ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 1851
Скачиваний: 1
16
Сегодня
в
качестве
примера
таких
функций
обычно
приводят
функции
борьбы
со
стихийными
бедствиями
природного
или
техногенного
характера
.
4.
Функции
по
формам
их
осуществления
.
Наконец
,
функции
государства
можно
классифицировать
по
формам
их
осуществления
.
С
этой
точки
зрения
,
они
подразделяются
на
правотворческую
,
правоисполнительную
и
правоохранительную
.
2.2.
Теории
происхождения
государства
.
Имеется
множество
теорий
,
раскрывающих
процесс
возникновения
и
развития
государства
.
В
основе
каждой
из
них
лежат
взгляды
и
суждения
различных
групп
,
слоев
,
классов
.
Наций
и
других
социальных
общностей
,
которые
,
в
свою
очередь
.
Опираясь
на
разнообразные
экономические
.
Политические
,
финансовые
и
иные
интересы
,
оказывают
прямое
или
косвенное
влияние
на
возникновение
,
становление
и
развитие
государства
.
К
наиболее
известным
из
них
относятся
теологическая
,
патриархальная
,
договорная
,
марксистская
,
насилия
,
психологическая
,
расовая
.
ирригационная
,
инцестная
и
органическая
теории
.
Теологическая
теория
является
одной
из
самых
ранних
.
Еще
в
древнем
Египте
,
Вавилоне
и
Иудее
выдвигались
идеи
божественного
происхождения
государства
.
Так
,
в
законах
царя
Хаммурапи
говорилось
о
божественном
происхождении
власти
царя
: «
Боги
поставили
Хаммурапи
править
черноголовыми
».
Широкое
распространение
эти
идеи
получили
в
средневековой
Европе
.
Свой
вклад
в
развитие
теологической
теории
внесли
средневековые
богословы
Тертуллиан
,
Аврелий
Августин
,
Фома
Аквинский
.
Согласно
теологической
теории
,
возникновение
государства
аналогично
сотворению
Богом
мира
.
Всем
управляет
Божественный
разум
,
он
устанавливает
на
земле
порядок
и
гармонию
,
следовательно
и
государство
–
это
результат
«
божественного
промысла
».
Проникнуть
в
тайну
божественного
замысла
,
а
значит
,
постичь
природу
государства
,
невозможно
,
поэтому
народ
должен
верить
и
беспрекословно
повиноваться
всем
велениям
государственной
воли
как
продолжению
воли
божественной
.
Патриархальная
теория
рассматривает
возникновение
государства
из
разросшейся
семьи
,
в
котором
власть
монарха
представляет
собой
продолжение
власти
отца
над
его
семьей
.
Монарх
должен
заботиться
о
своих
подданных
,
а
те
обязаны
повиноваться
государю
.
Эта
теория
получила
свое
обоснование
в
трудах
древнегреческого
философа
Аристотеля
и
была
в
последствии
развита
английским
мыслителем
Р
.
Фильмером
,
русским
социологом
Н
.
К
.
Михайловским
и
др
.
Представители
патриархальной
теории
считали
,
что
государство
возникает
в
результате
соединения
родов
в
племена
,
затем
в
союзы
племен
и
,
наконец
,
в
государство
.
Власть
отцовская
в
результате
объединения
семьи
в
государство
становится
государственной
.
Договорная
теория
происхождения
государства
предполагает
.
Что
государство
возникло
в
результате
договора
,
который
заключают
люди
,
17
находившиеся
до
этого
в
естественном
состоянии
.
Авторами
теории
договорного
происхождения
государства
были
Г
.
Гроций
,
Т
.
Гоббс
,
Дж
.
Локк
,
Д
.
Дидро
,
Ж
.-
Ж
.
Руссо
,
А
.
Радищев
и
др
.
Общественный
договор
,
создающий
государство
,
понимался
как
согласие
между
изолированными
до
этого
индивидами
на
объединение
и
образование
государства
в
целях
надежного
обеспечения
своих
естественных
прав
и
свобод
,
мира
и
благополучия
.
В
соответствии
с
договором
люди
передают
часть
своих
прав
,
присущих
им
от
рождения
,
государству
,
которое
в
свою
очередь
представляет
общие
интересы
и
обязуется
обеспечить
права
и
свободы
человека
.
