все они,
в
конечном
счете, сходятся на том, что цивилизации обладают устойчивыми со
ЦИЮIЬНЫМИ,
материальными и духовными ценностями.
Ц
и в и л и -
з а ц и я, таким образом, предстает как с у щ е с т в у ю щ а я в о п
р е д е л е н н о е в р е м я и н а о п р е д е л е н н о й т е р р и т о р и и
с о ц и о к у л ь т у р н а я с и с т е м а, в р а м к а х к о т о р о й д е й с
т в у е т и с т о р и ч е с к и й с о ц и у м с п р и с у щ е й е м у с о в о
к у п н
О
с т ь ю п о л и т и к о - э к о н о м и ч е с к и х, к у л ь т у р н ы х,
д у х о в н ы х,
В
т о м ч и с л е р е л и г и о з н ы х и м е н т а л ь н ы х,
х а р а к т е р и с т и к . При этом одни присущие конкретной цивилиза
ции характеристики с течением времени могут изменяться (например,
политический режим, социально-экономическая система), другие, на
оборот, остаются неизменными и обеспечивают преемственность в ее
развитии. Это и объясняет тот факт, что цивилизации существуют и
развиваются на протяжении тысячелетий, в то время как жизнь со
циально-политической системы может ограничиваться несколькими
веками или даже десятилетнями. Важным признаком отличия одной
цивилизации от другой является
с(Шоuденmuфuкацuя людей
(в про
тивопоставлении «мы» - «они», «свою) - «чужие»). Как правило, ци
вилизации объединяют не один народ, а несколько, причем эти этно
сы не обязательно должны быть родственными, близкими по языку
и культуре. Кроме того, не является непременным условием и доми
нирование какой-либо одной ре
лиги
озной системы. Тем не менее, на
этапах зарождения и становления цивилизации главную роль играет
какой-либо
один
этнос, язык, религия и культура которого становятся
ее интегрирующим ядром. Именно этот центральный элемент во мно
гом предопределяет характер и черты будущего цивилизационного
образования.
Достижения отдельных (локальных) цивилизаций, особенно если
они востребованы остальными социумами, характеризуют прогресс
всего человеческого общества в целом. Это доказывает несостоятель
ность любых теорий, провозглашающих ценности какого-либо одно
го социума в качестве универсальных или эталонных.
Цивилизационный подход к анализу истории представляется бо
лее продуктивным, хотя также не лишен недостатков. Основной ми
нус этой теории - представление о развитии общества как о фраг
ментированном, разорванном процессе, лишенном универсальных
оснований. Однако если не отказываться от поиска общих закономер
ностей в развитии различных локальных цивилизаций, то указанный
10
недостаток становится несущественным. А такие закономерности,
очевидно, существуют. Общие тенденции мирового развития могут
находИТЬ в составе каждой цивилизации свое отражение и реализуют
ся в специфической для нее форме. Таким образом, цивилизационный
подход является на сегодня одним из влиятельных направлений обще
ствоведения и применяется для анализа в том числе и отечественной
истории.
Факт существования
российской цивилизации
как отдельного и са-
мобытного исторического явления в современной науке можно счи
тать общепринятым. Российская цивилизация - едва ли не самая об
ширная по территории из ныне существующих культурных образова
ний, формировавшаяся на бескрайних просторах Восточной Европы
и Северной Азии. Ее ядром является
русский народ
-
один из наиболее
крупных и развитых этносов мира. В качестве основных характерис
тик, формирующих специфику российской цивилизации, отмечают
nолиэтничность
(многонационалъность),
nоликонфессиональность,
срединность
(имея в виду ее «евразийский» характер, физическое и
духовно-ментальное местоположение между либеральной европейс
кой цивилизацией и закрытыми авторитарными цивилизациями Вос
тока). Эти и некоторые другие ее особенности стали проявляться во
многом уже на начальных этапах становления, о которых и идет речь
в настоящем пособии.
3арождение и развитие российской цивилизации - это довольно
длительный процесс, берущий начало в социальной и культурной
деятельности восточных славян и первого восточнославянского госу
дарства - Киевской Руси. Генезис российской цивилизации разбива
ется на ряд этапов, на каждом из которых складывалась особая куль
турно-историческая общность.
