ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 1861

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

21 

 

органов

 

государства

хотя

 

формально

 

полномочия

 

его

 

могут

 

быть

 

довольно

 

широкими

Ответственное

 

перед

 

парламентом

 

правительство

 

обычно

 

формируется

 

лидером

 

партии

 (

либо

 

блока

 

партий

), 

победившей

 

на

 

выборах

Вотум

 

недоверия

 

правительству

как

 

и

 

в

 

условиях

 

парламентской

 

монархии

влечет

 

либо

 

уход

 

его

 

в

 

отставку

либо

 

роспуск

 

парламента

 

и

 

назначение

 

новых

 

выборов

Смешанная

 

республиканская

 

форма

 

правления

 

предполагает

 

сочетание

 

элементов

 

парламентской

 

и

 

президентской

 

республик

Так

в

 

Российской

 

Федерации

 

институт

 

президента

непосредственно

 

избираемого

 

народом

 

и

 

наделенного

 

широкими

 

полномочиями

сочетается

 

с

 

институтом

 

премьер

-

министра

 

и

 

парламентской

 

ответственности

 

правительства

«

Смешанная

» 

форма

 

правления

 

имеет

 

место

 

также

 

во

 

Франции

Финляндии

 

и

 

т

.

д

.  

Под

 

формой

 

государственного

 

устройства

 

понимается

 

территориальная

 

организация

 

государственной

 

власти

соотношение

 

между

 

центром

 

и

 

остальными

 

властями

 

государства

С

 

этой

 

точки

 

зрения

 

государства

 

подразделяются

 

на

 

унитарные

 (

единые

и

 

федеративные

или

 

сложные

1. 

Унитарные

Большинство

 

современных

 

государств

 

являются

 

унитарными

Причем

 

унитарными

 

государствами

 

являются

 

как

 

небольшие

 

скандинавские

 

государства

так

 

и

 

такие

 

крупные

 

государства

как

 

Франция

Италия

Китай

Индонезия

Япония

 

и

 

т

.

д

После

 

распада

 

Советского

 

Союза

 

все

 

образовавшиеся

 

на

 

его

 

основе

 

независимые

 

государства

кроме

 

России

приняли

 

унитарную

 

форму

 

территориально

-

государственного

 

устройства

Унитарное

 

государство

 

обычно

 

характеризуется

 

следующими

 

признаками

:  

единая

 

конституция

 

и

 

единая

 

правовая

 

система

;  

единая

 

система

 

органов

 

государственной

 

власти

 

и

 

управления

;  

единое

 

гражданство

;  

единство

 

судебной

 

системы

 

и

 

осуществление

 

правосудия

 

на

 

основе

 

единых

 

норм

;  

деление

 

государства

 

на

 

административно

-

территориальные

 

единицы

 

(

провинции

департаменты

области

округа

районы

 

и

 

другие

), 

органы

 

управления

 

которых

 

регулируются

 

общегосударственными

 

правовыми

 

нормами

 

и

 

подчинены

 

центральным

 

органам

 

государственной

 

власти

 

и

 

управления

.  

Территория

 

унитарного

 

государства

 

подразделяется

 

лишь

 

на

 

административно

-

территориальные

 

единицы

 (

провинции

районы

графства

 

и

 

т

.

д

.), 

не

 

обладающие

 

какой

-

либо

 

политической

 

самостоятельностью

При

 

этом

 

в

 

рамках

 

такого

 

государства

 

возможно

 

существование

 

районов

обладающих

 

административной

 

автономией

  (

например

 

Синцзянь

-

уйгурский

 

автономный

 

район

 

в

 

Китае

). 

Унитарные

 

государства

 

подразделяются

 

на

 

централизованные

 

и

 

децентрализованные

В

 

централизованных

 

государствах

 

значительная

 

часть

 

вопросов

 

местной

 

жизни

 

решается

 

центральной

 

властью

В

 

децентрализованных

 

государствах

 

их

 

решение

 

передается

 

на

 

места

Исторически

 

унитаризм

 

явился

 

прогрессивной

 

формой

 

территориально

-

государственного

 

устройства

поскольку

 

он

 

активно

 

способствовал

 

созданию

 


background image

 

22 

 

единого

 

капиталистического

 

рынка

сильной

 

и

 

независимой

 

центральной

 

власти

 

взамен

 

феодальной

 

раздробленности

 

с

 

ее

 

слабой

 

территориальной

 

системой

 

управления

2. 

