ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 1840
Скачиваний: 1
126
При
этом
федеральные
программы
в
области
экологического
развития
РФ
и
целевые
программы
в
области
охраны
окружающей
среды
субъектов
РФ
разрабатываются
в
целях
планирования
и
осуществления
мероприятий
по
охране
окружающей
среды
.
Закон
«
Об
охране
окружающей
среды
»
не
только
не
определяет
конкретные
суммы
,
которые
должны
выделяться
на
осуществление
природоохранительных
мероприятий
,
но
и
не
указывает
на
источники
финансирования
экологических
программ
и
мероприятий
.
Он
лишь
указывает
,
что
порядок
разработки
,
финансирования
и
реализации
федеральных
программ
в
области
экологического
развития
РФ
устанавливается
в
соответствии
с
законодательством
РФ
и
что
порядок
разработки
,
финансирования
и
реализации
целевых
программ
в
области
охраны
окружающей
среды
субъектов
РФ
устанавливается
в
соответствии
с
законодательством
субъектов
РФ
.
Как
и
во
многих
зарубежных
государствах
,
в
России
внедрен
принцип
«
загрязнитель
платит
».
Закон
«
Об
охране
окружающей
среды
»
устанавливает
,
что
негативное
воздействие
на
окружающую
среду
является
платным
.
К
видам
негативного
воздействия
на
окружающую
среду
относятся
:
-
выбросы
в
атмосферный
воздух
загрязняющих
веществ
и
иных
веществ
;
-
сбросы
загрязняющих
веществ
,
иных
веществ
и
микроорганизмов
в
поверхностные
водные
объекты
,
подземные
водные
объекты
и
на
водосборные
площади
;
-
загрязнение
недр
,
почв
;
-
размещение
отходов
производства
и
потребления
;
-
загрязнение
окружающей
среды
шумом
,
теплом
,
электромагнитными
,
ионизирующими
и
другими
видами
физических
воздействий
;
-
иные
виды
негативного
воздействия
на
окружающую
среду
.
Хотя
Закон
предусматривает
необходимость
взимания
платы
за
загрязнение
окружающей
среды
и
за
другие
виды
воздействия
на
природу
,
на
практике
платежи
взимаются
лишь
за
загрязнение
вод
и
атмосферного
воздуха
и
за
размещение
отходов
.
Не
взимается
плата
за
физические
воздействия
на
атмосферу
,
за
загрязнение
почв
,
за
другие
виды
отрицательных
воздействий
на
окружающую
среду
.
Для
стимулирования
рационального
природопользования
и
охраны
окружающей
среды
Законом
предусмотрена
система
специальных
инструментов
,
призванных
изменить
психологию
хозяйствующих
субъектов
и
способствовать
экологическому
воспитанию
последних
.
Она
включает
в
себя
,
в
частности
,
государственную
поддержку
в
форме
налоговых
или
иных
льгот
предпринимательской
деятельности
,
осуществляемой
в
целях
охраны
окружающей
среды
.
Новеллой
российского
экологического
законодательства
,
касающегося
экономического
механизма
(
экономических
инструментов
)
регулирования
127
природопользования
и
охраны
окружающей
среды
,
являются
экологическое
страхование
и
экологический
аудит
.
Определяя
,
что
экологическое
страхование
осуществляется
в
целях
защиты
имущественных
интересов
юридических
и
физических
лиц
на
случай
экологических
рисков
,
Закон
2002
г
.
декларирует
возможность
обязательного
государственного
экологического
страхования
в
РФ
.
Под
экологическим
аудитом
понимается
проверка
и
оценка
состояния
деятельности
юридических
лиц
и
граждан
-
предпринимателей
по
обеспечению
рационального
природопользования
и
охраны
окружающей
среды
от
вредных
воздействий
,
включая
состояние
очистного
и
технологического
оборудования
,
соответствие
требованиям
законодательства
Российской
Федерации
,
проводимые
для
выявления
прошлых
и
существующих
экологически
значимых
проблем
и
с
иными
целями
,
предусмотренными
экологическим
законодательством
.
Практическое
значение
экологического
страхования
и
экологического
аудита
в
России
в
настоящее
время
не
высоко
.
Ни
кредитно
-
финансовые
учреждения
,
ни
органы
государственной
власти
при
финансировании
,
кредитовании
и
осуществлении
иных
форм
поддержки
предпринимательства
не
требуют
предоставления
заключений
экологического
аудита
и
наличия
обязательного
экологического
страхования
.
7.5.
Экологический
контроль
Экологический
контроль
в
России
проводится
в
форме
государственного
,
муниципального
,
производственного
и
общественного
контроля
.
Государственный
экологический
контроль
осуществляется
федеральными
органами
исполнительной
власти
и
органами
исполнительной
власти
субъектов
Российской
Федерации
в
порядке
,
установленном
Правительством
РФ
.
Решения
,
принимаемые
должностными
лицами
государственного
экологического
контроля
,
обязательны
для
исполнения
всеми
министерствами
и
ведомствами
,
предприятиями
,
должностными
лицами
и
гражданами
.
