ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 1831

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

116 

 

Глава

 7. 

Основы

 

экологического

 

права

7.1. 

Понятие

предмет

 

и

 

принципы

 

экологического

 

права

 

 

Экологическое

 

право

 

представляет

 

собой

 

совокупность

 

правовых

 

принципов

 

и

 

норм

регулирующих

 

общественные

 

отношения

:  

по

 

охране

 

окружающей

 

среды

 

от

 

вредных

 

воздействий

 

в

 

процессе

 

хозяйственной

 

и

 

иной

 

деятельности

;  

по

 

рациональному

 

использованию

 

природных

 

ресурсов

;  

по

 

охране

 

экологических

 

прав

 

и

 

законных

 

интересов

 

физических

 

и

 

юридических

 

лиц

;  

по

 

обеспечению

 

экологической

 

безопасности

.  

При

 

этом

 

под

 

охраной

 

окружающей

 

среды

 

принято

 

понимать

 

деятельность

 

органов

 

государственной

 

власти

 

Российской

 

Федерации

органов

 

государственной

 

власти

 

субъектов

 

Российской

 

Федерации

органов

 

местного

 

самоуправления

общественных

 

и

 

иных

 

некоммерческих

 

объединений

юридических

 

и

 

физических

 

лиц

направленную

 

на

 

сохранение

 

и

 

восстановление

 

природной

 

среды

рациональное

 

использование

 

и

 

воспроизводство

 

природных

 

ресурсов

предотвращение

 

негативного

 

воздействия

 

хозяйственной

 

и

 

иной

 

деятельности

 

на

 

окружающую

 

среду

 

и

 

ликвидацию

 

ее

 

последствий

Рациональное

 

использование

 

природных

 

ресурсов

  - 

это

 

комплексное

экономически

 

эффективное

 

использование

 

природных

 

ресурсов

 

в

 

сочетании

 

с

 

требованиями

 

охраны

 

окружающей

 

природной

 

среды

Под

 

экологической

 

безопасностью

 

понимается

 

состояние

 

защищенности

 

жизненно

 

важных

 

интересов

 

личности

общества

государства

а

 

также

 

окружающей

 

природной

 

среды

 

от

 

угроз

возникающих

 

в

 

результате

 

антропогенных

 

и

 

природных

 

воздействий

 

на

 

нее

положение

при

 

котором

 

отсутствует

 

угроза

 

нанесения

 

ущерба

 

природной

 

среде

 

и

 

здоровью

 

населения

Принято

 

считать

что

 

формально

-

юридически

 

под

 

окружающей

 

средой

 

в

 

российском

 

законодательстве

 

понимается

 

совокупность

 

компонентов

 

природной

 

среды

природных

 

и

 

природно

-

антропогенных

 

объектов

а

 

также

 

антропогенных

 

объектов

природный

 

объект

  - 

это

 

естественная

 

экологическая

 

система

природный

 

ландшафт

 

и

 

составляющие

 

их

 

элементы

сохранившие

 

свои

 

природные

 

свойства

;  

природно

-

антропогенный

 

объект

  - 

это

 

природный

 

объект

измененный

 

в

 

результате

 

хозяйственной

 

и

 

иной

 

деятельности

и

  (

или

объект

созданный

 

человеком

обладающий

 

свойствами

 

природного

 

объекта

 

и

 

имеющий

 

рекреационное

 

и

 

защитное

 

значение

;  

антропогенный

 

объект

 - 

объект

созданный

 

человеком

 

для

 

обеспечения

 

его

 

социальных

 

потребностей

 

и

 

не

 

обладающий

 

свойствами

 

природных

 

объектов

.  


background image

 

117 

 

    

Экологическое

 

право

  - 

одна

 

из

 

отраслей

 

в

 

системе

 

российского

 

права

Появление

 

и

 

закрепление

 

норм

регулирующих

 

экологические

 

общественные

 

отношения

в

 

источниках

относящихся

 

к

 

другим

 

отраслям

 

российского

 

права

 