Федеративные

В

 

отличие

 

от

 

унитарного

 

государства

 

федерация

 

является

 

сложным

 

государством

в

 

его

 

структуру

 

помимо

 

центральной

  (

или

 

федеральной

 

власти

входят

 

государственные

 

образования

  (

республики

штаты

кантоны

земли

 

и

 

т

.

д

.), 

обладающие

 

политической

 

самостоятельностью

включающей

в

 

частности

собственное

 

законодательство

судебную

 

и

 

налоговую

 

системы

В

 

итоге

 

суверенитет

 

в

 

условиях

 

федерации

 

становится

 

как

 

бы

 

разделенным

 

между

 

федеральным

 

центром

 

и

 

субъектами

 

федерации

Соответственно

в

 

федеративном

 

государстве

 

существуют

 

две

 

относительно

 

самостоятельных

 

системы

 

органов

 

государства

федеративная

 

и

 

система

 

органов

 

субъектов

 

федерации

Таким

 

образом

в

 

условиях

 

федерации

 

на

 

одной

 

и

 

той

 

же

 

территории

 

одновременно

 

и

 

параллельно

 

функционируют

 

две

 

власти

  - 

федеральная

 

и

 

местная

т

.

е

власть

 

субъекта

 

федерации

Каждая

 

из

 

них

 

имеет

 

свою

 

компетенцию

Федерации

 

могут

 

строиться

:  

по

 

национальному

 

признаку

  (

как

 

в

 

свое

 

время

 

СССР

Чехословакия

Югославия

 

и

 

т

.

д

.);  

по

 

национально

-

территориальному

 

признаку

 (

Российская

 

Федерация

);  

по

 

территориальному

 

признаку

  (

США

Мексика

Бразилия

 

и

 

подавляющее

 

большинство

 

современных

 

федераций

).  

Обычно

 

наряду

 

с

 

общефедеральной

 

конституцией

 

и

 

федеральными

 

законами

 

действуют

 

законы

 

субъектов

 

федерации

а

 

в

 

ряде

 

федераций

 

их

 

субъекты

 

имеют

 

собственные

 

конституции

При

 

этом

предполагается

 

довольно

 

четкое

 

обеспечение

 

верховенства

 

федеральной

 

конституции

 

и

 

других

 

федеральных

 

законов

которым

 

должно

 

соответствовать

 

законодательство

 

членов

 

федерации

Как

 

правило

в

 

верхней

 

палате

 

парламента

  - 

сенате

  - 

обеспечивается

 

особое

 

представительство

 

субъектов

 

федерации

Причем

 

в

 

одних

 

федерациях

 

в

 

верхней

 

палате

 

устанавливается

 

равное

 

представительство

 

субъектов

 

федерации

Например

в

 

США

 

избираются

 

по

 

два

 

сенатора

 

от

 

каждого

 

штата

вне

 

зависимости

 

от

 

численности

 

проживающего

 

в

 

штате

 

населения

а

 

в

 

других

 

федерациях

 

(

Канада

ФРГ

Индия

 

и

 

т

.

д

.) 

представительство

 

субъектов

 

федерации

 

в

 

верхней

 

палате

 

общефедерального

 

парламента

 

находится

 

в

 

прямой

 

зависимости

 

от

 

численности

 

населения

 

соответствующего

 

субъекта

     

В

 

настоящее

 

время

 

федерации

 

встречаются

 

более

 

чем

 

в

  20 

государствах

в

 

которых

 

проживает

 1/3 

населения

 

земного

 

шара

Обычно

 

она

 

преобладает

 

в

 

крупных

 

государствах

  (

США

Россия

Индия

Бразилия

), 

хотя

 

возможна

 

и

 

в

 

небольших

 

по

 

размеру

 

государствах

  (

Австрия

Объединенные

 

Арабские

 

Эмираты

). 

3. 

