ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 1846
Скачиваний: 1
116
Глава
7.
Основы
экологического
права
.
7.1.
Понятие
,
предмет
и
принципы
экологического
права
Экологическое
право
представляет
собой
совокупность
правовых
принципов
и
норм
,
регулирующих
общественные
отношения
:
-
по
охране
окружающей
среды
от
вредных
воздействий
в
процессе
хозяйственной
и
иной
деятельности
;
-
по
рациональному
использованию
природных
ресурсов
;
-
по
охране
экологических
прав
и
законных
интересов
физических
и
юридических
лиц
;
-
по
обеспечению
экологической
безопасности
.
При
этом
под
охраной
окружающей
среды
принято
понимать
деятельность
органов
государственной
власти
Российской
Федерации
,
органов
государственной
власти
субъектов
Российской
Федерации
,
органов
местного
самоуправления
,
общественных
и
иных
некоммерческих
объединений
,
юридических
и
физических
лиц
,
направленную
на
сохранение
и
восстановление
природной
среды
,
рациональное
использование
и
воспроизводство
природных
ресурсов
,
предотвращение
негативного
воздействия
хозяйственной
и
иной
деятельности
на
окружающую
среду
и
ликвидацию
ее
последствий
.
Рациональное
использование
природных
ресурсов
-
это
комплексное
,
экономически
эффективное
использование
природных
ресурсов
в
сочетании
с
требованиями
охраны
окружающей
природной
среды
.
Под
экологической
безопасностью
понимается
состояние
защищенности
жизненно
важных
интересов
личности
,
общества
,
государства
,
а
также
окружающей
природной
среды
от
угроз
,
возникающих
в
результате
антропогенных
и
природных
воздействий
на
нее
;
положение
,
при
котором
отсутствует
угроза
нанесения
ущерба
природной
среде
и
здоровью
населения
.
Принято
считать
,
что
формально
-
юридически
под
окружающей
средой
в
российском
законодательстве
понимается
совокупность
компонентов
природной
среды
,
природных
и
природно
-
антропогенных
объектов
,
а
также
антропогенных
объектов
.
-
природный
объект
-
это
естественная
экологическая
система
,
природный
ландшафт
и
составляющие
их
элементы
,
сохранившие
свои
природные
свойства
;
-
природно
-
антропогенный
объект
-
это
природный
объект
,
измененный
в
результате
хозяйственной
и
иной
деятельности
,
и
(
или
)
объект
,
созданный
человеком
,
обладающий
свойствами
природного
объекта
и
имеющий
рекреационное
и
защитное
значение
;
-
антропогенный
объект
-
объект
,
созданный
человеком
для
обеспечения
его
социальных
потребностей
и
не
обладающий
свойствами
природных
объектов
.
117
Экологическое
право
-
одна
из
отраслей
в
системе
российского
права
.
Появление
и
закрепление
норм
,
регулирующих
экологические
общественные
отношения
,
в
источниках
,
относящихся
к
другим
отраслям
российского
права
(
конституционному
,
гражданскому
,
уголовному
,
предпринимательскому
,
административному
,
финансовому
,
аграрному
,
трудовому
и
др
.),
свидетельствуют
об
экологизации
российского
законодательства
,
а
не
о
размытости
границ
предмета
рассматриваемой
отрасли
.
Создание
оптимальной
модели
экологического
управления
во
многих
государствах
рассматривается
в
качестве
важного
фактора
повышения
эффективности
законодательства
в
области
охраны
окружающей
среды
,
реализации
экологической
политики
.
При
этом
функции
государственного
управления
охраной
окружающей
среды
различаются
от
государства
к
государству
в
зависимости
от
преобладающих
научных
воззрений
на
назначение
экологического
управления
,
определение
круга
стоящих
задач
,
его
соотношение
с
другими
сферами
государственной
деятельности
,
внутреннюю
структуру
системы
его
органов
,
функции
и
компетенцию
.
В
настоящее
время
наиболее
распространенными
подходами
к
проблеме
управления
охраной
окружающей
среды
являются
следующие
:
1.
Фрагментарный
подход
.
Данный
подход
основывается
на
раздельном
экологическом
управлении
по
объектам
природы
или
отраслям
экономики
и
исходит
из
традиционного
деления
природной
среды
на
несколько
основных
компонентов
:
землю
,
недра
,
воды
,
растительный
и
животный
мир
,
атмосферный
воздух
и
космическое
пространство
.
В
результате
экологические
функции
возлагаются
на
действующие
хозяйственно
-
отраслевые
ведомства
,
вместо
того
,
чтобы
создавать
новые
административные
ведомства
по
охране
окружающей
среды
,
тем
самым
уже
заранее
осложняя
центральный
бюрократический
аппарат
.
Неудовлетворительные
результаты
по
сохранению
природы
и
обеспечению
рационального
использования
природных
ресурсов
показали
несостоятельность
фрагментарного
подхода
.
2.
