Файл: I. Теоретические аспекты исследования критического мышления и психологических условий его развития на уроках иностранного языка.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Мышление как психический познавательный процесс
1.2. Понятие «критическое мышление» и его элементы
1.3. Приемы развития критического мышления учащихся на уроках иностранного языка
Развитие критического мышления учащихся одна из актуальнейших задач современного процесса обучения.
Глава II. Опытно-практическая работа по развитию критического мышления
2.1. Анализ учебно-методического комплекса УМК «Happy English», Кауфман К.И., Кауфман М.Ю.
2.2. Реализация технологии развития критического мышления через обучение чтению
Сформированное критическое мышление способствует адекватной рефлексивной оценке своей деятельности. При завершении определенного этапа работы над темой дети учатся задавать себе вопрос «Что из изученного я знаю хорошо, а что еще недостаточно? Что я должен сделать для того, чтобы устранить пробелы? Могу ли я справиться самостоятельно, или мне требуется помощь?» и планировать свои дальнейшие действия.
Большую помощь в формировании правильной оценки своих достижений оказывает ученику «Лист самооценки», на котором зафиксированы требования к знаниям и умениям, которые должны быть достигнуты к концу определенного периода. Оценивая достигнутый уровень, ученик ставит перед собой задачи на будущее. Рефлексия позволяет структурировать информацию, мысли и эмоции.
Рефлексивная стратегия «Синквейн» («Пятистишье») способствует творческому развитию ученика. Форма требует немногословного выражения синтезированной информации и отношения к ней по определенным правилам. Каждый ученик имеет до 3 минут, чтобы написать пятистишье. Эффективный способ организации работы – это работа в парах.
Детям нелегко освоить письменную речь на иностранном языке. Мотивирует к этому игровая ситуация. Учащийся в зависимости от возраста, темы, предложенной ситуации сам выбирает себе роль (героя сказки, президента, ученого, поэта, художника), форму письма и стиль изложения мыслей. Дети с удовольствием представляют свои сочинения в группе или перед всем классом.
Работа в технологии развития критического мышления требует специально подобранных и обработанных текстов. В старших классах, когда уровень владения языком уже достаточен для восприятия аутентичных текстов, учащимся предлагаются материалы из СМИ и Интернет, работа с которыми требует сформированного умения критически мыслить, быстро адаптироваться к меняющимся обстоятельствам. При условии, что методический аппарат «направлен на формирование информационных умений, связанных с определением степени достоверности и однозначности трактовки информации» допускается использование аутентичных текстов, имеющих отрицательную коннотацию по отношению к русской культуре, искажающие информацию о вкладе России в мировую культуру.
Но ограничения на использование технологии развития критического мышления связаны не только с необходимостью подготовки специального содержания текстов. Эффективность технологии во многом зависит также от уровня сформированности у школьников умений самостоятельной работы. Формирование критического мышления в процессе обучения иноязычной речевой деятельности осложняется недостаточным владением языковыми средствами иностранного языка.
Использование в учебном процессе технологии развития критического мышления способствует формированию социально адаптированной, самостоятельно мыслящей, толерантной личности. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Все эти качества востребованы обществом.
Эффективность образовательной технологии маловероятна при отсутствии педагогической техники и взаимодействия учителя и ученика, проявляющегося в предъявлении и принятии учебных задач и заданий.
Представленный опыт связан с преобразованием, моделированием и адаптацией к конкретным условиям школы комплекса методов, приемов и средств развития критического мышления на уроках иностранного языка.
Новизна опыта выражается в следующих положениях: создание условий для проектирования индивидуальной познавательной траектории развития личности на уроках иностранного языка; создание и апробация комплекса лингвострановедческого материала, состоящего из: аутентичного текста, паспортизации ключевых слов, коллажирования, методики развития критического мышления; включение личности в активную речемыслительную деятельность, направленную на развитие коммуникативных умений [32; 63].
Итак, вовлеченные в процесс критического мышления, ученики овладевают навыками самостоятельной работы, что способствует максимальному саморазвитию и адекватной (критической) оценки своего субъективного опыта. Ученику предоставляется возможность для самореализации, а работая в группах, развиваются такие качества как сотрудничество, ответственность, доброжелательность, толерантность. Таким образом, реализуется не только образовательный, но и развивающий, и воспитательный потенциал урока.
Подводя некоторые итоги по развитию критического мышления, нами проведено анкетирование по методике С.Я. Рубинштейн, позволившее выявить изменения в уровне самооценки школьников.
Оценивались следующие параметры: интеллектуально-умственные способности, умелые руки, характер, авторитет, внешний вид, уверенность в себе, каждый из которых определялся учеником от 0 до 100 баллов. С.Я. Рубинштейн предложила выделять три уровня самооценки: низкий (некритичный), реалистичный (оптимальный), высокий (чрезмерно критичный).