Конфедерация

В

 

некоторых

 

учебниках

 

и

 

юридических

 

словарях

 

к

 

формам

 

государственного

 

устройства

 

относят

 

и

 

конфедерацию

под

 

которой

 

понимают

 

временный

 

союз

 

государств

предназначенный

 

для

 

решения

 

задач

 


background image

 

23 

 

экономического

политического

 

или

 

военного

 

характера

Однако

 

конфедерация

  - 

это

 

скорее

 

международно

-

правовое

 

образование

чем

 

форма

 

государственного

 

устройства

Подобная

 

нечеткость

 

в

 

понимании

 

конфедерации

 

объясняется

 

прежде

 

всего

 

недостаточной

 

ее

 

изученностью

Поэтому

 

в

 

учебниках

 

в

 

качестве

 

примера

 

конфедерации

 

обычно

 

приводятся

 

союз

 

североамериканских

 

штатов

 

(1781-1787 

гг

.), 

Швейцарский

 

союз

 

в

 

Х

I

Х

 

в

и

 

т

.

д

Между

 

тем

 

остается

 

предметом

 

дискуссии

 

вопрос

 

о

 

том

можно

 

ли

 

рассматривать

 

в

 

качестве

 

конфедерации

 

Содружество

 

Независимых

 

Государств

В

 

центральные

 

органы

 

конфедерации

 

обычно

 

входят

 

представители

 

всех

 

государств

-

членов

Решения

 

этих

 

органов

 

принимаются

 

единогласно

 

или

 

квалифицированным

 

большинством

 

и

 

вступают

 

в

 

обязательную

 

силу

 

лишь

 

после

 

ратификации

 

соответствующими

 

государствами

 - 

членами

 

конфедерации

Традиционно

 

создание

 

конфедерации

 

исторически

 

предшествовало

 

ее

 

перерастанию

 

в

 

федерацию

 

или

 

ее

 

распаду

 

на

 

отдельные

 

самостоятельные

 

государства

Правовой

 

основой

 

для

 

конфедерации

 

обычно

 

служит

 

союзный

 

договор

Конфедерацией

 

было

 

образование

сложившееся

 

в

  1776 

г

в

 

Северной

 

Америке

 

на

 

месте

 

бывших

 

английских

 

колоний

В

 

конфедеративных

 

отношениях

 

находились

 

кантоны

 

Швейцарии

 

до

  1848 

г

Принятие

 

в

 1787 

г

конституции

 

США

 

и

 

в

 1848 

г

.  

В

 

настоящее

 

время

 

остается

 

предметом

 

дискуссии

 

вопрос

 

о

 

том

можно

 

ли

 

рассматривать

 

в

 

качестве

 

конфедерации

 

Содружество

 

Независимых

 

Государств

Под

 

политическим

 

режимом

 

понимаются

 

приемы

 

и

 

способы

 

осуществления

 

государственной

 

власти

Данный

 

аспект

 

формы

 

государства

 

связан

 

не

 

столько

 

с

 

его

 

структурой

сколько

 

с

 

соотношением

 

политических

 

сил

 

и

 

уровнем

 

демократии

 

в

 

обществе

Поэтому

 

категория

  "

политический

 

режим

более

 

всего

 

связана

 

с

 

социально

-

классовой

 

природой

 

государства

Существует

 

несколько

 

оснований

 

для

 

классификации

 

политических

 

режимов

Чаще

 

всего

 

политические

 

режимы

 

разделяются

 

на

 

демократические

 

и

 

антидемократические

      

1. 

Демократический

 

режим

Демократия

  - 

понятие

 

исторически

 

изменчивое

и

 

поэтому

 

не

 

существует

 

универсальной

 

ее

 

модели

Сегодня

 

демократический

 

политический

 

режим

 

предполагает

 

верховенство

 

конституции

идеологический

 

и

 

политический

 

плюрализм

гарантированность

 

прав

 

человека

демократические

 

выборы

разделение

 

властей

 

и

 

т

.

д

Такой

 

режим

 

называется

 

либерально

-

демократическим

Однако

 

в

 

современном

 

мире

 

существуют

 

другие

 

типы

 

демократии

например

 

исламская

не

 

знающая

 

большинства

 

из

 

перечисленных

 

элементов

     

2. 

Антидемократические

 

режимы

 

обычно

 

разделяют

 

на

 

тоталитарные

авторитарные

диктаторские

 

и

 

т

.

