ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 1847
Скачиваний: 1
121
Наиболее
полно
и
четко
право
общего
пользования
водами
и
лесами
выражено
в
водном
и
лесном
законодательстве
.
Так
,
в
соответствии
с
Лесным
кодексом
РФ
1997
г
.
граждане
имеют
право
свободно
пребывать
в
лесах
,
собирать
дикорастущие
плоды
,
орехи
,
ягоды
и
т
.
п
.
В
то
же
время
пребывание
граждан
в
лесах
,
сбор
дикорастущих
плодов
,
грибов
,
ягод
могут
быть
ограничены
в
интересах
пожарной
безопасности
,
ведения
орехопромыслового
,
лесоплодового
или
лесосеменного
хозяйства
,
а
в
лесах
заповедников
-
в
связи
с
установленным
в
них
специальным
порядком
пользования
.
Порядок
осуществления
общего
водопользования
определен
в
ст
. 88
Водного
кодекса
РФ
.
Так
,
на
общее
водопользование
разрешение
не
требуется
.
Такое
водопользование
осуществляется
в
целях
купания
,
катания
на
лодках
,
забора
воды
для
питьевых
и
бытовых
нужд
и
т
.
д
.
Право
специального
природопользования
связано
с
потребностью
обеспечения
рационального
использования
природных
ресурсов
и
охраны
окружающей
среды
от
загрязнения
и
иных
вредных
воздействий
.
Оно
основано
в
России
на
принципах
целевого
характера
пользования
,
устойчивости
права
пользования
,
платности
природопользования
.
Цель
,
для
которой
предоставляются
земельные
участки
,
участки
недр
,
водные
объекты
и
участки
лесов
в
пользование
,
всегда
обязательно
указывается
в
разрешениях
на
право
пользования
(
в
решении
о
предоставлении
земельного
участка
,
в
лицензии
на
право
пользования
недрами
,
в
разрешении
на
специальное
водопользование
,
в
лесорубочном
или
лесном
билете
).
Поэтому
использование
природного
объекта
не
в
соответствии
с
целевым
назначением
рассматривается
законодательством
как
правонарушение
и
служит
одним
из
юридических
оснований
для
аннулирования
лицензии
.
Принцип
устойчивости
права
природопользования
заключается
в
том
,
что
природные
объекты
предоставляются
обычно
либо
в
бессрочное
пользование
ими
,
либо
на
длительный
срок
от
20
до
50
лет
.
Право
пользования
названными
ресурсами
может
быть
прекращено
только
по
основаниям
,
указанным
в
законе
.
Закрепление
в
законодательстве
и
реализация
принципа
устойчивости
права
природопользования
направлены
на
создание
необходимых
условий
для
осуществления
природопользователем
его
деятельности
,
а
также
гарантий
его
интересов
,
связанных
с
природопользованием
.
Специальное
природопользование
осуществляется
за
плату
.
Взимание
платы
регулируется
как
Законом
"
Об
охране
окружающей
среды
",
так
и
специальными
природоресурсными
актами
.
Платность
природопользования
включает
плату
за
природные
ресурсы
,
за
загрязнение
окружающей
природной
среды
и
за
другие
виды
воздействия
на
нее
.
Плата
за
природные
ресурсы
(
за
землю
,
недра
,
воды
,
леса
и
иную
растительность
,
животный
мир
,
рекреационные
ресурсы
)
взимается
:
-
за
право
пользования
природными
ресурсами
в
пределах
лимитов
;
-
за
сверхлимитное
и
нерациональное
использование
природных
ресурсов
;
122
-
на
воспроизводство
и
охрану
природных
ресурсов
.
Плата
за
загрязнение
окружающей
среды
и
другие
виды
воздействия
взимается
:
-
за
выбросы
,
сбросы
загрязняющих
веществ
,
размещение
отходов
и
другие
виды
загрязнения
в
пределах
установленных
лимитов
;
-
за
те
же
действия
,
но
сверх
установленных
лимитов
.
Для
осуществления
специального
природопользования
требуется
выделение
определенных
частей
природных
объектов
и
закрепление
их
в
обособленное
пользование
юридических
и
физических
лиц
.
Право
пользования
в
этих
случаях
возникает
на
основании
специально
выдаваемых
разрешений
в
соответствии
с
процедурой
(
предоставления
земельного
участка
,
горного
отвода
,
получения
лесорубочного
или
лесного
билета
и
т
.
д
.),
определенной
в
основном
в
рамках
природоресурсного
законодательства
.
В
природоресурсном
законодательстве
закрепляются
права
и
обязанности
пользователей
природными
ресурсами
.
Эти
права
и
обязанности
имеют
как
общие
,
так
и
специфические
черты
,
определяемые
с
учетом
специфики
того
или
иного
природного
объекта
.
Так
,
к
общим
правам
относится
использование
природных
ресурсов
для
любой
формы
предпринимательской
или
иной
деятельности
в
соответствии
с
целями
,
предусмотренными
в
лицензии
,
если
природопользование
осуществляется
на
лицензионной
основе
.