На
основании
этих
решений
соответствующие
банковские
учреждения
должны
прекращать
финансирование
запрещенной
деятельности
до
отмены
решения
о
ее
запрете
органом
государственного
экологического
контроля
.
Решения
государственных
органов
экологического
контроля
и
должностных
лиц
могут
быть
обжалованы
в
суд
или
арбитражный
суд
.
Муниципальный
экологический
контроль
осуществляется
на
территории
муниципального
образования
органами
местного
самоуправления
или
уполномоченными
ими
органами
,
в
соответствии
с
законодательством
Российской
Федерации
и
в
порядке
,
установленном
нормативными
правовыми
актами
органов
местного
самоуправления
.
128
Производственный
экологический
контроль
осуществляется
в
целях
обеспечения
выполнения
в
процессе
хозяйственной
и
иной
деятельности
мероприятий
по
охране
окружающей
среды
,
рациональному
использованию
и
восстановлению
природных
ресурсов
,
а
также
в
целях
соблюдения
требований
в
области
охраны
окружающей
среды
,
установленных
законодательством
в
области
охраны
окружающей
среды
.
Общественный
контроль
в
области
охраны
окружающей
среды
осуществляется
общественными
и
иными
некоммерческими
объединениями
в
соответствии
с
их
уставами
,
а
также
гражданами
в
соответствии
с
законодательством
,
в
целях
реализации
права
каждого
на
благоприятную
окружающую
среду
и
предотвращения
нарушения
законодательства
в
области
охраны
окружающей
среды
.
Глава
8.
Основы
семейного
права
8.1
Предмет
и
метод
семейного
права
Семейное
право
как
отрасль
права
регулирует
определенный
вид
общественных
отношений
.
В
соответствии
со
ст
. 2
СК
РФ
предметом
регулирования
семейного
законодательства
являются
:
-
условия
и
порядок
вступления
в
брак
;
-
прекращения
брака
и
признания
его
недействительным
;
-
личные
неимущественные
и
имущественные
отношения
между
членами
семьи
:
супругами
,
родителями
и
детьми
(
усыновителями
и
усыновленными
),
а
в
случаях
и
в
пределах
,
предусмотренных
семейным
законодательством
-
между
другими
родственниками
и
иными
лицами
;
а
также
формы
и
порядок
устройства
в
семью
детей
,
оставшихся
без
попечения
родителей
.
Семейное
законодательство
регулирует
как
имущественные
,
так
и
личные
неимущественные
отношения
.
Имущественные
отношения
-
это
алиментные
обязательства
членов
семьи
(
родителей
и
детей
,
супругов
,
бывших
супругов
,
других
членов
семьи
),
а
также
отношения
между
супругами
по
поводу
их
общего
и
раздельного
имущества
.
Личными
неимущественными
отношениями
являются
отношения
,
касающиеся
вступления
в
брак
и
прекращения
брака
,
отношения
между
супругами
при
решении
вопросов
жизни
семьи
,
выбора
фамилии
при
заключении
и
расторжении
брака
,
отношения
между
родителями
и
детьми
по
воспитанию
и
образованию
детей
и
др
.
В
семейном
праве
основными
являются
личные
отношения
.
Они
во
многом
определяют
содержание
норм
,
регулирующих
имущественные
отношения
,
так
как
имущественные
отношения
всегда
связаны
с
ними
и
вытекают
из
них
.
В
литературе
выделяют
следующие
специфические
черты
отношений
,
регулируемых
семейным
законодательством
:
-
субъектами
семейных
отношений
могут
быть
только
граждане
;
129
-
семейные
отношения
(
как
личные
,
так
и
имущественные
)
возникают
из
своеобразных
юридических
фактов
:
родство
,
материнство
,
отцовство
,
усыновление
,
принятие
ребенка
на
воспитание
в
приемную
семью
;
-
семейные
отношения
,
как
правило
,
являются
длящимися
и
связывают
между
собой
не
посторонних
людей
,
а
близких
родственников
:
супругов
,
родителей
,
детей
и
др
.;
-
для
семейных
отношений
характерны
строгая
индивидуализация
их
участников
,
их
незаменимость
в
данных
отношениях
другими
лицами
,
в
том
числе
и
иными
членами
семьи
,
и
,
как
следствие
этого
,
неотчуждаемость
семейных
прав
и
обязанностей
.
Семейные
права
и
обязанности
являются
внеоборотными
,
непередаваемыми
ни
в
порядке
универсального
правопреемства
,
ни
по
соглашению
сторон
;
-
по
своему
содержанию
семейные
отношения
являются
преимущественно
личными
и
лишь
затем
имущественными
1
.
Семейным
отношениям
присущ
особый
лично
-
доверительный
характер
,
поскольку
главное
место
в
них
занимают
именно
личные
связи
членов
семьи
.
Следует
отметить
,
что
значительная
группа
личных
семейных
отношений
(
любовь
,
уважение
,
дружба
)
не
урегулирована
нормами
права
.
Более
того
,
далеко
не
все
имущественные
отношения
в
семье
можно
регулировать
правом
,
что
объясняется
спецификой
функций
,
присущих
семье
.