Первый этап - это формирование
древнерусской общности.
Он
включает процессы восточнославянского этногенеза, зарождение
государственности у восточных славян, время существования Ки
евской Руси и ее распада, батыево нашествие на Русь и татаро-мон
гольское иго.
Второй этап - это вызревание
культурно-исторической общности
Московской Руси.
Он включает процессы возвышения Северо-Вос
точной Руси и объединения русских земель вокруг Москвы, этногенез
11
русского народа, формирование единого Российского государства, его
социально-политическое развитие и территориальное расширение до
конца
ХУН
столетия.
Третий этап - это скла,дьmание
культурно-исторической общнос
ти Российской империи.
Его начало было положено петровской мо
дернизацией государства, и в тех или иных формах он длится по сей
день. Некоторые исследователи выделяют внутри этого этапа особую
культурно-историческую общность
-
советскую.
Однако этот вопрос
дискуссионен.
Каждый из перечисленных периодов вносил свою специфику, свои
особые черты в копилку отечественной истории. Органическое единс
тво этих черт и является источником самобытности современной Рос
сии. На страницах настоящего издания речь пойдет преимущественно
об особенностях первого и начале второго из этапов - становлении,
развитии
If
упадке древнерусской культурно-исторической обшности,
преодолении ее социумом разобщенности и вызревании в е:го недрах
государственности нового по оmошению к предыдущему типа.
1 2
ГЛАВАI
НЕИЗМЕННЫЕ ФАКТОРЫ ГЕНЕЗИСА
РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
И
сторический процесс - явлеиие сложное и многоплановое.
На историческое развитие того или иного человеческого
сообщества, его государственносm оказывают влияние самые раз
нообразные факторы. Условно
их
можно разделить на
неllзменные
и
IIЗ..'НеНЯeJНые.
К изменяемым относятся собственно исторические
события и явления, которые возникают в процессе взаимодействия
человеческих коллективов, отдельных личностей, а также социаль
но-политических образований и зависят от конкретных исторических
(BpeMeHНI:IX
и территориальных) условий. Это могут быть разного
рода войны и союзы, смены правителей, хозяйственно-экономическая
деятельность людей (торговля, внедрение технических новшеств),
культурные и религиозные контакты между народами и многое-мно
гое другое.
К
неизменным же факторам относятся те, которые не зависят от
воли людей и сохраняют свое относительное постоянство на протяже
нии исторически длительного времени. Прежде всего, это
nРllродно
географllческие
и
геоnолитические условия
той основной террито
рии, на которой происходят процессы исторического развития конк
ретного человеческого сообщества.
Народы и государства возникают и существуют в определен
ных географических рамках. Все процессы их жизнедеятельнос
ти, особенно на ранних этапах, тесно связаны с природным ареа
лом
их
обитания. Взаимодействие человека и окружающей среды
формирует социогеографический фактор исторического процесса.
Однако история этноса протекает не только под воздействием при
РОдной среды, она зависит и от его местоположения на физической
и политической карте мира. Соседство с развитыми или, напротив,
13
дикими народами, отделенность от тех и других естественно-гео
графическими препятствиями (горами, морями), близость к Миро
вому океану
и
важнейшим транспортно-торговым путям - все это
и тому подобное также оказывает заметное влияние на процессы
социо- и этногенеза, ход формирования и тип государственности.
Особенности географической локализации, ландшафта, климата,
флоры и фауны той территории земного шара, на которой прожива
ет тот или иной народ, имеют решающее значение для выбора им
хозяйственно-экономического уклада, характера взаимоотношений
с соседями, для его расселения и прогрессивного развития. Кро
ме того, те же условия играют далеко не последнюю роль в фор
мировании особенностей национального характера и менталитета
(образа мышления и действия), в перипетиях исторических судеб
этого сообщества людей. Причем, необходимо отметить, что вли
яние территориально-климатических факторов на этногенез и эт
нические процессы универсально и не зависит от антропологичес
ких и этнических качеств населения, оказавшегося на отведенной
ему историей части суши. В сходных природных условиях любые
человеческие коллективы вне зависимости
от
их расово-этничес
кой принадлежности создают похожие хозяйственно-культурные
комплексы. Так, например, на открытых пространствах евразийс
ких степей, африканских саванн и американских прерий в разные
исторические периоды возникали разновидности одного и того же
хозяйственно-экономического уклада - кочевого или пастбищного
скотоводства.