(

конституционному

гражданскому

уголовному

предпринимательскому

административному

финансовому

аграрному

трудовому

 

и

 

др

.), 

свидетельствуют

 

об

 

экологизации

 

российского

 

законодательства

а

 

не

 

о

 

размытости

 

границ

 

предмета

 

рассматриваемой

 

отрасли

Создание

 

оптимальной

 

модели

 

экологического

 

управления

 

во

 

многих

 

государствах

 

рассматривается

 

в

 

качестве

 

важного

 

фактора

 

повышения

 

эффективности

 

законодательства

 

в

 

области

 

охраны

 

окружающей

 

среды

реализации

 

экологической

 

политики

При

 

этом

 

функции

 

государственного

 

управления

 

охраной

 

окружающей

 

среды

 

различаются

 

от

 

государства

 

к

 

государству

 

в

 

зависимости

 

от

 

преобладающих

 

научных

 

воззрений

 

на

 

назначение

 

экологического

 

управления

определение

 

круга

 

стоящих

 

задач

его

 

соотношение

 

с

 

другими

 

сферами

 

государственной

 

деятельности

внутреннюю

 

структуру

 

системы

 

его

 

органов

функции

 

и

 

компетенцию

В

 

настоящее

 

время

 

наиболее

 

распространенными

 

подходами

 

к

 

проблеме

 

управления

 

охраной

 

окружающей

 

среды

 

являются

 

следующие

1. 

Фрагментарный

 

подход

Данный

 

подход

 

основывается

 

на

 

раздельном

 

экологическом

 

управлении

 

по

 

объектам

 

природы

 

или

 

отраслям

 

экономики

 

и

 

исходит

 

из

 

традиционного

 

деления

 

природной

 

среды

 

на

 

несколько

 

основных

 

компонентов

землю

недра

воды

растительный

 

и

 

животный

 

мир

атмосферный

 

воздух

 

и

 

космическое

 

пространство

В

 

результате

 

экологические

 

функции

 

возлагаются

 

на

 

действующие

 

хозяйственно

-

отраслевые

 

ведомства

вместо

 

того

чтобы

 

создавать

 

новые

 

административные

 

ведомства

 

по

 

охране

 

окружающей

 

среды

тем

 

самым

 

уже

 

заранее

 

осложняя

 

центральный

 

бюрократический

 

аппарат

Неудовлетворительные

 

результаты

 

по

 

сохранению

 

природы

 

и

 

обеспечению

 

рационального

 

использования

 

природных

 

ресурсов

 

показали

 

несостоятельность

 

фрагментарного

 

подхода

.  

2. 

Противоречивость

 

экономики

 

и

 

экологии

Данный

 

подход

 

основывается

 

на

 

наличии

 

объективного

 

противоречия

 

между

 

экономикой

 

и

 

охраной

 

окружающей

 

среды

 

в

 

силу

 

несовместимости

 

стоящих

 

перед

 

ними

 

задач

что

 

по

 

своей

 

сути

 

ставит

 

под

 

сомнение

 

представление

 

о

 

рыночной

 

модели

 

экономики

 

как

 

способной

 

гарантировать

 

устойчивый

 

общественный

 

прогресс

Именно

 

игнорированием

 

данного

 

противоречия

 

многие

 

ученые

 

объясняют

 

отсутствие

 

успехов

 

в

 

области

 

природоохранения

 

в

 

условиях

 

применения

 

рыночных

 

механизмов

 

при

 

одновременном

 

снижении

 

управленческой

 

роли

 

государства

Вместе

 

с

 

тем

 

нельзя

 

игнорировать

 

тот

 

факт

что

 

рыночная

 

экономика

 

все

 

же

 

остается

 

доминирующей

 

моделью

 

общественных

 

экономических

 

отношений

В

 

таких

 

условиях

 

требуется

 

поиск

 

компромиссных

 

вариантов

При

 

этом

 

разумной

 

представляется

 

идея

 

о

 

сочетании

 

методов

 


background image

 

118 

 

административного

 

и

 

рыночного

 

воздействия

 

на

 

хозяйственную

 

деятельность

3. 

