ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 1854
Скачиваний: 1
11
4.
Объективная
потребность
права
связана
также
с
необходимостью
обеспечить
дисциплину
,
без
которой
невозможно
современное
цивилизованное
сообщество
людей
,
ответственность
граждан
перед
обществом
и
государством
,
решительно
и
эффективно
бороться
с
деяниями
,
которые
наносят
ущерб
общественным
отношениям
,
правам
и
интересам
личности
,
хозяйственным
структурам
,
искоренить
такое
уродливое
явление
,
как
преступность
и
иные
формы
нарушения
общественного
порядка
.
5.
Наконец
,
не
менее
значительна
роль
права
в
современных
условиях
как
действенного
инструмента
расширения
экономического
,
политического
,
культурного
и
иного
сотрудничества
между
государствами
,
обеспечения
мира
между
народами
,
разоружения
,
предотвращения
конфликтов
в
различных
регионах
земного
шара
,
установления
единого
мирового
порядка
.
Объективной
закономерностью
современного
мира
является
всемерное
возрастание
роли
и
значения
права
и
законности
во
всех
основных
сферах
общественной
жизни
.
Связано
это
со
все
большим
усложнением
социальных
отношений
,
возрастанием
их
числа
и
специализации
,
повышением
уровня
демократизма
в
экономической
,
политической
и
идеологической
сферах
,
усилением
заботы
государства
о
личности
,
его
благополучии
и
безопасности
,
об
обеспечении
и
охране
его
прав
и
свобод
,
заботой
об
экологической
безопасности
человечества
.
Право
тесно
связано
с
государством
.
Они
одновременно
возникают
и
параллельно
развиваются
.
Именно
государство
создает
,
изменяет
и
отменяет
правовые
нормы
,
организует
их
исполнение
,
обеспечивает
и
охраняет
от
нарушений
с
помощью
своего
принудительного
аппарата
.
С
другой
стороны
,
право
упорядочивает
деятельность
государственного
аппарата
,
ограничивает
произвол
чиновников
,
обеспечивает
цивилизованные
взаимоотношения
между
личностью
и
государством
,
господство
закона
в
обществе
.
Функции
государства
,
его
управленческая
деятельность
не
могут
осуществляться
вне
и
независимо
от
закона
.
В
юридическом
смысле
о
праве
можно
вести
речь
практически
лишь
с
момента
возникновения
государства
.
Именно
тогда
начинают
вставать
и
приобретать
остроту
вопросы
,
что
есть
право
,
что
можно
отстаивать
и
защищать
в
государственных
органах
,
что
можно
проводить
в
жизнь
,
опираясь
на
силу
государственного
принуждения
.
Ни
право
,
ни
государство
не
могут
существовать
вне
общества
.
В
свою
очередь
,
общество
есть
неким
образом
организованные
люди
,
а
власть
выступает
важным
фактором
их
организации
и
интеграции
в
единое
целое
.
Общество
без
власти
утрачивает
такие
важнейшие
качества
,
как
урегулированность
и
порядок
.
С
другой
стороны
,
различные
типы
и
формы
власти
должны
рассматриваться
сквозь
призму
общества
,
в
условиях
которого
они
сформировались
.
Поэтому
общество
и
власть
присутствуют
как
бы
"
за
кадром
"
во
всех
разделах
нашего
курса
.
Под
обществом
в
широком
смысле
понимается
совокупность
исторически
сложившихся
форм
совместной
деятельности
людей
.
Это
-
12
своего
рода
идеальная
"
конструкция
",
в
рамках
которой
люди
рождаются
,
живут
,
взаимодействуют
друг
с
другом
.
В
том
,
как
"
сконструировано
"
общество
,
проявляется
его
культура
,
отражающая
характер
институтов
власти
,
форм
собственности
,
системы
ценностей
,
норм
поведения
и
т
.
д
.
Вопрос
о
типологии
и
классификации
человеческих
обществ
является
в
науке
предметом
острых
дискуссий
.
