ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 1868
Скачиваний: 1
216
режим
совместного
труда
работников
,
устанавливает
меру
охраны
труда
и
порядок
рассмотрения
трудовых
споров
.
Предметом
трудового
права
являются
трудовые
отношения
,
возникающие
при
применении
работником
своей
способности
к
труду
в
процессе
трудовой
деятельности
,
а
также
другие
общественные
отношения
,
связанные
с
трудовыми
.
К
ним
относятся
:
отношения
между
работником
и
работодателем
;
организационно
-
управленческие
отношения
профсоюзного
органа
,
представляющего
интересы
трудового
коллектива
,
с
администрацией
предприятия
по
поводу
улучшения
условий
труда
,
быта
и
отдыха
работников
;
отношения
по
перераспределению
рабочей
силы
;
отношения
по
поводу
занятости
и
трудоустройства
;
отношения
,
связанные
с
возмещением
материального
ущерба
;
процессуальные
отношения
,
возникающие
при
разрешении
трудовых
споров
.
Метод
трудового
права
имеет
комплексный
характер
,
так
как
сочетает
в
себе
элементы
диспозитивного
и
императивного
воздействия
на
субъектов
трудовых
отношений
.
Основные
черты
этого
метода
могут
быть
представлены
в
следующем
виде
:
1.
Вовлечение
граждан
в
общественное
производство
идет
не
с
помощью
директивного
предписания
,
а
на
основе
свободной
заинтересованности
,
т
.
е
.
путем
предоставления
участникам
трудовых
отношений
договорной
свободы
.
Добровольный
и
договорной
характер
трудовых
отношений
закреплен
в
ст
. 37
Конституции
РФ
.
2.
Трудовым
отношениям
,
как
и
гражданско
-
правовым
,
присуще
юридическое
равенство
сторон
.
Однако
трудовые
отношения
помимо
этого
связаны
с
властно
-
распорядительными
отношениями
между
работником
и
руководящими
органами
предприятия
,
что
создает
ситуацию
неравенства
сторон
и
сближает
трудовые
отношения
с
административными
.
В
то
же
время
трудовые
отношения
в
гораздо
большей
степени
строятся
на
гражданско
-
правовой
основе
,
а
юридическое
неравенство
сторон
трудовых
отношений
проявляется
не
столько
в
зависимости
работника
от
администрации
предприятия
,
сколько
в
государственных
гарантиях
защиты
интересов
работников
перед
работодателем
.
3.
Трудовое
право
характеризуется
сочетанием
централизованного
и
локального
регулирования
.
В
локальных
актах
,
принимаемых
по
соглашению
сторон
,
определяются
распорядок
рабочего
дня
,
устанавливается
время
отдыха
(
перерыва
),
согласуются
графики
отпусков
и
другие
вопросы
,
детально
регламентирующие
условия
труда
работников
.
Важно
,
чтобы
нормы
локальных
актов
не
противоречили
федеральному
законодательству
.
4.
Специфика
методов
трудового
права
проявляется
также
в
характере
санкций
,
применяемых
как
средство
исполнения
обязанностей
сторон
трудовых
отношений
.
Применение
санкций
и
защита
прав
работников
217
осуществляются
во
внесудебном
порядке
,
за
исключением
вопросов
,
связанных
с
восстановлением
на
работе
работников
.
Меры
ответственности
по
трудовому
праву
имеют
имущественно
-
дисциплинарный
характер
.
К
ним
относятся
замечание
,
выговор
,
лишение
премиальной
оплаты
и
другие
неблагоприятные
последствия
вплоть
до
увольнения
или
освобождения
от
должности
.
Источники
трудового
права
представляют
собой
акты
,
содержащие
правовые
нормы
,
посредством
которых
регулируются
трудовые
отношения
.
Источники
трудового
права
подразделяются
на
федеральные
и
локальные
.
