ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 1861
Скачиваний: 1
21
органов
государства
,
хотя
формально
полномочия
его
могут
быть
довольно
широкими
.
Ответственное
перед
парламентом
правительство
обычно
формируется
лидером
партии
(
либо
блока
партий
),
победившей
на
выборах
.
Вотум
недоверия
правительству
,
как
и
в
условиях
парламентской
монархии
,
влечет
либо
уход
его
в
отставку
,
либо
роспуск
парламента
и
назначение
новых
выборов
.
Смешанная
республиканская
форма
правления
предполагает
сочетание
элементов
парламентской
и
президентской
республик
.
Так
,
в
Российской
Федерации
институт
президента
,
непосредственно
избираемого
народом
и
наделенного
широкими
полномочиями
,
сочетается
с
институтом
премьер
-
министра
и
парламентской
ответственности
правительства
.
«
Смешанная
»
форма
правления
имеет
место
также
во
Франции
,
Финляндии
и
т
.
д
.
Под
формой
государственного
устройства
понимается
территориальная
организация
государственной
власти
,
соотношение
между
центром
и
остальными
властями
государства
.
С
этой
точки
зрения
государства
подразделяются
на
унитарные
(
единые
)
и
федеративные
,
или
сложные
.
1.
Унитарные
.
Большинство
современных
государств
являются
унитарными
.
Причем
унитарными
государствами
являются
как
небольшие
скандинавские
государства
,
так
и
такие
крупные
государства
,
как
Франция
,
Италия
,
Китай
,
Индонезия
,
Япония
и
т
.
д
.
После
распада
Советского
Союза
все
образовавшиеся
на
его
основе
независимые
государства
,
кроме
России
,
приняли
унитарную
форму
территориально
-
государственного
устройства
.
Унитарное
государство
обычно
характеризуется
следующими
признаками
:
-
единая
конституция
и
единая
правовая
система
;
-
единая
система
органов
государственной
власти
и
управления
;
-
единое
гражданство
;
-
единство
судебной
системы
и
осуществление
правосудия
на
основе
единых
норм
;
-
деление
государства
на
административно
-
территориальные
единицы
(
провинции
,
департаменты
,
области
,
округа
,
районы
и
другие
),
органы
управления
которых
регулируются
общегосударственными
правовыми
нормами
и
подчинены
центральным
органам
государственной
власти
и
управления
.
Территория
унитарного
государства
подразделяется
лишь
на
административно
-
территориальные
единицы
(
провинции
,
районы
,
графства
и
т
.
д
.),
не
обладающие
какой
-
либо
политической
самостоятельностью
.
При
этом
в
рамках
такого
государства
возможно
существование
районов
,
обладающих
административной
автономией
(
например
Синцзянь
-
уйгурский
автономный
район
в
Китае
).
Унитарные
государства
подразделяются
на
централизованные
и
децентрализованные
.
В
централизованных
государствах
значительная
часть
вопросов
местной
жизни
решается
центральной
властью
.
В
децентрализованных
государствах
их
решение
передается
на
места
.
Исторически
унитаризм
явился
прогрессивной
формой
территориально
-
государственного
устройства
,
поскольку
он
активно
способствовал
созданию
22
единого
капиталистического
рынка
,
сильной
и
независимой
центральной
власти
взамен
феодальной
раздробленности
с
ее
слабой
территориальной
системой
управления
.
2.
Федеративные
.
В
отличие
от
унитарного
государства
федерация
является
сложным
государством
:
в
его
структуру
помимо
центральной
(
или
федеральной
власти
)
входят
государственные
образования
(
республики
,
штаты
,
кантоны
,
земли
и
т
.
д
.),
обладающие
политической
самостоятельностью
,
включающей
,
в
частности
,
собственное
законодательство
,
судебную
и
налоговую
системы
.
В
итоге
суверенитет
в
условиях
федерации
становится
как
бы
разделенным
между
федеральным
центром
и
субъектами
федерации
.
Соответственно
,
в
федеративном
государстве
существуют
две
относительно
самостоятельных
системы
органов
государства
:
федеративная
и
система
органов
субъектов
федерации
.