д

Тоталитарные

 

режимы

 

отличает

прежде

 

всего

отсутствие

 

идеологического

 

и

 

политического

 

плюрализма

Здесь

 

допускаются

 

лишь

 

единственная

 

политическая

 

партия

одна

  (

официальная


background image

 

24 

 

политическая

 

идеология

отсутствует

 

легальная

 

оппозиция

а

 

государство

 

осуществляет

 

жесткий

 

контроль

 

за

 

всеми

 

сферами

 

общественной

 

жизни

Авторитарный

 

режим

 

характеризуют

 

антидемократические

 

методы

 

осуществления

 

власти

сосредоточение

 

ее

 

в

 

руках

 

главы

 

государства

 

или

 

главы

 

правительства

ограничение

 

прав

 

и

 

свобод

 

граждан

Такой

 

режим

 

обычно

 

существует

 

в

 

странах

 

с

 

недостаточно

 

развитым

 

гражданским

 

обществом

При

 

диктаторском

 

режиме

 

доминируют

 

методы

 

прямого

 

насилия

не

 

связанного

 

никакими

 

законами

 

и

 

т

.

д

.  

Классификация

 

политических

 

режимов

 

может

 

проводиться

 

по

 

критерию

 

количества

 

партий

участвующих

 

в

 

политической

 

жизни

 

общества

С

 

этой

 

точки

 

зрения

политические

 

режимы

 

могут

 

быть

 

многопартийными

двухпартийными

однопартийными

 

и

наконец

,  «

беспартийными

», 

т

.

е

действующими

 

при

 

отсутствии

 

легальных

 

политических

 

партий

  (

например

Саудовская

 

Аравия

). 

Возможно

 

также

 

деление

 

политических

 

режимов

 

на

 

гражданские

 

и

 

военные

на

 

светские

 

и

 

теократические

Военные

 

режимы

 

устанавливаются

 

путем

 

военного

 

переворота

 

и

 

обычно

 

свидетельствуют

 

о

 

глубоком

 

кризисе

 

в

 

обществе

Такие

 

режимы

 

существовали

 

в

 

ряде

 

стран

 

Латинской

 

Америки

Ближнего

 

и

 

Среднего

 

Востока

 

в

 50-70-

х

 

гг

ХХ

 

в

Примером

 

теократических

 

режимов

 

могут

 

быть

 

Ватикан

Саудовская

 

Аравия

Иран

 

по

 

Конституции

 

1978 

г

и

 

т

.

д

В

 

демократических

 

государствах

 

существует

 

разделение

 

властей

 

на

 

законодательную

исполнительную

 

и

 

судебную

1. 

Законодательная

 

власть

 

осуществляется

 

представительными

 

органами

 

государства

Это

 

первичные

 

органы

 

в

 

структуре

 

государства

поскольку

 

выражают

 

волю

 

народа

 

в

 

лице

 

его

 

представителей

Представительные

 

органы

 

подразделяются

 

на

:  

высшие

К

 

ним

 

относятся

 

органы

 

типа

 

Парламента

 

в

 

Англии

Конгресса

 

в

 

США

Государственной

 

думы

 

в

 

России

 

и

 

т

.

д

Эти

 

органы

 

издают

 

законы

т

.

е

акты

 

высшей

 

юридической

 

силы

;  

местные

Местные

 

представительные

 

органы

 

называются

 

собраниями

советами

 

и

 

т

.

д

и

 

принимают

 

на

 

основе

 

законов

 

акты

обязательные

 

к

 

исполнению

 

на

 

соответствующих

 

территориях

.  

В

 

федеративных

 

государствах

 

законодательные

 

органы

 

функционируют

 

на

 

уровне

 

как

 

федерации

так

 

и

 

субъектов

 

федерации

2. 

Исполнительная

 

власть

Органы

 

исполнительной

 

власти

 

исполняют

 

законы

 

и

 

в

 

этом

 

смысле

 

являются

 

вторичными

или

 

производными

 

от

 

органов

 

законодательной

 

власти

Они

 

подразделяются

 

на

:  

высшие

 (

правительство

министерства

 

и

 

ведомства

);  

местные

включающие

 

структуры

 

исполнительных

 

органов

 

на

 

местах

 

(

местные

 

администрации

 (

правительства

), 

их

 

отделы

 

и

 

управления

).  

Исполнительную

 

власть

 

осуществляют

 

глава

 

государства

правительство

министерства

 

и

 

ведомства

а

 

также

 

местные

 

органы

 

исполнительной

 

власти

Органы

 

местного

 

самоуправления

 

в

 

систему

 

государственных

 

органов

 


background image

 

25 

 

Российской

 

Федерации

 

не

 

входят

По

 

характеру

 

компетенции

 

органы

 

исполнительной

 

власти

 

подразделяются

 

на

 

органы

 

общей

 

компетенции

 

(

правительства

администрация

 

тех

 

или

 

иных

 

административно

-

территориальных

 

единиц

и

 

органы

 

специальной

 

компетенции

 (

министерства

 

и

 

ведомства

 

и

 

их

 

органы

 

на

 

местах

). 