К
федеральным
источникам
относятся
:
-
Конституция
Российской
Федерации
,
которая
является
юридической
базой
трудового
законодательства
;
-
Федеральные
законы
,
содержащие
нормы
трудового
права
;
-
Трудовой
кодекс
Российской
Федерации
от
30
декабря
2001
г
. (
ФЗ
РФ
№
197-
ФЗ
);
-
нормативные
указы
Президента
РФ
,
направленные
на
регуляцию
трудовых
отношений
;
-
постановления
Правительства
РФ
,
регулирующие
отношения
,
составляющие
предмет
трудового
права
;
-
нормативные
акты
министерств
,
ведомств
и
комитетов
Российской
Федерации
;
-
постановления
Пленума
Верховного
суда
Российской
Федерации
по
спорным
вопросам
трудовых
отношений
.
Следует
отметить
,
что
акты
Пленума
Верховного
суда
РФ
сами
по
себе
являются
источниками
права
.
Они
не
могут
вводить
новые
нормы
или
изменять
старые
.
Но
в
результате
обобщения
судебной
практики
Верховный
суд
РФ
может
прийти
к
выводу
о
необходимости
внесения
изменений
в
действующее
законодательство
.
К
локальным
источникам
трудового
права
относятся
:
-
нормативно
-
правовые
акты
субъектов
РФ
;
-
правотворчество
органов
местного
самоуправления
;
-
правила
внутреннего
трудового
распорядка
,
установленные
на
предприятии
;
-
коллективные
договоры
и
соглашения
;
-
трудовые
договоры
;
-
приказы
и
распоряжения
руководителей
предприятий
и
учреждений
.
Особое
место
среди
источников
трудового
права
занимают
акты
Международной
организации
труда
(
МОТ
).
Российская
Федерация
признала
действие
на
своей
территории
52
конвенций
МОТ
.
К
принципам
трудового
права
относятся
:
-
принцип
свободного
распоряжения
гражданами
своими
способностями
к
труду
;
-
принцип
равного
вознаграждения
за
равный
труд
без
какой
бы
то
ни
было
дискриминации
;
218
-
принцип
недопустимости
ухудшения
положения
работников
ниже
уровня
,
предусмотренного
действующим
законодательством
о
труде
.
Функции
трудового
права
определяются
задачами
,
стоящими
перед
трудовым
законодательством
.
Эти
задачи
изложены
в
ст
. 1
Трудового
кодекса
РФ
.
Поставленные
в
этой
статье
задачи
в
большей
степени
носят
декларативный
характер
.
Исходя
из
задач
,
поставленных
ТК
РФ
,
можно
выделить
две
функции
трудового
права
:
регулятивную
и
содействующую
.
Регулятивная
функция
распространяет
свое
действие
на
трудовые
и
связанные
с
ними
отношения
.
Содействующая
функция
состоит
в
том
,
что
трудовое
право
не
непосредственно
выполняет
ее
,
а
совместно
с
другими
социальными
институтами
(
правовыми
и
неправовыми
).
Трудовое
право
призвано
содействовать
росту
производительности
труда
,
улучшению
качества
работы
,
повышению
эффективности
материального
производства
,
подъему
материального
и
культурного
уровня
жизни
населения
,
укреплению
трудовой
дисциплины
.
К
этому
можно
добавить
,
что
трудовое
право
содействует
созданию
рынка
рабочей
силы
для
обеспечения
нужд
производства
.
10. 2.
Трудовые
правоотношения
Трудовые
отношения
составляют
основное
содержание
трудового
права
.
По
сути
дела
,
это
общественные
отношения
,
урегулированные
нормами
трудового
права
.
Субъекты
трудового
отношения
делятся
на
основные
и
дополнительные
.
Такое
деление
основано
на
степени
влияния
того
или
иного
субъекта
на
возникновение
,
действие
и
прекращение
трудовых
отношений
.
Основными
субъектами
трудовых
отношений
являются
работник
и
работодатель
.
