ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 1847

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

121 

 

Наиболее

 

полно

 

и

 

четко

 

право

 

общего

 

пользования

 

водами

 

и

 

лесами

 

выражено

 

в

 

водном

 

и

 

лесном

 

законодательстве

Так

в

 

соответствии

 

с

 

Лесным

 

кодексом

 

РФ

  1997 

г

граждане

 

имеют

 

право

 

свободно

 

пребывать

 

в

 

лесах

собирать

 

дикорастущие

 

плоды

орехи

ягоды

 

и

 

т

.

п

В

 

то

 

же

 

время

 

пребывание

 

граждан

 

в

 

лесах

сбор

 

дикорастущих

 

плодов

грибов

ягод

 

могут

 

быть

 

ограничены

 

в

 

интересах

 

пожарной

 

безопасности

ведения

 

орехопромыслового

лесоплодового

 

или

 

лесосеменного

 

хозяйства

а

 

в

 

лесах

 

заповедников

  - 

в

 

связи

 

с

 

установленным

 

в

 

них

 

специальным

 

порядком

 

пользования

Порядок

 

осуществления

 

общего

 

водопользования

 

определен

 

в

 

ст

.  88 

Водного

 

кодекса

 

РФ

Так

на

 

общее

 

водопользование

 

разрешение

 

не

 

требуется

Такое

 

водопользование

 

осуществляется

 

в

 

целях

 

купания

катания

 

на

 

лодках

забора

 

воды

 

для

 

питьевых

 

и

 

бытовых

 

нужд

 

и

 

т

.

д

Право

 

специального

 

природопользования

 

связано

 

с

 

потребностью

 

обеспечения

 

рационального

 

использования

 

природных

 

ресурсов

 

и

 

охраны

 

окружающей

 

среды

 

от

 

загрязнения

 

и

 

иных

 

вредных

 

воздействий

Оно

 

основано

 

в

 

России

 

на

 

принципах

 

целевого

 

характера

 

пользования

устойчивости

 

права

 

пользования

платности

 

природопользования

Цель

для

 

которой

 

предоставляются

 

земельные

 

участки

участки

 

недр

водные

 

объекты

 

и

 

участки

 

лесов

 

в

 

пользование

всегда

 

обязательно

 

указывается

 

в

 

разрешениях

 

на

 

право

 

пользования

  (

в

 

решении

 

о

 

предоставлении

 

земельного

 

участка

в

 

лицензии

 

на

 

право

 

пользования

 

недрами

в

 

разрешении

 

на

 

специальное

 

водопользование

в

 

лесорубочном

 

или

 

лесном

 

билете

). 

Поэтому

 

использование

 

природного

 

объекта

 

не

 

в

 

соответствии

 

с

 

целевым

 

назначением

 

рассматривается

 

законодательством

 

как

 

правонарушение

 

и

 

служит

 

одним

 

из

 

юридических

 

оснований

 

для

 

аннулирования

 

лицензии

Принцип

 

устойчивости

 

права

 

природопользования

 

заключается

 

в

 

том

что

 

природные

 

объекты

 

предоставляются

 

обычно

 

либо

 

в

 

бессрочное

 

пользование

 

ими

либо

 

на

 

длительный

 

срок

 

от

  20 

до

  50 

лет

Право

 

пользования

 

названными

 

ресурсами

 

может

 

быть

 

прекращено

 

только

 

по

 

основаниям

указанным

 

в

 

законе

Закрепление

 

в

 

законодательстве

 

и

 

реализация

 

принципа

 

устойчивости

 

права

 

природопользования

 

направлены

 

на

 

создание

 

необходимых

 

условий

 

для

 

осуществления

 

природопользователем

 

его

 

деятельности

а

 

также

 

гарантий

 

его

 

интересов

связанных

 

с

 

природопользованием

Специальное

 

природопользование

 

осуществляется

 

за

 

плату

Взимание

 

платы

 

регулируется

 

как

 

Законом

  "

Об

 

охране

 

окружающей

 

среды

", 

так

 

и

 

специальными

 

природоресурсными

 

актами

Платность

 

природопользования

 

включает

 

плату

 

за

 

природные

 

ресурсы

за

 

загрязнение

 

окружающей

 