Консолидация

 

экологического

 

управления

Под

 

воздействием

 

философской

 

концепции

 

о

 

единстве

 

и

 

взаимодействии

 

всех

 

явлений

 

и

 

элементов

 

природы

 (

В

.

И

Вернадский

Е

.

К

Федоров

 

и

 

др

.), 

а

 

также

 

с

 

учетом

 

известных

 

недостатков

 

управления

 

разрабатывается

 

система

 

концептуальных

 

взглядов

основанная

 

на

 

идее

 

интеграции

 

всех

 

аспектов

 

управления

 

охраной

 

окружающей

 

среды

 

в

 

рамках

 

единой

 

управленческой

 

системы

Интеграция

 

рассматривается

 

как

 

выделение

 

природоохранных

 

функций

 

из

 

хозяйственно

-

отраслевого

 

управления

 

и

 

их

 

объединение

 

на

 

основе

 

создания

 

специализированного

 

ведомства

 

по

 

охране

 

окружающей

 

среды

4. 

Исправительный

 

и

 

предупредительный

 

подходы

.

 

В

 

соответствии

 

с

 

исправительным

 

подходом

 

считается

что

 

для

 

решения

 

проблемы

 

загрязнения

 

необходимо

 

обеспечить

 

очистку

 

отходов

 

производства

 

и

 

контролировать

 

ее

 

путем

 

установления

 

лимитов

 

для

 

выбросов

 

и

 

сбросов

не

 

реформируя

 

при

 

этом

 

экономику

 

и

 

другие

 

сферы

 

общественной

 

жизни

Данный

 

подход

 

ориентирован

 

на

 

потребление

 

природных

 

ресурсов

 

без

 

четких

 

обязательств

 

сохранять

возобновлять

 

и

 

восстанавливать

 

эти

 

ресурсы

т

.

е

на

 «

потребление

 

ради

 

производства

». 

5. 

Интеграция

 

экономики

 

и

 

экологии

В

 

данном

 

случае

 

окружающая

 

среда

 

рассматривается

 

не

 

только

 

как

 

материальная

 

база

 

экономического

 

и

 

общественного

 

развития

но

 

и

 

как

 

условие

 

выживания

 

человека

Речь

 

идет

 

о

 

том

что

 

в

 

первую

 

очередь

 

необходимо

 

реформировать

 

экономику

интегрировать

 

экономические

 

интересы

 

в

 

экономическое

 

развитие

поставить

 

экологические

 

интересы

 

над

 

экономическими

заставить

 

первые

 

определять

 

развитие

 

экономики

Задачи

 

охраны

 

окружающей

 

среды

 

должны

 

быть

 

поставлены

 

перед

 

всеми

 

правительственными

 

ведомствами

международными

 

организациями

 

и

 

крупными

 

учреждениями

 

частного

 

сектора

Механизм

 

реализации

 

этих

 

задач

 

должен

 

опираться

 

на

 

установление

 

ответственности

 

таких

 

учреждений

 

за

 

последствия

 

своей

 

деятельности

Сам

 

процесс

 

принятия

 

решений

 

должен

 

быть

 

скоординированным

 

и

 

предусматривать

 

широкое

 

участие

 

населения

Достичь

 

интеграции

 

экологических

 

и

 

экономических

 

факторов

 

без

 

слияния

 

двух

 

сфер

 

управления

 

возможно

 

путем

 

наделения

 

органов

 

специализированного

 

природоохранного

 

управления

 

реальными

 

возможностями

 

участия

 

и

 

рычагами

 

влияния

 

на

 

принимаемые

 

хозяйственные

 

решения

Одновременно

 

экономика

 

не

 

освобождается

 

от

 

обязанностей

 

по

 

охране

 

окружающей

 

природной

 

среды

 

и

 

выполняет

 

функции

 

экологического

 

управления

 

применительно

 

к

 

своему

 

виду

 

деятельности

что

 

требует

 

создания

 

в

 

своей

 

структуре

 

соответствующих

 

подразделений

 

по

 

охране

 

окружающей

 

среды

Экологическое

 

право

 

основано

 

как

 

на

 

общих

 

принципах

 

российского

 

права

так

 

и

 

на

 

принципах

 

данной

 

отрасли

  (

отраслевых

). 

