Файл: I. Теоретические аспекты исследования критического мышления и психологических условий его развития на уроках иностранного языка.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Мышление как психический познавательный процесс
1.2. Понятие «критическое мышление» и его элементы
1.3. Приемы развития критического мышления учащихся на уроках иностранного языка
Развитие критического мышления учащихся одна из актуальнейших задач современного процесса обучения.
Глава II. Опытно-практическая работа по развитию критического мышления
2.1. Анализ учебно-методического комплекса УМК «Happy English», Кауфман К.И., Кауфман М.Ю.
2.2. Реализация технологии развития критического мышления через обучение чтению
необходимую для ориентировки в ее условиях, анализа компонентов, выделения наиболее существенных и соотнесения их друг с другом. Предварительная ориентировка в условиях задачи является обязательным начальным этапом всякого процесса мышления [7; 144].
Следующий ключевой этап связан с выбором одной из альтернатив и формированием общей схемы решения. В процессе такого выбора некоторые возможные ходы в решении обнаруживают себя как более вероятные. При этом из памяти извлекаются не только общие черты данной и аналогичных ситуаций из прошлого опыта человека, но и сведения о результатах, которые получались ранее при подобных мотивациях и эмоциональных состояниях. Происходит непрерывное сканирование информации в памяти, а наличная доминирующая мотивация направляет этот поиск.
К основным операциям мышления относят анализ (мысленное разделение целого на части с последующим их сравнением), синтез (объединение отдельных частей в целое, построение целого из аналитически заданных частей), конкретизацию (применение общих законов к конкретному случаю, операция, обратная обобщению), абстрагирование (выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которое в действительности как самостоятельное не существует), обобщение (мысленное объединение сходных по каким-то признакам предметов и явлений), а также сравнение и классификацию [24; 87].
Важно отметить, что основные мыслительные операции можно представить как обратимые пары: анализ – синтез, выявление сходства - выявление различий, абстрагирование - конкретизация.
Основными видами мышления являются теоретическое (к которому, в свою очередь, относят понятийное и образное), а также практическое (к нему относятся наглядно-образное и наглядно-действенное) [5; 13-76].
В таблице 1 представлена характеристика мышления по Беляеву Б.В. [3; 229].
Таблица 1
Характеристика мышления
К основным свойствам ума относятся:
- любознательность и пытливость (стремление узнать как можно больше и доскональнее);
- глубина (умение проникать в сущность предметов и явлений);
- гибкость (умение правильно ориентироваться в новых обстоятельствах);
- критичность (умение поставить под сомнения сделанные выводы и вовремя отказаться от неверного решения);
- логичность (умение мыслить стройно и последовательно);
- быстрота (способность принимать правильные решения в кратчайшие сроки) [5; 13-76].
Мышление – психический процесс обобщённого и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретной ситуациях.
Мышление – продуктивно. Оно представляет собой способность ориентироваться в новых для нас данных, способность понимать их. В элементарной форме понимание появляется уже при узнавании объектов, отнесении их к определённой категории. Понять что-либо – значит, включить новое в систему имеющихся связей.
Мышление – это, прежде всего осознание и понимание не конкретных, а общих свойств и закономерностей, которые прямо, непосредственно человеку в его опыте не даны. Их надо осмыслить, как бы вывести или вычленить. Следовательно, мышление – это психологический процесс с открытием (возможно – субъективно, то есть для мыслящего) нового знания решения проблем на основе переработки полученной информации.
Мышление тесно связано с речью. Мысль формулируется с помощью его речевого формулирования. Речь подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя речь лишена фонации (звукопроизнесения): в ней используются специфические коды. Первоначально мысль зарождается в форме опорных речевых элементов.
Сформулировать мысль – значит обьективизировать её, облечь в обобщённые языковые значения. Отношения речи к мышлению – отношение формы к содержанию. Построение речи определяется законами грамматики, процесс мышления – законами всеобщих взаимосвязей.