Таким
образом
,
в
условиях
федерации
на
одной
и
той
же
территории
одновременно
и
параллельно
функционируют
две
власти
-
федеральная
и
местная
,
т
.
е
.
власть
субъекта
федерации
.
Каждая
из
них
имеет
свою
компетенцию
.
Федерации
могут
строиться
:
-
по
национальному
признаку
(
как
в
свое
время
СССР
,
Чехословакия
,
Югославия
и
т
.
д
.);
-
по
национально
-
территориальному
признаку
(
Российская
Федерация
);
-
по
территориальному
признаку
(
США
,
Мексика
,
Бразилия
и
подавляющее
большинство
современных
федераций
).
Обычно
наряду
с
общефедеральной
конституцией
и
федеральными
законами
действуют
законы
субъектов
федерации
,
а
в
ряде
федераций
их
субъекты
имеют
собственные
конституции
.
При
этом
,
предполагается
довольно
четкое
обеспечение
верховенства
федеральной
конституции
и
других
федеральных
законов
,
которым
должно
соответствовать
законодательство
членов
федерации
.
Как
правило
,
в
верхней
палате
парламента
-
сенате
-
обеспечивается
особое
представительство
субъектов
федерации
.
Причем
в
одних
федерациях
в
верхней
палате
устанавливается
равное
представительство
субъектов
федерации
.
Например
,
в
США
избираются
по
два
сенатора
от
каждого
штата
,
вне
зависимости
от
численности
проживающего
в
штате
населения
,
а
в
других
федерациях
(
Канада
,
ФРГ
,
Индия
и
т
.
д
.)
представительство
субъектов
федерации
в
верхней
палате
общефедерального
парламента
находится
в
прямой
зависимости
от
численности
населения
соответствующего
субъекта
.
В
настоящее
время
федерации
встречаются
более
чем
в
20
государствах
,
в
которых
проживает
1/3
населения
земного
шара
.
Обычно
она
преобладает
в
крупных
государствах
(
США
,
Россия
,
Индия
,
Бразилия
),
хотя
возможна
и
в
небольших
по
размеру
государствах
(
Австрия
,
Объединенные
Арабские
Эмираты
).
3.
Конфедерация
.
В
некоторых
учебниках
и
юридических
словарях
к
формам
государственного
устройства
относят
и
конфедерацию
,
под
которой
понимают
временный
союз
государств
,
предназначенный
для
решения
задач
23
экономического
,
политического
или
военного
характера
.
Однако
конфедерация
-
это
скорее
международно
-
правовое
образование
,
чем
форма
государственного
устройства
.
Подобная
нечеткость
в
понимании
конфедерации
объясняется
прежде
всего
недостаточной
ее
изученностью
.
Поэтому
в
учебниках
в
качестве
примера
конфедерации
обычно
приводятся
союз
североамериканских
штатов
(1781-1787
гг
.),
Швейцарский
союз
в
Х
I
Х
в
.
и
т
.
д
.
Между
тем
остается
предметом
дискуссии
вопрос
о
том
,
можно
ли
рассматривать
в
качестве
конфедерации
Содружество
Независимых
Государств
.
В
центральные
органы
конфедерации
обычно
входят
представители
всех
государств
-
членов
.
Решения
этих
органов
принимаются
единогласно
или
квалифицированным
большинством
и
вступают
в
обязательную
силу
лишь
после
ратификации
соответствующими
государствами
-
членами
конфедерации
.
Традиционно
создание
конфедерации
исторически
предшествовало
ее
перерастанию
в
федерацию
или
ее
распаду
на
отдельные
самостоятельные
государства
.
Правовой
основой
для
конфедерации
обычно
служит
союзный
договор
.
Конфедерацией
было
образование
,
сложившееся
в
1776
г
.
в
Северной
Америке
на
месте
бывших
английских
колоний
.
В
конфедеративных
отношениях
находились
кантоны
Швейцарии
до
1848
г
.
Принятие
в
1787
г
.
конституции
США
и
в
1848
г
.
В
настоящее
время
остается
предметом
дискуссии
вопрос
о
том
,
можно
ли
рассматривать
в
качестве
конфедерации
Содружество
Независимых
Государств
.
