Файл: Тулич Ольга Евгеньевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 197

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Поэтому именно разбой из рассмотренных ранее форм хищения считается преступлением с повышенной общественной опасностью.

В соответствии с ч.1 ст.159 УКРФ мошенничество – это хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Непосредственным объектом мошенничества является тот вид собственности, в котором находится похищаемое имущество, независимо от ее формы, а также право на это имущество. Мошенничество является особой формой хищения, ему присущи уникальные черты, позволяющие отличать от других форм хищения.

Объективная сторона мошенничества представлена двумя альтернативными действиями, такими как хищение чужого имущества и приобретение права на чужое имущество, а также последствием в виде имущественного ущерба и наличием причинной связи между действиями и наступившими последствиями30. Из диспозиции ч.1 ст.159 УКРФ вытекает, что основными способами совершения мошенничества являются обман и злоупотребление доверием. Обман как способ совершения хищения или приобретения права на чужое имущество может состоять в сознательном сообщении заведомо ложных, не соответствующих действительности сведений, либо в умолчании об истинных фактах, либо в умышленных действиях, направленных на введение владельца имущества или иного лица в заблуждение. К таким умышленным действиям могут быть отнесены предоставление фальсифицированного товара или иного предмета сделки, использование различных обманных приемов при расчетах за товары или услуги или при игре в азартные игры, имитация кассовых расчетов и другие. Сообщаемые при мошенничестве ложные сведения могут относиться к любым обстоятельствам, в частности к юридическим фактам и событиям, качеству, стоимости имущества, личности виновного, его полномочиям, намерениям. При этом, если обман не направлен непосредственно на завладение чужим имуществом, а используется только для облегчения доступа к нему, действия лица в зависимости от способа хищения образуют состав кражи или грабежа31. Злоупотребление доверием представляет собой использование в корыстных целях доверительных отношений с владельцем имущества или иным лицом, уполномоченным принимать решения о передаче этого имущества третьим лицам. Использование обмана или злоупотребления доверием позволяет убедить потерпевшего в том, что имущество передается законным путем, поэтому при мошенничестве потерпевший добровольно передает имущество или право на имущество преступнику без применения насилия или угрозы его применения.


В случаях, когда лицо получает чужое имущество или приобретает право на него, не намереваясь при этом исполнять обязательства, связанные с условиями передачи ему указанного имущества или права, в результате чего потерпевшему причиняется материальный ущерб, содеянное следует квалифицировать как мошенничество, если умысел, направленный на хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество, возник у лица до получения чужого имущества или права на него.

Если лицо совершает мошенничество с использованием подделанного им официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, то требуется дополнительная квалификация по ч.1 ст.327 УКРФ. Однако если подделанные официальные документы были изготовлены другим лицом, то такое хищение полностью охватывается составом мошенничества и не требует дополнительной квалификации по ст.327 УКРФ. Когда лицо подделало официальный документ, однако по независящим от него обстоятельствам фактически не воспользовалось этим документом, содеянное следует квалифицировать по ч.1 ст.327 УКРФ.

В случае, когда лицо неправомерно завладело денежными средствами, иным чужим имуществом или приобрело право на него путем предъявления чужих личных или иных официальных документов, которые были им предварительно похищены, то его действия в зависимости от обстоятельств дела и объекта посягательства должны быть квалифицированы как мошенничество по ст.158.1, 159, 159.1, 159.2, 159.3 или 159.5 УКРФ с дополнительной квалификацией по ч.1 ст.325 УКРФ, либо по ч.2 ст.325 УКРФ в случае похищения паспорта или иного важного личного документа.

Содеянное должно быть квалифицировано в соответствии с ч.1 ст.30 УКРФ как приготовление к мошенничеству, если обстоятельства дела свидетельствуют о том, что умыслом лица охватывалось использование подделанного документа для совершения преступлений, предусмотренных ч.3, 4, 6, или 7 ст.159, ч.3 или 4 ст.159.1, ч.3 или 4 ст.159.2, либо ч.3 или 4 статьи 159.5 УКРФ.

Мошенничество в сфере компьютерной информации, предусмотренное ст.159.6 УКРФ, совершенное посредством неправомерного доступа к компьютерной информации или посредством создания, использования и распространения вредоносных компьютерных программ, требует дополнительной квалификации по ст.272, 273 или 274.1 УКРФ. По ст.159.2 УКРФ квалифицируется такое хищение денежных средств или иного имущества в форме мошенничества, которое связано с незаконным получением социальных выплат. Не относятся к социальным выплатам по смыслу ст.159.2 УКРФ гранты, стипендии, предоставляемые физическим лицам и организациям в целях поддержки науки, образования, культуры и искусства, субсидии на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, на поддержку малого и среднего предпринимательства. Мошенничество при получении указанных выплат квалифицируется по ст.159 УКРФ.



Также стоит отметить, что если в результате мошенничества гражданин лишился права на жилое помещение, то действия виновного необходимо квалифицировать по ч.4 ст.159 УКРФ независимо от того, являлось ли данное жилое помещение у потерпевшего единственным и использовалось ли оно потерпевшим для собственного проживания. Если в результате мошенничества гражданин лишился не права на жилое помещение, а возможности приобретения такого права, то в действиях виновного отсутствует признак лишения гражданина права на жилое помещение.