Классификация явлений мышления по И.А. Зимней [12; 165]:
1. Мыслительная деятельность – система мыслительных действий, операций, направленное на решение определённой задачи.
2. Мыслительные операции – сравнение, обобщение, абстракция, классификация, систематизация и конкретизация.
3. Формы мышления: суждение, умозаключение, понятие.
4. Виды мышления: практически-действенное, наглядно-образное и теоретически абстрактное.
5. По содержанию: практическая, научная и художественная мыслительная деятельность.
6. По операционной структуре: алгоритмическое, осуществляемое по заранее известным правилам, и эвристическое – творческое решение нестандартных задач.
7. Все мыслительные акты совершаются на основе взаимодействия анализа и синтеза.
Критическое мышление – система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки интерпретация, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.
Критическое мышление – способ мышления, при котором человек ставит под сомнение поступающую информацию, собственные убеждения.
Критическое мышление - очень важная и нужная форма мышления. Критическое мышление - это своеобразный интеллектуальный «фильтр», который позволяет спасаться не только от неизбежных информационных ошибок, но и от возможных интеллектуальных неприятностей.
Критическое мышление - это разновидность рефлексивного мышления. Поэтому представляется очевидным, что критически мыслить человек начал с самых первых шагов, когда осознал себя человеком, когда стал носителем и творцом своей культуры. Росла в его культуре способность к рефлексии - росла и способность к критическому мышлению. Ни одно строение не может быть совершенным, если оно не опирается на совершенный фундамент.
В своей культурной истории мы прошли следующие эпохи в развитии мышления:
- мышление с узнаваемой рефлексией (древнее);
- мышление с познаваемой рефлексией (философское);
- мышление с осознаваемой рефлексией (научное без когнитологической составляющей);
- мышление с осознанной рефлексией (научное с когнитологической составляющей).
Последнее мышление - это мышление XXI века.
Чаще всего под критическим мышлением понимают процесс оценки достоверности, точности или ценности чего-либо, способность оценки искать и находить причины и альтернативные точки зрения, воспринимать ситуацию в целом и изменить свою позицию на основе фактов и аргументов. Его еще называют логическим или аналитическим мышлением.
Чаще всего обученные дети стремятся к однозначности определений, классификаций и взглядов на одну и ту же проблему, и как важно, чтобы они научились понимать, что отсутствие однозначности часто не является недостатком или проблемой, а наоборот хорошей возможностью глубже проникнуть в сущность вещей
, больше узнать. Критическое мышление - разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать.
Критическое мышление - это интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации, полученной или создаваемой путем наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или коммуникации как руководство к действию или формированию убеждения [12; 165].
Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности.
Формирование критических способностей у подростков опирается на развитие критического мышления и особенно таких элементов как:
Аналитические элементы - соответственно понятийно- логическое мышление - логичность, подвижность, избирательность, ассоциативность, сообразительность, способность дифференцировать и т.д.;
Эмоциональные элементы (чувственно - образное мышление): яркость образов, эмоциональная оценка событий, фактов, явлений и т.д.
Созидательные элементы (наглядно-действенное мышление): поиск рациональных путей решения, нестандартность (проявление индивидуальности, оригинальности, преодоление стереотипов), умение предвидеть результат, стремление синтезировать лучшие знания и умения в деятельности, выбор наиболее приемлемого решения из возможных вариантов и умение обосновать правильность выбора [31; 47-50].
Одним из видов мышления на уроках английского языка является критическое мышление. В социально-педагогическом плане его важность связывается обычно с представлением об опоре демократического общества на сбалансированное критическое мышление граждан и связанную с ним способность принимать обдуманные, взвешенные решения.
В некоторых педагогических поисках последних лет особое внимание уделяется специальному формированию мышления, целенаправленному развитию интеллектуальных умений, иначе говоря, обучению мыслительным умениям, процессам познавательного поиска. Сегодня в различных научных исследованиях можно найти определение термина «критическое мышление». Дж. А. Браус и Д. Вуд определяют его как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критики пытаются понять и осознать свое собственное «Я», быть объективными, логическими, пытаются понять другие точки зрения. Критическое мышление - поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных предубеждений. Критические мыслители способны выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, что весьма существенно при решении проблем.