Основные

 


background image

 

119 

 

отраслевые

 

принципы

 

экологического

 

права

 

определены

 

в

 

ст

.3 

Федерального

 

закона

 «

Об

 

охране

 

окружающей

 

среды

» 2002 

г

Этим

 

Законом

 

установлено

что

 

хозяйственная

 

и

 

иная

 

деятельность

 

органов

 

государственной

 

власти

 

Российской

 

Федерации

органов

 

государственной

 

власти

 

субъектов

 

Российской

 

Федерации

органов

 

местного

 

самоуправления

юридических

 

и

 

физических

 

лиц

оказывающая

 

воздействие

 

на

 

окружающую

 

среду

должна

 

осуществляться

 

на

 

основе

 

следующих

 

принципов

:  

соблюдения

 

права

 

человека

 

на

 

благоприятную

 

окружающую

 

среду

;  

обеспечения

 

благоприятных

 

условий

 

жизнедеятельности

 

человека

;  

научно

 

обоснованнго

 

сочетания

 

экологических

экономических

 

и

 

социальных

 

интересов

 

человека

общества

 

и

 

государства

 

в

 

целях

 

обеспечения

 

устойчивого

 

развития

 

и

 

благоприятной

 

окружающей

 

среды

;  

охраны

воспроизводства

 

и

 

рационального

 

использования

 

природных

 

ресурсов

 

как

 

необходимых

 

условий

 

обеспечения

 

благоприятной

 

окружающей

 

среды

 

и

 

экологической

 

безопасности

;  

ответственности

 

органов

 

государственной

 

власти

 

Российской

 

Федерации

органов

 

государственной

 

власти

 

субъектов

 

Российской

 

Федерации

органов

 

местного

 

самоуправления

 

за

 

обеспечение

 

благоприятной

 

окружающей

 

среды

 

и

 

экологической

 

безопасности

 

на

 

соответствующих

 

территориях

;  

платности

 

природопользования

 

и

 

возмещения

 

вреда

 

окружающей

 

среде

;  

независимости

 

контроля

 

в

 

области

 

охраны

 

окружающей

 

среды

;  

презумпции

 

экологической

 

опасности

 

планируемой

 

хозяйственной

 

и

 

иной

 

деятельности

;  

обязательности

 

оценки

 

воздействия

 

на

 

окружающую

 

среду

 

при

 

принятии

 

решений

 

об

 

осуществлении

 

хозяйственной

 

и

 

иной

 

деятельности

;  

обязательность

 

проведения

 

государственной

 

экологической

 

экспертизы

 

проектов

 

и

 

иной

 

документации

обосновывающих

 

хозяйственную

 

и

 

иную

 

деятельность

которая

 

может

 

оказать

 

негативное

 

воздействие

 

на

 

окружающую

 

среду

создать

 

угрозу

 

жизни

здоровью

 

и

 

имуществу

 

граждан

;  

учета

 

природных

 

и

 

социально

-

экономических

 

особенностей

 

территорий

 

при

 

планировании

 

и

 

осуществлении

 

хозяйственной

 

и

 

иной

 

деятельности

;  

приоритета

 

сохранения

 

естественных

 

экологических

 

систем

природных

 

ландшафтов

 

и

 

природных

 

комплексов

;  

допустимости

 

воздействия

 

хозяйственной

 

и

 

иной

 

деятельности

 

на

 

природную

 

среду

 

исходя

 

из

 

требований

 

в

 

области

 

охраны

 

окружающей

 

среды

;  

обеспечения

 

снижения

 

негативного

 

воздействия

 

хозяйственной

 

и

 

иной

 

деятельности

 

на

 

окружающую

 

среду

 

в

 

соответствии

 

с

 

нормативами

 

в

 

области

 

охраны

 

окружающей

 

среды

которого

 

можно

 

достигнуть

 