Дополнительными
субъектами
являются
совет
трудового
коллектива
,
комиссии
по
трудовым
спорам
,
профсоюзы
,
службы
занятости
,
юридические
службы
на
предприятии
и
другие
структуры
,
обеспечивающие
нормальное
функционирование
производства
.
Дополнительные
субъекты
могут
выступать
в
качестве
основных
,
когда
они
непосредственно
определяют
судьбу
возникновения
,
действия
или
прекращения
трудовых
отношений
.
Трудовое
отношение
основано
на
соглашении
,
в
силу
которого
одна
сторона
(
работник
)
обязана
выполнять
работу
по
определенной
специальности
,
квалификации
или
должности
с
подчинением
внутреннему
распорядку
,
а
предприятие
(
работодатель
)
обязуется
выплачивать
работнику
заработную
плату
и
обеспечивать
условия
труда
,
предусмотренные
законодательством
,
коллективным
договором
и
соглашением
сторон
.
Внешне
трудовое
отношение
выглядит
как
вид
обязательственных
отношений
гражданского
права
.
Однако
в
рамках
гражданско
-
правовых
отношений
исполнитель
обязан
предоставить
обусловленный
договором
результат
труда
,
т
.
е
.
надлежаще
исполнить
обязательство
.
Вопросы
,
касающиеся
характера
и
219
меры
труда
,
режим
и
распорядок
рабочего
дня
,
способы
исполнения
принятых
обязательств
,
т
.
е
.
сам
процесс
рабочего
труда
,
а
не
только
его
результат
,
входят
в
компетенцию
трудового
правоотношения
,
что
и
отличает
его
от
гражданского
правоотношения
.
Виды
трудовых
отношений
:
1.
Отношения
по
вопросам
приема
на
работу
.
Строго
говоря
,
эти
отношения
не
являются
еще
трудовыми
.
Они
предшествуют
возникновению
трудовых
отношений
и
создают
для
них
соответствующую
юридическую
базу
.
Они
определяют
характер
будущих
трудовых
отношений
.
На
этом
этапе
еще
нет
работника
и
работодателя
.
Здесь
есть
физическое
лицо
,
вступающее
в
отношение
с
администрацией
предприятия
по
поводу
заключения
трудового
договора
.
2.
Непосредственные
трудовые
отношения
.
Здесь
действуют
все
субъекты
трудового
права
(
основные
и
дополнительные
).
3.
Отношения
,
связанные
с
расторжением
трудового
договора
и
увольнением
работников
.
4.
Отношения
,
возникающие
в
связи
с
восстановлением
на
работе
работника
.
Эти
отношения
возникают
,
если
трудовой
договор
был
расторгнут
по
инициативе
работодателя
и
несогласный
с
таким
решением
работник
обратился
в
суд
с
иском
о
восстановлении
на
работе
.
Одной
из
составляющих
трудового
отношения
являются
права
и
обязанности
субъектов
.
права
и
обязанности
работников
и
работодателей
закреплены
в
ст
. 21
и
22
ТК
РФ
.
10. 3.
Коллективные
договоры
и
соглашения
Коллективный
договор
–
это
локальный
нормативный
правовой
акт
,
регулирующий
социально
-
трудовые
отношения
в
организации
или
у
индивидуального
предпринимателя
и
заключаемый
работниками
и
работодателем
в
лице
их
представителей
(
гл
. 7,
ст
.
ст
. 40 - 44
ТК
РФ
).
Закон
РФ
«
О
коллективных
договорах
и
соглашениях
»
от
11
марта
1992
г
.
устанавливает
,
что
для
заключения
коллективного
договора
достаточно
инициативы
одной
из
сторон
,
которая
представляет
проект
коллективного
договора
другой
стороне
.
В
случае
разногласия
сторон
между
ними
ведутся
коллективные
переговоры
.