Субъективная сторона мошенничества характеризуется виной в форме прямого умысла. Субъектом является физическое, вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Состав является материальным. Мошенничество признается оконченным с момента, когда имущество поступило в незаконное владение виновного или других лиц и они получили реальную возможность пользоваться или распорядиться им по своему усмотрению. Если предметом преступления являются безналичные денежные средства, в том числе электронные денежные средства, то такое преступление следует считать оконченным с момента изъятия денежных средств с банковского счета их владельца или электронных денежных средств, в результате которого владельцу этих денежных средств причинен ущерб. Если мошенничество совершено в форме приобретения права на чужое имущество, то преступление считается оконченным с момента возникновения у виновного юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным32.

Таким образом, мошенничество характеризуется наличием особых способов совершения хищения чужого имущества или приобретения права на него, которыми является обман и злоупотребление доверием. Однако от мошенничества следует отличать причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, предусмотренного ст.165 УКРФ. В последнем случае отсутствуют в своей совокупности или отдельно такие обязательные признаки мошенничества, как противоправное, совершенное с корыстной целью, безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц.

Необходимо отграничить грабеж и от иных видов хищения. Хищение чужого имущества, совершенное в форме присвоения и растраты.

Законодатель объединяет в ст.160 УКРФ такие две самостоятельные формы хищения чужого имущества, как присвоение и растрата. Это связано с тем, что присвоение и растрата являются хищениями чужого имущества, вверенного виновному
33. Присвоение и растрата выражаются в злоупотреблении тем доверием, которое оказано виновному самим фактом передачи ему чужого имущества без права перехода права собственности34. При этом исходя из диспозиции статьи нет никаких оснований полагать, что растрата является обязательным последствие присвоения и для привлечения лица к уголовной ответственности по ч.1 ст.160 УКРФ достаточно наличия в его действиях состава либо присвоения, либо растраты.

Основным непосредственным объектом присвоения и растраты выступают имущественные отношения, складывающиеся по поводу владения, пользования и распоряжения имуществом, вверенным другим лицам без передачи права собственности на них. При этом имущественные отношения, на которые посягают присвоение и растрата, получают различные юридические формы выражения, не сводящиеся к праву собственности. В соответствии с п.23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №48 данные отношения возникают «в силу должностного или иного служебного положения, договора либо специального поручения»35. Таким образом, предметом присвоения и растраты является вверенное виновному имущество. Под «вверенным» понимается имущество, в отношении которого виновное лицо в силу должностных обязанностей, договорных отношений или специального поручения государственной или общественной организации осуществляет определенные полномочия по распоряжению, управлению, доставке, пользованию или хранению. Такие правомочия могут быть переданы собственником имущества другим гражданам на основании гражданско-правовых договоров, например подряда, аренды, проката.

Объективная сторона присвоения выражается в безвозмездном, совершенном с корыстной целью, противоправном обращении лицом вверенного ему имущества в свою пользу против воли собственника. Присвоение считается оконченным преступлением с того момента, когда законное владение вверенным лицу имуществом стало противоправным и это лицо начало совершать действия, направленные на обращение указанного имущества в свою пользу. Примером таких действий может являться неисполнение обязанности поместить на банковский счет собственника вверенные лицу денежные средства.

Объективная сторона растраты представляет собой противоправные действия лица, которое в корыстных целях истратило вверенное ему имущество против воли собственника путем потребления этого имущества, его расходования или передачи другим лицам. Растрату следует считать оконченным преступлением с момента начала противоправного потребления, израсходования или отчуждения вверенного имущества. В случае, когда лицо совершает с единым умыслом хищение вверенного ему имущества, одна часть которого им присваивается, а другая часть этого имущества растрачивается,
содеянное не образует совокупности преступлений36.

Стоит отграничивать присвоение и растрату от кражи путем установления наличия у лица соответствующих полномочий, дающих право полагать, что похищенное имущество вверено лицу. Совершение тайного хищения чужого имущества лицом, не обладающим такими полномочиями, но имеющим доступ к похищенному имуществу в силу выполняемой работы или иных обстоятельств, должно быть квалифицировано как кража.

Субъект присвоения и растраты является специальным, а именно лицо, которое в силу должностного или иного служебного положения, договора либо специального поручения осуществляло полномочия по распоряжению, управлению, доставке, пользованию или хранению в отношении чужого имущества. Лица, не обладающие соответствующим статусом или правомочиями, но непосредственно участвовавшие в хищении имущества согласно предварительной договоренности с лицом, которому вверено имущество, должны нести уголовную ответственность по ст.33 и ст.160 УКРФ в качестве организаторов, подстрекателей или пособников. Субъективная сторона преступления выражается в прямом умысле, а также в наличии у лица корыстной цели. Для квалификации присвоения и растраты необходимо, чтобы умыслом лица охватывался противоправный, безвозмездный характер действий, совершаемых с целью обратить вверенное ему имущество в свою пользу или пользу других лиц. В случае, когда виновный частично возместил ущерб потерпевшему, это само по себе не может свидетельствовать об отсутствии у лица умысла на присвоение или растрату вверенного ему имущества. Направленность умысла также должна определятся исходя из конкретных обстоятельств дела. К таким обстоятельствам может относится наличие у лица реальной возможности возвратить похищенное имущество собственнику или попытки скрыть свои действия.

Для квалификации преступления по ч.2 ст.160 УКРФ необходимо, чтобы присвоение или растрата были совершены группой лиц по предварительному сговору или с причинением значительного ущерба гражданину. Такой ущерб определяется с учетом имущественного положения гражданина, но не может составлять менее 5000 рублей. При этом данное деяние квалифицируется как оконченное преступление по ч.2 ст.160 УКРФ только в случае реального причинения значительного имущественного ущерба гражданину37. Для привлечения лица к уголовной ответственности по ч.3 ст.160 УКРФ необходимо совершить присвоение или растрату с использованием своего служебного положения или в крупном размере. Под лицами, использующими свое служебное положение,