В
случае
нарушений
условий
общественного
договора
народ
имел
право
свергнуть
власть
,
совершить
революцию
.
Марксистская
(
классовая
)
теория
происхождения
государства
опиралась
на
историко
-
материалистическое
учение
об
обществе
и
общественном
развитии
,
на
классовую
трактовку
государства
.
Основные
положения
этой
теории
получили
свое
выражение
в
трудах
К
.
Маркса
,
Ф
.
Энгельса
,
Г
.
В
.
Плеханова
,
В
.
И
.
Ленина
и
др
.
существование
государства
с
возникновением
и
существованием
классов
.
В
работе
«
Происхождение
семьи
,
частной
собственности
и
государства
»
Ф
.
Энгельс
писал
,
что
на
определенном
этапе
развития
человечества
,
в
результате
разделения
труда
,
появления
прибавочного
продукта
и
частной
собственности
происходит
раскол
общества
на
классы
с
противоположными
экономическими
интересами
.
Для
разрешения
этих
противоречий
необходима
новая
сила
–
государство
.
Государство
стало
необходимостью
именно
в
результате
этого
раскола
.
Экономически
господствующий
класс
создает
государство
для
того
,
чтобы
подчинить
себе
неимущих
.
В
.
И
.
Ленин
рассматривал
государство
как
«
продукт
и
проявление
непримиримости
классовых
противоречий
»,
как
«
орган
классового
господства
,
орган
угнетения
одного
класса
другим
…».
Государство
неразрывно
связано
с
классовым
обществом
.
Поэтому
с
уничтожением
классов
государство
отмирает
.
Таким
образом
,
марксистская
теория
акцентирует
внимание
на
классовой
природе
государства
,
его
способности
выступать
в
качестве
аппарата
,
орудия
насилия
и
подчинения
в
руках
экономически
господствующего
класса
,
который
с
помощью
государства
становится
и
политически
господствующим
классом
.
Сторонники
теории
насилия
(
Е
.
Дюринг
,
Л
.
Гумплович
,
К
.
Каутский
и
др
.)
утверждали
,
что
причиной
возникновения
государство
было
внутренне
и
внешнее
насилие
.
При
этом
Е
.
Дюринг
развивал
идею
,
что
насилие
одной
части
первобытного
общества
над
другой
приводит
к
возникновению
государства
,
собственности
и
классов
,
государство
становится
органом
управления
подчиненными
.
Л
.
Гумплович
и
К
.
Каутский
были
авторами
теории
внешнего
насилия
.
Они
отмечали
,
что
война
и
завоевание
–
мать
государства
.
По
Гумпловичу
,
государство
возникает
в
результате
порабощения
сильным
племенем
более
слабого
,
уже
оседлого
населения
.
18
К
.
Каутский
считал
,
что
государство
появляется
как
аппарат
принуждения
победившего
племени
над
побежденным
.
Из
победившего
племени
формируется
господствующий
класс
,
а
из
побежденного
–
класс
эксплуатируемых
.
Теперь
государство
может
защищать
завоеванные
племена
от
возможных
посягательств
со
стороны
других
сильных
племен
.
В
ходе
общественного
развития
смягчаются
формы
и
методы
властвования
,
и
государство
,
как
полагали
авторы
теории
внешнего
насилия
,
превращается
в
орган
защиты
всего
населения
и
обеспечения
всеобщего
блага
.
Представители
психологической
теории
(
Г
.
Гард
,
Л
.
И
.
Петражицкий
,
Н
.
М
.
Коркунов
)
видели
причину
возникновения
государства
в
человеческой
психике
,
в
потребности
индивида
в
общении
,
жизни
в
коллективе
,
желании
повелевать
и
подчиняться
.
Они
утверждали
,
что
в
результате
психологических
взаимодействий
людей
возникает
совершенная
форма
эмоционального
общения
–
государство
.
Оно
способствует
более
быстрому
приспособлению
людей
к
изменениям
среды
обитания
.
Представители
расовой
теории
(
Ж
.
Гобино
)
делят
все
человеческие
расы
на
«
высшие
»,
призванные
господствовать
,
и
«
низшие
»,
которые
обязаны
подчиняться
«
высшим
»
расам
.
В
основу
подобного
разграничения
были
положены
физические
,
психические
,
умственные
и
другие
различия
между
расами
.