Идея о решающей или, по крайней мере, весьма значительной
роли географической среды в жизни человеческого сообщества воз
никла довольно давно, еще n эпоху Просвещения. В частности, ее мы
находим в трудах французского мыслителя Шарля Луи Монтескье.
Позже, во второй половине
XIX
-
начале
ХХ
в., возникает так назы
ваемая
географическая школа
-
направление в обществознании, рас
сматривающее географическую среду (климат, реки, характер почв и
т. п.) как определяющий фактор развития общества (концепция
гео
графичеСlсого детерминизма).
Эту теорию, в частности, развивали ан
глийский историк и социолог Генри Томас Бокль, немецкий географ
Фридрих Ратцель, российский социолог Лев Ильич Мечников. Боль-
14
шое внимание географическим условиям развития этносоn уделяли
выдающиеся отечественные историки Сергей Михайлович Соловьев,
ВасиЛИЙ Осипович Ключевский, Лев Николаевич Гумилев, философ
Иван Александрович Ильин и многие другие.
Как
уже отмечалось ранее, А.
Дж.
Тойнби и другие сторонники те
ории локальных цив
илиз
аций также отводили окружающей природной
среде большую роль, однако они рассматривали
ее
не как фактор, фа
тально влияющий на историю народа, но
как
вызов,
на который сооб
щестВО людей может и должно найти адекватный
ответ.
Россия, в исторической ретроспективе и современном
{,'С
виде, -
это особая географическая территория, не имеющая аналогов в мире.
Начальны{: этапы становления российской цивилизации связаны с
Восточной Европой, отличающейся пологими ландшафтами и растя
нутой от Ледовитого океана на севере до Черного моря и Кавказского
хребта на юге, от р. Висла на западе до Урала на востоке. За относи
тельно низким Уральский хребтом
I
вновь простирается одна из са
мых обширных равнин на планете - Западно-Сибирская. Таким обра
зом, на тысячи километров с севера на
юг
и с запада на восток наша
страна представляет собой непрерывное равнинное пространство,
занят
ое преимущественно лесом
(45 %
современной территории), а
также лесостепью и степью. Все перечисленные факты обусловлива
ют ОТШlЧительные географические и reoполитические характеристи
ки России. Рассмотрим
важн
ейшие из них.
1.
Континентальность, под которой подразумевается значитель
ная удаленность основных территорий от моря. По этой характе
ристике Россия сравнима разве что только с внутренними районами
Центральной и Юго-Восточной Азии. Недаром А.
Дж.
Тойнби отнес
Китай, ин.j�ию и Россию к
циfluлuзацlUl.М континентшrьного типа.
Близость к морю открывает этносу громадные возможности внешней
экспансии - военной, торговой, культурной. Морские границы дела
ют цивили:зацию открытой для желательных контаъ:тов и превращают
в естественную крепость при угрозе контактов нежелательн.ых.
Россия имела и имеет открытый доступ только к северным морс
ким
путям, сообщение через которые в холодное время года значитель-
J
Наивысшая точка
-
1895
м над уровнем океана.
для
сравнения: наивысшая точка
Кавказских
юр
-
гора
Эльбрус
-
5642
м,
Т.е. почти в
три
раза выше.
15
но затруднено. На протяжении всей своей истории она вела борьбу за
выход к теплым морям и Мировому океану. Однако, даже получив
их, проблему беспрепятственных морских перемещений Российское
государство не решило. Черноморск ие проливы, ведущие в Средизем
ное море, и выход из Балтики в Атлантику никогда не контролирова
лись русскими, а удаленность дальневосточных портов от основной
освоенной территории страны во многом обесценивает их.