Спорные
вопросы
о
содержании
коллективного
договора
решаются
во
внесудебном
порядке
и
без
обращения
в
комиссию
по
трудовым
спорам
.
Это
одна
из
черт
,
отличающих
коллективные
договоры
от
индивидуальных
трудовых
договоров
.
Для
ведения
коллективных
переговоров
и
подготовки
проекта
коллективного
договора
стороны
на
равноправной
основе
образуют
комиссию
из
своих
полномочных
представителей
.
Полномочность
представителей
определяется
из
содержания
специального
правового
акта
или
в
силу
должностных
обязанностей
того
или
иного
лица
.
Полномочными
представителями
трудового
коллектива
,
как
правило
,
являются
председатель
220
профсоюзного
комитета
предприятия
и
председатель
совета
трудового
коллектива
.
Полномочными
представителями
работодателя
могут
быть
руководитель
предприятия
или
другое
должностное
лицо
либо
любой
представитель
администрации
предприятия
,
действующий
на
основе
доверенности
.
Если
стороны
не
смогли
прийти
к
соглашению
,
составляется
протокол
разногласий
и
в
течение
трех
дней
формируется
примирительная
комиссия
либо
стороны
обращаются
к
посреднику
,
выбранному
по
взаимному
согласию
.
Полномочные
представители
сторон
,
участвующие
в
работе
примирительной
комиссии
,
на
время
переговоров
освобождаются
от
основной
работы
с
сохранением
среднего
заработка
на
срок
не
более
трех
месяцев
в
течение
года
.
Полномочные
представители
трудового
коллектива
,
участвующие
в
коллективных
переговорах
,
не
могут
быть
подвергнуты
дисциплинарному
взысканию
,
переведены
на
другую
работу
или
уволены
.
Протокол
разногласий
должен
быть
рассмотрен
в
семидневный
срок
.
В
случае
уклонения
от
принятия
коллективного
договора
работодатель
несет
административную
ответственность
.
Согласованный
с
работодателем
коллективный
договор
должен
приниматься
на
общем
собрании
работников
простым
большинством
голосов
.
Коллективный
договор
вступает
в
силу
с
момента
его
регистрации
в
Министерстве
труда
и
социального
развития
РФ
.
На
больших
предприятиях
возможно
принятие
нескольких
коллективных
договоров
(
например
,
для
каждого
цеха
и
т
.
д
.).
Коллективный
договор
заключается
на
срок
от
одного
года
до
трех
лет
.
Хотя
практически
коллективный
договор
действует
до
принятия
нового
коллективного
договора
.
При
смене
собственника
предприятия
,
если
срок
действия
коллективного
договора
еще
не
истек
,
этот
договор
действителен
в
течение
трех
месяцев
,
после
чего
он
должен
быть
заменен
на
новый
.
Если
новый
собственник
согласен
сохранить
текст
старого
коллективного
договора
,
то
должен
быть
составлен
протокол
согласия
.
При
ликвидации
предприятия
коллективный
договор
действует
в
течение
всего
срока
процедуры
ликвидации
.
Стороны
,
подписавшие
коллективный
договор
,
ежегодно
должны
отчитываться
о
его
исполнении
на
общем
собрании
трудового
коллектива
.
Помимо
коллективных
договоров
законом
предусмотрено
заключение
соглашений
.
Социально
-
партнерское
соглашение
–
это
локальный
нормативный
правовой
акт
,
регулирующий
социально
-
трудовые
отношения
и
устанавливающий
общие
принципы
регулирования
связанных
с
ними
экономических
отношений
,
заключаемый
между
полномочными
представителями
работников
и
работодателей
на
федеральном
,
региональном
,
отраслевом
и
межотраслевом
уровнях
.
В
зависимости
от
сферы
регулирования
социально
-
трудовых
отношений
заключаются
генеральные
,
региональные
,
отраслевые
,
территориальные
и
иные
соглашения
.