Для отнесения к группе с низким уровнем критичности школьник должен был показать высокую самооценку (75-100 баллов) и высокий уровень притязаний (75-100). Такая личность на данном этапе практически неспособна к развитию. Наоборот, при низкой самооценке (ниже 45 баллов) и высоких притязаниях своих интеллектуальных способностей, ученик мог быть отнесен к группе с чрезмерной самокритичностью. Оптимальный уровень – реалистичный, когда человек объективно оценивает свои способности и возможности, достаточно критично своему возрасту.
С точки зрения сформированности критического мышления этот уровень является самым благоприятным для дальнейшего развития личности. Большинство школьников (38%) имеет высокий уровень (чрезмерно критичный), 36% - оптимальный, и 24% школьников характеризуются низким (некритичный) уровнем самооценки. После года обучения учащихся географии, применяя технологию критического мышления провели контрольное исследование знаний.
Интерпретация результатов исследования, показала, что 15 % учащихся перешли из начального в базовый уровень развития критического мышления, часть школьников повысила свой уровень до высокого, группа которых увеличилась до 10% (таблица 8).
Таблица 8
Уровни сформированности критического мышления
Уровни сформированности критического мышления | По данным констатирующего педэксперимента, % учащихся | После обучения, контрольные работы, % учащихся |
Начальный | 70 | 50 |
Базовый | 25 | 40 |
Высокий | 5 | 10 |
Таким образом, во-первых, самооценка является важным критерием сформированности критического мышления; во-вторых, подобранные методические приемы, перечисленные выше, показали свою эффективность, у школьников наблюдается положительная динамика в развитии критического мышления.
Заключение
Проведенное исследование позволило сделать следующие общие выводы.
Изучив теоретические аспекты исследования критического мышления и психологических условий его развития на уроках иностранного языка, мы пришли к выводу, что подход к пониманию и развитию критического мышления подростков представляется нам весьма перспективным, поскольку описываемый тип обучения имеет ряд существенных преимуществ, в числе которых:
- инициативная позиция учащегося в учебном процессе;
- усвоение учебного материала через познание мира и активный с ним диалог;
- самостоятельный критический поиск ответов, основывающийся на имеющемся опыте с одновременным его обогащением, последующим поиском истины;
- самодиагностика эффективности педагогических усилий преподавателя как условие реакции на то или иное педагогическое явление, жизненную ситуацию;
- наличие критической доминанты у преподавателя и учащихся, специальных умений и навыков импровизации.
Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы стоим перед проблемой выбора информации. Необходимы умения не только владеть ею, но и критически оценить, осмыслить, применить.
Критическое мышление - это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Цель технологии - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
При этом важно сформировать у учащихся комплекс медиаобразовательных умений, включающих:
-
находить требующуюся информацию в различных источниках; -
критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования; -
систематизировать информацию по заданным признакам; -
переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно; -
видоизменять объем, форму, знаковую систему информации; -
находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы; -
устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями; -
уметь длительное время (четверть, учебное полугодие, учебный год или другой отрезок времени) собирать и систематизировать тематическую информацию; -
уметь вычленять главное в информационном сообщении, отчленять его от «белого шума» и т.д.
Проведя опытно-практическое исследование по обучению чтению через критическое мышление на уроках по иностранному языку у учащихся 7 «А» класса школы № 109, выявили, что у учащихся экспериментальной группы по теме «Music» успеваемость повысилась. Оценивание проходило по нескольким критериям, а именно: логичность высказывания, беглость речи, смысловая связь, развитие темы, грамматическая правильность, правильное произношение. Положительная динамика наблюдается по всем показателям.
Учащиеся стали увереннее чувствовать себя на уроке иностранного языка, стали активнее работать, высказывать свои мысли, грамотнее говорить, развивать тему и так далее. Подводя итог изложенного, можно с уверенностью сказать, что, применение музыкальных композиций на английском языке раскрывает широкие возможности для активной работы в процессе формирования критического мышления учащихся и делает учебный процесс овладения иностранным языком привлекательным на всех этапах обучения.
Таким образом, уровень развития критического мышления действительно повысился, так как в процессе обучения чтению широко использовались музыкальные композиции на английском языке, которые выполняли на занятиях коммуникативную, развивающую, стимулирующую и контролирующую функции. Так же можно отметить, что музыкальные композиции на английском языке соответствовали уровню развития учащихся и всегда сопровождались выполнением различных заданий и упражнений по «УМК «Happy English», Кауфман К. И., Кауфман М. Ю.». Музыкальные композиции на английском языке способствовали улучшению усвоения знаний, помогли восполнить отсутствие иноязычной среды. Кроме всего этого, учащиеся начали приходить на уроки английского языка с желанием работать, получать положительные оценки и приобретать новые знания.
Таким образом, можно с уверенностью констатировать, что на занятиях по иностранному языку необходимо применение музыкальных композиций на английском языке с целью повышения развития критического мышления через обучение чтению, расширения словарного запаса и развития внимания учащихся. Также важно отметить, что в настоящее время существует огромное количество возможностей и средств обучения, которыми современные учителя должны непременно пользоваться и делать свои уроки более интересными и продуктивными.