В подобных условиях традиционно большая роль отводится
рекам,
которые становятся жизненно
важн
ыми экономическими артериями
для страны. Они являются основными торговыми путями, связывают
удаленные территории, в условиях зоиы рискованного и затрудненно
го земледелия служат дополнительным источником пищевых ресур
сов, промысловой зоной. В современной России зафиксировано около
120
тыс. рек длиной более
10
км. Их общая протяженность сос:тав
ляет
2,3
млн
км.
Абсолютное большинство к рупных рек Восточной
Европы течет в меридиональном направлении. Не случайно Древне
русское государство первоначально возникло на северо-южной «осю)
торгового пути «из варяг в греки».
2.
С е в е р н а я г е о п о л и т и ч е с к а я л о к а л и з а ц и я. Изна
чально российская цивилизация стала зарождаться на востоке Евро
пы и постепенно распространилась в Северную Азию. Россия - поис
тине самая северная из известных нам развитых цивилизаций.
14 %
современной территории страны находится за полярным кругом. В то
же время, к примеру, самые северные шrаты США (кроме Аляски) на
ходятся на широте Волгограда и Ростова-на-Дону. Столица Франции
Париж расположена в том же широтном поясе, что и Краснодарский
край и Кубань.
Климатические условия, сходные с теми, что бытуют на основной
территории России, зафиксированы в Северном полушарии только
на севере Канады, а в Южном - на юге Чили и А ргентины. В обоих
случаях это малонаселенные земли, не имеющие важного хозяйствен
ного значения. Северными также являются и скандинавские страны,
однако температурный режим там смягчается
за
счет теплого тече
ния Гольфстрим. Так, средняя температура января (самого холодно
го месяца) в Скандинавии и южной части Канады вполне сравнима с
аналогичными пок азателями на Ставрополье и в Краснодарском :крае
16
(минус
J
2
-
плюс
5
ОС). Сезон сельскохозяйственных работ в России
составляет в среднем
4-6
месяцев, в то время как на основных про
странствах Европы
-
6-9
месяцев. Необходимость отапливать поме
щения в нашей стране сохраняется
6-8
месяцев в году. Несомненно,
все
это
приводит к постоянному расходованию ресурсов - людских,
природных, энергетических.
Северная геополитическая локализация России предопределила и
еще одно важное историческое обстоятельство
-
значительную уда
ленность от античных цивилизационнblX центров.
В то время как
европейские народы унаследовали богатейшую духовную и матери
альную культуру античности, передовой хозяйственный и военный
опыт римлян, их развитую правовую систему, наконец, одну из круп
нейших мировых религий - христианство, российская цивилизация
остаllалась в стороне от античного мира. Более того, даже контакты с
Византией - одной из наследниц Римской империи, оказавшей огром
ное культурное и политическое влияние на древнеру сский социум, - в
средние века были затруднены из-за постоянной военной активности
степных кочевников. Путешествие по Днепру и Черному морю дли
лось около месяца и было возможно только в период летней навига
ции, т. е. с мая по октябрь. Российская цивилизация, таким образом,
вынужденная долгое время «вывариваться в собственном соку», взяла
отиоеительно поздний старт, что во многом и стало причиной одной
из
ключевых проблем российской истории
-
запаздывающего типа
развития
или
«догоняющей модернизации».
3.
Е в р а з и й с к о е
с р е д и н н о е
м е с т о п о л о ж е н и е, под
которым имеется в виду одновременное соседство с рационально
индивидуалистической
открытой
технократической цивилизацией
Европы и с противоположными ей к ультурно-историческими типами
Востока, отличающимися сословностью, зак рытостью, ориентацией
на Коллективистские ценности и религиозный тип мировоззрения.
Колебание между этими двумя полюсами неоднократно служило од
НОЙ
из причин гражданских конфликтов и социально-политических
кризисов российского общества. В конечном итоге уже в начале
ХУIII
в. этот «евразийский» фактор привел к глубокому расколу
РОССИЙСКОЙ
культуры на вестернизированную (прозападную) субкультуру "равя
щей элиты и общинную патриархальную субкультуру основной части
17