Государство
выступает
орудием
господства
«
лучших
»
рас
над
остальными
.
Ирригационная
теория
(
К
.
Виттфогель
)
основывается
на
том
,
что
общество
в
отдельных
регионах
не
могло
развиваться
без
создания
систем
оросительных
каналов
,
для
строительства
которых
привлекались
массы
людей
.
Осуществить
такие
работы
могла
только
постоянно
действующая
организация
власти
,
т
.
е
.
государство
.
Суть
инцестной
(
половой
)
теории
(
К
.
Леви
-
Строс
)
вводит
запрет
на
инцест
,
т
.
е
.
кровосмешение
.
Это
требовало
наличия
особой
группы
людей
,
обеспечивавшей
поддержание
запрета
,
а
в
дальнейшем
выполнявшей
и
другие
запретные
функции
,
что
привело
к
возникновению
государства
.
Сторонники
органической
теории
(
Г
.
Спенсер
)
полагали
,
что
государство
уподобилось
человеческому
организму
и
являлось
продуктом
действия
сил
природы
,
создавшем
его
наряду
с
обществом
и
человеком
.
На
сегодняшний
день
невозможно
выделить
ведущий
фактор
возникновения
государства
.
Существуют
определенные
предпосылки
:
экономические
,
психологические
,
демографические
и
др
.,
которые
обуславливают
возникновение
различных
государств
.
2.3.
Форма
государства
Форма
государства
-
это
такой
аспект
его
характеристики
,
который
раскрывает
способы
организации
государственной
власти
.
Традиционно
в
это
понятие
включают
три
элемента
:
форму
правления
;
форму
государственного
устройства
и
политический
режим
.
19
Под
формой
правления
понимается
организация
высшей
власти
государства
,
компетенция
,
взаимодействие
высших
органов
государства
,
степень
участия
населения
в
их
образовании
.
С
этой
точки
зрения
,
государства
подразделяются
на
монархии
и
республики
.
1.
Монархия
есть
форма
правления
,
где
главой
государства
является
монарх
.
Он
получает
власть
в
порядке
наследования
или
по
праву
родства
,
осуществляет
ее
пожизненно
и
не
несет
ответственности
за
свои
действия
в
качестве
главы
государства
.
Истории
известны
также
выборные
монархии
.
Вспомним
хотя
бы
,
что
правление
династии
Романовых
в
России
начиналось
с
избрания
на
престол
царя
Михаила
.
Монархия
как
форма
правления
возникает
вместе
с
появлением
государства
и
отражает
специфику
разных
исторических
эпох
.
Поэтому
классификация
монархий
представляет
известную
сложность
.
С
точки
зрения
объема
полномочий
монарха
,
монархии
можно
разделить
на
неограниченные
и
ограниченные
.
При
этом
ограниченные
монархии
-
это
явление
европейское
и
неизвестное
Востоку
,
где
органы
при
монархе
,
например
исламский
совет
(
шура
)
имели
обычно
лишь
совещательный
характер
.
-
Неограниченная
монархия
.
В
условиях
неограниченной
монархии
власть
монарха
абсолютна
.
Есть
две
разновидности
таких
монархий
:
-
Древневосточная
деспотия
,
возникающая
при
значительном
сохранении
общинных
институтов
и
соответствующих
форм
собственности
,
сочетающихся
с
обожествлением
монарха
.
-
Абсолютная
монархия
,
существовавшая
в
Европе
в
XVII - XVIII
в
.
в
.
Здесь
такая
форма
правления
складывается
в
период
временного
равновесия
сил
между
феодальной
аристократией
и
молодой
буржуазией
.
Королевская
власть
как
бы
возвышалась
над
борьбой
этих
классов
.
Ограниченные
монархии
.
Ограниченные
монархии
в
Европе
можно
разделить
на
добуржуазные
и
буржуазные
.
-
Добуржуазной
ограниченной
монархией
является
,
например
,
сословно
-
представительная
монархия
,
возникшая
в
период
создания
крупных
централизованных
государств
.
Монархия
,
опиравшаяся
в
борьбе
с
феодальной
раздробленностью
на
поддержку
городов
,
вынуждена
была
платить
«
по
векселям
»,
допуская
представителей
горожан
в
сословно
-
представительные
органы
(
Парламент
в
Англии
,
Генеральные
штаты
во
Франции
,
Земский
собор
в
России
и
т
.
