Файл: I. Теоретические аспекты исследования критического мышления и психологических условий его развития на уроках иностранного языка.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Мышление как психический познавательный процесс
1.2. Понятие «критическое мышление» и его элементы
1.3. Приемы развития критического мышления учащихся на уроках иностранного языка
Развитие критического мышления учащихся одна из актуальнейших задач современного процесса обучения.
Глава II. Опытно-практическая работа по развитию критического мышления
2.1. Анализ учебно-методического комплекса УМК «Happy English», Кауфман К.И., Кауфман М.Ю.
2.2. Реализация технологии развития критического мышления через обучение чтению
По поводу понятия «критическое мышление» существует разнообразие мнений: с одной стороны, оно ассоциируется с негативным, так как предполагает спор, конфликт; с другой стороны объединяет понятия «критическое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление», «критическое мышление» [43; 27].
В последние годы необходим переход к такой стратегии, при которой ученик превращается в субъект образовательного процесса, приходит в школу действительно «учиться», т.е. «учить себя», не только получать знания, передающиеся учителем, но и уметь самому добывать и пользоваться ими в жизни.
С другой стороны, именно общественные дисциплины призваны наиболее полно подготовить ребёнка к социализации, успешной жизни в обществе. Поэтому в первую очередь необходимо говорить о практикоориентированности обществоведческих курсов. И здесь, наиболее адекватно данной цели использование элементов деятельностного подхода, включая такие инновации, как развитие критического мышления, интерактивная организация урока, проектирование, проблемное обучение.
Выделим основные положения элементов развития критического мышления.
Цель данной образовательной элементов – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.
Элементы критического мышления:
- формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком;
- формирование самостоятельного, ответственного мышления;
- аргументированное мышление (убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения);
- многогранное мышление (проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон);
- индивидуальное мышление (формирует личностную культуру работы с информацией;
- социальное мышление (работа осуществляется в парах, группах; основной приём взаимодействия дискуссия).
Основная идея – создать такую атмосферу учения
, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Основа элементов – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.
Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания [43; 29].
Технология развития критического мышления (ТРКМ) – это проект сотрудничества учёных, учителей всего мира. Она была предложена в 90-е годы 20 века американскими учёными К.Мередит, Ч.Темпл, Дж.Стил как особая методика обучения, отвечающая на вопрос: как учить мыслить? Различные приёмы, касающиеся работы с информацией, организация работы в классе, группе, предложенные авторами проекта, – это «ключевые слова», работа с различными типами вопросов, активное чтение, графические способы организации материала.
Противники технологического подхода к уроку часто говорят о том, что структура подобного урока, приёмы, организация работы в классе, группе «уводят» учащихся от содержания.
Чтобы избежать подобных ошибок и сохранить целостность урока, как в содержательном, так и в технологическом плане, предлагаются некоторые рекомендации по работе с различными видами текста.
На уроках можно работать с двумя видами текстов – информационными (научными, публицистическими) и художественными. Приёмы элементов, в основном, одинаково «работают» на обоих типах текстов. Можно дать большое количество рекомендаций по поводу их применения, но нельзя забывать о главном: определяющим при планировании является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приёмов и стратегий. Итак, технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме вызов – осмысление - рефлексия и предлагает набор приёмов и стратегий [14; 14-80].
Представим описание основных наиболее часто применяемых приёмов данной элементов:
- Ведущим приёмом могут стать гроздья (кластеры). Грозди – графический приём в систематизации материала. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. Кластеры помогают учащимся, если во время письменной работы запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе.
Данный приём эффективно используется на всех стадиях элементов.
- Другой приём, «верные или неверные утверждения». Например, началом урока могут быть предложены высказывания.
- Ещё один приём данной элементов, который часто используется, это маркировка текста по мере его чтения, - «Инсерт».
ИНСЕРТ
I – interactive;
N – noting самоактивизирующая «V» - уже знал;
S – system системная разметка «+» - новое;
E – effectivt для эффективного «-» - думал иначе;
R – reading and чтения и размышления «?» - не понял, есть вопросы;
T – thinking.
Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
В технологии развития критического мышления большое значение отводится визуальным формам организации материала. Эти формы применяются как творческая рефлексия, но не только. Учащиеся с помощью предложенных приёмов делают попытки предварительной систематизации материала, высказывают свои идеи, визуализируя их. Многие приёмы «работают» на смысловой стадии, а некоторые могут стать ведущей стратегией урока.
Технология располагает огромным арсеналом приёмов и стратегий. Цели элементов развития критического мышления отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута [14; 14-80].
Преимущества элементов:
- повышается ответственность за качество собственного образования;
- развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; овладевают умением интегрировать информацию;
- формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыт, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление);
- развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- технология наиболее эффективна при изучении материала, по которому может быть составлен интересный, познавательный текст.
1.3. Приемы развития критического мышления учащихся на уроках иностранного языка
Мышление человека развивается, его интеллектуальные способности совершенствуются. К этому выводу уже давно пришли психологи в результате наблюдений и применения на практике приемов развития мышления. В РФ наиболее широкое практическое применение в обучении мыслительным действиям получила теория формирования и развития интеллектуальных операций, разработанная П.Я. Гальпериным, которая применяется нами на уроках иностранного языка. В основу данной теории было положено представление о генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями.
Процесс формирования умственных действий, по П.Я. Гальперину, представляется следующим образом [7; 144]:
1. Ознакомление с составом будущего действия в практическом плане, а также с требованиями (образцами), которым оно, в конечном счете, должно будет соответствовать.
2. Выполнение заданного действия во внешней форме в практическом плане с реальными предметами или их заменителями.
3. Выполнение действия без непосредственной опоры на внешние предметы или их заменители. Перенесение действия из внешнего плана в план громкой речи.
4. Перенесение громко-речевого действия на внутренний план. Свободное проговаривание действия целиком «про себя».
5. Выполнение действия в плане внутренней речи с соответствующими его преобразованиями и сокращениями, с уходом действия, его процесса и деталей выполнения из сферы сознательного контроля и переходом на уровень интеллектуальных умений и навыков.
Способность к иноязычному мышлению является главенствующей способностью, определяющей практическое овладение иностранным языком на высоком уровне. При этом подчеркивается и значительная роль процессов памяти, а также влияние на процесс овладения иностранным языком общей умственной одаренности и уровня развития интеллекта.
Характерной особенностью концепции иноязычных способностей и вообще психологии обучения иностранным языкам, разрабатываемой Б.В. Беляевым, является утверждение о том, что критерий практического владения иностранным языком - мышление на иностранном языке. Владеть иным языком - значит мыслить на нем.
Каждому