природной

 

среды

 

и

 

за

 

другие

 

виды

 

воздействия

 

на

 

нее

Плата

 

за

 

природные

 

ресурсы

  (

за

 

землю

недра

воды

леса

 

и

 

иную

 

растительность

животный

 

мир

рекреационные

 

ресурсы

взимается

:  

за

 

право

 

пользования

 

природными

 

ресурсами

 

в

 

пределах

 

лимитов

;  

за

 

сверхлимитное

 

и

 

нерациональное

 

использование

 

природных

 

ресурсов

;  


background image

 

122 

 

на

 

воспроизводство

 

и

 

охрану

 

природных

 

ресурсов

.  

Плата

 

за

 

загрязнение

 

окружающей

 

среды

 

и

 

другие

 

виды

 

воздействия

 

взимается

:  

за

 

выбросы

сбросы

 

загрязняющих

 

веществ

размещение

 

отходов

 

и

 

другие

 

виды

 

загрязнения

 

в

 

пределах

 

установленных

 

лимитов

;  

за

 

те

 

же

 

действия

но

 

сверх

 

установленных

 

лимитов

.  

Для

 

осуществления

 

специального

 

природопользования

 

требуется

 

выделение

 

определенных

 

частей

 

природных

 

объектов

 

и

 

закрепление

 

их

 

в

 

обособленное

 

пользование

 

юридических

 

и

 

физических

 

лиц

Право

 

пользования

 

в

 

этих

 

случаях

 

возникает

 

на

 

основании

 

специально

 

выдаваемых

 

разрешений

 

в

 

соответствии

 

с

 

процедурой

  (

предоставления

 

земельного

 

участка

горного

 

отвода

получения

 

лесорубочного

 

или

 

лесного

 

билета

 

и

 

т

.

д

.), 

определенной

 

в

 

основном

 

в

 

рамках

 

природоресурсного

 

законодательства

В

 

природоресурсном

 

законодательстве

 

закрепляются

 

права

 

и

 

обязанности

 

пользователей

 

природными

 

ресурсами

Эти

 

права

 

и

 

обязанности

 

имеют

 

как

 

общие

так

 

и

 

специфические

 

черты

определяемые

 

с

 

учетом

 

специфики

 

того

 

или

 

иного

 

природного

 

объекта

Так

к

 

общим

 

правам

 

относится

 

использование

 

природных

 

ресурсов

 

для

 

любой

 

формы

 

предпринимательской

 

или

 

иной

 

деятельности

 

в

 

соответствии

 

с

 

целями

предусмотренными

 

в

 

лицензии

если

 

природопользование

 

осуществляется

 

на

 

лицензионной

 

основе

К

 

общим

 

обязанностям

 

природопользователей

 

относятся

 

соблюдение

 

требований

 

законодательства

 

о

 

природопользовании

 

и

 

охране

 

окружающей

 

среды

соблюдение

 

требований

 

технических

 

проектов

планов

 

и

 

иных

 

документов

  (

если

 

природопользование

 

связано

 

с

 

их

 

реализацией

); 

предоставление

 

разного

 

рода

 

информации

 

в

 

государственные

 

органы

которая

 

требуется

 

в

 

соответствии

 

с

 

законодательством

и

 

др

Лесопользователи

в

 

частности

имеют

 

право

 

осуществлять

 

пользование

 

лесами

 

в

 

пределах

 

только

 

тех

 

объемов

сроков

 

и

 

видов

 

пользования

которые

 

указаны

 

в

 

разрешительных

 

документах

Обязанности

 

лесопользователей

 

включают

ведение

 

работ

 

способами

не

 

допускающими

 

возникновения

 

эрозии

 

почв

исключающими

 

или

 

ограничивающими

 

отрицательное

 

воздействие

 

пользования

 

лесами

 

на

 

состояние

 

и

 

воспроизводство

 

лесов

 

и

 

других

 

природных

 

объектов

соблюдение

 

правил

 

пожарной

 

безопасности

очистку

 

лесосек

 

от

 

порубочных

 

остатков

осуществление

 

лесовосстановительных

 

мероприятий

 

на

 

вырубках

 

или

 

других

 

площадях

 

на

 

условиях

 

и

 

в

 

сроки

которые

 

указаны

 

в

 

разрешительных

 

документах

 

и

 

др

Нарушение

 

или

 

невыполнение

 

этих

 

обязанностей

 

влечет

 

соответствующие

 

неблагоприятные

 

последствия

 

для

 

природопользователей

Они

 

могут

 

быть

 

лишены

 

лицензии

привлечены

 

к

 

административной

 

или

 

уголовной

 

ответственности

 


background image

 

123 

 

 

7. 3. 

