Файл: Министерство науки и высшего образования рф федеральное государственное образовательное бюджетное.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Это, к примеру, межправительственные комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, научно-техническому сотрудничеству или решению какой-то региональной проблемы. Например, межправительственная комиссия по организации транспортного коридора «Европа-Кавказ-Азия» (ТРАСЕКА от английского Transport Corridor Europe-Caucasus-Asia), где участвуют страны, заинтересованные в решении поставленной задачи [ТРАСЕКА, 2022].
Межправительственные комиссии создаются и для решения глобальных задач в мировом масштабе. Примером может служить межправительственная океанографическая комиссия под эгидой ЮНЕСКО, которая позволяет осуществлять координацию научных исследований и экспедиций на рабочем уровне, обеспечивать обмен данными, способствовать подготовке научных кадров для стран, ведущих океанографические исследования [ЮНЕСКО, 2021].
Кроме того, постоянная координация действий на межправительственном уровне позволяет наладить систему глобального оповещения о зарождающихся цунами и прочих опасностях со стороны океана [Э. Дэвис, 2017]. Цунами, зародившись в одной части океана, затем перемещается в определенном направлении.
Чем раньше страны, в направлении которых движется цунами, получат эту информацию, тем больше времени у них будет на то, чтобы оценить потенциальную опасность и принять адекватные меры. Например, эвакуировать население. Однако для своевременного оповещения должна работать налаженная система обмена информацией, что и обеспечивает работа на уровне межправительственной комиссии.
Если работа межправительственной комиссии охватывает очень широкий круг вопросов, в структуре комиссии создают специальные рабочие группы по каждому направлению. Например, по ситуации на май 2022 года в составе российско-венгерской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству действует 11 рабочих групп: по энергетике, строительству, промышленности, сельскому хозяйству и т.д. [Посольство Венгрии в Москве, 2022].
Результатом работы таких вот узкоспециализированных рабочих групп в составе межправительственных комиссий являются договоренности о проведении международных форумов, конференций, всемирных выставок. Непосредственной организацией таких мероприятий занимается оргкомитет, обычно работающий в тесном сотрудничестве с органами власти, курирующими проведение международных мероприятий такого рода.
Отдельно стоит поговорить о приграничном сотрудничестве государств. Тут практикуются те же формы, что и для любого другого международного сотрудничества: подписание договоров и соглашений, работа межправительственных комиссий,
разработка программ межрегионального сотрудничества, проведение межрегиональных форумов и выставок [И. Логвинова, 2017]. Разница лишь в том, что они направлены в большей степени на развитие взаимодействия регионов, а не государств, в целом.
Вряд ли нужно быть специалистом по международным отношениям, чтобы заметить: жители приграничных регионов всегда взаимодействуют с соседями более интенсивно, чем с кем-либо еще, причем независимо от наличия или отсутствия регулирующих и регламентирующих документов.
Так, во Владивостоке традиционно много «праворульных» автомобилей, ввозимых из расположенной неподалеку Японии. Чуть ли не все взрослое население Санкт-Петербурга успело побывать в соседней Финляндии, потому что это доступно в рамках тура выходного дня. А из приграничного с Китаем Благовещенска проще съездить в Китай за покупками самому, чем заказывать нужный товар в Интернете или искать в магазинах.
Государство пытается вмешиваться в сложившееся сотрудничество, часто путем запретов. Например, пару лет назад автолюбителей взбудоражило сообщение, что «Праворульные машины для других регионов запрещают оформлять во Владивостоке» [«ВЛ Новости», 2020].
Проблема тут в том, что при оформлении во Владивостоке далее можно было ехать домой «своим ходом» на свежекупленной машине, а при таком запрете нужно оплачивать дополнительно доставку в регион. Это пример, когда государство вместо того, чтобы содействовать развитию приграничной торговли, смотрит, как «урвать» себе лишнюю копеечку из кармана своих граждан.
Однако не везде и не всегда государство чинит препятствия межрегиональному сотрудничеству. Бывает и наоборот, тем более что поле для сотрудничества широчайшее. Это и упрощение визового режима для приграничных областей, и развитие прямого транспортного сообщения между приграничными регионами, туры выходного дня, культурный обмен, обучение в вузах соседней страны для молодежи из прилегающих областей, совместные и согласованные природоохранные мероприятия.
Последнее крайне важно, потому что если, к примеру, где-то будут осуществляться сбросы отходов производства в реку, проходящую по территории нескольких стран, негативные последствия будут касаться всех стран, расположенных по руслу реки. Поэтому приграничные регионы часто осуществляют координацию действий на своем местном уровне, что всегда быстрее, чем ожидать решений по каждому мелкому вопросу от центральных органов власти.
В частности, с этой целью в 1998 году была создана международная организация «Еврорегион Нижний Дунай», объединяющая приграничные районы Молдовы, Украины и Румынии. Помимо решения вопросов природоохранного характера, в рамках «Еврорегиона Нижний Дунай» решаются вопросы интеграции транспортной инфраструктуры приграничных регионов, борьбы с организованной преступностью и контрабандой, предотвращения стихийных бедствий и наводнений.