Так
,
в
советское
время
единственно
научной
признавалась
типология
на
основе
понятия
"
общественно
-
экономическая
формация
".
Под
ней
понимался
тип
общества
,
включавший
определенный
способ
(
тип
)
производства
,
а
также
обусловленные
им
институты
власти
и
формы
общественного
сознания
.
История
человечества
разделялась
на
пять
таких
формаций
:
первобытнообщинную
,
рабовладельческую
,
феодальную
,
буржуазную
,
социалистическую
.
При
этом
первая
из
них
была
бесклассовой
,
не
знавшей
государства
и
права
,
а
все
последующие
-
классовые
,
государственно
-
организованные
.
Сегодня
приведенная
типологизация
подвергается
обоснованной
критике
.
Во
-
первых
,
за
европоцентризм
,
т
.
е
.
за
придание
универсального
мирового
значения
модели
развития
,
отражающей
лишь
европейский
опыт
,
а
точнее
-
опыт
отдельных
регионов
Европы
.
Дело
в
том
,
что
рабовладельческое
общество
сложилось
в
древности
лишь
в
Греции
и
Риме
,
а
не
в
Европе
в
целом
.
Вместо
понятия
общественно
-
экономической
формации
за
основу
типологии
общества
,
государства
и
права
иногда
предлагается
брать
понятие
цивилизации
,
отражающее
культурные
аспекты
их
характеристики
.
При
таком
подходе
можно
выделить
три
цивилизации
:
европейскую
(
христианскую
),
восточную
(
буддистскую
,
исламскую
),
африканскую
.
Отдельные
авторы
предлагают
использовать
при
такой
типологии
оба
эти
понятия
.
Однако
при
том
и
другом
подходе
также
существует
немало
проблем
.
Они
связаны
с
нечеткостью
самого
понятия
"
культура
",
а
также
с
отсутствием
общепризнанной
концепции
исторического
процесса
.
Другой
такой
основой
могут
быть
стадии
развития
производства
,
позволяющие
разделить
общества
на
:
аграрные
,
индустриальные
,
постиндустриальные
,
информационные
.
Приведенные
классификации
,
не
исчерпывают
проблемы
,
а
лишь
отражают
ее
многогранность
.
Поэтому
отметим
лишь
некоторые
закономерности
исторического
развития
общества
.
Глава
2.
Соотношение
права
с
обществом
и
государством
2.1.
Понятие
,
сущность
и
функции
государства
Государство
можно
определить
как
особую
организацию
публичной
,
политической
власти
господствующего
класса
(
социальной
группы
,
блока
классовых
сил
,
всего
народа
),
располагающую
специальным
аппаратом
13
принуждения
,
которая
,
представляя
общество
,
осуществляет
руководство
этим
обществом
и
обеспечивает
его
интеграцию
.
Вопрос
о
сущности
государства
долгое
время
был
предметом
острой
идеологической
борьбы
.
Так
,
марксизм
видел
сущность
государства
в
том
,
что
оно
является
орудием
политического
господства
того
или
иного
класса
.
Отсюда
оно
определялось
как
комитет
по
управлению
общими
делами
господствующего
класса
;
как
машина
для
подавления
одного
класса
другим
и
т
.
д
.
Вместе
с
тем
марксистская
теория
(
по
крайней
мере
теоретически
)
признавала
,
что
государство
помимо
классовых
осуществляет
и
общесоциальные
функции
.
Опыт
истории
свидетельствует
,
что
классовое
подавление
посредством
государства
имело
место
в
течение
многих
веков
.
Представляется
,
что
в
основе
антагонизма
классов
лежит
неспособность
общества
обеспечить
всем
его
членам
достойное
существование
.
Поэтому
по
мере
накопления
общественного
богатства
этот
антагонизм
постепенно
исчезает
.
Об
этом
свидетельствует
,
в
частности
,
опыт
современных
высокоразвитых
государств
.