Экологическое

 

нормирование

 

 

Под

 

нормированием

 

в

 

области

 

природопользования

 

и

 

охраны

 

окружающей

 

среды

 

понимается

 

установление

 

нормативов

 

качества

 

окружающей

 

среды

нормативов

 

допустимого

 

воздействия

 

на

 

окружающую

 

среду

 

при

 

осуществлении

 

хозяйственной

 

и

 

иной

 

деятельности

иных

 

нормативов

 

в

 

области

 

охраны

 

окружающей

 

среды

а

 

также

 

государственных

 

стандартов

 

и

 

иных

 

нормативных

 

документов

 

в

 

области

 

охраны

 

окружающей

 

среды

Нормирование

 

в

 

области

 

охраны

 

окружающей

 

среды

 

осуществляется

 

в

 

целях

 

государственного

 

регулирования

 

воздействия

 

хозяйственной

 

и

 

иной

 

деятельности

 

на

 

окружающую

 

среду

гарантирующего

 

сохранение

 

благоприятной

 

окружающей

 

среды

 

и

 

обеспечение

 

экологической

 

безопасности

В

 

природоохранительной

 

практике

 

России

 

нормирование

 

с

 

давних

 

пор

 

служит

 

одной

 

из

 

основных

 

мер

 

охраны

 

окружающей

 

среды

В

 

соответствии

 

с

 

экологическим

 

законодательством

 

нормативы

 

качества

 

окружающей

 

среды

 

едины

 

для

 

всей

 

территории

 

России

Одновременно

 

допускается

что

 

с

 

учетом

 

природно

-

климатических

 

особенностей

а

 

также

 

повышенной

 

социальной

 

ценности

 

отдельных

 

территорий

  (

заповедников

заказников

курортных

 

и

 

рекреационных

 

территорий

для

 

них

 

устанавливаются

 

более

 

строгие

 

нормативы

Потребность

 

в

 

дифференциации

 

нормативов

 

качества

 

окружающей

 

среды

 

возникает

 

также

 

в

 

связи

 

с

 

наличием

 

на

 

территории

 

России

 

различных

 

природных

 

и

 

климатических

 

зон

 

и

соответственно

с

 

разной

 

реакцией

 

растительных

 

и

 

животных

 

организмов

 

на

 

однотипные

 

воздействия

Нормативами

 

качества

 

окружающей

 

природной

 

среды

 

являются

 

предельно

 

допустимые

 

нормы

 

воздействия

 

на

 

окружающую

 

природную

 

среду

 

со

 

стороны

 

антропогенной

 

деятельности

 

человека

Предельно

 

допустимые

 

нормативы

  - 

своего

 

рода

 

компромисс

 

между

 

экономикой

 

и

 

экологией

компромисс

 

вынужденный

Нормативы

 

качества

 

окружающей

 

среды

 

устанавливаются

 

для

 

оценки

 

состояния

 

окружающей

 

среды

 

в

 

целях

 

сохранения

 

естественных

 

экологических

 

систем

генетического

 

фонда

 

растений

животных

 

и

 

других

 

организмов

К

 

нормативам

 

качества

 

окружающей

 

среды

 

относятся

:  

нормативы

установленные

 

в

 

соответствии

 

с

 

химическими

 

показателями

 

состояния

 

окружающей

 

среды

в

 

том

 

числе

 

нормативы

 

предельно

 

допустимых

 

концентраций

 

химических

 

веществ

включая

 

радиоактивные

 

вещества

;  

нормативы

установленные

 

в

 

соответствии

 

с

 

физическими

 

показателями

 

состояния

 

окружающей

 

среды

в

 

том

 

числе

 

с

 

показателями

 

уровней

 

радиоактивности

 

и

 

тепла

;  

нормативы

установленные

 

в

 

соответствии

 

с

 

биологическими

 

показателями

 

состояния

 

окружающей

 

среды

в

 

том

 

числе

 

видов

 

и

 

групп

 

растений


background image

 

124 

 

животных

 

и

 

других

 

организмов

используемых

 

как

 

индикаторы

 

качества

 

окружающей

 

среды

а

 

также

 

нормативы

 

предельно

 

допустимых

 

концентраций

 

микроорганизмов

;  

иные

 

нормативы

 

качества

 

окружающей

 

среды

.  