По образу и подобию более крупных международных организаций, периодически проходит Генеральная Ассамблея Ассоциации трансграничного сотрудничества «Еврорегион Нижний Дунай» и избираются руководящие органы [Е. Веснина, 2018]. В рамках организации созданы специальные комиссии по транспорту, коммуникациям, энергетике, охране окружающей среды, борьбе с преступностью и другие.
Можно сказать, что приграничное сотрудничество является перспективным направлением развития как международного сотрудничества в целом, так и экономического потенциала конкретной территории в частности. Этой теме посвящены серьезные научные исследования. В частности, исследование «Местное приграничное передвижение как форма либерализации визового режима и развития территории» [Г. Кретинин, Д. Миронюк, 2014]
К Формам международного сотрудничества относят :
-
Создание международных организаций. -
Представительство и участие в работе международных организаций -
Договоры и соглашения о сотрудничестве. -
Программы сотрудничества. -
Межправительственные комиссии. -
Международные форумы, конференции, выставки.
.
Таким образом, международное сотрудничество является неотъемлемой частью современного мира. Кооперация стран, объединение их усилий в решении глобальных и региональных вопросов способствует более эффективному решению насущных проблем этих стран, и мира в
Глава 2
2.1
Основные правовые вопросы о государстве в международном праве
Воздействуя на поведение государств, международное право устанавливает основные права и обязанности. Они сложились в международном праве исторически, на основе межгосударственных отношений. Так как государства являются первичными, основными субъектами международного права, то они приобрели и основные права и обязанности. Однако нельзя утверждать, что последние существуют в силу естественного происхождения и фактического существования государств. Это было бы признанием не только естественного правового характера основных прав и обязанностей государств, что свойственно буржуазным юристам, но и признанием того, что им не присуща правовая связь. Основные права и обязанности являются категорией юридической и устанавливаются нормами международного права. Они возникли в тот период, когда государства были единственными субъектами международного права, и корни их лежат в утверждении начала независимости и суверенитета государств. Ограждение от вмешательства со стороны других государств потребовало выработки таких юридических основ, которые могли обеспечить государствам самостоятельное существование.
Государства стали обладателями прав и обязанностей не в силу существования какой-то надгосударственной власти, они получили их в процессе формирования собственной государственной воли. Поэтому права и обязанности являются по своей сущности согласованной волей государств в процессе признания общеобязательных правил поведения. Д. Анцилотти писал, что есть нормы, которые распространяются на все государства, «признающие себя взаимно субъектами прав и обязанностей» 1. Во всех международно-правовых актах основные права и обязанности исходят от государств, их взаимных отношений. Права и обязанности, определяющие вид и меру должного и возможного поведения государств, выбираются и закрепляются государствами не произвольно, не по собственному усмотрению, а на основе объективных закономерностей межгосударственных отношений.
Таким образом, основные права и обязанности государств отражают закономерности межгосударственных отношений, закрепляются в ведущих международно-правовых актах и показывают первоначальное положение государств в международном праве.
Государства имеют права и обязанности в пределах системы международного права. В этой системе права государства называются законными, а содержание юридической обязанности состоит в необходимости уважения прав государств. В системе международного права основные права и обязанности не являются только межгосударственным институтом, они имеются у всех субъектов международного права. В системе МПР существуют общесубъектные основные права и обязанности, к которым относятся: 1) право вступать в равноправные отношения с
другими субъектами международного права, право участвовать в формировании норм, право иметь международно-правовые гарантии и защищать свой международно-правовой статус; 2) обязанность добросовестно исполнять международно-правовые принципы, обязанность уважать правовой статус других субъектов международного права, обязанность сотрудничать со всеми субъектами международного права с целью поддержания международного мира и безопасности 2.
Основные права и обязанности являются главным элементом правового статуса государств. Первоначальное правовое положение государств урегулировано в международных отношениях, поскольку основные права и обязанности закрепляются в нормах международного права и составляют общий правовой статус государства. В правовом статусе устанавливается равно правив основных прав и обязанностей государств, их содержание и объем. В процессе форм реализации основных прав и обязанностей государства наделяются в международных правоотношениях субъективными правами и юридическими обязанностями. В этом положении государства приобретают индивидуальный правовой статус.
Основные права и обязанности государств исторически обусловлены, они принадлежат государству с момента его возникновения и являются объективными по своему внутреннему содержанию, то есть они существуют независимо от действия государств во времени и пространстве. Основные права и обязанности приобретаются собственными действиями государств, вновь возникшие государства воспринимают объективную систему основных прав и обязанностей путем явно выраженного или молчаливого волеизъявления и участия в правовых отношениях системы МПР.
До сих пор в науке международного права не выявлена природа основных прав и обязанностей государств. Как в прошлом, так и в настоящем, пишет В М. Корецкий, «не найдено удовлетворительного критерия для отграничения основных прав и обязанностей от других прав и обязанностей государств». Но основные права и обязанности составляют объективную правовую категорию, образуют самостоятельный институт международного права, основой для классификации которого являются ведущие международно-правовые акты. Юридический позитивизм в науке международного права отрицает существование основных прав и обязанностей на том основании, пишет А. Фердросс, что «в с е международные права обладают одинаковой юридической силой». По мнению А. Фердросса, основные права «принадлежат государствам непосредственно в силу их международной правосубъектности, в то время как наличие других прав зависит от существования еще других предпосылок».