ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 1840

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

126 

 

При

 

этом

 

федеральные

 

программы

 

в

 

области

 

экологического

 

развития

 

РФ

 

и

 

целевые

 

программы

 

в

 

области

 

охраны

 

окружающей

 

среды

 

субъектов

 

РФ

 

разрабатываются

 

в

 

целях

 

планирования

 

и

 

осуществления

 

мероприятий

 

по

 

охране

 

окружающей

 

среды

Закон

  «

Об

 

охране

 

окружающей

 

среды

» 

не

 

только

 

не

 

определяет

 

конкретные

 

суммы

которые

 

должны

 

выделяться

 

на

 

осуществление

 

природоохранительных

 

мероприятий

но

 

и

 

не

 

указывает

 

на

 

источники

 

финансирования

 

экологических

 

программ

 

и

 

мероприятий

Он

 

лишь

 

указывает

что

 

порядок

 

разработки

финансирования

 

и

 

реализации

 

федеральных

 

программ

 

в

 

области

 

экологического

 

развития

 

РФ

 

устанавливается

 

в

 

соответствии

 

с

 

законодательством

 

РФ

 

и

 

что

 

порядок

 

разработки

финансирования

 

и

 

реализации

 

целевых

 

программ

 

в

 

области

 

охраны

 

окружающей

 

среды

 

субъектов

 

РФ

 

устанавливается

 

в

 

соответствии

 

с

 

законодательством

 

субъектов

 

РФ

Как

 

и

 

во

 

многих

 

зарубежных

 

государствах

в

 

России

 

внедрен

 

принцип

 

«

загрязнитель

 

платит

». 

Закон

 

«

Об

 

охране

 

окружающей

 

среды

» 

устанавливает

что

 

негативное

 

воздействие

 

на

 

окружающую

 

среду

 

является

 

платным

К

 

видам

 

негативного

 

воздействия

 

на

 

окружающую

 

среду

 

относятся

:  

выбросы

 

в

 

атмосферный

 

воздух

 

загрязняющих

 

веществ

 

и

 

иных

 

веществ

;  

сбросы

 

загрязняющих

 

веществ

иных

 

веществ

 

и

 

микроорганизмов

 

в

 

поверхностные

 

водные

 

объекты

подземные

 

водные

 

объекты

 

и

 

на

 

водосборные

 

площади

;  

загрязнение

 

недр

почв

;  

размещение

 

отходов

 

производства

 

и

 

потребления

;  

загрязнение

 

окружающей

 

среды

 

шумом

теплом

электромагнитными

ионизирующими

 

и

 

другими

 

видами

 

физических

 

воздействий

;  

иные

 

виды

 

негативного

 

воздействия

 

на

 

окружающую

 

среду

.  

Хотя

 

Закон

 

предусматривает

 

необходимость

 

взимания

 

платы

 

за

 

загрязнение

 

окружающей

 

среды

 

и

 

за

 

другие

 

виды

 

воздействия

 

на

 

природу

на

 

практике

 

платежи

 

взимаются

 

лишь

 

за

 

загрязнение

 

вод

 

и

 

атмосферного

 

воздуха

 

и

 

за

 

размещение

 

отходов

Не

 

взимается

 

плата

 

за

 

физические

 

воздействия

 

на

 

атмосферу

за

 

загрязнение

 

почв

за

 

другие

 

виды

 

отрицательных

 

воздействий

 

на

 

окружающую

 

среду

Для

 

стимулирования

 

рационального

 

природопользования

 

и

 

охраны

 

окружающей

 

среды

 

Законом

 

предусмотрена

 

система

 

специальных

 

инструментов

призванных

 

изменить

 

психологию

 

хозяйствующих

 

субъектов

 

и

 

способствовать

 

экологическому

 

воспитанию

 

последних

Она

 

включает

 

в

 

себя

в

 

частности

государственную

 

поддержку

 

в

 

форме

 

налоговых

 

или

 

иных

 

льгот

 

предпринимательской

 

деятельности

осуществляемой

 

в

 

целях

 

охраны

 

окружающей

 

среды

Новеллой

 

российского

 

экологического

 

законодательства

касающегося

 

экономического

 

механизма

  (

экономических

 