Противоречивость
экономики
и
экологии
.
Данный
подход
основывается
на
наличии
объективного
противоречия
между
экономикой
и
охраной
окружающей
среды
в
силу
несовместимости
стоящих
перед
ними
задач
,
что
по
своей
сути
ставит
под
сомнение
представление
о
рыночной
модели
экономики
как
способной
гарантировать
устойчивый
общественный
прогресс
.
Именно
игнорированием
данного
противоречия
многие
ученые
объясняют
отсутствие
успехов
в
области
природоохранения
в
условиях
применения
рыночных
механизмов
при
одновременном
снижении
управленческой
роли
государства
.
Вместе
с
тем
нельзя
игнорировать
тот
факт
,
что
рыночная
экономика
все
же
остается
доминирующей
моделью
общественных
экономических
отношений
.
В
таких
условиях
требуется
поиск
компромиссных
вариантов
.
При
этом
разумной
представляется
идея
о
сочетании
методов
118
административного
и
рыночного
воздействия
на
хозяйственную
деятельность
.
3.
Консолидация
экологического
управления
.
Под
воздействием
философской
концепции
о
единстве
и
взаимодействии
всех
явлений
и
элементов
природы
(
В
.
И
.
Вернадский
,
Е
.
К
.
Федоров
и
др
.),
а
также
с
учетом
известных
недостатков
управления
разрабатывается
система
концептуальных
взглядов
,
основанная
на
идее
интеграции
всех
аспектов
управления
охраной
окружающей
среды
в
рамках
единой
управленческой
системы
.
Интеграция
рассматривается
как
выделение
природоохранных
функций
из
хозяйственно
-
отраслевого
управления
и
их
объединение
на
основе
создания
специализированного
ведомства
по
охране
окружающей
среды
.
4.
Исправительный
и
предупредительный
подходы
.
В
соответствии
с
исправительным
подходом
считается
,
что
для
решения
проблемы
загрязнения
необходимо
обеспечить
очистку
отходов
производства
и
контролировать
ее
путем
установления
лимитов
для
выбросов
и
сбросов
,
не
реформируя
при
этом
экономику
и
другие
сферы
общественной
жизни
.
Данный
подход
ориентирован
на
потребление
природных
ресурсов
без
четких
обязательств
сохранять
,
возобновлять
и
восстанавливать
эти
ресурсы
,
т
.
е
.
на
«
потребление
ради
производства
».
5.
Интеграция
экономики
и
экологии
.
В
данном
случае
окружающая
среда
рассматривается
не
только
как
материальная
база
экономического
и
общественного
развития
,
но
и
как
условие
выживания
человека
.
Речь
идет
о
том
,
что
в
первую
очередь
необходимо
реформировать
экономику
,
интегрировать
экономические
интересы
в
экономическое
развитие
,
поставить
экологические
интересы
над
экономическими
,
заставить
первые
определять
развитие
экономики
.
Задачи
охраны
окружающей
среды
должны
быть
поставлены
перед
всеми
правительственными
ведомствами
,
международными
организациями
и
крупными
учреждениями
частного
сектора
.
Механизм
реализации
этих
задач
должен
опираться
на
установление
ответственности
таких
учреждений
за
последствия
своей
деятельности
.
Сам
процесс
принятия
решений
должен
быть
скоординированным
и
предусматривать
широкое
участие
населения
.
Достичь
интеграции
экологических
и
экономических
факторов
без
слияния
двух
сфер
управления
возможно
путем
наделения
органов
специализированного
природоохранного
управления
реальными
возможностями
участия
и
рычагами
влияния
на
принимаемые
хозяйственные
решения
.
Одновременно
экономика
не
освобождается
от
обязанностей
по
охране
окружающей
природной
среды
и
выполняет
функции
экологического
управления
применительно
к
своему
виду
деятельности
,
что
требует
создания
в
своей
структуре
соответствующих
подразделений
по
охране
окружающей
среды
.
Экологическое
право
основано
как
на
общих
принципах
российского
права
,
так
и
на
принципах
данной
отрасли
(
отраслевых
).
Основные
119
отраслевые
принципы
экологического
права
определены
в
ст
.3
Федерального
закона
«
Об
охране
окружающей
среды
» 2002
г
.