3. 

Органы

 

судебной

 

власти

 

осуществляют

 

правосудие

 

и

 

включают

 

в

 

Российской

 

Федерации

 

суды

 

общей

 

юрисдикции

конституционные

 

и

 

арбитражные

 

суды

Правосудие

 

осуществляется

 

на

 

основе

 

принципа

 

независимости

 

судей

 

и

 

подчинения

 

их

 

только

 

конституции

 

и

 

законам

В

 

ряде

 

стран

 

важную

 

роль

 

в

 

механизме

 

государства

 

играет

 

система

 

органов

 

прокуратуры

как

 

надзорная

 

инстанция

 

за

 

соблюдением

 

законности

 

всеми

 

организациями

учреждениями

гражданами

государственными

 

органами

 

и

 

должностными

 

лицами

 

2.4. 

Правовое

 

государство

 

и

 

гражданское

 

общество

 

 

 

Идея

 

правового

 

государства

 

уходит

 

корнями

 

в

 

античное

 

общество

Государство

 

как

 

организация

 

публично

-

властной

 

силы

 

государства

Мыслители

 

античности

  (

Сократ

Платон

Аристотель

Цицерон

 

и

 

др

.) 

пытались

 

выявить

 

связи

 

между

 

правом

 

и

 

государственной

 

властью

которые

 

бы

 

обеспечивали

 

гармоничное

 

развитие

 

общества

Они

 

считали

что

 

разумна

 

и

 

справедлива

 

та

 

форма

 

общежития

 

людей

при

 

которой

 

закон

 

обязателен

 

как

 

для

 

граждан

так

 

и

 

для

 

государства

Государственная

 

власть

признающая

 

право

 

и

 

одновременно

 

ограниченная

 

им

по

 

мнению

 

античных

 

мыслителей

,  - 

пример

 

справедливой

 

государственности

.  

 

С

 

идеями

 

древнегреческих

 

мыслителей

 

о

 

праве

свободе

человеческом

 

достоинстве

 

перекликаются

 

гуманистические

 

взгляды

 

и

 

воззрения

 

древнеримских

 

политических

 

и

 

общественных

 

деятелей

Они

 

трактуют

 

государство

 

как

 

публично

-

правовую

 

общность

 

людей

Идеи

 

о

 

взаимосвязи

 

права

 

и

 

государства

закона

 

и

 

политики

 

античных

 

мыслителей

 

оказали

 

заметное

 

влияние

 

на

 

становление

 

и

 

развитие

 

учений

 

о

 

правах

 

и

 

свободах

 

личности

разделении

 

властей

конституционализме

 

в

 

эпоху

 

Нового

 

времени

 

В

 

основе

 

современных

 

концепций

 

правового

 

государства

 

лежат

 

идеи

 

Дж

Лильберна

Г

Гроция

Б

Спинозы

Дж

Локка

Ж

.-

Ж

Руссо

И

Канта

Г

Гегеля

 

и

 

других

 

европейских

 

просветителей

которые

 

полагали

что

 

на

 

смену

 

бюрократическому

 

государству

 

эпохи

 

абсолютизма

 

должно

 

прийти

 

государство

в

 

основе

 

которого

 

лежит

 

идея

 

автономной

 

личности

обладающей

 

неотъемлемыми

неотчуждаемыми

 

правами

 

и

 

свободами

 

Идея

 

правового

 

государства

 

тесно

 

связана

 

с

 

концепцией

 

разделения

 

властей

Сосредоточение

 

всей

 

власти

 

в

 

одних

 

руках

 

порождает

 

произвол

уничтожает

 

свободу

Свобода

 

может

 

быть

 

только

 

там

где

 

власть

 

ограничена

 

правом

В

 

этой

 

связи

 

законодательная

исполнительная

 

и

 

судебная

 

власть

 

должны

 

быть

 

самостоятельны

Принцип

 

разделения

 

властей

 

исключает

 

какое

-

либо

 

сосредоточение

 

власти

 

в

 

одних

 

руках

 

и

 

в

 

одном

 

органе

что

 

служит