Классовой
концепции
государства
противостоит
множество
других
,
возникших
в
разные
периоды
истории
и
рассматривающих
государство
как
организацию
для
выполнения
общих
дел
(
концепции
мыслителей
древности
Платона
,
Демокрита
,
Цицерона
,
современные
теории
плюралистической
демократии
,
государства
всеобщего
благоденствия
,
социального
и
правового
государства
и
т
.
д
.).
Термин
«
государство
»
можно
понимать
двояко
-
и
как
некую
организацию
,
структуру
,
аппарат
для
проведения
в
жизнь
властных
велений
,
и
как
властную
деятельность
в
рамках
этого
аппарата
.
Таким
образом
,
государственную
власть
можно
рассматривать
в
статике
и
в
динамике
.
Государственную
власть
отличает
такой
важный
признак
,
как
суверенитет
.
Под
ним
понимают
верховенство
государственной
власти
внутри
страны
и
независимость
ее
вовне
.
Верховенство
государственной
власти
означает
,
что
в
пределах
государственных
границ
никто
,
кроме
государства
,
не
вправе
издавать
законы
,
т
.
е
.
акты
высшей
юридической
силы
,
обязательные
для
всего
населения
страны
.
Внешняя
независимость
государства
означает
,
что
оно
является
самостоятельным
субъектом
международного
права
.
Важным
условием
функционирования
государственной
власти
является
ее
легитимность
.
Последняя
определяется
обычно
как
основа
(
атрибут
)
такой
правительственной
власти
,
которая
поддерживается
убеждением
правящих
и
управляемых
в
правомерности
властных
функций
правительства
.
Поэтому
легитимность
власти
предполагает
справедливость
ее
осуществления
.
Государство
можно
определить
форму
организации
политической
власти
,
обладающую
суверенитетом
,
располагающую
аппаратом
управления
14
и
принуждения
и
придающая
своим
требованиям
обязательную
для
населения
всей
страны
силу
.
Государство
-
сложное
и
многоаспектное
явление
.
Поэтому
его
изучение
может
вестись
под
разными
углами
зрения
.
Это
может
быть
его
внутренняя
структура
,
отражающая
способы
его
организации
,
устройство
высших
органов
государства
,
территориальную
организацию
власти
,
основные
направления
и
способы
осуществления
власти
и
т
.
д
.
В
процессе
взаимодействия
государства
с
обществом
на
первый
план
выступают
то
одна
,
то
другая
сторона
его
характеристики
.
Для
их
обозначения
,
помимо
указанных
,
используются
такие
понятия
,
как
«
функции
государства
»,
«
формы
государства
», «
механизм
государства
».
Одни
из
них
(
сущность
,
формы
)
являются
в
своей
основе
философскими
,
а
другие
(
функции
,
механизмы
)
заимствованы
из
таких
наук
,
как
физика
или
математика
.
Это
говорит
о
том
,
что
проблема
государства
,
будучи
по
сути
философской
,
имеет
немало
технических
моментов
(
организация
власти
,
ее
структура
и
т
.
д
.).
Власть
государства
распространяется
на
определенную
территорию
в
пределах
его
границ
с
проживающим
на
ней
населением
.
Такой
аспект
его
характеристики
важен
при
сопоставлении
понятий
«
государство
»
и
«
страна
».
Так
,
рассматривая
государство
сквозь
призму
населения
и
территории
,
его
,
по
сути
,
отождествляют
со
страной
.
С
другой
стороны
,
территория
,
не
обладающая
суверенитетом
,
может
рассматриваться
только
как
страна
(
колониальная
,
полуколониальная
и
т
.
д
.),
но
не
как
самостоятельное
государство
.
Функции
государства
отражают
динамический
аспект
его
характеристики
.
Под
ними
понимают
основные
направления
деятельности
государства
по
решению
задач
,
стоящих
перед
ним
на
том
или
ином
историческом
этапе
.
В
характере
функций
раскрывается
социальная
природа
государства
.
Для
классификации
функций
государства
используют
различные
основания
.
1.
Внутренние
и
внешние
функции
.
Так
,
наиболее
распространенным
является
деление
их
по
предмету
,
или
по
характеру
тех
социальных
сфер
,
в
которых
они
проявляются
.