В

 

основе

 

нормативов

 

качества

 

лежат

 

три

 

показателя

:  

медицинский

  (

пороговый

 

уровень

 

угрозы

 

здоровью

 

человека

его

 

генетической

 

программе

);  

технологический

  (

способность

 

экономики

 

обеспечить

 

выполнение

 

установленных

 

пределов

 

воздействия

 

на

 

человека

 

и

 

среду

 

его

 

жизни

);  

научно

-

технический

 

(

способность

 

научно

-

технических

 

средств

 

контролировать

 

соблюдение

 

пределов

 

воздействия

 

по

 

всем

 

его

 

параметрам

).  

Норматив

 

становится

 

юридически

 

обязательным

 

с

 

момента

 

утверждения

 

его

 

компетентным

 

органом

  (

Госкомсанэпиднадзор

 

России

 

и

 

Минприроды

 

России

). 

Утверждаются

 

эти

 

нормативы

 

по

 

согласованию

 

с

 

другими

 

специально

 

уполномоченными

 

государственными

 

органами

 

в

 

области

 

охраны

 

окружающей

 

среды

Все

 

нормативы

 

качества

 

окружающей

 

природной

 

среды

 

подразделяются

 

на

 

три

 

группы

Первую

 

группу

 

составляют

 

санитарно

-

гигиенические

 

нормативы

К

 

ним

 

относятся

 

нормативы

 

предельно

 

допустимых

 

концентраций

 

вредных

 

веществ

  - 

химических

биологических

физических

 

воздействий

 

и

 

др

., 

нормативы

 

санитарных

защитных

 

зон

предельно

 

допустимых

 

уровней

 

радиационного

 

воздействия

 

и

 

др

Цель

 

таких

 

нормативов

  - 

определить

 

показатели

 

качества

 

окружающей

 

среды

 

применительно

 

к

 

здоровью

 

человека

К

 

нормативам

 

предельно

 

допустимого

 

вредного

 

воздействия

 

на

 

состояние

 

окружающей

 

среды

 

относятся

 

также

 

нормативы

 

предельно

 

допустимых

 

уровней

 

шума

вибрации

магнитных

 

полей

 

и

 

иных

 

вредных

 

физических

 

воздействий

нормативы

 

предельно

 

допустимого

 

уровня

 

радиационного

 

воздействия

предельно

 

допустимые

 

нормы

 

применения

 

агрохимикатов

 

в

 

сельском

 

хозяйстве

Сюда

 

же

 

можно

 

отнести

 

лимиты

 

размещения

 

отходов

Названные

 

нормативы

 

устанавливаются

 

для

 

отдельных

 

источников

 

воздействий

 

на

 

природу

Вторую

 

группу

 

образуют

 

экологические

 

нормативы

К

 

ним

 

относятся

 

нормативы

 

выбросов

сбросов

 

вредных

 

веществ

  (

ПДВ

). 

Они

 

устанавливают

 

требования

 

к

 

источнику

 

вредного

 

воздействия

ограничивая

 

его

 

деятельность

 

определенной

 

пороговой

 

величиной

К

 

экологическим

 

нормативам

 

могут

 

быть

 

отнесены

 

всякие

 

другие

 

требования

предъявляемые

 

к

 

источникам

 

(

стационарным

передвижным

с

 

целью

 

охраны

 

окружающей

 

природной

 

среды

 

и

 

здоровья

 

человека

В

 

отличие

 

от

 

стационарных

 

источников

для

 

которых

 

устанавливаются

 

индивидуальные

 

нормативы

 

с

 

учетом

 

специфики

 

их

 

воздействия

 

на

 

окружающую

 

среду

для

 

транспортных

 

и

 

иных

 

передвижных

 

средств

 

и

 

установок

 

определяются

 

нормативы

 

для

 

модели


background image

 

125 

 

В

 

третью

 

группу

 

нормативов

 

входят

 

так

 

называемые

 

вспомогательные

 

нормы

 

и

 

правила

Их

 

главная

 

цель

 

состоит

 

в

 

обеспечении

 

единства

 

в

 

употребляемой

 

терминологии

в

 

деятельности

 

организационных

 

структур

 

и

 

в

 

правовом

 

регулировании

 

экологических

 

отношений

 

7.4. 