инструментов

регулирования

 


background image

 

127 

 

природопользования

 

и

 

охраны

 

окружающей

 

среды

являются

 

экологическое

 

страхование

 

и

 

экологический

 

аудит

Определяя

что

 

экологическое

 

страхование

 

осуществляется

 

в

 

целях

 

защиты

 

имущественных

 

интересов

 

юридических

 

и

 

физических

 

лиц

 

на

 

случай

 

экологических

 

рисков

Закон

 2002 

г

декларирует

 

возможность

 

обязательного

 

государственного

 

экологического

 

страхования

 

в

 

РФ

Под

 

экологическим

 

аудитом

 

понимается

 

проверка

 

и

 

оценка

 

состояния

 

деятельности

 

юридических

 

лиц

 

и

 

граждан

-

предпринимателей

 

по

 

обеспечению

 

рационального

 

природопользования

 

и

 

охраны

 

окружающей

 

среды

 

от

 

вредных

 

воздействий

включая

 

состояние

 

очистного

 

и

 

технологического

 

оборудования

соответствие

 

требованиям

 

законодательства

 

Российской

 

Федерации

проводимые

 

для

 

выявления

 

прошлых

 

и

 

существующих

 

экологически

 

значимых

 

проблем

 

и

 

с

 

иными

 

целями

предусмотренными

 

экологическим

 

законодательством

Практическое

 

значение

 

экологического

 

страхования

 

и

 

экологического

 

аудита

 

в

 

России

 

в

 

настоящее

 

время

 

не

 

высоко

Ни

 

кредитно

-

финансовые

 

учреждения

ни

 

органы

 

государственной

 

власти

 

при

 

финансировании

кредитовании

 

и

 

осуществлении

 

иных

 

форм

 

поддержки

 

предпринимательства

 

не

 

требуют

 

предоставления

 

заключений

 

экологического

 

аудита

 

и

 

наличия

 

обязательного

 

экологического

 

страхования

 

7.5.  

Экологический

 

контроль

 

 

Экологический

 

контроль

 

в

 

России

 

проводится

 

в

 

форме

 

государственного

муниципального

производственного

 

и

 

общественного

 

контроля

Государственный

 

экологический

 

контроль

 

осуществляется

 

федеральными

 

органами

 

исполнительной

 

власти

 

и

 

органами

 

исполнительной

 

власти

 

субъектов

 

Российской

 

Федерации

 

в

 

порядке

установленном

 

Правительством

 

РФ

Решения

принимаемые

 

должностными

 

лицами

 

государственного

 

экологического

 

контроля

обязательны

 

для

 

исполнения

 

всеми

 

министерствами

 

и

 

ведомствами

предприятиями

должностными

 

лицами

 

и

 

гражданами

На

 

основании

 

этих

 

решений

 

соответствующие

 

банковские

 

учреждения

 

должны

 

прекращать

 

финансирование

 

запрещенной

 

деятельности

 

до

 

отмены

 

решения

 

о

 

ее

 

запрете

 

органом

 

государственного

 

экологического

 

контроля

Решения

 

государственных

 

органов

 

экологического

 

контроля

 

и

 

должностных

 

лиц

 

могут

 

быть

 

обжалованы

 

в

 

суд

 

или

 

арбитражный

 

суд

Муниципальный

 

экологический

 

контроль

 

осуществляется

 

на

 

территории

 

муниципального

 

образования

 

органами

 

местного

 

самоуправления

 

или

 

уполномоченными

 

ими

 

органами

в

 

соответствии

 

с

 

законодательством

 

Российской

 

Федерации

 

и

 

в

 

порядке

установленном

 

нормативными

 

правовыми

 

актами

 

органов

 

местного

 

самоуправления


background image

 

128 

 

Производственный

 

экологический

 

контроль

 

осуществляется

 

в

 

целях

 

обеспечения

 

выполнения

 

в

 

процессе

 

хозяйственной

 

и

 

иной

 

деятельности

 

мероприятий

 

по

 

охране

 

окружающей

 

среды

рациональному

 

использованию

 

и

 

восстановлению

 

природных

 

ресурсов

а

 

также

 

в

 

целях

 

соблюдения

 

требований

 

в

 