К
основным
функциям
семьи
относят
следующие
:
-
репродуктивная
(
продолжение
рода
);
-
воспитательная
;
-
хозяйственно
-
экономическая
;
-
рекреативная
(
взаимная
моральная
и
материальная
поддержка
);
-
коммуникативная
.
Метод
семейного
права
-
это
совокупность
приемов
и
способов
,
при
помощи
которых
нормы
семейного
права
воздействуют
на
общественные
семейные
отношения
.
Метод
семейного
права
характеризуют
как
дозволительно
-
императивный
.
Дозволительность
семейно
-
правового
регулирования
заключается
в
том
,
что
семейное
право
наделяет
участников
этих
отношений
возможностью
действовать
определенным
образом
,
удовлетворяя
свои
потребности
и
интересы
в
сфере
семейных
отношений
(
например
,
возможность
заключения
брачного
договора
,
соглашения
об
уплате
алиментов
и
т
.
п
.).
Однако
наряду
с
диспозитивными
нормами
в
семейном
законодательстве
присутствуют
и
императивные
нормы
(
например
,
нормы
,
определяющие
условия
вступления
в
брак
,
препятствия
к
заключению
брака
,
лишение
родительских
прав
,
усыновление
и
т
.
п
.).
Сущность
семейного
права
проявляется
не
только
через
специфику
его
предмета
и
метода
,
но
и
основные
начала
(
принципы
)
семейного
права
,
которые
отражают
наиболее
характерные
черты
данной
отрасли
.
Под
принципами
семейного
права
понимают
закрепленные
действующим
семейным
законодательством
130
основополагающие
начала
,
руководящие
идеи
,
которые
определяют
сущность
данной
отрасли
права
и
имеют
общеобязательное
значение
.
Они
зафиксированы
в
п
. 1
ст
. 1
СК
РФ
.
К
ним
относятся
:
1.
признание
брака
,
заключенного
только
в
органах
ЗАГСа
.
В
соответствии
с
п
. 2
ст
. 1
СК
РФ
признается
только
брак
,
заключенный
в
органах
записи
актов
гражданского
состояния
.
Брак
,
заключенный
по
религиозным
обрядам
,
фактические
брачные
отношения
не
влекут
возникновение
взаимных
прав
и
обязанностей
супругов
;
2.
добровольность
брачного
союза
означает
право
каждого
вступающего
в
брак
самостоятельно
определить
своего
избранника
,
недопустимо
воздействие
кого
-
либо
на
их
волю
при
решении
вопроса
о
заключении
брака
.
Взаимное
добровольное
согласие
мужчины
и
женщины
,
вступающих
в
брак
, -
обязательное
условие
заключения
брака
.
Данный
принцип
предполагает
и
свободу
в
расторжении
брака
как
по
желанию
обоих
супругов
,
так
и
по
заявлению
одного
из
них
;
3.
единобрачие
(
моногамия
).
СК
РФ
не
допускает
заключения
брака
между
лицами
,
из
которых
хотя
бы
одно
лицо
уже
состоит
в
другом
зарегистрированном
браке
;
4.
равенство
супругов
в
семье
.
Этот
принцип
вытекает
из
положений
Конституции
о
равенстве
прав
и
свобод
мужчины
и
женщины
,
о
свободе
выбора
места
пребывания
и
места
жительства
,
рода
занятий
,
о
равенстве
прав
и
обязанностей
родителей
в
отношении
своих
несовершеннолетних
детей
;
5.
разрешение
внутрисемейных
вопросов
по
взаимному
согласию
.
Данный
принцип
выражается
в
предоставлении
членам
семьи
возможности
свободно
определять
свои
взаимоотношения
внутри
семьи
.
Он
конкретизирован
в
п
. 2
ст
. 31
СК
РФ
,
в
соответствии
с
которым
вопросы
материнства
,
отцовства
,
воспитания
,
образования
детей
и
другие
вопросы
жизни
семьи
решаются
супругами
совместно
,
исходя
из
принципа
равенства
супругов
;
6.
приоритет
семейного
воспитания
детей
,
забота
об
их
благосостоянии
и
развитии
,
обеспечение
приоритетной
защиты
их
прав
и
интересов
.
Нормы
семейного
законодательства
устанавливают
,
что
дети
являются
самостоятельными
носителями
семейных
прав
.
В
СК
РФ
закреплен
целый
ряд
прав
несовершеннолетних
(
имущественные
и
личные
неимущественные
права
-
глава
11
СК
РФ
).
Статья
54
СК
РФ
особо
выделяет
право
несовершеннолетнего
ребенка
жить
и
воспитываться
в
семье
,
так
как
именно
семейное
воспитание
в
большей
степени
дает
возможность
осуществить
индивидуальный
подход
к
каждому
ребенку
с
учетом
особенностей
его
личности
;
7.
обеспечение
приоритетной
защиты
прав
и
интересов
нетрудоспособных
членов
семьи
.
Семейный
кодекс
предусматривает
приоритетную
защиту
именно
нетрудоспособных
членов
семьи
(
несовершеннолетних
детей
,
инвалидов
,
лиц
пенсионного
возраста
),
так
как