К
общим
обязанностям
природопользователей
относятся
соблюдение
требований
законодательства
о
природопользовании
и
охране
окружающей
среды
;
соблюдение
требований
технических
проектов
,
планов
и
иных
документов
(
если
природопользование
связано
с
их
реализацией
);
предоставление
разного
рода
информации
в
государственные
органы
,
которая
требуется
в
соответствии
с
законодательством
,
и
др
.
Лесопользователи
,
в
частности
,
имеют
право
осуществлять
пользование
лесами
в
пределах
только
тех
объемов
,
сроков
и
видов
пользования
,
которые
указаны
в
разрешительных
документах
.
Обязанности
лесопользователей
включают
:
ведение
работ
способами
,
не
допускающими
возникновения
эрозии
почв
,
исключающими
или
ограничивающими
отрицательное
воздействие
пользования
лесами
на
состояние
и
воспроизводство
лесов
и
других
природных
объектов
;
соблюдение
правил
пожарной
безопасности
;
очистку
лесосек
от
порубочных
остатков
;
осуществление
лесовосстановительных
мероприятий
на
вырубках
или
других
площадях
на
условиях
и
в
сроки
,
которые
указаны
в
разрешительных
документах
и
др
.
Нарушение
или
невыполнение
этих
обязанностей
влечет
соответствующие
неблагоприятные
последствия
для
природопользователей
.
Они
могут
быть
лишены
лицензии
,
привлечены
к
административной
или
уголовной
ответственности
.
123
7. 3.
Экологическое
нормирование
Под
нормированием
в
области
природопользования
и
охраны
окружающей
среды
понимается
установление
нормативов
качества
окружающей
среды
,
нормативов
допустимого
воздействия
на
окружающую
среду
при
осуществлении
хозяйственной
и
иной
деятельности
,
иных
нормативов
в
области
охраны
окружающей
среды
,
а
также
государственных
стандартов
и
иных
нормативных
документов
в
области
охраны
окружающей
среды
.
Нормирование
в
области
охраны
окружающей
среды
осуществляется
в
целях
государственного
регулирования
воздействия
хозяйственной
и
иной
деятельности
на
окружающую
среду
,
гарантирующего
сохранение
благоприятной
окружающей
среды
и
обеспечение
экологической
безопасности
.
В
природоохранительной
практике
России
нормирование
с
давних
пор
служит
одной
из
основных
мер
охраны
окружающей
среды
.
В
соответствии
с
экологическим
законодательством
нормативы
качества
окружающей
среды
едины
для
всей
территории
России
.
Одновременно
допускается
,
что
с
учетом
природно
-
климатических
особенностей
,
а
также
повышенной
социальной
ценности
отдельных
территорий
(
заповедников
,
заказников
,
курортных
и
рекреационных
территорий
)
для
них
устанавливаются
более
строгие
нормативы
.
Потребность
в
дифференциации
нормативов
качества
окружающей
среды
возникает
также
в
связи
с
наличием
на
территории
России
различных
природных
и
климатических
зон
и
,
соответственно
,
с
разной
реакцией
растительных
и
животных
организмов
на
однотипные
воздействия
.
Нормативами
качества
окружающей
природной
среды
являются
предельно
допустимые
нормы
воздействия
на
окружающую
природную
среду
со
стороны
антропогенной
деятельности
человека
.
Предельно
допустимые
нормативы
-
своего
рода
компромисс
между
экономикой
и
экологией
,
компромисс
вынужденный
.
Нормативы
качества
окружающей
среды
устанавливаются
для
оценки
состояния
окружающей
среды
в
целях
сохранения
естественных
экологических
систем
,
генетического
фонда
растений
,
животных
и
других
организмов
.
К
нормативам
качества
окружающей
среды
относятся
:
-
нормативы
,
установленные
в
соответствии
с
химическими
показателями
состояния
окружающей
среды
,
в
том
числе
нормативы
предельно
допустимых
концентраций
химических
веществ
,
включая
радиоактивные
вещества
;
-
нормативы
,
установленные
в
соответствии
с
физическими
показателями
состояния
окружающей
среды
,
в
том
числе
с
показателями
уровней
радиоактивности
и
тепла
;
-
нормативы
,
установленные
в
соответствии
с
биологическими
показателями
состояния
окружающей
среды
,
в
том
числе
видов
и
групп
растений
,
124
животных
и
других
организмов
,
используемых
как
индикаторы
качества
окружающей
среды
,
а
также
нормативы
предельно
допустимых
концентраций
микроорганизмов
;
-
иные
нормативы
качества
окружающей
среды
.
В
основе
нормативов
качества
лежат
три
показателя
:
-
медицинский
(
пороговый
уровень
угрозы
здоровью
человека
,
его
генетической
программе
);
-
технологический
(
способность
экономики
обеспечить
выполнение
установленных
пределов
воздействия
на
человека
и
среду
его
жизни
);
-
научно
-
технический
(
способность
научно
-
технических
средств
контролировать
соблюдение
пределов
воздействия
по
всем
его
параметрам
).
Норматив
становится
юридически
обязательным
с
момента
утверждения
его
компетентным
органом
(
Госкомсанэпиднадзор
России
и
Минприроды
России
).