области

 

охраны

 

окружающей

 

среды

установленных

 

законодательством

 

в

 

области

 

охраны

 

окружающей

 

среды

Общественный

 

контроль

 

в

 

области

 

охраны

 

окружающей

 

среды

 

осуществляется

 

общественными

 

и

 

иными

 

некоммерческими

 

объединениями

 

в

 

соответствии

 

с

 

их

 

уставами

а

 

также

 

гражданами

 

в

 

соответствии

 

с

 

законодательством

в

 

целях

 

реализации

 

права

 

каждого

 

на

 

благоприятную

 

окружающую

 

среду

 

и

 

предотвращения

 

нарушения

 

законодательства

 

в

 

области

 

охраны

 

окружающей

 

среды

 

Глава

 8. 

Основы

 

семейного

 

права

 

8.1 

Предмет

 

и

 

метод

 

семейного

 

права

 

Семейное

 

право

 

как

 

отрасль

 

права

 

регулирует

 

определенный

 

вид

 

общественных

 

отношений

В

 

соответствии

 

со

 

ст

.  2 

СК

 

РФ

 

предметом

 

регулирования

 

семейного

 

законодательства

 

являются

:  

условия

 

и

 

порядок

 

вступления

 

в

 

брак

;  

прекращения

 

брака

 

и

 

признания

 

его

 

недействительным

;  

личные

 

неимущественные

 

и

 

имущественные

 

отношения

 

между

 

членами

 

семьи

супругами

родителями

 

и

 

детьми

 (

усыновителями

 

и

 

усыновленными

), 

а

 

в

 

случаях

 

и

 

в

 

пределах

предусмотренных

 

семейным

 

законодательством

  - 

между

 

другими

 

родственниками

 

и

 

иными

 

лицами

а

 

также

 

формы

 

и

 

порядок

 

устройства

 

в

 

семью

 

детей

оставшихся

 

без

 

попечения

 

родителей

.  

Семейное

 

законодательство

 

регулирует

 

как

 

имущественные

так

 

и

 

личные

 

неимущественные

 

отношения

Имущественные

 

отношения

  - 

это

 

алиментные

 

обязательства

 

членов

 

семьи

  (

родителей

 

и

 

детей

супругов

бывших

 

супругов

других

 

членов

 

семьи

), 

а

 

также

 

отношения

 

между

 

супругами

 

по

 

поводу

 

их

 

общего

 

и

 

раздельного

 

имущества

Личными

 

неимущественными

 

отношениями

 

являются

 

отношения

касающиеся

 

вступления

 

в

 

брак

 

и

 

прекращения

 

брака

отношения

 

между

 

супругами

 

при

 

решении

 

вопросов

 

жизни

 

семьи

выбора

 

фамилии

 

при

 

заключении

 

и

 

расторжении

 

брака

отношения

 

между

 

родителями

 

и

 

детьми

 

по

 

воспитанию

 

и

 

образованию

 

детей

 

и

 

др

В

 

семейном

 

праве

 

основными

 

являются

 

личные

 

отношения

Они

 

во

 

многом

 

определяют

 

содержание

 

норм

регулирующих

 

имущественные

 

отношения

так

 

как

 

имущественные

 

отношения

 

всегда

 

связаны

 

с

 

ними

 

и

 

вытекают

 

из

 

них

В

 

литературе

 

выделяют

 

следующие

 

специфические

 

черты

 

отношений

регулируемых

 

семейным

 

законодательством

:  

субъектами

 

семейных

 

отношений

 

могут

 

быть

 

только

 

граждане

;  


background image

 

129 

 

семейные

 

отношения

  (

как

 

личные

так

 

и

 

имущественные

возникают

 

из

 

своеобразных

 

юридических

 

фактов

родство

материнство

отцовство

усыновление

принятие

 

ребенка

 

на

 

воспитание

 

в

 

приемную

 

семью

;  

семейные

 

отношения

как

 

правило

являются

 

длящимися

 

и

 

связывают

 

между

 

собой

 

не

 

посторонних

 

людей

а

 

близких

 

родственников

супругов

родителей

детей

 

и

 

др

.;  

для

 

семейных

 

отношений

 

характерны

 

строгая

 