д
.).
Такие
органы
ограничивали
власть
монарха
в
некоторых
существенных
вопросах
,
например
связанных
с
введением
новых
налогов
.
В
период
капитализма
полномочия
монарха
ограничиваются
посредством
конституции
.
Поэтому
применительно
к
буржуазным
монархиям
вполне
применим
термин
«
конституционная
монархия
».
Существуют
две
их
разновидности
:
дуалистическая
монархия
и
парламентская
(
или
парламентарная
)
монархия
.
Первая
из
них
отражает
начальный
этап
развития
капитализма
и
относительно
слабые
позиции
буржуазии
в
политической
области
.
Поэтому
дуализм
власти
,
исходящий
из
20
деления
ее
на
законодательную
и
исполнительную
,
отражает
известный
перевес
полномочий
монарха
над
полномочиями
выборной
(
нижней
)
палаты
парламента
,
представленного
буржуазией
.
Верхняя
палата
обычно
была
назначаемой
.
Правительство
здесь
формировалось
монархом
и
перед
ним
же
было
ответственно
.
Монарх
обладал
правом
абсолютного
вето
в
отношении
законопроектов
,
одобренных
парламентом
,
и
правом
неограниченного
роспуска
парламента
.
Из
полномочий
последнего
следует
отметить
право
вотировать
бюджет
.
Такая
форма
правления
существовала
в
Пруссии
,
Австрии
,
Италии
в
конце
Х
I
Х
-
ХХ
в
.
Парламентская
,
или
парламентарная
,
монархия
отражает
более
высокий
уровень
развития
капитализма
и
,
соответственно
,
более
прочные
позиции
буржуазии
.
Полномочия
монарха
здесь
во
многом
номинальны
.
Правительство
формируется
лидером
партии
,
победившей
на
выборах
,
и
несет
ответственность
перед
парламентом
.
Акты
короля
приобретают
юридическую
силу
лишь
при
условии
их
контрассигнации
соответствующим
министром
.
В
ряде
стран
монарх
обладает
правом
отлагательного
вето
,
а
также
правом
роспуска
парламента
.
Такая
форма
правления
существует
сегодня
в
Англии
,
Бельгии
,
Норвегии
,
Швеции
и
т
.
д
.
2.
Республика
-
это
форма
правления
,
при
которой
глава
государства
(
президент
)
является
выборным
и
сменяемым
,
его
власть
считается
производной
от
представительного
органа
или
избирателей
.
Республика
-
столь
же
древняя
форма
правления
,
как
и
монархия
.
Поэтому
при
их
классификации
,
республики
можно
также
разделить
на
добуржуазные
и
буржуазные
.
-
Республики
добуржуазной
эпохи
можно
,
в
свою
очередь
,
разделить
на
демократические
и
аристократические
.
В
демократической
республике
власть
принадлежала
народу
в
его
конкретно
-
историческом
понимании
(
Древние
Афины
).
В
аристократических
республиках
ее
осуществляли
представители
аристократии
(
Спарта
,
Рим
в
период
республики
,
аристократические
города
-
республики
средневековья
-
Венеция
,
Генуя
,
Псков
,
Новгород
).
-
Буржуазные
республики
могут
быть
президентскими
(
или
дуалистическими
),
парламентскими
и
смешанными
.
В
президентской
республике
президент
избирается
либо
коллегией
выборщиков
(
США
),
либо
прямым
голосованием
избирателей
(
Мексика
,
Колумбия
и
т
.
д
.).
Он
является
главой
государства
и
главой
правительства
(
поэтому
здесь
нет
поста
премьер
-
министра
),
с
участием
парламента
формирует
ответственное
перед
ним
правительство
,
обладает
правом
отлагательного
вето
в
отношении
законопроектов
,
одобренных
парламентом
.
Однако
вето
президента
может
быть
преодолено
повторным
одобрением
отвергнутого
законопроекта
квалифицированным
большинством
голосов
.
В
президентской
республике
президент
является
ключевой
фигурой
политического
механизма
.
В
парламентской
республике
такой
фигурой
является
премьер
-
министр
,
а
президент
,
избираемый
парламентом
,
играет
скромную
роль
в
системе