Под
политическим
режимом
понимаются
приемы
и
способы
осуществления
государственной
власти
.
Данный
аспект
формы
государства
связан
не
столько
с
его
структурой
,
сколько
с
соотношением
политических
сил
и
уровнем
демократии
в
обществе
.
Поэтому
категория
"
политический
режим
"
более
всего
связана
с
социально
-
классовой
природой
государства
.
Существует
несколько
оснований
для
классификации
политических
режимов
.
Чаще
всего
политические
режимы
разделяются
на
демократические
и
антидемократические
.
1.
Демократический
режим
.
Демократия
-
понятие
исторически
изменчивое
,
и
поэтому
не
существует
универсальной
ее
модели
.
Сегодня
демократический
политический
режим
предполагает
верховенство
конституции
,
идеологический
и
политический
плюрализм
,
гарантированность
прав
человека
,
демократические
выборы
,
разделение
властей
и
т
.
д
.
Такой
режим
называется
либерально
-
демократическим
.
Однако
в
современном
мире
существуют
другие
типы
демократии
,
например
исламская
,
не
знающая
большинства
из
перечисленных
элементов
.
2.
Антидемократические
режимы
обычно
разделяют
на
тоталитарные
,
авторитарные
,
диктаторские
и
т
.
д
.
Тоталитарные
режимы
отличает
,
прежде
всего
,
отсутствие
идеологического
и
политического
плюрализма
.
Здесь
допускаются
лишь
единственная
политическая
партия
,
одна
(
официальная
)
24
политическая
идеология
,
отсутствует
легальная
оппозиция
,
а
государство
осуществляет
жесткий
контроль
за
всеми
сферами
общественной
жизни
.
Авторитарный
режим
характеризуют
антидемократические
методы
осуществления
власти
,
сосредоточение
ее
в
руках
главы
государства
или
главы
правительства
,
ограничение
прав
и
свобод
граждан
.
Такой
режим
обычно
существует
в
странах
с
недостаточно
развитым
гражданским
обществом
.
При
диктаторском
режиме
доминируют
методы
прямого
насилия
,
не
связанного
никакими
законами
и
т
.
д
.
Классификация
политических
режимов
может
проводиться
по
критерию
количества
партий
,
участвующих
в
политической
жизни
общества
.
С
этой
точки
зрения
,
политические
режимы
могут
быть
многопартийными
,
двухпартийными
,
однопартийными
и
,
наконец
, «
беспартийными
»,
т
.
е
.
действующими
при
отсутствии
легальных
политических
партий
(
например
,
Саудовская
Аравия
).
Возможно
также
деление
политических
режимов
на
гражданские
и
военные
,
на
светские
и
теократические
.
Военные
режимы
устанавливаются
путем
военного
переворота
и
обычно
свидетельствуют
о
глубоком
кризисе
в
обществе
.
Такие
режимы
существовали
в
ряде
стран
Латинской
Америки
,
Ближнего
и
Среднего
Востока
в
50-70-
х
гг
.
ХХ
в
.
Примером
теократических
режимов
могут
быть
Ватикан
,
Саудовская
Аравия
,
Иран
по
Конституции
1978
г
.
и
т
.
д
.
В
демократических
государствах
существует
разделение
властей
на
законодательную
,
исполнительную
и
судебную
.
1.
Законодательная
власть
осуществляется
представительными
органами
государства
.
Это
первичные
органы
в
структуре
государства
,
поскольку
выражают
волю
народа
в
лице
его
представителей
.
Представительные
органы
подразделяются
на
:
-
высшие
.
К
ним
относятся
органы
типа
Парламента
в
Англии
,
Конгресса
в
США
,
Государственной
думы
в
России
и
т
.
д
.
Эти
органы
издают
законы
,
т
.
е
.
акты
высшей
юридической
силы
;
-
местные
.
Местные
представительные
органы
называются
собраниями
,
советами
и
т
.
д
.
и
принимают
на
основе
законов
акты
,
обязательные
к
исполнению
на
соответствующих
территориях
.
В
федеративных
государствах
законодательные
органы
функционируют
на
уровне
как
федерации
,
так
и
субъектов
федерации
.