Экономико

-

правовой

 

механизм

 

охраны

 

окружающей

 

среды

 

 

Созданию

 

экономического

 

механизма

 

охраны

 

окружающей

 

среды

 

значительное

 

внимание

 

уделено

 

в

 

Законе

  «

Об

 

охране

 

окружающей

 

среды

» 

2002 

г

Основными

 

методами

 

этого

 

механизма

 

в

 

соответствии

 

со

 

ст

.  14 

являются

:  

разработка

 

государственных

 

прогнозов

 

социально

-

экономического

 

развития

 

на

 

основе

 

экологических

 

прогнозов

;  

разработка

 

федеральных

 

программ

 

в

 

области

 

экологического

 

развития

 

РФ

 

и

 

целевых

 

программ

 

в

 

области

 

охраны

 

окружающей

 

среды

 

субъектов

 

РФ

;  

разработка

 

и

 

проведение

 

мероприятий

 

по

 

охране

 

окружающей

 

среды

 

в

 

целях

 

предотвращения

 

причинения

 

вреда

 

окружающей

 

среде

;  

установление

 

платы

 

за

 

негативное

 

воздействие

 

на

 

окружающую

 

среду

;  

установление

 

лимитов

 

на

 

выбросы

 

и

 

сбросы

 

загрязняющих

 

веществ

 

и

 

микроорганизмов

лимитов

 

на

 

размещение

 

отходов

 

производства

 

и

 

потребления

 

и

 

другие

 

виды

 

негативного

 

воздействия

 

на

 

окружающую

 

среду

;  

проведение

 

экономической

 

оценки

 

природных

 

объектов

 

и

 

природно

-

антропогенных

 

объектов

;  

проведение

 

экономической

 

оценки

 

воздействия

 

хозяйственной

 

и

 

иной

 

деятельности

 

на

 

окружающую

 

среду

;  

предоставление

 

налоговых

 

и

 

иных

 

льгот

 

при

 

внедрении

 

наилучших

 

существующих

 

технологий

нетрадиционных

 

видов

 

энергии

использовании

 

вторичных

 

ресурсов

 

и

 

переработке

 

отходов

а

 

также

 

при

 

осуществлении

 

иных

 

эффективных

 

мер

 

по

 

охране

 

окружающей

 

среды

 

в

 

соответствии

 

с

 

законодательством

 

РФ

;  

поддержка

 

предпринимательской

инновационной

 

и

 

иной

 

деятельности

  (

в

 

том

 

числе

 

экологического

 

страхования

), 

направленной

 

на

 

охрану

 

окружающей

 

среды

;  

возмещение

 

в

 

установленном

 

порядке

 

вреда

 

окружающей

 

среде

;  

иные

 

методы

 

экономического

 

регулирования

 

по

 

совершенствованию

 

и

 

эффективному

 

осуществлению

 

охраны

 

окружающей

 

среды

.  

Планирование

 

и

 

разработка

 

мероприятий

 

по

 

охране

 

окружающей

 

среды

 

осуществляются

 

с

 

учетом

 

государственных

 

прогнозов

 

социально

-

экономического

 

развития

федеральных

 

программ

 

в

 

области

 

экологического

 

развития

 

РФ

целевых

 

программ

 

в

 

области

 

охраны

 

окружающей

 

среды

 

субъектов

 

РФ

 

на

 

основании

 

научных

 

исследований

направленных

 

на

 

решение

 

задач

 

в

 

области

 

охраны

 

окружающей

 

среды

  (

ст

.  15 

Закона

  «

Об

 

охране

 

окружающей

 

среды

"»2002 

г

.).