Следующий ключевой этап связан с выбором одной из альтернатив и формированием общей схемы решения. В процессе такого выбора некоторые возможные ходы в решении обнаруживают себя как более вероятные. При этом из памяти извлекаются не только общие черты данной и аналогичных ситуаций из прошлого опыта человека, но и сведения о результатах, которые получались ранее при подобных мотивациях и эмоциональных состояниях. Происходит непрерывное сканирование информации в памяти, а наличная доминирующая мотивация направляет этот поиск.
К основным операциям мышления относят анализ (мысленное разделение целого на части с последующим их сравнением), синтез (объединение отдельных частей в целое, построение целого из аналитически заданных частей), конкретизацию (применение общих законов к конкретному случаю, операция, обратная обобщению), абстрагирование (выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которое в действительности как самостоятельное не существует), обобщение (мысленное объединение сходных по каким-то признакам предметов и явлений), а также сравнение и классификацию [24; 87].
Важно отметить, что основные мыслительные операции можно представить как обратимые пары: анализ – синтез, выявление сходства - выявление различий, абстрагирование - конкретизация.
Основными видами мышления являются теоретическое (к которому, в свою очередь, относят понятийное и образное), а также практическое (к нему относятся наглядно-образное и наглядно-действенное) [5; 13-76].
В таблице 1 представлена характеристика мышления по Беляеву Б.В. [3; 229].
Таблица 1
Характеристика мышления
Параметр | Характеристика |
Мыслительные операции Формы мышления Виды мышления Способы мышления | Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование. обобщение, конкретизация Понятие, суждение, умозаключение, аномалия Наглядно-действенное, образное, отвлеченное Индукция, дедукция |
К основным свойствам ума относятся:
- любознательность и пытливость (стремление узнать как можно больше и доскональнее);
- глубина (умение проникать в сущность предметов и явлений);
- гибкость (умение правильно ориентироваться в новых обстоятельствах);
- критичность (умение поставить под сомнения сделанные выводы и вовремя отказаться от неверного решения);
- логичность (умение мыслить стройно и последовательно);
- быстрота (способность принимать правильные решения в кратчайшие сроки) [5; 13-76].
Мышление – психический процесс обобщённого и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретной ситуациях.
Мышление – продуктивно. Оно представляет собой способность ориентироваться в новых для нас данных, способность понимать их. В элементарной форме понимание появляется уже при узнавании объектов, отнесении их к определённой категории. Понять что-либо – значит, включить новое в систему имеющихся связей.
Мышление – это, прежде всего осознание и понимание не конкретных, а общих свойств и закономерностей, которые прямо, непосредственно человеку в его опыте не даны. Их надо осмыслить, как бы вывести или вычленить. Следовательно, мышление – это психологический процесс с открытием (возможно – субъективно, то есть для мыслящего) нового знания решения проблем на основе переработки полученной информации.
Мышление тесно связано с речью. Мысль формулируется с помощью его речевого формулирования. Речь подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя речь лишена фонации (звукопроизнесения): в ней используются специфические коды. Первоначально мысль зарождается в форме опорных речевых элементов.
Сформулировать мысль – значит обьективизировать её, облечь в обобщённые языковые значения. Отношения речи к мышлению – отношение формы к содержанию. Построение речи определяется законами грамматики, процесс мышления – законами всеобщих взаимосвязей.
Классификация явлений мышления по И.А. Зимней [12; 165]:
1. Мыслительная деятельность – система мыслительных действий, операций, направленное на решение определённой задачи.
2. Мыслительные операции – сравнение, обобщение, абстракция, классификация, систематизация и конкретизация.
3. Формы мышления: суждение, умозаключение, понятие.