индивидуализация

 

их

 

участников

их

 

незаменимость

 

в

 

данных

 

отношениях

 

другими

 

лицами

в

 

том

 

числе

 

и

 

иными

 

членами

 

семьи

и

как

 

следствие

 

этого

неотчуждаемость

 

семейных

 

прав

 

и

 

обязанностей

Семейные

 

права

 

и

 

обязанности

 

являются

 

внеоборотными

непередаваемыми

 

ни

 

в

 

порядке

 

универсального

 

правопреемства

ни

 

по

 

соглашению

 

сторон

;  

по

 

своему

 

содержанию

 

семейные

 

отношения

 

являются

 

преимущественно

 

личными

 

и

 

лишь

 

затем

 

имущественными

1

Семейным

 

отношениям

 

присущ

 

особый

 

лично

-

доверительный

 

характер

поскольку

 

главное

 

место

 

в

 

них

 

занимают

 

именно

 

личные

 

связи

 

членов

 

семьи

.  

Следует

 

отметить

что

 

значительная

 

группа

 

личных

 

семейных

 

отношений

  (

любовь

уважение

дружба

не

 

урегулирована

 

нормами

 

права

Более

 

того

далеко

 

не

 

все

 

имущественные

 

отношения

 

в

 

семье

 

можно

 

регулировать

 

правом

что

 

объясняется

 

спецификой

 

функций

присущих

 

семье

К

 

основным

 

функциям

 

семьи

 

относят

 

следующие

:  

репродуктивная

 (

продолжение

 

рода

);  

воспитательная

;  

хозяйственно

-

экономическая

;  

рекреативная

 (

взаимная

 

моральная

 

и

 

материальная

 

поддержка

);  

коммуникативная

.  

Метод

 

семейного

 

права

  - 

это

 

совокупность

 

приемов

 

и

 

способов

при

 

помощи

 

которых

 

нормы

 

семейного

 

права

 

воздействуют

 

на

 

общественные

 

семейные

 

отношения

Метод

 

семейного

 

права

 

характеризуют

 

как

 

дозволительно

-

императивный

Дозволительность

 

семейно

-

правового

 

регулирования

 

заключается

 

в

 

том

что

 

семейное

 

право

 

наделяет

 

участников

 

этих

 

отношений

 

возможностью

 

действовать

 

определенным

 

образом

удовлетворяя

 

свои

 

потребности

 

и

 

интересы

 

в

 

сфере

 

семейных

 

отношений

 

(

например

возможность

 

заключения

 

брачного

 

договора

соглашения

 

об

 

уплате

 

алиментов

 

и

 

т

.

п

.). 

Однако

 

наряду

 

с

 

диспозитивными

 

нормами

 

в

 

семейном

 

законодательстве

 

присутствуют

 

и

 

императивные

 

нормы

  (

например

нормы

определяющие

 

условия

 

вступления

 

в

 

брак

препятствия

 

к

 

заключению

 

брака

лишение

 

родительских

 

прав

усыновление

 

и

 

т

.

п

.). 

Сущность

 

семейного

 

права

 

проявляется

 

не

 

только

 

через

 

специфику

 

его

 

предмета

 

и

 

метода

но

 

и

 

основные

 

начала

  (

принципы

семейного

 

права

которые

 

отражают

 

наиболее

 

характерные

 

черты

 

данной

 

отрасли

Под

 

принципами

 

семейного

 

права

 

понимают

 

закрепленные

 

действующим

 

семейным

 

законодательством

 


background image

 

130 

 

основополагающие

 

начала

руководящие

 

идеи

которые

 

определяют

 

сущность

 

данной

 

отрасли

 

права

 

и

 

имеют

 

общеобязательное

 

значение

Они

 

зафиксированы

 

в

 

п

. 1 

ст

. 1 

СК

 

РФ

К

 

ним

 

относятся

:  

1.

 

признание

 

брака

заключенного

 

только

 

в

 

органах

 

ЗАГСа

В

 

соответствии

 

с

 

п

.  2 

ст

.  1 

СК

 

РФ

 

признается

 

только

 

брак

заключенный

 

в

 

органах

 

записи

 

актов

 

гражданского

 

состояния

Брак

заключенный

 

по

 

религиозным

 

обрядам

фактические

 

брачные

 

отношения

 

не

 

влекут

 

возникновение

 

взаимных

 

прав

 

и

 

обязанностей

 

супругов

;  

2.