Утверждаются
эти
нормативы
по
согласованию
с
другими
специально
уполномоченными
государственными
органами
в
области
охраны
окружающей
среды
.
Все
нормативы
качества
окружающей
природной
среды
подразделяются
на
три
группы
.
Первую
группу
составляют
санитарно
-
гигиенические
нормативы
.
К
ним
относятся
нормативы
предельно
допустимых
концентраций
вредных
веществ
-
химических
,
биологических
,
физических
воздействий
и
др
.,
нормативы
санитарных
,
защитных
зон
,
предельно
допустимых
уровней
радиационного
воздействия
и
др
.
Цель
таких
нормативов
-
определить
показатели
качества
окружающей
среды
применительно
к
здоровью
человека
.
К
нормативам
предельно
допустимого
вредного
воздействия
на
состояние
окружающей
среды
относятся
также
нормативы
предельно
допустимых
уровней
шума
,
вибрации
,
магнитных
полей
и
иных
вредных
физических
воздействий
;
нормативы
предельно
допустимого
уровня
радиационного
воздействия
;
предельно
допустимые
нормы
применения
агрохимикатов
в
сельском
хозяйстве
.
Сюда
же
можно
отнести
лимиты
размещения
отходов
.
Названные
нормативы
устанавливаются
для
отдельных
источников
воздействий
на
природу
.
Вторую
группу
образуют
экологические
нормативы
.
К
ним
относятся
нормативы
выбросов
,
сбросов
вредных
веществ
(
ПДВ
).
Они
устанавливают
требования
к
источнику
вредного
воздействия
,
ограничивая
его
деятельность
определенной
пороговой
величиной
.
К
экологическим
нормативам
могут
быть
отнесены
всякие
другие
требования
,
предъявляемые
к
источникам
(
стационарным
,
передвижным
)
с
целью
охраны
окружающей
природной
среды
и
здоровья
человека
.
В
отличие
от
стационарных
источников
,
для
которых
устанавливаются
индивидуальные
нормативы
с
учетом
специфики
их
воздействия
на
окружающую
среду
,
для
транспортных
и
иных
передвижных
средств
и
установок
определяются
нормативы
для
модели
.
125
В
третью
группу
нормативов
входят
так
называемые
вспомогательные
нормы
и
правила
.
Их
главная
цель
состоит
в
обеспечении
единства
в
употребляемой
терминологии
,
в
деятельности
организационных
структур
и
в
правовом
регулировании
экологических
отношений
.
7.4.
Экономико
-
правовой
механизм
охраны
окружающей
среды
Созданию
экономического
механизма
охраны
окружающей
среды
значительное
внимание
уделено
в
Законе
«
Об
охране
окружающей
среды
»
2002
г
.
Основными
методами
этого
механизма
в
соответствии
со
ст
. 14
являются
:
-
разработка
государственных
прогнозов
социально
-
экономического
развития
на
основе
экологических
прогнозов
;
-
разработка
федеральных
программ
в
области
экологического
развития
РФ
и
целевых
программ
в
области
охраны
окружающей
среды
субъектов
РФ
;
-
разработка
и
проведение
мероприятий
по
охране
окружающей
среды
в
целях
предотвращения
причинения
вреда
окружающей
среде
;
-
установление
платы
за
негативное
воздействие
на
окружающую
среду
;
-
установление
лимитов
на
выбросы
и
сбросы
загрязняющих
веществ
и
микроорганизмов
,
лимитов
на
размещение
отходов
производства
и
потребления
и
другие
виды
негативного
воздействия
на
окружающую
среду
;
-
проведение
экономической
оценки
природных
объектов
и
природно
-
антропогенных
объектов
;
-
проведение
экономической
оценки
воздействия
хозяйственной
и
иной
деятельности
на
окружающую
среду
;
-
предоставление
налоговых
и
иных
льгот
при
внедрении
наилучших
существующих
технологий
,
нетрадиционных
видов
энергии
,
использовании
вторичных
ресурсов
и
переработке
отходов
,
а
также
при
осуществлении
иных
эффективных
мер
по
охране
окружающей
среды
в
соответствии
с
законодательством
РФ
;
-
поддержка
предпринимательской
,
инновационной
и
иной
деятельности
(
в
том
числе
экологического
страхования
),
направленной
на
охрану
окружающей
среды
;
-
возмещение
в
установленном
порядке
вреда
окружающей
среде
;
-
иные
методы
экономического
регулирования
по
совершенствованию
и
эффективному
осуществлению
охраны
окружающей
среды
.
Планирование
и
разработка
мероприятий
по
охране
окружающей
среды
осуществляются
с
учетом
государственных
прогнозов
социально
-
экономического
развития
,
федеральных
программ
в
области
экологического
развития
РФ
,
целевых
программ
в
области
охраны
окружающей
среды
субъектов
РФ
на
основании
научных
исследований
,
направленных
на
решение
задач
в
области
охраны
окружающей
среды
(
ст
. 15
Закона
«
Об
охране
окружающей
среды
"»2002
г
.).