Этим
Законом
установлено
,
что
хозяйственная
и
иная
деятельность
органов
государственной
власти
Российской
Федерации
,
органов
государственной
власти
субъектов
Российской
Федерации
,
органов
местного
самоуправления
,
юридических
и
физических
лиц
,
оказывающая
воздействие
на
окружающую
среду
,
должна
осуществляться
на
основе
следующих
принципов
:
-
соблюдения
права
человека
на
благоприятную
окружающую
среду
;
-
обеспечения
благоприятных
условий
жизнедеятельности
человека
;
-
научно
обоснованнго
сочетания
экологических
,
экономических
и
социальных
интересов
человека
,
общества
и
государства
в
целях
обеспечения
устойчивого
развития
и
благоприятной
окружающей
среды
;
-
охраны
,
воспроизводства
и
рационального
использования
природных
ресурсов
как
необходимых
условий
обеспечения
благоприятной
окружающей
среды
и
экологической
безопасности
;
-
ответственности
органов
государственной
власти
Российской
Федерации
,
органов
государственной
власти
субъектов
Российской
Федерации
,
органов
местного
самоуправления
за
обеспечение
благоприятной
окружающей
среды
и
экологической
безопасности
на
соответствующих
территориях
;
-
платности
природопользования
и
возмещения
вреда
окружающей
среде
;
-
независимости
контроля
в
области
охраны
окружающей
среды
;
-
презумпции
экологической
опасности
планируемой
хозяйственной
и
иной
деятельности
;
-
обязательности
оценки
воздействия
на
окружающую
среду
при
принятии
решений
об
осуществлении
хозяйственной
и
иной
деятельности
;
-
обязательность
проведения
государственной
экологической
экспертизы
проектов
и
иной
документации
,
обосновывающих
хозяйственную
и
иную
деятельность
,
которая
может
оказать
негативное
воздействие
на
окружающую
среду
,
создать
угрозу
жизни
,
здоровью
и
имуществу
граждан
;
-
учета
природных
и
социально
-
экономических
особенностей
территорий
при
планировании
и
осуществлении
хозяйственной
и
иной
деятельности
;
-
приоритета
сохранения
естественных
экологических
систем
,
природных
ландшафтов
и
природных
комплексов
;
-
допустимости
воздействия
хозяйственной
и
иной
деятельности
на
природную
среду
исходя
из
требований
в
области
охраны
окружающей
среды
;
-
обеспечения
снижения
негативного
воздействия
хозяйственной
и
иной
деятельности
на
окружающую
среду
в
соответствии
с
нормативами
в
области
охраны
окружающей
среды
,
которого
можно
достигнуть
на
основе
использования
наилучших
существующих
технологий
с
учетом
экономических
и
социальных
факторов
;
-
обязательности
участия
в
деятельности
по
охране
окружающей
среды
органов
государственной
власти
Российской
Федерации
,
органов
120
государственной
власти
субъектов
Российской
Федерации
,
органов
местного
самоуправления
,
общественных
и
иных
некоммерческих
объединений
,
юридических
и
физических
лиц
;
-
сохранения
биологического
разнообразия
;
-
обеспечения
интегрированного
и
индивидуального
подходов
к
установлению
требований
в
области
охраны
окружающей
среды
к
субъектам
хозяйственной
и
иной
деятельности
,
осуществляющим
такую
деятельность
или
планирующим
осуществление
такой
деятельности
;
-
запрещения
хозяйственной
и
иной
деятельности
,
последствия
воздействия
которой
непредсказуемы
для
окружающей
среды
,
а
также
реализации
проектов
,
которые
могут
привести
к
деградации
естественных
экологических
систем
,
изменению
и
(
или
)
уничтожению
генетического
фонда
растений
,
животных
и
других
организмов
,
истощению
природных
ресурсов
и
иным
негативным
изменениям
окружающей
среды
;
-
соблюдения
права
каждого
на
получение
достоверной
информации
о
состоянии
окружающей
среды
,
а
также
участия
граждан
в
принятии
решений
,
касающихся
их
прав
на
благоприятную
окружающую
среду
,
в
соответствии
с
законодательством
;
-
ответственности
за
нарушение
законодательства
в
области
охраны
окружающей
среды
;
-
организации
и
развития
системы
экологического
образования
,
воспитания
и
формирования
экологической
культуры
;
-
участия
граждан
,
общественных
и
иных
некоммерческих
объединений
в
решении
задач
охраны
окружающей
среды
;
-
международного
сотрудничества
Российской
Федерации
в
области
охраны
окружающей
среды
.
7.2.
Право
природопользования
Система
норм
,
регулирующих
отношения
по
использованию
природных
богатств
,
называется
правом
природопользования
.
Такие
нормы
содержатся
главным
образом
в
природоресурсном
законодательстве
-
земельном
,
водном
,
горном
,
лесном
,
фаунистическом
.
Природоресурсное
законодательство
предусматривает
общее
и
специальное
пользование
землей
,
недрами
,
водами
и
лесами
.
Общее
природопользование
характеризуется
тем
,
что
оно
является
общедоступным
.
Оно
не
требует
особого
разрешения
в
каждом
конкретном
случае
со
стороны
компетентных
государственных
органов
,
а
также
тех
лиц
(
предприятий
и
учреждений
),
за
которыми
природные
объекты
закреплены
в
пользование
.
Право
на
такое
пользование
природными
объектами
возникает
непосредственно
из
законов
или
иных
нормативных
правовых
актов
.
В
ряде
случаев
устанавливаются
пределы
и
условия
общего
пользования
природными
ресурсами
.