4. Виды мышления: практически-действенное, наглядно-образное и теоретически абстрактное.
5. По содержанию: практическая, научная и художественная мыслительная деятельность.
6. По операционной структуре: алгоритмическое, осуществляемое по заранее известным правилам, и эвристическое – творческое решение нестандартных задач.
7. Все мыслительные акты совершаются на основе взаимодействия анализа и синтеза.
1.2. Понятие «критическое мышление» и его элементы
Критическое мышление – система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки интерпретация, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.
Критическое мышление – способ мышления, при котором человек ставит под сомнение поступающую информацию, собственные убеждения.
Критическое мышление - очень важная и нужная форма мышления. Критическое мышление - это своеобразный интеллектуальный «фильтр», который позволяет спасаться не только от неизбежных информационных ошибок, но и от возможных интеллектуальных неприятностей.
Критическое мышление - это разновидность рефлексивного мышления. Поэтому представляется очевидным, что критически мыслить человек начал с самых первых шагов, когда осознал себя человеком, когда стал носителем и творцом своей культуры. Росла в его культуре способность к рефлексии - росла и способность к критическому мышлению. Ни одно строение не может быть совершенным, если оно не опирается на совершенный фундамент.
В своей культурной истории мы прошли следующие эпохи в развитии мышления:
- мышление с узнаваемой рефлексией (древнее);
- мышление с познаваемой рефлексией (философское);
- мышление с осознаваемой рефлексией (научное без когнитологической составляющей);
- мышление с осознанной рефлексией (научное с когнитологической составляющей).
Последнее мышление - это мышление XXI века.
Чаще всего под критическим мышлением понимают процесс оценки достоверности, точности или ценности чего-либо, способность оценки искать и находить причины и альтернативные точки зрения, воспринимать ситуацию в целом и изменить свою позицию на основе фактов и аргументов. Его еще называют логическим или аналитическим мышлением.
Чаще всего обученные дети стремятся к однозначности определений, классификаций и взглядов на одну и ту же проблему, и как важно, чтобы они научились понимать, что отсутствие однозначности часто не является недостатком или проблемой, а наоборот хорошей возможностью глубже проникнуть в сущность вещей
, больше узнать. Критическое мышление - разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать.
Критическое мышление - это интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации, полученной или создаваемой путем наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или коммуникации как руководство к действию или формированию убеждения [12; 165].
Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности.
Формирование критических способностей у подростков опирается на развитие критического мышления и особенно таких элементов как:
Аналитические элементы - соответственно понятийно- логическое мышление - логичность, подвижность, избирательность, ассоциативность, сообразительность, способность дифференцировать и т.д.;
Эмоциональные элементы (чувственно - образное мышление): яркость образов, эмоциональная оценка событий, фактов, явлений и т.д.
Созидательные элементы (наглядно-действенное мышление): поиск рациональных путей решения, нестандартность (проявление индивидуальности, оригинальности, преодоление стереотипов), умение предвидеть результат, стремление синтезировать лучшие знания и умения в деятельности, выбор наиболее приемлемого решения из возможных вариантов и умение обосновать правильность выбора [31; 47-50].
Одним из видов мышления на уроках английского языка является критическое мышление. В социально-педагогическом плане его важность связывается обычно с представлением об опоре демократического общества на сбалансированное критическое мышление граждан и связанную с ним способность принимать обдуманные, взвешенные решения.
В некоторых педагогических поисках последних лет особое внимание уделяется специальному формированию мышления, целенаправленному развитию интеллектуальных умений, иначе говоря, обучению мыслительным умениям, процессам познавательного поиска. Сегодня в различных научных исследованиях можно найти определение термина «критическое мышление». Дж. А. Браус и Д. Вуд определяют его как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критики пытаются понять и осознать свое собственное «Я», быть объективными, логическими, пытаются понять другие точки зрения. Критическое мышление - поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных предубеждений. Критические мыслители способны выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, что весьма существенно при решении проблем.