 

добровольность

 

брачного

 

союза

 

означает

 

право

 

каждого

 

вступающего

 

в

 

брак

 

самостоятельно

 

определить

 

своего

 

избранника

недопустимо

 

воздействие

 

кого

-

либо

 

на

 

их

 

волю

 

при

 

решении

 

вопроса

 

о

 

заключении

 

брака

Взаимное

 

добровольное

 

согласие

 

мужчины

 

и

 

женщины

вступающих

 

в

 

брак

,  - 

обязательное

 

условие

 

заключения

 

брака

Данный

 

принцип

 

предполагает

 

и

 

свободу

 

в

 

расторжении

 

брака

 

как

 

по

 

желанию

 

обоих

 

супругов

так

 

и

 

по

 

заявлению

 

одного

 

из

 

них

;  

3.

 

единобрачие

 (

моногамия

). 

СК

 

РФ

 

не

 

допускает

 

заключения

 

брака

 

между

 

лицами

из

 

которых

 

хотя

 

бы

 

одно

 

лицо

 

уже

 

состоит

 

в

 

другом

 

зарегистрированном

 

браке

;  

4.

 

равенство

 

супругов

 

в

 

семье

Этот

 

принцип

 

вытекает

 

из

 

положений

 

Конституции

 

о

 

равенстве

 

прав

 

и

 

свобод

 

мужчины

 

и

 

женщины

о

 

свободе

 

выбора

 

места

 

пребывания

 

и

 

места

 

жительства

рода

 

занятий

о

 

равенстве

 

прав

 

и

 

обязанностей

 

родителей

 

в

 

отношении

 

своих

 

несовершеннолетних

 

детей

;  

5.

 

разрешение

 

внутрисемейных

 

вопросов

 

по

 

взаимному

 

согласию

Данный

 

принцип

 

выражается

 

в

 

предоставлении

 

членам

 

семьи

 

возможности

 

свободно

 

определять

 

свои

 

взаимоотношения

 

внутри

 

семьи

Он

 

конкретизирован

 

в

 

п

.  2 

ст

.  31 

СК

 

РФ

в

 

соответствии

 

с

 

которым

 

вопросы

 

материнства

отцовства

воспитания

образования

 

детей

 

и

 

другие

 

вопросы

 

жизни

 

семьи

 

решаются

 

супругами

 

совместно

исходя

 

из

 

принципа

 

равенства

 

супругов

;  

6.

 

приоритет

 

семейного

 

воспитания

 

детей

забота

 

об

 

их

 

благосостоянии

 

и

 

развитии

обеспечение

 

приоритетной

 

защиты

 

их

 

прав

 

и

 

интересов

Нормы

 

семейного

 

законодательства

 

устанавливают

что

 

дети

 

являются

 

самостоятельными

 

носителями

 

семейных

 

прав

В

 

СК

 

РФ

 

закреплен

 

целый

 

ряд

 

прав

 

несовершеннолетних

 

(

имущественные

 

и

 

личные

 

неимущественные

 

права

 - 

глава

 11 

СК

 

РФ

). 

Статья

 54 

СК

 

РФ

 

особо

 

выделяет

 

право

 

несовершеннолетнего

 

ребенка

 

жить

 

и

 

воспитываться

 

в

 

семье

так

 

как

 

именно

 

семейное

 

воспитание

 

в

 

большей

 

степени

 

дает

 

возможность

 

осуществить

 

индивидуальный

 

подход

 

к

 

каждому

 

ребенку

 

с

 

учетом

 

особенностей

 

его

 

личности

;  

7.

 

обеспечение

 

приоритетной

 

защиты

 

прав

 

и

 

интересов

 

нетрудоспособных

 

членов

 

семьи

Семейный

 

кодекс

 

предусматривает

 

приоритетную

 

защиту

 

именно

 

нетрудоспособных

 

членов

 

семьи

 

(

несовершеннолетних

 

детей

инвалидов

лиц

 

пенсионного

 

возраста

), 

так

 

как