С
этой
точки
зрения
,
их
следует
разделить
на
внутренние
и
внешние
.
При
этом
активные
интеграционные
процессы
в
современном
мире
обусловливают
нередкое
стирание
граней
между
внутренними
и
внешними
функциями
государства
.
Внутренние
его
функции
можно
разделить
на
:
-
политическую
,
которая
заключается
в
охране
существующего
общественного
и
государственного
строя
.
Способы
ее
осуществления
зависят
от
уровня
развития
общества
,
степени
его
демократизма
.
Поэтому
,
в
зависимости
от
конкретной
ситуации
,
здесь
могут
использоваться
и
методы
прямого
насилия
,
и
деятельность
государства
в
рамках
закона
;
15
-
экономическую
,
призванную
обеспечить
условия
функционирования
данного
способа
производства
-
охрану
обусловленных
им
форм
собственности
,
создание
благоприятных
условий
для
развития
экономики
и
т
.
д
.
В
современном
мире
экономическая
функция
является
в
известной
мере
и
внешней
,
поскольку
рыночная
экономика
-
категория
интернациональная
;
-
идеологическую
,
обосновывающую
данный
общественный
и
государственный
строй
,
политику
государства
и
т
.
д
.
С
этой
целью
могут
использоваться
доктрины
церкви
,
концепции
национального
социализма
,
государства
благоденствия
и
т
.
д
.;
-
социальную
,
которая
имеет
своей
целью
обеспечить
минимум
социальной
справедливости
в
обществе
путем
перераспределения
национального
богатства
в
пользу
социально
незащищенных
слоев
населения
(
инвалидов
,
престарелых
,
безработных
и
т
.
д
.).
Государство
,
осуществляющее
эту
функцию
,
получило
название
социального
государства
;
-
экологическую
,
направленную
на
борьбу
с
загрязнением
окружающей
среды
,
являющимся
следствием
современного
экономического
развития
промышленности
.
Об
остроте
проблемы
свидетельствует
тот
факт
,
что
она
отнесена
к
числу
глобальных
проблем
человечества
.
Внешние
функции
государства
сводятся
к
развитию
отношений
экономического
,
научно
-
технического
и
культурного
сотрудничества
с
другими
государствами
,
а
также
защите
страны
от
нападений
извне
.
Еще
несколько
десятилетий
назад
в
структуру
внешних
функций
эксплуататорских
государств
включались
и
захватнические
войны
.
Однако
современное
международное
право
рассматривает
агрессивную
войну
как
преступление
против
человечества
.
2.
Основные
и
неосновные
функции
.
Функции
государства
могут
подразделяются
также
на
основные
и
неосновные
.
Такая
классификация
строится
на
критериях
значимости
тех
или
иных
функций
в
системе
функций
государства
,
а
также
степени
"
включенности
"
аппарата
государства
в
их
осуществление
.
Например
,
функция
обороны
страны
предполагает
решение
задач
не
только
оборонительного
характера
,
но
также
связанных
с
образованием
и
воспитанием
молодежи
,
развитием
экономики
,
науки
и
т
.
д
.
В
их
решении
участвуют
многие
органы
государства
.
В
то
же
время
уличное
движение
регулирует
лишь
соответствующая
инспекция
в
структуре
МВД
.
3.
Постоянные
и
временные
функции
.
Функции
также
подразделяют
на
постоянные
и
временные
.
Такое
деление
весьма
условно
,
поскольку
всякие
функции
,
как
и
само
государство
,
исторически
изменчивы
.
В
качестве
постоянных
обычно
рассматриваются
функции
,
вытекающие
из
природы
данного
государства
.
К
временным
функциям
относят
такие
,
которые
,
возникнув
,
прекращают
свое
действие
в
течение
обозримого
отрезка
времени
.
Так
,
в
советское
время
в
качестве
временной
рассматривалась
функция
ликвидации
эксплуататорских
классов
,
осуществлявшаяся
советским
государством
в
переходный
период
от
капитализма
к
социализму
.