на

 

основе

 

использования

 

наилучших

 

существующих

 

технологий

 

с

 

учетом

 

экономических

 

и

 

социальных

 

факторов

;  

обязательности

 

участия

 

в

 

деятельности

 

по

 

охране

 

окружающей

 

среды

 

органов

 

государственной

 

власти

 

Российской

 

Федерации

органов

 


background image

 

120 

 

государственной

 

власти

 

субъектов

 

Российской

 

Федерации

органов

 

местного

 

самоуправления

общественных

 

и

 

иных

 

некоммерческих

 

объединений

юридических

 

и

 

физических

 

лиц

;  

сохранения

 

биологического

 

разнообразия

;  

обеспечения

 

интегрированного

 

и

 

индивидуального

 

подходов

 

к

 

установлению

 

требований

 

в

 

области

 

охраны

 

окружающей

 

среды

 

к

 

субъектам

 

хозяйственной

 

и

 

иной

 

деятельности

осуществляющим

 

такую

 

деятельность

 

или

 

планирующим

 

осуществление

 

такой

 

деятельности

;  

запрещения

 

хозяйственной

 

и

 

иной

 

деятельности

последствия

 

воздействия

 

которой

 

непредсказуемы

 

для

 

окружающей

 

среды

а

 

также

 

реализации

 

проектов

которые

 

могут

 

привести

 

к

 

деградации

 

естественных

 

экологических

 

систем

изменению

 

и

  (

или

уничтожению

 

генетического

 

фонда

 

растений

животных

 

и

 

других

 

организмов

истощению

 

природных

 

ресурсов

 

и

 

иным

 

негативным

 

изменениям

 

окружающей

 

среды

;  

соблюдения

 

права

 

каждого

 

на

 

получение

 

достоверной

 

информации

 

о

 

состоянии

 

окружающей

 

среды

а

 

также

 

участия

 

граждан

 

в

 

принятии

 

решений

касающихся

 

их

 

прав

 

на

 

благоприятную

 

окружающую

 

среду

в

 

соответствии

 

с

 

законодательством

;  

ответственности

 

за

 

нарушение

 

законодательства

 

в

 

области

 

охраны

 

окружающей

 

среды

;  

организации

 

и

 

развития

 

системы

 

экологического

 

образования

воспитания

 

и

 

формирования

 

экологической

 

культуры

;  

участия

 

граждан

общественных

 

и

 

иных

 

некоммерческих

 

объединений

 

в

 

решении

 

задач

 

охраны

 

окружающей

 

среды

;  

международного

 

сотрудничества

 

Российской

 

Федерации

 

в

 

области

 

охраны

 

окружающей

 

среды

.  

 

7.2. 

Право

 

природопользования

 

 

Система

 

норм

регулирующих

 

отношения

 

по

 

использованию

 

природных

 

богатств

называется

 

правом

 

природопользования

Такие

 

нормы

 

содержатся

 

главным

 

образом

 

в

 

природоресурсном

 

законодательстве

  - 

земельном

водном

горном

лесном

фаунистическом

.  

Природоресурсное

 

законодательство

 

предусматривает

 

общее

 

и

 

специальное

 

пользование

 

землей

недрами

водами

 

и

 

лесами

Общее

 

природопользование

 

характеризуется

 

тем

что

 

оно

 

является

 

общедоступным

Оно

 

не

 

требует

 

особого

 

разрешения

 

в

 

каждом

 

конкретном

 

случае

 

со

 

стороны

 

компетентных

 

государственных

 

органов

а

 

также

 

тех

 

лиц

  (

предприятий

 

и

 

учреждений

), 

за

 

которыми

 

природные

 

объекты

 

закреплены

 

в

 

пользование

Право

 

на

 

такое

 

пользование

 

природными

 

объектами

 

возникает

 

непосредственно

 

из

 

законов

 

или

 

иных

 

нормативных

 

правовых

 

актов

В

 

ряде

 

случаев

 

устанавливаются

 

пределы

 

и

 

условия

 

общего

 

пользования

 

природными

 

ресурсами