2.
Исполнительная
власть
.
Органы
исполнительной
власти
исполняют
законы
и
в
этом
смысле
являются
вторичными
,
или
производными
от
органов
законодательной
власти
.
Они
подразделяются
на
:
-
высшие
(
правительство
,
министерства
и
ведомства
);
-
местные
,
включающие
структуры
исполнительных
органов
на
местах
(
местные
администрации
(
правительства
),
их
отделы
и
управления
).
Исполнительную
власть
осуществляют
глава
государства
,
правительство
,
министерства
и
ведомства
,
а
также
местные
органы
исполнительной
власти
.
Органы
местного
самоуправления
в
систему
государственных
органов
25
Российской
Федерации
не
входят
.
По
характеру
компетенции
органы
исполнительной
власти
подразделяются
на
органы
общей
компетенции
(
правительства
,
администрация
тех
или
иных
административно
-
территориальных
единиц
)
и
органы
специальной
компетенции
(
министерства
и
ведомства
и
их
органы
на
местах
).
3.
Органы
судебной
власти
осуществляют
правосудие
и
включают
в
Российской
Федерации
суды
общей
юрисдикции
,
конституционные
и
арбитражные
суды
.
Правосудие
осуществляется
на
основе
принципа
независимости
судей
и
подчинения
их
только
конституции
и
законам
.
В
ряде
стран
важную
роль
в
механизме
государства
играет
система
органов
прокуратуры
,
как
надзорная
инстанция
за
соблюдением
законности
всеми
организациями
,
учреждениями
,
гражданами
,
государственными
органами
и
должностными
лицами
.
2.4.
Правовое
государство
и
гражданское
общество
Идея
правового
государства
уходит
корнями
в
античное
общество
.
Государство
как
организация
публично
-
властной
силы
государства
.
Мыслители
античности
(
Сократ
,
Платон
,
Аристотель
,
Цицерон
и
др
.)
пытались
выявить
связи
между
правом
и
государственной
властью
,
которые
бы
обеспечивали
гармоничное
развитие
общества
.
Они
считали
,
что
разумна
и
справедлива
та
форма
общежития
людей
,
при
которой
закон
обязателен
как
для
граждан
,
так
и
для
государства
.
Государственная
власть
,
признающая
право
и
одновременно
ограниченная
им
,
по
мнению
античных
мыслителей
, -
пример
справедливой
государственности
.
С
идеями
древнегреческих
мыслителей
о
праве
,
свободе
,
человеческом
достоинстве
перекликаются
гуманистические
взгляды
и
воззрения
древнеримских
политических
и
общественных
деятелей
.
Они
трактуют
государство
как
публично
-
правовую
общность
людей
.
Идеи
о
взаимосвязи
права
и
государства
,
закона
и
политики
античных
мыслителей
оказали
заметное
влияние
на
становление
и
развитие
учений
о
правах
и
свободах
личности
,
разделении
властей
,
конституционализме
в
эпоху
Нового
времени
.
В
основе
современных
концепций
правового
государства
лежат
идеи
Дж
.
Лильберна
,
Г
.
Гроция
,
Б
.
Спинозы
,
Дж
.
Локка
,
Ж
.-
Ж
.
Руссо
,
И
.
Канта
,
Г
.
Гегеля
и
других
европейских
просветителей
,
которые
полагали
,
что
на
смену
бюрократическому
государству
эпохи
абсолютизма
должно
прийти
государство
,
в
основе
которого
лежит
идея
автономной
личности
,
обладающей
неотъемлемыми
,
неотчуждаемыми
правами
и
свободами
.
Идея
правового
государства
тесно
связана
с
концепцией
разделения
властей
.
Сосредоточение
всей
власти
в
одних
руках
порождает
произвол
,
уничтожает
свободу
.
Свобода
может
быть
только
там
,
где
власть
ограничена
правом
.
В
этой
связи
законодательная
,
исполнительная
и
судебная
власть
должны
быть
самостоятельны
.
Принцип
разделения
властей
исключает
какое
-
либо
сосредоточение
власти
в
одних
руках
и
в
одном
органе
,
что
служит